Главная · Оформление · История возникновения понятия «маленький человек». Кто такой «маленький человек» (Гоголь Н

История возникновения понятия «маленький человек». Кто такой «маленький человек» (Гоголь Н

Вильгельм РАЙХ

ПОСМОТРИ НА СЕБЯ, МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК!

ВИЛЬГЕЛЬМ РАЙХ (1897-1957гг.), всемирно известный психиатр, родился в Австрии. Ученик Зигмунда Фрейда. Был аналитиком и учителем Фредерика Перлза и Александра Лоуэна. Основатель школы психоанализа, названной его именем (райхианская школа).

Разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и защитой от болезненного эмоционального опыта. Райх придавал огромное значение энергетической организации человека, находя в ней причины эмоциональных расстройств. Широкую известность и распространение получили разработанные им программы психического здоровья населения. Одним из наиболее ярких проявлений осуществления таких программ явилась попытка создания в 20-е годы в Германии дискуссионных аналитических клубов, призванных отвадить молодежь от посещения публичных домов. Его разоблачение несостоятельности вирусной природы рака нашло всемирное признание. Открыл и исследовал энергию человека и космоса, которую назвал «оргоном», создал Институт оргона в США.

Заметным вкладом Райха в психоаналитическукю теорию стал анализ характера и практика вегетотерапии - перехода от разговоров к телесной терапии. Основной работой считается «Функция оргазма» (1927г.).

При жизни ученого основная масса его революционных идей не была принята большинством его коллег. Всю жизнь его окружали непонимание, клевета, домыслы, преследования властей и запреты на проведение опытов в различных странах.

Временем наивысшего подъема и энтузиазма педагогической и терапевтической практики стали годы с 1945 по 1947. 50-е годы ученый посвятил изучению физики оргона.

Запрет американского суда на продажу изобретенных Райхом оргоновых аккумуляторов, восстанавливающих человеческую энергетику, послужил причиной его конфликта с властями. За нарушение этого судебного решения ученый был приговорен к двум годам тюрьмы, где умер в 1957 году в возрасте шестидесяти лет.

Политические взгляды Райха делали невозможной публикацию его работ, равно как и сведений о нем, в советское время.

Мы не случайно начинаем публиковать его произведения с книги «Посмотри на себя, маленнький человек!» Она лучше других знакомит читателя с Вильгельмом Райхом и дает возможность оценить масштабы этой выдающейся личности.

Редакция издательства Гештальт-института


Ты, ханжествующий обыватель, что потешается надо мной! Ответь мне, чем живут твои политики с тех пор, как существует мир? Резней и убийствами!

Шарль де Костер «Тиль Уленшпигель»


Предисловие

Перед Вами не научная книга, а доверительная беседа с читателем.

Написав ее в 1946 г. для академического архива, автор не имел намерения широко ее публиковать. Это была всего лишь попытка ученого и врача систематизировать собственный внутренний сумбур, охвативший его после многолетнего изучения так называемого «маленького человека». Этот сумбур возник вследствие недоумения, переходящего в ужас, при виде того что маленький человек творит над собой: как он страдает, сопротивляется, возносит своих врагов и убивает друзей; как, обретая власть « во имя народа », он злоупотребляет ею и насаждает тиранию, еще более жестокую, чем та, которую он некогда пережил сам под гнетом свергнутых им же правителей.

Это обращение к маленькому человеку было достойным ответом на сплетни и злословие. Написав данный труд, автор не мог предполагать, что правительственный департамент по охране общественного здоровья в союзе с карьеристами от политики и психоанализа развяжут кампанию против этого исследования.

Решение опубликовать работу возникло в ответ на намерение властей дискредитировать изложенные в ней выводы, причем сделать это не путем научной дискуссии, а простой клеветой на автора и попыток широко его опорочить. Возникла необходимость ознакомить «обычного человека» с тем, что он представляет собой с точки зрения ученого - психолога.

Простой человек должен знать о той единственной силе, которая противостоит его разрушительному стремлению к власти и собственной значительности, и осознавать громадную ответственность, которая лежит на нем, что бы он ни делал: работал, любил, ненавидел, или даже просто разговаривал.

Маленький человек должен знать, как он становится черным или красным фашистом. Каждый, кто беспокоится о безопасности собственной жизни и жизни своих детей, обязан противостоять как черному, так и красному фашизму, и делать это не потому, что они возводят в ранг своей идеологии физическое уничтожение противников, а потому, что их идеологии превращают здоровых детей в моральных калек, марионеток и идеологических уродов, поскольку ставят государство над интересами справедливости, ложь над правдой и войну над миром; противостоять фашизму потому, что дети и жизненная сила, которую они несут в себе, остаются нашей единственной надеждой на счастливое будущее.

Для преподавателя и врача самым главным предметом беззаветного служения является именно эта жизненная сила учеников и пациентов. И если он действительно верен своему призванию, ему придется находить решения проблем своих учеников и пациентов, в том числе и тех, которые связаны с политикой.

Настоящее обращение - не учебник и не проводник по жизни. Это попытка описания тех эмоциональных бурь, которые бушуют в душах простых индивидов, любящих жизнь.

Книга не ставит цели убедить или завоевать читательские симпатии - она просто описывает движения сознания маленького человека.

Ученому и мыслителю нужно от читателя только одно - личное отношение к его труду, и в этом он схож с поэтом или философом. Это результат мучительной работы ученого, его протеста против тайных и неназванных ядовитых стрел эмоционального бедствия, выпущенных из секретных мест, которые поражают маленького человека. Книга показывает, что представляет собой эмоциональная зараза и каким образом она препятствует прогрессу. Кроме того, в ней делается попытка показать человеку огромные сокровища, лежащие невостребованными в глубинах «человеческой природы», и готовые к использованию для осуществления человеческих чаяний.

Добрые люди не подозревают об опасностях, которые таят в себе межличностные отношения и жизненные условия. Эти люди убеждены, что и другие мыслят и поступают благородно и великодушно, в соответствии с жизненными законами доброты и взаимопомощи.

Такое отношение, свойственное здоровым детям и примитивным людям, несомненно, представляет большую угрозу в борьбе за рациональный образ жизни до тех пор, пока существует эмоциональное оглупление, поскольку эмоционально одержимые люди навязывают окружающим свою извращенную манеру мыслить и действовать.

Добрые люди считают, что все вокруг добры, в то время, как эмоционально инфицированные убеждены в том, что все вокруг лгут, мошенничают и жаждут власти. При таком положении вещей хорошие люди находятся в очевидно невыгодной ситуации. Будучи добрыми по отношению к эмоционально оглупленным, они истощаются, их выставляют на посмешище, а в итоге предают.

Так было всегда. Для ныне живущих добрых людей настало время быть жесткими, поскольку жесткость необходима в борьбе за сохранение и приумножение жизненной силы - она не умалит их положительных качеств, пока они на стороне справедливости. Надежда на лучшее строится на том, что среди миллионов честных тружеников находится лишь горстка эмоционально одержимых индивидов, способных совершать зло, оперируя темными силами, заключенными в обычном человеке, и подталкивая этого человека на политическое убийство. Существует только одно противодействие обычной человеческой предрасположенности к эмоциональной заразе - это его собственное ощущение жизненной правды. Жизненная сила не жаждет власти, она лишь требует достойного и осознанного места в человеческих делах. Она проявляется в любви, созидании и знаниях.

Всякий, кто хочет оберегать жизненную силу от эмоциональной заразы, должен использовать все возможности свободы слова, которые предоставлены гражданам Америки, для достижения благих целей, поскольку эмоциональная чума использует их же во имя зла.

Гарантированные равные возможности самовыражения обусловливают возможность конечной победы. В этом наша главная надежда на счастливое будущее.

Взглядв будущее

Я не могу сказать тебе, каким будет твое будущее. Не представляю, достигнешь ли ты когда-нибудь Луны или Марса с помощью открытого мною оргона. Не имею никакого понятия, как твои космические корабли будут стартовать и приземляться, будешь ли ты использовать солнечную энергию для отопления помещений и сможешь ли ты разговаривать с Австралией или Багдадом через щель в стене своей комнаты. Однако я со всей определенностью я могу сказать чего ты не будешь делать через пятьсот или тысячу, или пять тысяч лет.

«Вы только послушайте его! Он определенно с причудами. Он может сказать мне, чего я не буду делать! Да он просто диктатор!»

Я не диктатор, маленький человек, хотя при твоей ничтожности я вполне мог бы им стать. Твои диктаторы могут сказать тебе только, чего ты не должен делать сегодня, чтобы избежать высшей меры. Они скорее заставят дерево расти быстрее, чем рассказать тебе о твоем далеком будущем.

«Но откуда у тебя эта мудрость, интеллектуальный ты слуга мирового пролетариата?»

Из твоих же глубин, вечный ты пролетарий человеческого разума!

"Чего?! Он черпает мудрость из моих глубин! Да откуда у меня какие-то глубины! И вообще, что за индивидуалистическую беседу он со мной ведет!!"

Ты ошибаешься, маленький человек, в тебе есть глубины, просто ты об этом не знаешь. Ты боишься, смертельно боишься собственных глубин, поэтому не чувствуешь и не видишь их. Вот почему твоя голова кружится когда ты смотришь в глубины, вот почему ты стараешься отвернуться, как это делает стоящий на краю пропасти. Ты боишься упасть и потерять свой «особый характер». На твоем пути самопознания всегда будет появляться маленький человек, с его жестокостью, завистливостью, жадностью и склонностью к воровству. Я бы никогда не взялся за столь длинное обращение, маленький человек, если бы в тебе не было глубин. Уж я-то знаю об этих глубинах, поскольку открывал их в тебе не раз и не два, когда ты приходил ко мне как к психиатру. Твои глубины - это твое великое будущее. Именно поэтому я и могу сказать тебе, чего ты, совершенно определенно, не будешь делать в этом будущем. Придет время, и ты не поймешь, как ты мог в течение четырех тысячелетий бескультурья совершать поступки, которые ты совершал. Хочешь послушать?

«Отчего же не выслушать красивую маленькую утопию? В любом случае, ничего со всем этим не поделаешь, дорогой доктор. Я всегда буду маленьким человеком из народа, не имеющим собственного мнения. Да и кто я такой, чтобы..?»

Успокойся! Ты прячешься за мифом о маленьком человеке, потому что боишься влиться в жизненный поток и того, что тебе придется плыть в нем только ради твоих детей и внуков, а не ради себя лично.

Итак. Первое из многого, чего ты не будешь делать в будущем - это считать себя маленьким человеком, который имеет право сказать: «Да кто я такой, чтобы..?» У тебя будет собственное мнение. Ты поймешь, что это позор - не иметь мнения, не выражать его и не настаивать на нем.

«Но что скажет о моем мнении мнение общественное? Меня раздавят как червя, если я выскажу свое мнение!»

То, что ты называешь общественным мнением, маленький человек, на самом деле является совокупностью мнений маленьких мужчин и женщин. Каждый маленький мужчина и каждая маленькая женщина имеют собственное здравое мнение и маленькую частицу мнения ошибочного. Ошибочное мнение вырастает из страха перед ошибочным мнением всех остальных маленьких мужчин и женщин. Вот почему здравое мнение ты прячешь глубоко внутрь. Больше ты не будешь соглашаться с тем, что ты «ничего не значишь». Ты осознаешь, что ты являешь собой оплот и фундамент человеческого общества. Не прячь голову в песок! Не бойся! Это совсем не плохо, быть ответственным оплотом человеческого общества.

«В таком случае, что я должен сделать, чтобы стать оплотом общества?»

Ничего нового и необычного. Просто продолжай делать то, что ты уже делаешь: возделывай поле, забивай гвозди, лечи больных, гуляй с детьми и отводи их в школу, пиши статьи о событиях дня, открывай тайны природы. Ты уже делаешь все это, просто ты считаешь это неважным, а важным в твоем понимании является только то, что важно для твоего Маршала Орденоносца или Принца Завоевателя.

«Ты мечтатель, доктор. Ты что, не видишь, что у Маршала Орденоносца и Принца Завоевателя войска и оружие, им нужны войны, им необходимо мобилизовать меня на эти войны, после чего они не могут обойтись без того, чтобы взорвать мое поле, мой завод, мою лабораторию или мой офис?»

Тебя мобилизуют, а твое поле и твой завод взрывают, потому что ты кричишь «Ура, ура!», когда тебя мобил и зуют и когда взрывают твое поле и твой завод. У Принца Завоевателя никогда не было бы ни войск ни оружия, если бы ты действительно осознал, что поле существует для того, чтобы выращивать пшеницу, а завод для того, чтобы производить мебель или обувь, что поля и заводы не предназначены для того, чтобы их взрывать, и твердо придерживался бы такой позиции. Твои Маршал Орденоносец и Принц Завоеватель смотрят на вещи по-другому. Сами они не работают ни в поле, ни на заводе, ни в офисе. По их понятиям ты работаешь не для того, чтобы кормить и одевать своих детей, а во имя величия Германии или Фатерлянда Рабочих.

«Как же мне быть? Я ненавижу войну; моя жена рыдает, убитая горем, когда меня призывают в действующую армию, мои дети голодают, когда армия пролетариев оккупируют мою землю, новые трупы появляются миллионами… Все, что я хочу, это пахать на своем поле и играть с детьми после работы, любить жену по ночам, а по выходным танцевать, петь и слушать музыку. Что мне делать?»

Продолжай заниматься тем, чем занимался всегда и чем хотел заниматься всегда: работай, расти детей счастливыми, по ночам занимайся любовью с женой. Если ты твердо и разумно будешь придерживаться этой программы, война не начнется. Твоя жена не станет забавной игрушкой для сексуально оголодавших солдат Фатерлянда Рабочих, твои осиротевшие дети не будут голодать на улицах, да и сам ты не останешься с широко открытыми остекленевшими глазами, обращенными в голубое небо на каком-нибудь далеком «поле воинской чести».

«Но если я хочу жить для своей работы, жены и детей, то что делать, если варвары, или немцы, или японцы, или рус с кие, или кто-то еще маршируют и вовлекают меня в войну? Не правда ли, я должен защищать свой дом?»

Ты совершенно прав, маленький человек. Если варвары какой бы то ни было национальности нападут на тебя, тебе придется взяться за оружие. По чего ты не учитываешь, так это того, что «варвары» всех наций есть никто иные, как миллионы маленьких людей, таких же, как и ты сам, которые продолжают кричать «Ура!», когда Принц Завоеватель (который сам не работает) обращается к ним с призывами к «священной борьбе». Они такие же маленькие люди, как и ты, которые верят, что их мнение не стоит ничего и спрашивают: «Кто я, собственно говоря, такой, чтобы иметь собственное мнение?»

«Все это прекрасно, но что делать с атомными бомбами. Любая из них может унести сотни тысяч человеческих жизней!»

Подумай своей головой, маленький человек! Ты полагаешь, что бомбы изготовляет Принц Завоеватель? Нет, это делают маленькие люди, которые кричат «Ура!», вместо того, чтобы отказаться от выпуска продукции такого рода. Ты видишь, маленький человек, что все сводится к одной вещи - к твоему здравому или ошибочному мнению. А ты, самый выдающийся ученый двадцатого века, если бы не был микроскопически маленьким человеком, то думал бы обо всем мире, а не одной, отдельно взятой нации. Твой могучий интеллект позволил бы тебе не создавать атомную бомбу, а если логика научного развития делает ее создание неизбежным, ты должен был употребить весь свой авторитет и все свое влияние на то, чтобы эта бомба никогда не была использована. Ты попал в порочный круг собственных деяний и не можешь вырваться из него, потому что твои мысли и взгляды движутся в неправильном направлении. Ты осчастливил миллионы людей, пообещав, что твоя атомная энергия будет лечить рак и ревматизм, однако ты знал, что это невозможно, что ты используешь эту энергию только для индустрии смерти и ни для чего больше. Ты и твои физики идете по неправильному пути. Ты знаешь это, но не хочешь ничего делать. С тобой покончено! Раз и навсегда. Я предложил тебе целительную силу своей космической энергии, маленький человек! Ты знаешь об этом, я уже все объяснил тебе предельно доходчиво. Но ты хранишь молчание и продолжаешь умирать от рака и сердечно-сосудистых заболеваний, а на своем смертном ложе кричишь: «Да здравствует культура и технология!» Заявляю тебе, маленький человек, что ты роешь собственную могилу с открытыми глазами. Ты считаешь, что новая «эра атомной энергетики» уже наступила. Она действительно наступила, только не там, где ты думаешь. Не в твоем аду, а в моей тихой производственной лаборатории в дальнем уголке Америки.

Идти или не идти тебе на войну - целиком зависит от тебя, маленький человек. Если только ты твердо осознаешь, что работаешь во имя жизни, а не смерти! Если только ты твердо усвоил, что все маленькие люди на земле такие же, как и ты не хуже и не лучше.

Когда-нибудь (а когда именно, будет зависеть исключительно от тебя) ты перестанешь кричать «Ура, ура!». Ты прекратишь возделывать те поля и работать на тех заводах, которые производят смерть. Когда-нибудь, говорю я тебе, ты не захочешь работать во имя смерти.

«Может объявить всеобщую забастовку?» Вряд ли стоит. Твоя всеобщая забастовка - оружие очень слабое. Ты очень скоро убедишься в этом, как только твоя семья начнет голодать. Объявляя забастовку, ты уходишь от ответственности за благосостояние или разорение своего общества. Бастовать означает не работать. Я уже объяснил, что ты когда-нибудь перестанешь работать, создавая смерть, но это не значит не работать вообще. Если уж ты настаиваешь на слове «забастовка», то объяви «рабочую забастовку». Бастуй, но при этом трудись для себя, для своих жены и детей, для своего общества, для своего завода или фермы. Дай понять, что у тебя нет времени для войн, что для тебя есть вещи значительно более важные. А подальше от мест человеческого обитания огради высоким забором какой-нибудь участок, и пусть маршалы и дипломаты стреляют себе друг в друга на его территории. Вот что ты сможешь сделать, маленький человек, если только прекратишь кричать «Ура, ура!» и верить в то, что ты не имеешь права на собственное мнение…

Все в твоих руках, маленький человек: не только твой молоток или стетоскоп, но и твоя жизнь, а также жизнь твоих родных и близких. Ты качаешь головой. Ты считаешь меня утопистом, если только не «красным».

Ты спрашиваешь меня, маленький человек, когда же наступит счастливая безопасная жизнь. Ответ на этот вопрос заложен в твоей природе.

Ты получишь счастливую безопасную жизнь, когда жизнь будет цениться выше благополучия, любовь выше денег, свобода выше общественного или партизанского мнения. Когда настроения музыки Баха или Бетховена передадутся всему настрою твоей жизни - они уже есть в тебе, маленький человек, но где-то глубоко, в дальнем уголке твоего существа. Когда ты будешь мыслить в гармонии со своими чувствами, а не в конфликте с ними. Когда ты научишься узнавать два времени своей жизни: расцвет и наступление старости. Когда ты, наконец, пойдешь за великими мудрецами, а не за великими преступниками или воителями. Когда любви между мужчиной и женщиной ты будешь придавать большее значение, чем свидетельству о браке. Когда ты научишься распознавать свои ошибки пока еще не поздно их исправить. Когда учителя и воспитатели будут зарабатывать больше политиков. Когда тебя будет вдохновлять правда, и ты упразднишь бюрократию. Когда ты сможешь общаться со своими зарубежными друзьями и коллегами напрямую, а не через своих дипломатов. Когда при виде несовершеннолетней дочери, счастливой в своей любви, твое сердце будет переполняться не гневом, а возвышенной радостью. Когда ты будешь только качать головой, вспоминая о тех временах, когда детям под страхом наказания запрещалось дотрагиваться до своих половых органов. Когда человеческие лица, которые ты встречаешь на улицах перестанут нести печать несчастья и печали, но будут отмечены отблеском свободы, жизнеспособности и безмятежности. Когда человеческие тела освободятся от непробиваемой оболочки, а половые органы перестанут быть предметом стеснения.

Ты обращаешься за инструкцией и советом, маленький человек. На протяжении тысячелетий тебя инструктируют и дают советы как хорошие, так и плохие. Но причиной всему не плохие советы, а твоя извечная низость и никчемность. Я мог бы дать тебе хороший совет, но то, что ты из себя представляешь и то, как ты мыслишь, не позволят тебе извлечь из него пользу.

Я, например, советую тебе покончить со всякого рода дипломатией, а вместо нее создавать профессиональное и человеческое братство всех сапожников, кузнецов, плотников, механиков, инженеров, врачей, учителей, писателей, администраторов, шахтеров и фермеров Англии, Германии, России, соединенных Штатов Америки, Аргентины, Бразилии, Палестины, арабских стран, Турции, Скандинавии, Тибета, Индонезии и т.д., которое позволило бы всем сапожникам мира решать между собой, как им лучше обуть китайских детей, шахтерам - как им лучше уберечь людей от холода, воспитателям - как им лучше оградить детей от физических и психических расстройств в дальнейшей жизни и т.д. И как же ты поступишь, маленький человек, встав перед лицом столь очевидной истины?

Ты постараешься упечь меня за решетку, а если не получится, то отвечаешь мне лично или через ораторов твоей партии, церкви, профсоюза или правительства примерно следующее:

«Да кто я такой, чтобы менять дипломатические отношения между странами на профессиональные и личные?» Или: «Преодолеть экономические и социальные противоречия между странами невозможно».

Или: «Разве можно объединяться с фашистами Германии или Японии, коммунистами России или капиталистами Америки?»

Или: «В первую очередь меня волнуют интересы моего российского, или германского, или американского, или английского, или еврейского, или арабского отечества».

Или: «Я пекусь о своем профсоюзе, а о других пусть волнуется кто-нибудь еще.»

Или: «Не слушайте вы этого капиталиста, большевика, фашиста, троцкиста, интерна ц ионалиста, сексуального маньяка, еврея, иностранца, интеллектуала, мечтателя, утописта, обманщика, придурка, лунатика, индивидуалиста и анархиста! Где ваш американский, российский, германский, английский или еврейский патриотизм?»

Ты обязательно сделаешь одно из этих или подобное им заявление - лишь бы уклониться от ответственности за человеческую коммуникацию.

«Неужели от меня нет совершенно никакой пользы? Ты отказываешь мне в чести и достоинстве. Ты делаешь из меня какую-то мешанину. Но ведь я усердно тружусь, содержу жену и детей, стремлюсь к хорошей жизни, служу своей стране. Не может быть, чтобы я был таким уж никчемным!»

Я знаю, что ты есть честное, высокоорганизованное, общественное животное наподобие пчелы или муравья. Все, что я сделал - это всего лишь разоблачил в тебе маленького человека, который извращает твою жизнь вот уже несколько тысячелетий. И когда ты не жалок и ничтожен - ты велик, маленький человек, и твое величие - это единственная надежда на лучшее будущее, которая у нас остается.

Ты велик, когда занимаешься своим ремеслом, когда ты вдохновенно вырезаешь по дереву, строишь, рисуешь, шьешь, жнешь. Твое величие - в голубом небе и в олене, бегущем по утренней росе, в музыке и танцах, в воспитании детей и в прекрасном теле твоей жены (или мужа). Ты велик, когда изучаешь звезды в планетарии, когда набираешься мудрости в библиотеке. Ты велик, когда рассказываешь сидящим у тебе на коленях внукам истории о далеком прошлом и смотришь в неопределенное будущее с забавной детской непосредственностью. Ты несешь величие, мать, баюкающая свое дитя, когда ты со слезами на глазах горячо молишься о его будущем счастье, а потом, час за часом, год за годом, сама строишь это счастье для него.

Ты велик, маленький человек, когда ты поешь хорошие, сердечные народные песни или когда танцуешь под аккордеон старые танцы, ибо народные песни исходят от души и вмещают в себя целый мир. И, наконец, ты велик, когда можешь сказать своему другу: "Я благодарен судьбе за то, что она дала мне возможность жить, не впадая в мерзость и алчность, видеть, как подрастают мои дети, слышать их первые слова, заниматься своим ремеслом, прогуливаться на природе, играть, задавать вопросы, смеяться и любить. Спасибо судьбе за то что не отняла у меня свободу и чистоту, за то, что одарила меня весенними нежными чувствами, за полоскание ручья у моего дома и пение птиц в соседнем лесу, за то, что уберегла меня от участия в сплетнях и сутяжничестве соседей, за то счастье, с каким я обнимаю свою жену (мужа) и чувствую силу жизни в ее (его) теле, за то, что я не растерял терпения в трудные времена, и что моя жизнь имеет значение и продолжение. Благодарю судьбу за то, что я всегда прислушивался к своему внутреннему голосу, который говорил мне: «Есть только одна вещь, которая имеет значение: хорошая счастливая жизнь. Следуй зову своего сердца, даже если оно увлекает тебя на тропу, которой избегают трусливые. Как бы ни было тебе трудно, не позволяй себе ожесточаться.»

Когда тихим вечером после работы я сижу на лужайке у дома со своей любимой или со своим сыном наслаждаясь дыханием природы, во мне во мне звучит моя любимая песня о человечестве и о будущем. Я обращаюсь к жизни с мольбой о правах труженика, об освобождении человеческих сердец от жестокости и страха, от стремления развязывать войны. Люди начинают войны только потому, что жизнь проходит мимо них. Я крепко обнимаю моего маленького мальчика, который говорит мне: «Папа! Солнце зашло. Когда оно взойдет опять? Скоро оно вернется?» А я отвечаю ему: «Конечно, мой мальчик, оно вернется скоро и снова одарит нас своим теплом.»

Мое обращение к тебе подходит к концу, маленький человек. Я мог бы расстаться с тобой с чувством неопределенности. Но если ты прочитал мои слова внимательно и беспристрастно, то сможешь обнаружить маленького человека в себе. Ты найдешь его в своих поступках и помыслах.

Независимо от того, что ты уже сделал мне и что сделаешь еще, от того, возносишь ли ты меня как гения или пытаешься изолировать как сумасшедшего, идешь за мной как за пастырем или пытаешь как шпиона, твои недуги рано или поздно заставят тебя понять, что я открыл законы жизненной энергии. Я дал тебе инструмент, с помощью которого ты сможешь управлять своей жизнью сознательно и целенаправленно, не растрачивать ее по пустякам, как ты делаешь это сейчас. Я стоял на страже твоего физического и психического здоровья. По моим стопам пойдут твои внуки. Они станут настоящими инженерами человеческой природы. Я открыл перед тобой ворота в огромное царство жизненной энергии внутри тебя, твою космическую сущность. Это и есть моя главная награда.

А к диктаторам и тиранам, к коварным и злым людям, к стервятникам и гиенам я обращусь словами из старинной саги:

Вилсон Томас Вудро - президент США.

Великий человек - имеется в виду Зигмунд Фрейд.

Ля Мэтр Жульен - французский философ-сенсуалист XVIII в.


Даже сквозь темноту Токарев видел, как на него смотрело смертельно-бледное лицо Сергея с остановившимися глазами. Вдруг Сергей решительно сказал:

Это не может быть!.. Она могла бы это сделать, она на это способна. Но никогда ни вам, никому она не созналась бы в этом!

Да. Видите, оно так и есть. Но однажды - помните, в тот вечер, когда с вами произошел припадок, - она созналась мне, что чувствует приближение и победу «невидимого». Чтоб не покориться ему, она видела только одно средство - смерть. Но чтоб эта смерть поменьше доставила горя близким. Разговор был чисто отвлеченный… Ну, а перед самою смертью, почти уже в бреду, она взяла с меня слово никому не рассказывать о нашем разговоре… Как вы думаете, можно из этого что-нибудь заключить?

Чче-ерт, чче-ерт!.. - простонал Сергей и стиснул голову руками. Он поставил локти на колени и сидел, все так же стиснув голову.

Ну, и что же? Она поступила правильно? В этом настоящий выход?.. Нет, это ужасно и до безумия ненормально! А между тем именно ваши взгляды, ваша прямолинейная требовательность и делают возможными подобные ужасы. Это отрицать вы не можете. И не можете также отрицать, что вы запираете для живого человека все выходы. Необходимо серьезно и пристально приглядеться к «невидимому». И только тогда, призвав всю его силу и неизбежность, возможно прийти к какому-нибудь выходу.

Сергей вскочил на ноги. Сверкнув глазами, он крикнул:

К чему вы все это говорите?! Вы Вариною смертью хотите оправдать себя! Да неужели вы не чувствуете, какая разница между нею и вами? Из ее смерти возникает громадный вопрос, - да, громадный и ужасный по своей серьезности. Но вы к этому вопросу и боком не прикасаетесь!

Токарев замолчал, сбитый с позиции, не зная, чтО возразить. Упавшим голосом он заговорил:

Хорошо! Скажем, вы правы. Я не хуже вас вижу разницу между нею и собою. Но вдумайтесь немного в то, что я вам скажу. Слушайте. Я - обыкновенный, маленький человек. Мне судьбою предназначено одно: жить смирно и тихо, никуда не суясь, не имея никаких серьезных жизненных задач, - жить, как живут все кругом: так или иначе зарабатывать деньги, клясть труд, которым я живу, плодить детей и играть по вечерам в винт. Но, видите ли, в жизни каждой самой болотной души бывает возраст, когда эта душа преображается, - у нее вырастают крылья. Если окружающие обстоятельства благоприятствуют, то ее смутные, неопределенные порывы оформливаются в стремление к ясным идеалам. И человек идет за них на борьбу, на гибель и не может понять, как можно жить, не ища в жизни смысла, не имея всезахватывающей жизненной задачи. Проходит несколько лет. Крылья высыхают и отваливаются, и сам человек ссыхается. Все недавнее становится для него совершенно чуждым и мертвым.

И вот я теперь нахожусь как раз в таком положении. Но суть в том, что это прошлое уже отравило меня, - я ужасаюсь пустоты, в которую иду, я не могу жить без смысла и без цели. А крыльев нет, которые подняли бы над болотом.

Слава вере, нас сгубившей, Слава юности погибшей, Незапятнанной позором…

Да, я с горячим, страстным чувством вспоминаю ее, эту честную юность. Но слава ее схоронена, потому что схоронена сама юность, и ее не воскресить… Где же найти основание, на которое я мог бы теперь опереться? ЧтО может мне дать силу жить человеком? Философия? Религия? Из меня выкатывается душа, понимаете вы это? Душа выкатывается!.. Как ее удержать? Нет таких сил в жизни, нет таких сил в идеях и религии… Вся сила лишь в чувстве. Раз же оно исчезло, - то вздор все клятвы и обеты, все самопрезрение и тоска… Что же мне делать?

Сергей брезгливо ответил:

Это ваше дело! К сожалению, я вам помочь ни в чем не могу.

О, Сергей Васильевич! Не относитесь к этому так презрительно! Уверяю вас, все это очень близко касается и вас самого! Еще сегодня вы говорили о том, как всякое колебание барометра отражается на вашей душе. Неужели вы думаете, что только один барометр обладает такою удивительною силою?.. Нет, Сергей Васильевич, вы так же, как и я, уж целиком находитесь во власти могучего «невидимого». Вы вот настойчиво проповедуете радость жизни и силу духа, а сами живете в темном мире нервной тоски и безволия. Вы утверждаете, что человек должен действовать из себя, что в таком случае он откроет в себе громадные богатства души, а все ваше богатство заключается лишь в поразительной черствости, самоуверенности и самовлюбленности. Только покамест все это скрашивается молодостью. А пройдет молодость - что от вас останется? Мы с вами одинаковые банкроты, мы одинаково слишком бедны и больны душою, чтоб расплатиться с громадными требованиями нашего разума… Есть другие люди, здоровые и сильные, люди нутра. Их можно убить, но невозможно расколоть надвое. Для них мысль, тем самым, что она - мысль, есть в то же время и действие… Вот вам тот человек, которого мы видели тогда у Варвары Васильевны. Мне кажется, такова и Таня. Ничего, что она так неразвита и узка, - в этом-то и есть ее сила!.. А наше с вами дело проиграно. Я это уже сознаю, вы еще не сознаете. Но недалеко время, когда перед вами встанет тот же вопрос… И над трупом Варвары Васильевны нужно этот вопрос решить честно и серьезно.

Сергей злобно и болезненно усмехнулся.

Ох, как вам хочется этого «честного» решения!.. Извольте, вот оно, по-моему: примиритесь с вашим «невидимым», полезайте назад в болото и благоденствуйте на здоровье. Вам ведь ужасно хочется этого решения. Но меня оставьте в покое. Будьте уверены, живым я в болото никогда не попаду!

Токарев молча махнул рукою. Он сидел на пригорке, охватив колени руками, и смотрел вдаль. Глухая, неистовая ненависть к Сергею охватила его. Сергей насмешливо и злобно подчеркнул то, чего именно и хотелось Токареву. Ну да, он именно и хотел, чтоб за ним было признано право жить таким, каков он есть, - где же другой выход? Сергей этого выхода не хочет признать… Хорошо! - подумал Токарев, охваченный тоскою и дрожью.

Он хрипло сказал:

Господи, какая ночь тяжелая!.. Сергей Васильевич сделайте одолжение, принесите мне воды из ключа. У меня так кружится голова, - мне кажется, я сейчас упаду… Она здесь недалеко, за бугром… Хоть в фуражку мою зачерпните, она суконная, не прольется… Ради бога!..

Сергей внимательно взглянул на Токарева и медленно ответил:

Давайте фуражку.

Он исчез за бугром. Токарев быстро вскочил и огляделся. Сырая, серая стена дождя бесшумно надвигалась в темноте и как будто начинала уже колебаться. Кругом была глухая тишь, у речки неподвижно чернели странные очертания кустов. Молодая лозинка над головою тихо шуршала сухими листьями. Безумная радость охватила Токарева. Он подумал: «Ну, получай свое решение!» - и стал поспешно распоясываться. Он был подпоясан вдвое длинным и крепким шелковым шнурком.

Волнуясь и спеша, Токарев дрожащими руками сделал на шнурке петлю и дернул ее, испытывая крепость. Петля была крепка. Он радостно улыбнулся, поднялся на цыпочки и стал привязывать петлю к суку лозины.

Получайте ваше решение, Сергей Васильевич!

И он представил себе воротившегося Сергея перед его трупом на лозине.

Вдали раздался шорох, как будто шаги. Токарев вздрогнул, отскочил от дерева и стал вглядываться. Нет все было тихо. Сергей так скоро не мог вернуться. Это, должно быть, пробежал внизу Сбогар.

1. Введение стр.3

2. Основная часть

2.1. История возникновения понятия «маленького человека» стр.4

2.2. Образ «маленького человека» в произведениях А. С. Пушкина («Станционный смотритель») стр.4 – 5

2.3. Отражение темы «маленького человека» в «Шинели» стр. 5 - 6

Н. В. Гоголя.

2.4. Образ «маленького человека» в творчестве стр. 6 - 7

Достоевского.

2.5. Отражение темы «маленького человека» в рассказах стр. 7 - 9

В.М. Шукшина и М.М. Зощенко

3. Заключение стр. 9

4. Список литературы стр. 10

Введение.

Общеизвестны слова: ― «Все мы вышли из гоголевской «Шинели», хотя их авторство и
обстоятельства произнесения обсуждаются до сих пор. Зато сам смысл притягателен:
Гоголь сумел рассказать о чем-то таком, что потом углубляли, развивали, разрабатывали
другие писатели, он вывел человеческий тип, который был и будет всегда.
А может, ― «мы» - это обычные люди, не раз побывавшие на месте Башмачкина?
«Маленький человек» - тип литературного героя, который возник в русской
литературе с появлением реализма, то есть в 20-30 годы XIX века.
Этот образ интересовал писателей, и многие произведения помогают
донести до нас высокую ценность «маленьких» людей.
Представление о "маленьком человеке" менялось на протяжении всего 19 -
20 веков. Каждый писатель имел свои личные взгляды на данного героя.
В своей работе я попыталась раскрыть значимость каждого героя в отдельных
произведениях классиков и писателей 19 - 20 века.

Актуальность (значимость) данной темы: за всей обыденностью нашей жизни мы не замечаем рядом «маленьких людей», их существования в обществе. Обычно маленький человек трактуется как отдельный тип - униженный, смиренный, безропотный. Изменилась ли с годами жизнь этого маленького человека? Судя по всему, нет. Точно так же беззащитен он перед прохожими, аферистами, начальством, конторами, отделами, организациями, властью, государством, судьбой, обстоятельствами, да и мало ли ещё обидчиков у горемыки? Авторы - и мы вместе с ними - скорбим не только о безвременной кончине маленького человека, но о потере самого звания человека, когда людей делят на значительных и незначительных, когда пренебрегают робкими, слабыми, терпеливыми, обижают и равнодушно отнимают у них самое дорогое, поэтому актуальность темы «маленького» человека не меркнет и сегодня.

Проблема исследования: эволюция образа «маленького» человека в произведениях русских писателей.

Объект исследования: творчество русских писателей.

Предмет исследования: образ «маленького» человека.

Цель исследования: выявление и сопоставление символического характера
«маленького человека» в литературе, эволюция образа.

Задачи исследования:

1. Обобщить и сопоставить критическую литературу по теме.

2. Проанализировать произведения,

3. Проследить развитие темы «маленького человека» в русской литературе.

Гипотеза исследования: образ «маленького человека» встречается в литературе XIX-XX вв. в связи с историческими событиями того времени и эволюционирует по мере изменения ситуации в социальных кругах.

Методы исследования:

Анализ прочитанного материала;
- обобщение и систематизирование полученных в ходе исследований данных;
- сравнивание и сопоставление героев;
- использование Интернет ресурсов.

Основная часть.

История возникновения понятия «маленький человек».

Первый период русской литературы, как мы знаем, это древнерусская литература, героями произведений которой являлись князья, святые, войны. Лишь в конце периода существования древнерусской литературы в неё «допускается» простой человек, не герой, не святой, не правитель. Затем в литературу приходит с запада классицизм, это направление соответствовало потребностям того времени. Пётр I строил «сильное» государство. Классицистов волновали потребности государства и человек-гражданин, полезный своей стране. Только с приходом, опять же из западной литературы, в русскую литературу сентиментализма, писателям стали интересны личные потребности и переживания людей. Первым писателем, открывшим мир «маленьких людей», был Николай Михайлович Карамзин. Самое большое влияние на последующую литературу оказала его повесть «Бедная Лиза». Повествователь с грустью и сочувствием рассказывает о судьбе героини. Существенным было для писателя-сентименталиста обращение к социальной проблематике. Социальное неравенство героев и естественная сложность человеческой души становятся препятствием для Лизиного счастья. Автор не обличает Эраста в гибели Лизы: молодой человек так же несчастен, как и крестьянская девушка. Но и это особенно важно: Карамзин едва ли не первый открыл в русской литературе «живую душу» в «маленьком человеке», в представителе «низшего» сословия. «И крестьянки любить умеют» - эта фраза надолго стала крылатой в русской литературе. Отсюда и начинается еще одна традиция русской литературы: сочувствие «маленькому человеку», его радостям, бедам. Защита слабых, угнетённых и безгласных – в этом главная нравственная задача художников слова. Гуманность, умение сочувствовать и быть чувственным оказались очень созвучны веянием времени, когда литература от гражданской тематики, характерной для эпохи Просвещения, перешла к теме личной, частной жизни человека, и главным объектом её внимания стал внутренний мир отдельной личности. Карамзин положил начало огромному циклу произведений о "маленьких людях", сделал первый шаг в исследовании неизвестной до этого темы. Именно он открыл дорогу таким писателям, как Пушкин, Гоголь, Достоевский.

То есть в - годах XIX века .

Первым образом маленького человека стал Самсон Вырин из повести А. С. Пушкина « ». Традиции Пушкина продолжил Н. В. Гоголь в повести «Шинель ».

Маленький человек - это человек невысокого социального положения и происхождения, не одарённый выдающимися способностями, не отличающийся силой характера, но при этом добрый, никому не делающий зла, безобидный. И Пушкин, и Гоголь, создавая образ маленького человека, хотели напомнить читателям, привыкшим восхищаться романтическими героями, что самый обыкновенный человек - тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. [ ]

К теме маленького человека обращаются также писатели конца XIX и начала XX века : А. П. Чехов , А. И. Куприн , М. Горький , Л. Андреев , Ф. Сологуб , А. Аверченко , К. Тренёв , И. Шмелёв , С. Юшкевич , А.Мещеряков. Силу трагизма маленьких людей - «героев зловонных и тёмных углов» (А. Григорьев) - верно определил Пётр Вайль :

Маленький человек из великой русской литературы настолько мал, что дальнейшему уменьшению не подлежит. Изменения могли идти только в сторону увеличения. Этим и занялись западные последователи нашей классической традиции. Из нашего Маленького человека вышли разросшиеся до глобальных размеров […] герои Кафки , Беккета , Камю […]. Советская культура сбросила башмачкинскую шинель - на плечи живого Маленького человека, который никуда, конечно, не делся, просто убрался с идеологической поверхности, умер в литературе .

Маленький человек, не вписывающийся в каноны соцреализма, перекочевал в литературное подполье и начал существовать в бытовой сатире М. Зощенко , М. Булгакова , В. Войновича .

Из многогранной литературной галереи маленьких людей выделяются герои, стремящиеся получить всеобщее почтение через изменение своего материального статуса или внешнего облика («Лука Прохорович» Е. Гребенки , 1838; «Шинель» Н. Гоголя, 1842); охваченные страхом перед жизнью («Человек в футляре» А. Чехова, 1898; «Наш человек в футляре» В. Пьецуха , 1989); которые в условиях подавляющей бюрократической действительности заболевают психическими расстройствами («Двойник» Ф. Достоевского , 1846; «Дьяволиада» М. Булгакова, 1924); у которых внутренний протест против общественных противоречий уживается с болезненным стремлением возвысить себя, приобрести богатство, что в итоге приводит их к потере рассудка («Записки сумасшедшего» Н. Гоголя, 1834; «Двойник» Ф. Достоевского); которых страх перед начальством приводит к сумасшествию или к смерти («Слабое сердце» Ф. Достоевского, 1848, «Смерть чиновника» А. Чехова, 1883); которые, опасаясь подвергнуть себя критике, изменяют своё поведение и мысли («Хамелеон » А. Чехова, 1884; «Веселые устрицы» А. Аверченко, 1910); которые могут обрести счастье только в любви к женщине («Старческий грех»

Сергей вскочил на ноги. Сверкнув глазами, он крикнул:

К чему вы все это говорите?! Вы Вариною смертью хотите оправдать себя! Да неужели вы не чувствуете, какая разница между нею и вами? Из ее смерти возникает громадный вопрос, - да, громадный и ужасный по своей серьезности. Но вы к этому вопросу и боком не прикасаетесь!

Токарев замолчал, сбитый с позиции, не зная, чтО возразить. Упавшим голосом он заговорил:

Хорошо! Скажем, вы правы. Я не хуже вас вижу разницу между нею и собою. Но вдумайтесь немного в то, что я вам скажу. Слушайте. Я - обыкновенный, маленький человек. Мне судьбою предназначено одно: жить смирно и тихо, никуда не суясь, не имея никаких серьезных жизненных задач, - жить, как живут все кругом: так или иначе зарабатывать деньги, клясть труд, которым я живу, плодить детей и играть по вечерам в винт. Но, видите ли, в жизни каждой самой болотной души бывает возраст, когда эта душа преображается, - у нее вырастают крылья. Если окружающие обстоятельства благоприятствуют, то ее смутные, неопределенные порывы оформливаются в стремление к ясным идеалам. И человек идет за них на борьбу, на гибель и не может понять, как можно жить, не ища в жизни смысла, не имея всезахватывающей жизненной задачи. Проходит несколько лет. Крылья высыхают и отваливаются, и сам человек ссыхается. Все недавнее становится для него совершенно чуждым и мертвым.

И вот я теперь нахожусь как раз в таком положении. Но суть в том, что это прошлое уже отравило меня, - я ужасаюсь пустоты, в которую иду, я не могу жить без смысла и без цели. А крыльев нет, которые подняли бы над болотом.


Слава вере, нас сгубившей,
Слава юности погибшей,
Незапятнанной позором…

Да, я с горячим, страстным чувством вспоминаю ее, эту честную юность. Но слава ее схоронена, потому что схоронена сама юность, и ее не воскресить… Где же найти основание, на которое я мог бы теперь опереться? ЧтО может мне дать силу жить человеком? Философия? Религия? Из меня выкатывается душа, понимаете вы это? Душа выкатывается!.. Как ее удержать? Нет таких сил в жизни, нет таких сил в идеях и религии… Вся сила лишь в чувстве. Раз же оно исчезло, - то вздор все клятвы и обеты, все самопрезрение и тоска… Что же мне делать?

Сергей брезгливо ответил:

Это ваше дело! К сожалению, я вам помочь ни в чем не могу.

О, Сергей Васильевич! Не относитесь к этому так презрительно! Уверяю вас, все это очень близко касается и вас самого! Еще сегодня вы говорили о том, как всякое колебание барометра отражается на вашей душе. Неужели вы думаете, что только один барометр обладает такою удивительною силою?.. Нет, Сергей Васильевич, вы так же, как и я, уж целиком находитесь во власти могучего «невидимого». Вы вот настойчиво проповедуете радость жизни и силу духа, а сами живете в темном мире нервной тоски и безволия. Вы утверждаете, что человек должен действовать из себя, что в таком случае он откроет в себе громадные богатства души, а все ваше богатство заключается лишь в поразительной черствости, самоуверенности и самовлюбленности. Только покамест все это скрашивается молодостью. А пройдет молодость - что от вас останется? Мы с вами одинаковые банкроты, мы одинаково слишком бедны и больны душою, чтоб расплатиться с громадными требованиями нашего разума… Есть другие люди, здоровые и сильные, люди нутра. Их можно убить, но невозможно расколоть надвое. Для них мысль, тем самым, что она - мысль, есть в то же время и действие… Вот вам тот человек, которого мы видели тогда у Варвары Васильевны. Мне кажется, такова и Таня. Ничего, что она так неразвита и узка, - в этом-то и есть ее сила!.. А наше с вами дело проиграно. Я это уже сознаю, вы еще не сознаете. Но недалеко время, когда перед вами встанет тот же вопрос… И над трупом Варвары Васильевны нужно этот вопрос решить честно и серьезно.

Сергей злобно и болезненно усмехнулся.

Ох, как вам хочется этого «честного» решения!.. Извольте, вот оно, по-моему: примиритесь с вашим «невидимым», полезайте назад в болото и благоденствуйте на здоровье. Вам ведь ужасно хочется этого решения. Но меня оставьте в покое. Будьте уверены, живым я в болото никогда не попаду!

Токарев молча махнул рукою. Он сидел на пригорке, охватив колени руками, и смотрел вдаль. Глухая, неистовая ненависть к Сергею охватила его. Сергей насмешливо и злобно подчеркнул то, чего именно и хотелось Токареву. Ну да, он именно и хотел, чтоб за ним было признано право жить таким, каков он есть, - где же другой выход? Сергей этого выхода не хочет признать… Хорошо! - подумал Токарев, охваченный тоскою и дрожью.

Он хрипло сказал:

Господи, какая ночь тяжелая!.. Сергей Васильевич сделайте одолжение, принесите мне воды из ключа. У меня так кружится голова, - мне кажется, я сейчас упаду… Она здесь недалеко, за бугром… Хоть в фуражку мою зачерпните, она суконная, не прольется… Ради бога!..

Сергей внимательно взглянул на Токарева и медленно ответил:

Давайте фуражку.

Он исчез за бугром. Токарев быстро вскочил и огляделся. Сырая, серая стена дождя бесшумно надвигалась в темноте и как будто начинала уже колебаться. Кругом была глухая тишь, у речки неподвижно чернели странные очертания кустов. Молодая лозинка над головою тихо шуршала сухими листьями. Безумная радость охватила Токарева. Он подумал: «Ну, получай свое решение!» - и стал поспешно распоясываться. Он был подпоясан вдвое длинным и крепким шелковым шнурком.

Волнуясь и спеша, Токарев дрожащими руками сделал на шнурке петлю и дернул ее, испытывая крепость. Петля была крепка. Он радостно улыбнулся, поднялся на цыпочки и стал привязывать петлю к суку лозины.