Главная · Путешествия · Синквейн на уроках химии. Фундаментальные исследования Правила написания синквейна

Синквейн на уроках химии. Фундаментальные исследования Правила написания синквейна


Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.


Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.


Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:



  • , одно слово, существительное или местоимение;


  • вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;


  • третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;


  • четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;


  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.


При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .

Составление синквейна

Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.



Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».


Соответственно,первая строка – «мыло».


Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».


Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».


Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».


И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет «чистота» или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».


Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.


Мыло.


Прозрачное, клубничное.


Моет, пахнет, пузырится.


Запах сладкий, вкус противный.


Разочарование.


Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.


Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему «класс», стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.

Зачем составлять синквейн в школе

Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.


Синквейн – примеры по разным предметам

Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.


Пример синквейна на тему «глагол»:


Глагол.


Возвратный, совершенный.


Описывает действие, спрягается, повелевает.


В предложении обычно бывает сказуемым.


Часть речи.


Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают у глагола, как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит о глаголах и понимает, что это такое.


По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.


Пример синквейна на тему «лягушка»:


Лягушка.


Земноводная, хордовая.


Прыгает, мечет икру, ловит мух.


Видит только то, что движется.


Скользкая.


Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.


Например, синквейн на тему «война» может быть таким:


Война.


Страшная, бесчеловечная.


Убивает, разоряет, жжет.


Мой прадед погиб на войне.


Память.


Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.


Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?

Правила написания синквейна

Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.

Схема построения синквейна такова:

  • первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
  • вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
  • третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
  • четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
  • пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).

От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.

Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка

Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.

Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:

  • бумажной или электронной;
  • роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
  • интересной, захватывающей;
  • скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
  • старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.

Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).

Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:

  • захватывающая, фантастическая;
  • занудная, нравоучительная;
  • яркая, интересная;
  • старинная, пожелтевшая.

Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.

Как придумать третью строку синквейна

Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .

При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.

Формулируем четвертую строчку: отношение к теме

Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.

По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.

Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:

  • могу читать до утра;
  • часто читаю ночи напролет;
  • увидел книгу – прощаюсь со сном.

Как подвести итог: пятая строчка синквейна

Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.

Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:

Книга.

Художественная, научно-популярная.

Просвещает, развлекает, помогает.

Такая разная, у каждого своя.

Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека» (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие».

Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура».

Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:

Книга.

Толстая, занудная.

Изучаем, анализируем, зубрим.

Классика – кошмар для каждого школьника.

Тоска.

Книга.

Фантастическая, увлекательная.

Восхищает, затягивает, лишает сна.

Хочу жить в мире магии.

Мечта.

Как научиться быстро писать синквейны на любую тему

Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.

Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.

Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.

Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.

После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования.

Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности, и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.

Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение

инновационных технологий и приемов педагогической техники.

Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как “учебный мозговой штурм”, “ пометки на полях”, написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)

  1. Аналитическая часть.

2.1.Дидактический синквейн.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах – это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн. Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезирования и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:

    изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску.

    знания о предложении,

    умение соблюдать интонацию,

    значительно активизируется словарный запас учащихся,

    совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

    активизируется и развивается мыслительная деятельность,

    совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Напомним, что слово синквейн происходит от французского “пять”. Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

  • Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка - одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.

2.2. Синквейн как дидактический прием.

Знакомствос синквейном проводится по следующей процедуре:

1. Объясняются правила написания синквейна

2. В качестве примера приводятся несколько синквейнов.

3. Задается тема синквейна.

4. Фиксируется время на данный вид работы.

5. Заслушиваются варианты синквейнов по желанию учеников.

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.
Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой дисциплины. Кроме того данный вид работы занимает короткий временной промежуток, что позволяет опросить каждого учащегося и оценить правильность и уровень усвоения изученного материала.

3. Проектная часть

3.1. Вариативность.

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готового синквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Так, приведём один из видов синквейна на тему “Многоатомные спирты”:

1. Глицерин

2. Сладкий, густой

3. Растворяется, притягивает, предохраняет

4. Сиропообразная жидкость

5. Трехатомный спирт

Данная работа предполагает анализ всего изученного материала по теме, т.к. для того, чтобы составить вышеозначенные строки необходимо осмысленно понимать содержание. По ходу написания синквейна могут задаваться наводящие вопросы, причём пятистишие может составляться как индивидуально, так и в группах.

Кроме предложенного “классического” варианта написания синквейна нами использовались следующие варианты применения пятистиший:

а) составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна). Например, дан следующий синквейн:

1. Полимеры

2. Легкие, прочные

3. Горят, разлагаются, плавятся

4. Широко используются в наше время

5. Макромолекулы

Краткий рассказ на основании данного пятистишия может получиться таким: полимеры очень легкие, прочные соединения, которые при определенных условиях разлагаются, плавятся, при нагревании, как и многие органические вещества, горят. Полимеры широко используются в наше время. Молекулы полимеров имеют огромную массу и сложное строение.

Благодаря такому варианту синквейна формируются умения собственного продуцирования текста: предполагается не только диагностика возможностей учащихся, потому как при данном виде работы можно увидеть в полной мере лексический объём обучающихся, но и коррекция, развитие речевых и мыслительных способностей. Возникает множество вариантов для создания новых текстов, предложенная “калька” в виде строчек синквейна стимулирует интерес не только к изученной теме, но и к дисциплине.

б) коррекция и совершенствование готового синквейна:

1. Галогены

2. Простые, сильные

3. Образуют, проявляют, реагируют

4. Рождающие соли

5. Элементы.

По уже предложенному готовому синквейну осуществляется работа по таким направлением, как обсуждение неточных фраз и замены их другими – так, в данном случае можно подобрать более верно синонимически определения галогены, а также глагол “проявляют”, не относящийся непосредственно к понятию “галогены” заменить на другой.

Заключительное слово “элементы” также следует заменить на более подходящее понятие. Такой вид работы подразумевает включение всех мыслительных процессов студентов – аналитических, синтезирующих и творческих, т.к. необходимо не только найти ошибку, но и доказать собственную точку зрения, а также придумать свой оригинальный вариант ответа.

в) анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дается синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих строк ее определить:

1. Предельные, непредельные, ароматические

2. Горят, взаимодействуют, синтезируют

3. Состоят из атомов углерода и водорода

4. Вещества

Правильным ответом на это пятистишие является слово “углеводороды”, т.к. синквейн применялся при изучении тем “Органические соединения”, то и предложенные выше фразы касались химических веществ – неорганических и органических. Могут быть и другие вариации этого метода. Так, может отсутствовать не первая строка, а, допустим, четвёртая – тогда учащимся предлагается добавить фразу, соответствующую общей направленности синквейна. Следовательно, в пятистишии может отсутствовать любая часть или же даже несколько частей. Поиск необходимой отсутствующей части также стимулирует интерес студентов и интенсифицирует креативные способности учащихся.

И может быть использована при изучении любого предмета, как на уроках химии, так и на других предметах.

Таким образом, процедура составления синквейна, являясь эффективным инновационным методом, позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированнойhttp://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D0%BD - cite_note-6 и может быть использована при изучении любого предмета в школьном курсе обучения.

При первоначальном использовании данного педагогического приема не все учащиеся справляются с подобными заданиями. Причина такого рода неудач связана с низким понятийным и словарным запасом каждого ребенка, с его психосоматическими и индивидуальными особенностями. Систематическое использование приема “составления синквейна” на всех этапах урока (изучения, повторения, обобщения материала и контроля знаний) позволяет ребятам свободно овладеть таким приемом.

В старших классах ребята самостоятельно и с интересом составляют и используют при обобщении материала данный прием. При изучении темы “Неметаллы”, ученики составляют следующие синквейны, например

Соединения галогенов

  • Бесцветные, токсичные
  • Растворяются, образуют, диссоциируют
  • Образуют множество соединений
  • Галогеноводороды.

Роль галогенов

  • Необходимы, опасны
  • Стимулируют, прекращают, обеззараживают
  • Важные для организма, биологически значимы
  • Интересные элементы.

При изучении органической химии также возможно использование синквейна. Ученики старших классов с увлечением и творчески подходят к составлению синквейна. Вот примеры некоторых из них:

  • Ароматические, сложные
  • Имеют резкий запах, реагируют
  • Кратные связи в молекуле
  • Углеводород
  • Непредельный, газообразный
  • Окисляется, горит, полимеризуется
  • Используется в органических синтезах
  • Углеводород
  • Природные, химические
  • Растягиваются, горят, плавятся
  • Широко используются человеком
  • Нити.

4. Заключение

4.1. Результаты использования синквейна.

В своей педагогической практике я впервые начала использовать прием “составления синквейна” недавно (середина 2010/2011 и начало 2011/20112 учебные годы). При обобщении и систематизации любого материала этот педагогический прием дает хорошие результаты. Для выяснения успешности применения синквейнов по усвоению учебного материала, я провела сравнение качества обученности между 9а и 9в классами. В 9а классе учащиеся закрепляли и обобщали пройденную тему традиционным способом, а в 9в составляли и использовали синквейн. При проверке были получены результаты письменных работ, которые занесены в таблицы№№1-3. Тексты заданий для учащихся обоих классов при проверке знаний были одинаковые. Общие итоги письменных работ занесены в таблицу №4 (Приложение 4).

Результаты, помещенные в таблицу№4, показывают разницу в успешности усвоения материала учащимися, применяющими синквейн для обобщения и закрепления изученного материала. Качество обученности у учащихся 9в класса выше на 5-12 %, а успеваемость выше на 5-7 %.

График зависимости качества обученности наглядно показывает разницу в качестве обученности обучающихся. Красная линия в графике – это показатель качества обучения учеников 9в класса (50%, 60%, 57%), а синяя линия - показатель качества обучения учеников 9а класса (45%, 40%, 45%). Наглядно видно, что результаты обученности и успеваемости выше у учащихся 9в класса, использующих синквейны, чем у учащихся 9а класса, работающих по традиционным приемам обобщения и систематизации материала.

Диаграмма зависимости (Приложение 4) подтверждает, имеющуюся разницу в качестве обученности учащихся 9а 9б классов

Наблюдая за ребятами на уроке, убеждаешься в том, что им интересно. Они не чувствуют усталости, их внимание сконцентрировано на выполнении того или иного задания. Радуют и результаты таких уроков. Каждый учащийся получает на уроке от трех до пяти положительных оценок, Да и сами учащиеся оценивают свою работу и работу учителя на уроке самыми высокими баллами.

В своей работе я остановилась на мало используемом приеме педагогической технике “составлении синквейна”. Проанализировав данный материал, я пришла к следующим выводам, что прием педагогической техники “составление синквейна” при всей своей простате построения имеет много преимуществ:

    является одним из эффективных методов развития ребенка дошкольного и школьного возраста;

    расширяет словарный запас учащихся.

    является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы;

    позволяет за короткий промежуток времени быстро получить результат;

    работает в качестве инструмента для синтезирования сложной информации.

Е.В. Бахман

Синквейны на уроках химии

Школу делает школой учитель. Все мы вами разные и это прекрасно. Во многих случаях новое в педагогике – это «хорошо забытое старое», только интерпретированное с других позиций. Чтобы вспомнить хорошо «забытое старое» можно порекомендовать прочитать или перечитать книгу Анатолия Гина «Приемы педагогической техники». В ней описаны апробированные и четко сформулированные приемы педагогической техники.

А сейчас я хочу подробней остановиться на использовании синквейнов при изучении химии. Впервые о синквейнах я прочитала в журнале «Биология в школе». Позднее узнала, что они применяются в технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Она появилась у нас в стране с 1997 года. Синквейн прост в овладении и применим уже на начальной ступени обучения как самостоятельный продукт. Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Можно проанализировать лексическое богатство (или бедность), предложенных синквейнов и сделать вывод. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, не очень просто).

Слово «синквейн» - французское, обозначающее «пять строк ». При его написании существуют определенные правила, которые в незначительной мере варьируют от автора к автору.

Правила написания синквейна:

1 строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
5 строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

Учитель
Добрый, знающий.
Учит, воспитывает, помогает.
Старый друг лучше новых!
Мастер.

Химия
Органическая, неорганическая.
Открывает, изучает, превращает.
Очень сложный предмет.
Наука.

Не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи, но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

Творческий коллектив Мастеринг-клуба индивидуальной психологии приводит другой вариант синквейна.
Основное отличие от традиционного заключается в построении снизу вверх, отражающем направление познавательного роста и побуждающем к выходу за рамки репродукции.
Кроме того, обеспечено чередование односложных (нечетных) и многосложных (четных) элементов, соответствующее диалектической последовательности анализа-синтеза (в большинстве методик этот принцип не учтен, и предлагается записывать не один, а три глагола или деепричастия).

Уровень логики

Элемент синквейна

Пример

Вектор, направление

Синоним, метафора, обобщение одним словом

Интеграция

Мышление

Фраза из четырех или более слов

Продуктивное творчество внутри профиля

Ассоциации

Глагол, деепричастие

Конструирует

Параметры

Два прилагательных (причастия)

Компетентностное, профильное

Объект

Исходное существительное

Образование

Используемая литература:

1. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003

Е.В. Бахман, учитель химии МОУ СОШ № 54. г. Новосибирск



ДЕНЬ В ИСТОРИИ

  • - День рождения Джульетты (1284), знаменитой шекспировской героини. В честь дня рождения Джульетты Капулетти проводят праздничные мероприятия: спектакли, фестивали, карнавалы. В этот день проходит вручение литературной премии для профессиональных писателей «Scrivere per amore», и проходят кинопоказы экранизаций "Ромео и Джульетты"
  • - Впервые в истории мореплавания сквозным рейдом пройден путь из Владивостока в Архангельск по Северному морскому пути (1905). Руководил переходом Борис Андреевич Вилькицкий (1885-1961) - русский гидрограф, геодезист, исследователь Арктики
  • - В Москве создан Государственный академический Центральный театр кукол (ныне – имени С.В. Образцова) (1931)
  • - Родился Михаил Илларионович Кутузов - русский полководец, генерал-фельдмаршал (1745-1813)



Синквейн – французское слово, обозначающее «пять строк» Правила написания синквейна: Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь. Вторая строка – два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.


Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту. Пятая строка – одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.




Обратный вариант синквейна Уровень логики Элемент синквейна Пример Вектор, направление Синоним, метафора, обобщение одним словом Интеграция Мышление Фраза из четырех или более слов Продуктивное творчество внутри профиля Ассоциации Глагол, деепричастие Конструирует Параметры Два прилагательных (причастия) Компетентное, профильное Объект Исходное существительное Образование

Главное условие успешного обучения – способность учителя постоянно совершенствовать современный урок, находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать качество знаний учащихся. В современных условиях глобализации и интеграции образовательных систем всё большее значение приобретает использование инновационных технологий в учебном процессе, как в вузовской модели образования, так и в системе среднего общего образования.

Современный урок сегодня немыслим, если он не имеет под собой технологической основы , если он не спроектирован, не просчитан по всем этапам с четко выверенными воспитательными, дидактическими и развивающими целями с учетом психолого-педагогических особенностей конкретного класса и каждого ученика в отдельности. Не существует плохих и хороших приёмов и методов обучения. Они могут быть более или менее эффективными, подходящими или неподходящими, удачными или неудачными, простыми или сложными, технологичными или индивидуальными и т.п. Любое некритическое заимствование также плохо, как и необдуманное отторжение всего нового и необычного. В то же время нельзя подвергать огульной критике и полностью отвергать так называемые «традиционные» методы обучения. К использованию тех или иных приёмов и методов преподаватель должен относиться творчески. Выбор и применение приёмов педагогической техники соотносится с поставленными целями, особенностями и уровнем подготовки учащихся, способностями и интересами преподавателя. Применение любого приёма должно быть построено на демократических и гуманистических ценностях. Предпочтение следует отдавать тем приёмам, которые оказывают наибольшее влияние на активизацию мыслительной деятельности , и, следовательно, и на всестороннее развитие личности.

Каждый педагог стремиться к профессиональной самореализации и совершенствованию своего мастерства. Педагогический опыт складывается не только на использовании традиционных форм обучения, но на внедрение

инновационных технологий и приемов педагогической техники.

Для совершенствования своей педагогической деятельности я поставила перед собой важные задачи:

Овладение различными приемами педагогической техники.

Использование на уроках инновационных и развивающих технологий.

Для решения поставленных задач мною выдвинуты следующие цели:

    Подготовить теоретический материал по данной теме.

    Познакомиться с опытом работы педагогов других дисциплин.

    Провести психолого-педагогическую диагностику.

    Обработать полученные результаты и наглядно их изложить.

    Оценить новизну и эффективность деятельности по повышению уровня и качества обучения.

Как мастер, каждое изделие которого становится шедевром, учитель, используя те или иные приёмы педагогической техники, постоянно отшлифовывает приобретенные навыки, стремится к максимальной продуктивности приема. И он, и ученики должны четко представлять себе требования конкретного приёма, условия его применения. Лишь тогда данный приём педагогической техники может достигнуть поставленной учебной цели.

По сути, овладение приёмами педагогической техники является одной из главных профессиональных задач каждого учителя . Знакомясь с описанием того или иного приема, он каждый раз «примеряет» его на себя. Разумеется, не все приёмы «лягут» в процесс повседневной работы. Многое зависит от реальных обстоятельств и от личности преподавателя.

Но вооружившись даже несколькими приёмами и «отшлифовав их до блеска», учитель может добиться прекрасных результатов.

Определяя содержание и структуру урока в соответствии с принципами развивающего обучения, учитель, используя приёмы педагогической техники должен учитывать:

    соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

    определение объема воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;

    планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия и т.п.) и в процессе самостоятельного поиска;

    выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует ее, кто решает);

    учет контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

    соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевые усилия к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминание об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.).

В итоге, апробировав, «пропустив через себя» определенное количество приёмов педагогической техники, учитель уже сам становится творцом, разрабатывая свой алгоритм урока, прокладывая свой, часто неповторимый путь к вершинам педагогического мастерства.

Говоря о технологизации образовательного процесса, мы постоянно обращаемся за аналогиями к производственным технологиям , откуда, собственно, и была заимствована эта идея. Иметь под рукой инструменты (в нашем случае – приёмы педагогической техники) крайне мало . Необходимы достаточные навыки в их использовании, определенные знания о материале , подвергаемом обработке, о том, в какой момент отложить один инструмент и взяться за другой (и в какой последовательности это сделать) для того, чтобы добиться наилучшего результата. То есть мы говорим об используемой педагогической технике.

Технологичность урока возможна лишь в том случае, когда все образовательные задачи с первой до последней минуты урока обеспечены целым арсеналом приёмов педагогической техники.

В отличие от участников производственного процесса, где наблюдается постоянное углубление специализации, и от занятых в производстве работников требуется владение в совершенстве техникой лишь одной или нескольких операций , диапазон деятельности учителя достаточно широк.

Как говорил А.Франс:

Преподаватели широко используют различные приемы педагогической техники. Всем известны такие педагогические приемы как «учебный мозговой штурм», « пометки на полях», написание эссе, составление кластера и другие. (Приложение 1)

Приведу примеры нескольких таких приемов.

Прием «Учебный мозговой штурм»

Этот прием хорошо известен учит е лю и не нужда е тся в подро б ном описании. Однако поскольку он широко используется на уроках, целесообразно уточнить некоторые процедурные аспекты его проведения. Основная цель «учебного мозгового штурма» - развитие творческого типа мышления. Следовательно, выбор темы для его проведения прямо зависит от числа возможных вариантов решения той или иной проблемы.

«Учебный мозговой штурм» обычно проводится в группах численностью 5-7 человек.

Первый этап - создание банка идей, возможных решений проблемы.

Принимаются и фиксируются на доске или плакате любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Регламент – до 15 минут.

Второй этап – коллективное обсуждение идей и предложений. На этом этапе главное – найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить.

Третий этап - выбор наиболее перспективных решений с точки зрения имеющихся на данный момент ресурсов. Этот этап может быть даже отсрочен во времени и проведен на следующем уроке.

Приём «Верные – неверные утверждения »

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по ещё неизученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая.

Идёт настраивание учащихся на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты.

На одном из следующих уроков возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить какие из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

Прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием,

известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует, отдельные задания или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (V) отмечается в тексте информация, которая уже

известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник

информации и степень достоверности ее не имеет значения.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик

ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным заданием, текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идёт вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чём он думает иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений , вызывает желание узнать подробнее. Этот прием требует от ученика не привычного пассивного чтения

задания , а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать , а

вчитываться в задание , в текст , отслеживать собственное понимание в

процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

Во-первых, предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;

Во-вторых, объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;

В - третьих, четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом. И, наконец, найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Известно , что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях. Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации: можно спросить у родителей , что они думают по этому поводу , можно поискать ответ в дополнительной литературе, можно получить ответ от учителя на следующем уроке. Например. На листочках дан текст. Ребёнку проговаривается инструкция.

Прием. «Написание эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я

пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на

заданную тему, в котором ценится самостоятельность , проявление

индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения

проблемы, аргументации. Обычно эсс е пишется прямо в классе после

обсуждения п роблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием «Составление кластера»

Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся

знания по той или иной проблеме. Он связан с приемом «корзина», поскольку систематизации чаще всего подлежит содержание «корзины».

Кластер - это графическая организация материала, показывающая

смысловые поля того или иного понятия. Слово к л астер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее.

Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

На стадии вызова - для стимулирования мыслительной деятельности.

На стадии осмысления - для структурирования учебного материала.

На стадии рефлексии - при подведении итогов того, что учащиеся изучили.

Кластер может быть использован также для организации индивидуальной и

групповой работы, как в классе, так и дома.

Приём "Синквейн""

Описание: Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.

Пример, тема любви, "Гранатовый браслет", Куприн. Роковая, невзаимная. Увлекается, страдает, гибнет. Да святится имя твое, счастье.

Прием «Корзина» идей, понятий, имен...

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока , когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1 . Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной

2. Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа , продолжительность 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики

делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на

обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным , например, ученики должны выяснить , в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев) , даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Прием «Лекция со стопами»

Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический

прием. Особенности ее использования в технологии критического

мышления заключается в том, что она читается дозировано. После

каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время

«стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса , или коллективный

поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание,

которое выполняется в группах или индивидуально.

Прием «Фишбоун »

Этот прием обозначает « рыбный скелет». Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы , нижние косточки - суть понятия , хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Среди большого разнообразия приемов педагогической техники я хочу остановиться, на мало всем известном приеме « Синквейн».

Как правило, решение каждой из образовательных задач требует использования не только одной, а сразу нескольких частных техник. Некоторые виды техники универсальны и могут использоваться на всех или нескольких этапах урока. Другие сугубо специфичны. К примеру, на протяжении всего урока учитель должен мастерски владеть , держать класс в постоянном радостном напряжении, уметь чувствовать изменение настроения ребят, вовремя снимать возможные стрессовые ситуации.

Как говорил А.Франс:

«Учиться надо весело. Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом» .

Иные техники необходимы для выполнения лишь одной учебной задачи. По своей применимости отдельные приемы также выделяются определенной универсальностью и могут использоваться в целом ряде техник.

1.1. История возникновения

Синквейн (от cinquains , cinquain ) - пятистрочная форма, возникшая в в начале под влиянием

В начале форму синквейна разработала поэтесса ( ), опиравшаяся на знакомство с японскими миниатюрами и . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в и несколько раз переиздававшееся.

Поэтесса создавала свои произведения, опираясь на знание составления великолепных японских стихов, состоящих из трех строк (хокку) и пяти строк (танка). При сборе и обработке материала мне пришлось обратиться к произведениям японских поэтов (Приложение 2). Примеры хокку: стихи, состоящие из трех строчек.

Сливы аромат!
От лачужки нищего
Глаз не отвести.

.

Сливы весенний цвет
Дарит свой аромат человеку...
Тому, кто ветку сломал.

.

Японские поэты также создали танка: стихи, состоящие из пяти строчек, например.

О, если б на свете
Вовек не бывало вас,
Цветущие вишни!
Наверно, тогда бы весною
Утешилось сердце моё

В японской поэзии отсутствует четкая рифма, но самое удивительное, что поэты в нескольких строчках умели передать суть явления или объекта.

В начале двадцатого века такой стиль стихосложения стали применять и в Европе, в том числе и во Франции. Такой прием в поэзии получил название «синквейн», обозначающее с французского языка (в свободном переводе) - пять строк.

1.2. Правила составления синквейна.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку - 17, в танка - 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

    Обычный синквейн (Reversecinquain) -с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

    Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) - форма из двух пятистрочных , где первая - это традиционный , а вторая - обратный синквейны;

    Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) - девятистрочная форма со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

    Корона синквейнов (Crown cinquain) - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

    Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) - аналог , корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого синквейна , вторая строка из второго, и т. д.

    Аналитическая часть.

2.1.Дидактический синквейн.

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической функции каждой строки. Способность резюмировать информацию в нескольких словах это важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. С этой точки зрения интересна творческая форма рефлексии – синквейн . Сочинение синквейнов является своеобразным инструментом для синтезированияи и анализирования полученной информации. При работе с данным приёмом учитель решает сразу множество важнейших задач:

Изученный на уроке материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению,

Знания о предложении,

Умение соблюдать интонацию,

Значительно активизируется словарный запас учащихся,

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов,

Активизируется и развивается мыслительная деятельность,

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

Напомним, что слово синквейн происходит от французского «пять». Это нерифмованное стихотворение из пяти строк, которые строятся по правилам. Правила составления синквейна:

    Первая строка - тема синквейна , заключает в себе одно слово (обычно или ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Вторая строка - два слова (чаще всего или ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Третья строка - образована тремя или , описывающими характерные действия объекта.

    Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Пятая строка - одно слово - , характеризующее сут ь предмета или объекта.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя, так и для ученика.

Приложение 2. Японские хокку о весне и танка о весне .

Хоку о весне! Танка о весне!

Хокку о весне

Ей только девять дней.
Но знают и поля и горы:
Весна опять пришла.

* * *

Майский дождь не шел
Здесь, наверно, никогда...
Так сияет храм!

Майские дожди
Водопад похоронили -
Залили водой.

* * *
Намокший, идет под дождем,
Но песни достоин и этот путник,
Не только хаги в цвету.

* * *
Майский дождь бесконечный.
Мальвы куда-то тянутся,
Ищут дорогу солнца.

* * *

Долгие дни весны
Идут чередой...Я снова
В давно минувшем живу.

Танка о весне.

О, если б на свете
Вовек не бывало вас
Цветущие вишни!
Наверно, тогда бы весною
Утешилось сердце моё.

* * *

Должно быть, друзья
Боятся, что снег не растаял,
Зайти не спешат,
А слива у хижины горной
Белеет не снегом - цветами.

* * *

Лунным сияньем
Залита вишня в горах.
Вижу, под ветром
Дрожь по деревьям прошла, -
Значит, цветы опадут?!

* * *

В пору цветенья
Вишни сродни облакам -
Не потому ли
Стала просторней душа,
Словно весеннее небо...

* * *

Приложение 3.

Неметаллы

1. Галогены

Простые, сильные

Образуют, проявляют, реагируют

Сложные, сильные окислители

Элементы.

2. Галогены

Связанные, солеобразующие

Принимают, окисляют, восстанавливают

Очень сильные окислители

Неметаллы.

Роль галогенов

Необходимы, опасны

Стимулируют, прекращают, обеззараживают

Важные для организма, биологически значимы

Интересные элементы.

Металлы

Металл

Блестящий, электропроводный

Восстанавливает, плавится, коррозирует

Широко используется в промышленности

Химический элемент

1 . Соединения галогенов

Бесцветные, токсичные

Растворяются, образуют, диссоциируют

Образуют множество соединений

Галогеноводороды.

2. Соединения галогенов

Бесцветные, токсичные

Растворяются, дымятся, образуют

Опасные и интересные вещества

Седьмая группа.

Алюминий

Распространенный, легкий

Взаимодействует,

Необходимый для

машиностроения

Металл

Строение вещества

Кристаллические решетки

Металлические, атомные

Разрушаются, состоят

Основа многих веществ

Каркас

Железо

Серебристо- белый, ковкий

Реагирует, притягивается, используется

Основа чугуна и стали

Сплавы

Коррозиеустойчивы, твердые

Широко применяются, обрабатываются

Чаще используются, чем металлы

Материал

Атом

Маленький, нейтральный

Состоит, взаимодействует, превращается

Химическая единица

Частица

Классы неорганических веществ

Кислоты

Опасные, водородсодержащие

Окисляют, разрушают, реагируют

Изменяют цвет индикатора

Вещества

Оксиды

Бинарные, разные

Образуются, замещаются

Аметист, хрусталь и др. камни

Соединения

Соли

Бесцветные, тугоплавкие

Растворяются, взаимодействуют,

Разлагаются

«Хлеб да соль»

Сложное вещество

Основания

Растворимые, нерастворимые

Образуются, обмениваются, выпадают

Щелочи растворятся в воде

Гидроксиды

Периодическая система

Гениальная, научная

В основе Периодический закон

Таблица

Приложение №4. Результаты и анализ результатов письменных работ.

Таблица №1. Результаты самостоятельной работы №1.

№ п/п

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач, %

Усп,%

Сред.балл

Таблица №2. Результаты контрольной работы №1.

№ п/п

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач, %

Усп,%

Сред.балл

Таблица №2. Результаты контрольной работы №2.

№ п/п

Класс

Кол-во уч-ся

«5»

«4»

«3»

«2»

Кач, %

Усп,%

Сред.балл

Таблица №4. Сводная таблица результатов контрольных работ.

Класс

Самостоятельная работа №1

Контрольная работа №1

Контрольная работа №2

Кач. %

Успев. %

Кач. %

Успев. %

Кач. %

Успев. %