Главная · Выбор страны · Святые феодор стратилат и феодор тирон. Святые великомученики — воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат Феодор стратилат житие

Святые феодор стратилат и феодор тирон. Святые великомученики — воины Феодор Тирон и Феодор Стратилат Феодор стратилат житие

Он родился в городе Евхаит, с детских лет обладал красивой внешностью и многими талантами. Но самое главное, что дал ему Господь - это познание истинной христианской веры. Именно вера во Христа помогла ему победить огромного змея, который жил в пропасти в окрестностях города. Он пожирал людей, животных, вся округа боялась этого чудовища. Но святой Феодор вооружился мечом, а также молитвой, что принесло ему победу. За этот поступок его назначили стратилатом, т.е. военачальником в городе Гераклее. Но святой Феодор не просто служил людям в этой должности, но еще и занимался проповедью Евангелия. Со временем практически весь город принял христианство. В это время у власти находился император Ликиний, который начал жестокое гонение на христиан. Он приказал обезглавить святого Феодора. На что праведник ответил приглашением императора Линия в их город. Феодор пообещал ему, что лично принесет жертву языческим идолам. Ликиний поверил этим словам, святой Феодор Стратилат, как только приблизился к истуканам, тут же разбил их, а куски раздал нищим.

В этот же миг его схватили и подвергли жестоким истязаниям. Их свидетелем стал раб святого Феодора Уар. По молитвам святого Феодора, Господь исцелил его тело и даже свел с креста, на котором Феодор был оставлен на ночь. Когда утром стражники пришли ко кресту, чтобы убедиться в смерти христианина, то увидели его живым и здоровым. В эту же минуту они уверовали в Бога и недалеко от места казни приняли Святое Крещение.

Но избегать мученической кончины святой Феодор не желал. Вот почему, он добровольно предал себя в руки палачей. Пока он шел к месту казни, святой Феодор одним словом открывал темницы и освобождал оттуда людей. Те, кто прикасались к нему, тут же исцелялись. Святой Феодор принял мученическую смерть через усечение мечом его главы.

Военачальник в языческой стране - необычная фигура для христианства. Ведь одна из базовых ценностей - миротворчество - кажется на первый взгляд несовместимой с несением воинской службы у императора-язычника. Непротивление злу гораздо более, нежели нападение или хотя бы защита, подобает верующему. А святой великомученик Феодор Стратилат был военачальником города Гераклеи в Малой Азии.

На самом деле противоречия нет. Никогда не запрещалось верному христианину строить военную карьеру. Веками христиане-воины защищали свою веру и святое имя Бога, а после своей смерти почитались как святые. Для ликов этих мирных воинов очень характерно изображение не с крестом в руках, а с оружием. Мечом или чаще копьем , если говорить именно о Феодоре Стратилате.

В иконописи нет излишней детализации, но у каждой черточки и цвета есть свое духовное значение и глубокий смысл. Красные плащи воинов - символ мученической смерти, щиты - символ крепкой веры. Феодор Стратилат часто изображался сидящим на коне в память о его первом подвиге, в котором, по легенде, ему помогал конь.

Первый подвиг

Воин был красив и наделен многими талантами. Но своим главным оружием избрал молитву. Феодору Стратилату стало известно о чудовищном змее, который пожирал скот и людей в окрестностях Евхаита , его родного города.

Змей - часто используемый образ извечного врага Христа - сатаны , древнего змея-искусителя, дракона. Многие святые люди были драконоборцами . Соотечественник и тезка Стратилата, Феодор Тирон , спас от дракона свою мать Евсевию. Именно она помогла впоследствии Стратилату одержать победу над змеем из Евхаита .

Феодор Стратилат, не взяв никого с собой, а только помолившись, один отправился на поиск врага. На поле рядом с логовом змея он пустил коня пастись, а сам заснул. Недалеко от того места жила мать Тирона , христианка Евсевия , которая разбудила воина и умоляла уйти. Но он, призвав Бога на помощь, попросил и Евсевию молиться, а сам храбро бросился на врага. Феодор Стратилат разил мечом, а конь по просьбе всадника топтал змея копытами - и Бог даровал победу. Местные жители-язычники восхвалили “ Великого Бога Феодора” , и многие из них приняли крещение.

На фото выше - клеймо с новгородской иконы " Феодор Стратилат с житием" об этом подвиге.

В знак признания доблести Феодора Стратилата император Восточной части Римской империи Лициний назначил его стратилатом города Гераклеи . Сейчас это Черноморское побережье Турции. Он нес службу исправно, примером и словом обращая подчиненных ему язычников от идолопоклонства ко Христу.

Обманутый хитрец

Но страдания ждали великомученика Феодора Стратилата впереди. Император Лициний (бюст на фото ниже) был язычником и стал убийцей святого. Кара за все преступления настигла его в 324 г. н. э., когда император Константин Великий, предтеча христианской эпохи Римской империи, разбил язычника Лициния окончательно, став полноправным властителем империи. А бывшего соправителя повелел сослать и позднее казнить.

Но тогда, в 319 г. н. э., Лициний воинствовал против Церкви. Уже больше двух сотен лет христиане умирали за свою веру, но вера не умирала с ними, все больше язычников обращались во Христа. Ликиний давно понял, что отступление от веры предпочтительней смерти за нее . Помимо традиционно жесточайших гонений на христиан, он решил действовать хитро и политически расчетливо - обращать в язычество знатных и знаменитых христиан. Написал он письмо и Феодору Стратилату. Приняв и отпустив с большими почестями посланников императора, Феодор предложил императору с серебряными и золотыми идолами прибыть к нему в гости, так как сам не мог отлучиться со службы и покинуть Гераклею . Объясняя это тем, что народ мятежный, подверженный всякому зловредному влиянию христианского учения, но если только увидит, как сам император и его верный стратилат сообща поклонятся языческим богам, то простые люди воодушевятся и последуют их примеру.

Лициний попался в ловушку, сам собрал и привез в дом Феодора всех языческих идолов, ожидая, что на следующий день они вместе на глазах всего народа воздадут им все подобающие почести и жертвы. В ту же ночь Феодор Стратилат разбил все статуи, а обломки раздал беднякам.

Первая смерть

Надо ли говорить, что Лициний жестоко отомстил Св. Феодору Стратилату за разрушение истуканов. Еще накануне император предвкушал большую победу - отступление знаменитого воина-христианина, но был жестоко разочарован. Пытки великомученика продолжались несколько дней - огнем и железом истязали тело, морили голодом и жаждой, вырвали глаза и распяли. На ночь тело оставили на кресте, сочтя мученика мертвым . Но явился Божий ангел , снял страдальца с креста и исцелил его.

Солдаты Лициния , только накануне пытавшие святого Феодора, приняли крещение во Христа сразу же в ближайшем источнике, как только увидели великомученика сидящим невредимым у креста, на котором вчера его распяли. А народ Гераклеи , среди которых много было и верующих, возмутился чрезвычайными страданиями любимого военачальника и воодушевился его чудесным избавлением и исцелением. Началось восстание против языческой власти Лициния . Но Феодор Стратилат положил конец междоусобице и успокоил народ, а сам принял смерть, добровольно сдавшись Лицинию . По легенде, идя на смерть , великомученик взглядом открывал двери темницы и исцелял больных лишь прикосновением. Второй раз Лициний не стал тратить время на пытки и повелел отрубить святому голову.

Вторая смерть

Отказ от чудесного избавления, но принятие смерти или мучений за сотни лет до жизни Феодора Стратилата были знаковыми в христианстве.

Арестованные за проповедь апостол Павел и его соратник Сила, когда ангел чудесным явлением потряс само основание темницы и освободил их, остались в камере. Казалось бы, Господь сам избавляет, беги! Но с великой верой остались заключенные в неволе, чтобы узами своими проповедовать язычникам. Чем положили начало многим крещениям среди них.

Сам Господь Христос Иисус не пожелал избежать ареста и позорнейшей, предназначавшейся только рабам Римской империи казни . Как же мог раб Божий Феодор отказаться от смерти, которая прославит Бога? С верой он обратился к бунтующему народу и призвал к спокойствию. Напомнил им, что сам Христос мог призвать легионы ангелов и спастись от крестной смерти, но не пожелал.

Его стойкость воодушевила еще больше людей: тех, кто видел пытки, тех, кто пытал и казнил его, тех, кто только слышал об этих ужасах и чудесах, - прославить Бога и отказаться от язычества.

Помни меня

Казнь состоялась 8 февраля 319 года н. э. по Юлианскому календарю, православные христиане поминают святого 21 февраля (в соответствии с Григорианским календарем ). День захоронения его тела на родине в Евхаитах - 8 (или 21) июня, второй день памяти святого.

Раб Св. Феодора Стратилата, Уар , был подле хозяина до последней минуты. Именно к нему обратился мученик с последней просьбой, а после смиренно преклонил голову под меч. Он повелел рабу подробно описать свои жизнь и мученическую смерть - он хотел, чтобы люди помнили Феодора Стратилата и прославляли через него Бога.

И люди не забыли. Храмы имени Феодора Стратилата существуют по всему миру.

Великий Новгород

В этом старинном городе есть две церкви Феодора Стратилата. Одна расположена на ул. Щиркова , на Софийской стороне. Кто и когда основал и построил ee - неизвестно, но стояла она еще до монгольского ига. Тогда она была посвящена Феодору Тирону , с которым часто путают Стратилата. И тому много причин.

Жили святые практически в одно время и в одной местности, оба были воинами и драконоборцами . Евсевия , мать Тирона , которая возле своего дома похоронила тело Феодора Тирона после его мученической смерти , каждый год поминала сына. Она же помогла Феодору Стратилату в битве со змеем недалеко от своего жилища. Там же был похоронен мученик Стратилат, подле Феодора Тирона .

Церковь Феодора Стратилата (бывшая Тирона ) неоднократно перестраивалась. В 1804 году к ней была пристроена колокольня, и с тех пор архитектура осталась неизменной. В годы Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен, но эта церковь почти не пострадала.

Еще одна церковь Феодора Стратилата стоит недалеко от Федоровского ручья и так и называется - Церковь на ручью (на фото выше). Это одно из самых известных в России святых мест, связанных с именем великомученика. Даже для Новгорода, в котором множество древних святых мест и реликвий, эта церковь очень примечательна. Построена она в классическом новгородском стиле в 14 веке , но со множеством декоративных элементов на фасадах, что является существенным отступлением от архитектурной строгости других храмов той эпохи . Существуют предположения, что автор фресок, которые украшают храм изнутри и частично сохранились, - знаменитый Феофан Грек. Они выполнены в необычной для Новгорода красно-коричневой гамме. Хотя славянский тип внешности святых на фресках указывает на то, что авторами были новгородские художники - ученики Феофана Грека.

В Новгородском государственном музее хранится икона “ Феодор Стратилат с житием” конца 15 века (на фото выше). Она была перенесена в музей из Церкви на ручью и очень хорошо сохранилась. Икона выполнена в ярких тонах, передает духовный смысл страданий, более возвышая их, чем повествует о муках и боли.

Москва

В Москве, в Архангельском переулке, стоит церковь Святого Феодора Стратилата - вторая из двух церквей Антиохийского подворья. Первая - церковь Архангела Гавриила - была одновременно и церковью, и колокольней. Построил ее сам сподвижник Петра Первого А. Д . Меньшиков в самом начале 17 века , поэтому еще её называют Меньшиковской башней. Но в 1723 году удар молнии вызвал пожар, и церковь лишилась ангела со шпилем и верхнего яруса, долгие годы простояла обгорелой развалиной. Отстроил ее лишь спустя 50 лет Измайлов Г. З. , чтобы проводить в ней масонские собрания. Только в 1863 году в храме опять стали совершать богослужения.

Уже в 1806 году рядом закончили строительство церкви Феодора Стратилата, соседки и “ младшей сестры” Меньшиковской башни, так они похожи. Старшая " сестра" оказала влияние на младшую. Церковь Феодора Стратилата тоже строили под колокола, но изначально планируя, что это будет теплый храм. “ Старшая сестра” была знаменита как холодная церковь с короткими богослужениями. Из-за больших размеров было сложно и дорого протопить все помещение, и холод не позволял долго предаваться духовным занятиям. Рядом с церковью расположен и дом-причта - дом для служителей церкви, построенный в 1827 году. Примечательно, что множество ложных окон наводит на мысль, что и при строительстве этого дома планировали сэкономить на его отоплении.

Санкт-Петербург

Феодор Стратилат был любим во всем мире, почитаем как покровитель воинов. Сохранилось множество икон с его ликом самых разных школ и форматов, которые хранятся как в святых местах, так и в музеях.

В Эрмитаже можно увидеть миниатюрное мозаичное изображение Феодора Стратилата. Икона датируется первой четвертью 14 века и сделана в Византии. Изначально мозаикой выкладывали пол, позднее - стены и потолки христианских церквей, богатых домов и дворцов, а из кусочков драгоценных минералов начали создавать портативные иконы - по фотографии сложно судить о размере, между тем самая большая сторона иконы - всего 9 см.

Федоровский монастырь в Переславле-Залесском

В 1304 году сошлись в битве за власть москвичи и тверичане . В честь победы на месте страшной сечи московский князь повелел заложить Федоровский монастырь. Первой и древнейшей постройкой монастырского комплекса является Федоровский собор, датируемый 1557 годом. Деньги на строительство по случаю рождения сына Федора пожертвовал сам Иван Грозный. На пожертвования царевны Натальи Алексеевны, родной сестры Петра Первого, которую тот очень любил, построены еще две церкви монастыря - больничная церковь Казанской иконы Божьей матери и трапезная Введенская церковь.

В 1667 году моровая язва скосила население Переславля-Залесского, оставив после себя много вдов и девушек, которые бродяжничали или ютились по местным жителям. Пойти бы им в монахини, но куда? Монастырь мужской, пусть монахов всего десять человек. Царь Алексей Михайлович и патриарх Иосиф пожалели бедных женщин - монастырь обратили в женский, монахов перевели в окрестные обители, а монастырю подарили земли для пропитания послушниц. Также в монастыре всегда процветали самые разные ремесла - от ткачества до иконописной мастерской.

Монастырь Челтер-Коба в Крыму

В Крыму, в западной части мыса Ай-Тодор, есть действующий мужской монастырь Феодора Стратилата. Татары называли его Челтер-Коба , в переводе - " пещерная решетка " : деревянные лестницы и переходы, соединяющие пещеры монастыря, оправдывали такое название. И по сей день монашеские кельи, склады, трапезный зал, пещерный храм великомученика Феодора Стратилата располагаются в природных гротах. В самой большой пещере для алтаря было выбито специальное квадратное отверстие. В северо-восточной части был баптистерий. Еще в монастыре сохранились девять могил. Их большое количество говорит о том, что здесь погребали не только монахов, но и защитников крепости Сюйрень , которая располагалась на склоне соседнего мыса Куле-Бурун и была построена для обороны северной границы княжества Феодоро .

Крепость защищала и местных жителей, и монахов, а в храме Феодора Стратилата, прямо в пещере, совершались богослужения для верующих, живущих в окрестностях. Монастырь был основан в 8 - 9 веке и действует до сих пор, хотя в 1475 году вторжение турецкой армии в Крым на более чем 500 лет прервало служение в монастыре.

Люди не забывали святого и великомученика и благодаря чудесам, которые не прекратились после его смерти.

Дамаск

Недалеко от Дамаска, в городке Караста , стоял храм Феодора Стратилата. Но городок захватили разбойники-сарацины. Они сделали святое место своим жилищем. Однажды в шутку один из них выстрелил в стену из лука и “ ранил” образ Феодора в правое плечо. Из нарисованного красками на стене лика потек ручеек крови. Сарацины удивились, но не поняли этого знамения, а это было последнее предупреждение. Вскоре всех осквернивших Божье место нашли мертвыми . По одной версии, святотатцев - а их было около двадцати семейств - погубил мор, который не тронул других жителей города. По второй версии легенды, они передрались между собой насмерть.

В Ветхом Завете мор - одна из десяти казней Египта. Есть много историй, когда несколько сотен воинов избранного народа побеждали многотысячные армии язычников - иногда малыми усилиями, а порой просто находя вымерший лагерь врагов, которые были охвачены безумством и поубивали друг друга. Оставалось только делить добычу! Что бы ни случилось на самом деле, важно одно - святость Божьего присутствия неприкосновенна.

Кострома

У рода царей Романовых есть икона-покровительница - Федоровская икона Божьей Матери. Считается, что написал ее Лука, один из четырех евангелистов. Имя иконе дал отец Александра Невского, которого при крещении нарекли Федором в честь Феодора Стратилата.

У иконы яркая история со многими знамениями. А обретение ее связывают с Феодором Стратилатом, покровителем Костромы - города , где сейчас хранится икона. Именно Феодора видели костромчане за день до судьбоносной охоты, когда князь и младший брат Александра Невского, Василий Костромской , преследуя зверя, нашли икону в лесу на дереве. Некий воин, похожий на образ Стратилата в Костромском соборе, накануне ходил по улицам города, держа в руках икону. До того дня ее считали сгоревшей вместе с Городецкой часовней, в которой она хранилась раньше.

Иноземные принцессы-невесты царевичей брали себе отчество Федоровна , когда принимали православие, тоже в честь этой иконы-покровительницы рода.

С ней же связано окончание Смутного времени конца 15 и начала 16 веков и избрание на царство Михаила Федоровича , начало правления рода Романовых. Когда 23 марта 1613 года послы Земского собора прибыли сообщить ему об избрании, мать будущего царя, инокиня Марфа, долго не соглашалась благословить сына царствовать. И лишь когда простерлась ниц перед Федоровской иконой, через молитву Богородице, у которой испросила мудрости будущему правителю и благодати для всей страны, согласилась.

И жизнью, и мученической смертью проповедовал великомученик Феодор Стратилат о своем Великом Боге и после смерти не оставил своего служения!

Святой Феодор был воином римской армии, человеком храбрым и мужественным. Он жил в 4 веке, в городе Евхаиты, тайно исповедуя веру в Иисуса Христа, ибо то было время жесточайших гонений. В окрестностях Евхаит было поле, на котором в глубокой впадине поселился огромный змей. Когда он выходил из своего логова, земля в этом месте потрясалась; выйдя же, прожорливое чудовище нападало на людей и животных и многих таким образом погубило. Феодор, услышав об этом, помолился Богу и сказал сам себе: «Пойду и избавлю мое отечество от этой напасти силой Господа Иисуса Христа».

Он сел на коня и поехал в поле и, приблизившись к жилищу змея, сказал ему: «Повелеваю тебе именем Господа нашего Иисуса Христа, пострадавшего за род человеческий: выйди из логовища своего и приползи ко мне». Змей, услышав голос святого, зашевелился, и земля на том месте потряслась. Феодор же осенил себя крестным знамением и убил выползшего змея мечом. После этого он, благодаря Бога, возвратился в свой полк. Тогда многие жители Евхаит уверовали во Христа и крестились.

Весть о подвиге святого Феодора донеслась до самого императора, и тот наградил его за храбрость, назначив воеводой (стратилатом) города Гераклеи. Награждая его, царь не знал, что Феодор - христианин, а тот, проживая в Гераклее, проповедовал Истинного Бога, и в короткое время уверовали во Христа и крестились почти все гераклейцы.

Скоро об этом донесли императору Ликинию, и он сам поехал к Феодору со свитой и множеством воинов. Накануне приезда императора, ночью, когда Феодор молился, ему было такое явление: он увидел себя в храме, крыша храма отверзлась, и оттуда воссиял свет небесный и послышался голос: «Дерзай, Феодор! Я с тобою». Император вступил в Геракпею, но святой не захотел сразу исповедовать перед ним Христа: когда Ликиний потребовал, чтобы Феодор принес жертвы идолам, он ответил согласием и только попросил дать ему этих идолов до утра. Император разрешил, и Феодор, унеся домой золотые и серебряные статуи, раздробил их на части и раздал эти куски нищим.

Узнав об этом, Ликиний страшно разгневался и предал Феодора на мучения. Его били воловьими жилами по спине и по животу, потом били оловянными прутьями, строгали железными когтями и жгли свечами. Потом Феодора на пять дней поместили связанного в темницу и морили голодом, а затем пригвоздили ко кресту, как когда-то нашего Господа и Спасителя. Тело мученика было так истерзано, что все думали, что он скоро умрет, и оставили его висеть на кресте. Но ночью ангел Господень освободил и полностью исцелил святого. Когда утром ко кресту пришли воины, чтобы взять тело Феодора, они встретили его самого, сидящего на земле и поющего хвалы Богу. Тогда эти воины - семьдесят солдат и два сотника- уверовали во Христа. Император послал 300 воинов во главе со своим наместником Сикстом перебить всех уверовавших. Но сбежалось много народа, и все единодушно стали исповедовать:

«Един есть Бог христиан, и нет иного, кроме Него!»

В народе начался мятеж, наместника Сикста и еще нескольких язычников убили. Но Феодор громко сказал: «Возлюбленные, перестаньте! Господь наш Иисус Христос, вися на кресте, удерживал ангелов, чтобы они не отомстили роду человеческому».

Христиане послушались Феодора, и, когда пришел посланный Ликинием воин, не убили его, как хотели, ибо святой мученик Феодор сказал им: «Братия и отцы! Мне теперь подобает отойти ко Господу моему».

Он перекрестился и преклонил под меч свою голову. Его с почестями погребли в Евхаитах, и от мощей мученика совершилось много чудес, во славу Христа Бога нашего. Аминь.

Жизнеописание

Научный подход к житию

Жития святого

В древнерусской литературе существуют три варианта жития Феодора Стратилата, которые специалисты называют «краткое», «полное» и «славянская версия».

Эти три жития переведены с греческого и представляют из себя житие-мартирий .

Эти два варианта жития являются переводом греческих оригиналов, которых тоже было два, и они также отличались упомянутым эпизодом. Эти варианты текста сохранились и хранятся в Ватиканской апостольской библиотеке (полная - № 1993, краткая - № 1245).

Но в общей рукописной традиции намного чаще встречается полный вариант сказания, который начинается так:

Третья версия - это перевод греческого текста жития, которое вошло в сборник Дамаскина Студита «Сокровища» (греч. Θησαυρός ) XVI века , в переводе Арсения Грека .

По всей видимости этот текст был скопирован в сборник А. И. Анисимова , который назвал его «славянской версией». Позже, в 1715 году этот труд Дамаскина Студита был полностью переведён Феодором Герасимовым Полетаевым.

В этой работе название жития выглядит так: «Мучение святаго славнага великомученика Феодора Стратилата, преложенное на общий язык последнейшим в монасех Дамаскином иподиаконом и Студитом» , который начинается словами:

Яко несть слаждшо блазей душе благочестиваго человека…

Объединение и перевод этих версий были выполнены Дмитрием Ростовским , труды которого вышли в 1689-1705 годах и были признаны наиболее удачными .

Эта книга последнее время переиздаётся раз в десятилетие, последнее переиздание было в 1998 году (том 7 - февраль) .

Сложности изучения текстов жития святого

Сам перевод греческих текстов часто приводил смешению текстов при некоторых переводах, что являлось проблемой не только славянских переводчиков. Проблемой стала близость святых Феодоров - Тирона и Стратилата - они оба почитались христианскими воинами, жили в одной местности в одно и то же время, победили каждый своего змия, были покровителями воинства Византийской империи .

К тому же тексты жития упомянутых святых читаются недалеко друг от друга: во-первых, празднование памяти святых в календаре располагалось недалеко, некоторые Четьи-минеи составлены так, что рассказы о святых идут друг за другом. Поэтому при домашнем чтении житий святых в представлении читающего (переписчика, переводчика) эти истории переплетались и существуют ошибки переписки и перевода. Во-вторых, во время чтения «Златоуста » эти жития читаются рядом и слушателями могут восприниматься как единое целое.

В некоторых культурах черты святых проникают друг в друга, учёные приводят пример грузинского перевода, в котором мученик один, и его имя - «Феодор Стратилон» . Змееборчество Феодора Стратилона описано по житию Феодора Стратилата, а мучения и смерть персонажа совпадают с греческим текстом жития Феодора Тирона. Существуют тексты Златоустов, в которых Феодора Тирона именуют «Стратиот» . Также есть апокрифические тексты, в которых Тирону приписывают воинское звание стратига , что является несоответствием («Тирон» переводится как новобранец).

Дополнительную путаницу вносят - по житию Феодора Тирона именно он, а не Феодор Стратилат поражает змея, который сторожит .

Научные исследования жития святого разделяют эту ошибку, академическое издание Истории русской литературы 1941 года содержит текст:

Феодор Тирон спасает от змия Евсевию, а Феодор Стратилат является спасителем своей матери

Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература

Это является ошибкой, так как Тирон спасает свою мать, а . Также в научных исследованиях встречается путаница с датами памяти святых и текстами чтений в эти дни.

Краткие молитвенные песнопения
праздника Феодора Стратилата

Величаем тя,
страстотерпче святый Феодоре,
И чтим честная страдания твоя,
яже за Христа претерпел еси.

При этом практически все византийские и древнерусские изображения святых изображают их так, что отличия между ними становятся явными. Житийная икона Феодора Стратилата, которая хранится в Новгородском музее , изображает обоих святых.

События жития святого

Победа над змием

Согласно житию, Феодор был талантливым, храбрым и красивым юношей. События, которые прославили Феодора, произошли в правление императора Ликиния . В этот период происходили обширные гонения на христиан, но император, увидев, что большинство из них с радостью идут на смерть за свою веру, в первую очередь стал преследовать высокопоставленных христиан. Феодор разделил судьбу Сорока Севастийских мучеников и других мучеников из числа окружения императора.

Феодор родился в городе Евхаит (Малая Азия) и служил в императорской армии. Слава о его воинской доблести распространилась после того, как он убил змея, жившего недалеко от Евхаита. По преданию, этот змей жил в провале на пустынном поле, которое находилось на север от города. Раз в день он выбирался оттуда и в этот момент его жертвой мог стать любой зверь или человек. Насытившись, он возвращался в своё логово.

Феодор, не уведомив никого о своих намерениях, решил избавить город от этого чудовища и выступил против него со своим обычным вооружением. Придя на поле, ему захотелось отдохнуть в траве, но его разбудила престарелая христианка Евсевия. Евсевия, в доме которой были погребены мощи Феодора Тирона , предостерегла его об опасности. Феодор помолился, сел на своего коня, и вызвал змея на бой. После того, как Змей выполз из подземного убежища, конь Феодора вскочил на него копытами и всадник поразил его.

Жители города, которые видели змеиное тело, связывали подвиг с верой Феодора и удивлялись силе христианства . После этого он был назначен военачальником (стратилатом) в городе Гераклее, где активно проповедовал христианство. Большая часть горожан была обращена им в христианскую веру. Об этом доложили императору Лицинию, который послал за ним сановников, пригласивших Феодора к себе. В ответ Феодор пригласил императора в Гераклею, пообещав устроить там пышное жертвоприношение языческим богам.

Вот часть послания Феодора к императору. Он пишет, что не может покинуть город из-за сложившейся ситуации:

…многие, оставив отечественных богов, поклоняются Христу , и почти весь город, отвратившись от богов, славит Христа, и грозит опасность, что Гераклея отступит от твоего царства…

…посему, потрудись, царь, и приди сюда сам, взяв с собою изваяния более славных богов, - сделай это по двум причинам:

  1. чтобы усмирить мятежный народ;
  2. чтобы восстановить древнее благочестие;
ибо когда ты сам с нами пред всем народом принесешь им жертвы, то народ, увидев нас поклоняющимися великим богам, станет подражать нам и утвердится в отечественной вере

Жизнеописание Феодора Стратилата было записано его слугой и писцом Уаром, который был очевидцем событий и исполнителем его последней воли.

Упоминание о святом

Существуют предания о чудесах, связанных с Феодором Стратилатом.

При захвате Сирии сарацинами В храме Феодора Стратилата, который был расположен недалеко от Дамаска в местечке Карсата произошли события, о которых упоминали Анастасий Синаит , патриарх Антиохийский и Иоанн Дамаскин , жившие в VII - VIII веках . Когда местность была захвачена, храм был разорён и впоследствии подвергся осквернению, в нём поселились сарацины. В какой-то момент один из них выстрелил из лука в изображение святого Феодора Стратилата, написанное на стене церкви красками . Стрела попала в правое плечо святого и, по преданию, по стене потекла кровь . Те, кто жили в здании, удивились этому факту, но не покинули здания церкви. Через некоторое время все, жившие в церкви, скончались, а это было около двадцати семей . Причины болезни остались невыясненными, при этом жители окружающих домов были живы и здоровы. В последнем сражении Русско-византийской войны 970-971 годов По утверждениям «Повести временных лет » святой помог грекам в сражении июля 971 года - при существенном численном перевесе скифов битва закончилась безрезультатно, а Святослав Игоревич был ранен.

Иконография Феодора Стратилата

Феодор Стратилат изображается в пластинчатом доспехе , чаще всего в правой руке он держит копьё , которое изображается вертикально (в отличие от Феодора Тирона, копьё которого располагают по диагонали рисунка). Также на иконах часто изображают щит (в основном - круглый), русские иконописцы позже стали писать щит времён Дмитрия Донского . Кроме этого, встречаются иконы, на которых Феодор Стратилат держит крест . Значительно реже встречаются иконы, на которых в руках святого изображён меч . Значительно реже встречаются иконы, на которых Феодор изображён восседающим на коне. В основном это восточная традиция, в ней существуют некоторые особенности иконописи - на коне Феодора изображается маленький сарацин , также как и на иконах Георгия Победоносца. Этот сарацин является воплощением тех арабов, которые заодно со святым. Масть лошади под святым Феодором на коптских иконах изображается белым, иногда - буланым или соловым.

Феодор Стратилат и Богоматерь Этот сюжет имеет место быть в католической традиции. В православии встречается сюжет святого с Федоровской иконой . Феодор Стратилат и Феодор Тирон Существует большое количество икон, на которых изображены эти святые. По преданию, они оба происходили из одной и той же местности. Оба они были были воинами, в но занимали разные должности: слово «Стратилат» переводится как военачальник, а «Тирон» значит новобранец. Такая распространённость икон связана с тем, что во времена Византийской империи этим святым поклонялись как олицетворению христианского начала в военной мощи империи. К тому же они считались заступниками христианского населения страны. Феодоры также были связаны с Георгием Победоносцем . Эта связь прослеживается по преданиям Византийской эпохи. Феодор Стратилат и великомученица Ирина Распространение этих икон связано с тем, что эти мученики являлись тезоименитыми святыми царя Феодора Иоанновича и царицы Ирины Феодоровны Годуновой , венчание которых состоялось в 1580 году . В течение последующих двенадцати лет после свадьбы у них не было детей , что являло серьёзную проблему для царской фамилии. По всей России были построены многочисленные церкви в честь святых Феодора и Ирины, а также открыты приделы в храмах. Из-за того, что в короткое время было написано большое количество икон, они связаны между собой техникой исполнения и перекликаются со светской техникой того периода. Житийные иконы Во второй половине XVI века получили распространение житийные иконы святого Феодора, бывшего патрональным святым царя Фёдора Ивановича. В качестве художественных памятников исследователи выделяют пять таких икон:

  1. Храмовая икона Феодоровского собора Феодоровского монастыря .
  2. Храмовая икона церкви Феодора Стратилата на Ручью второй четверти XVI века.
  3. Икона из Кальбенштайнберга
  4. Псковская или новгородская икона неизвестного происхождения третьей четверти XVI века, хранящаяся в Государственном Русском Музее
  5. Храмовая икона Федоровского придела церкви Иоанна Лествичника Кирилло-Белозерского монастыря, выполненная около 1572 года.

Считается, что для икон, которые находятся в Русском музее (№ 4, 5) прообразом стала икона Феодоровского монастыря.

Память о Феодоре Стратилате

Существует улицы, населённые пункты, которые носят имя святого. Особое почитание святого Феодора в городе Костроме , которая была восстановлена в 1239 году Ярославом Всеволодовичем . Тогда он поставил в центре города деревянную церковь Феодора Стратилата.

Есть определённое количество монастырей и церквей, которые поставлены в честь Феодора Стратилата, также есть церкви, в которых хранится частица мощей святого.

Примечания

  1. О. В. Творогов Мучение Феодора Стратилата : Электронная публикация. - СПб. : .
  2. Погожев Е. Н. (Поселянин) Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. - 1995. - 320 с.
  3. Священник Вадим Коржевский О значении Четьи-Миней св. Димитрия для русского народа : Электронная публикация. - СПб. : Русская линия, 7 июля 2006.
  4. Святитель Дмитрий Ростовский День восьмой // Жития святых / Репринтное издание 1905 года. - М .: Терра-Книжный клуб, 1998. - Т. 7. Февраль. - С. 160-173. - 416 с. - (Русь православная). - ISBN 5-300-01409-5
  5. Еремин И. П., Скрипиль М. О. Житийная литература [в переводах XI - начала XIII века] // История древней русской литературы . - 2. - М ., Л. : Издательство АН СССР , 1941. - Т. 1. - С. 87-113.
  6. П. П. Муравьев, А. И. Анисимов Новгородская икона св. Феодора Стратилата. - 1916.
  7. Архивировано
  8. Сегень А. Ю. Египет - вторая родина Христа. Коптские иконы // электронная версия «Православной газеты Екатеринбург» . - 2007. - № 9.
  9. Тур 3. По святым местам Афины - Патры . Описание достопримечательностей . туристическое агентство "Греция для тебя". Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 26 марта 2010.
  10. Икона «Святой Феодор Стратилат и мученица Ирина» 1580-е-1590 год. Москва . Частный музей Русской иконы . - Серьёзная статья, снабжённая ссылками на архивные исследования. Архивировано из первоисточника 25 августа 2011. Проверено 26 марта 2010.
  11. Сорокатый В. М. Икона «Феодор Стратилат в житии» в Кальбенштайнберге (Германия) // Ферапонтовский сборник. VI : Антология. - М .: Индрик , 2002. - С. 190-222. - ISBN 5-85759-210-0 .

Ссылки

  • Феодор Стратилат, Гераклийский, Великомученик . Официальный сайт храма великомученика Феодора Стратилата. Архивировано из первоисточника 12 марта 2012. Проверено 24 марта 2010.
  • Церкви и часовни на территории России, освященные во имя Феодора Стратилата

Феодор Стратилат причислен к ряду святых великомучеников в христианстве.

Жизненная история Феодора

Рожден Феодор в городе Евхаите. Вырос он знатным юношей со многими дарованиями Божественными и ликом прекрасным. За смелость и светлость ума он был назначен стратилатом в войсках города Гераклея.

В подчинении у него были язычники, которые вскоре приняли христианство, когда увидели его уверенность и пример праведной жизни. Так через время и все горожане обратились в веру Феодора. Жестокий император, правивший в то время, желая искоренить новую веру.

Он организовал преследования на основных помощников Феодора и самого него. Но пойдя на хитрость, Феодор пригласил его на языческое жертвоприношение. Однако, святой попросил принести всех золотых идолов из всего города. Ослепленный ненавистью к христианству, император поверил его словам и выполнил его просьбу.

Придя на мероприятие, он понял, его видеть там не рады. Все идолы были разбиты на куски, а кусочки золота раздали беднякам.

Праведные деяния

В народе Феодора запомнили как храбреца одолевшего змея разорявшего села в округе. Он выползал из норы в пустынном поле и поедал людей и скот, держал всех в страхе. Феодор Стратилат взял на битву с собой лишь меч да молитву.

Вызвав врага на бой, конь святого вскочил на змея, и всадник поразил противника мечем. Люди, видевшие тело змея, связывали подвиг Феодора с его верой и силой Господа. Об этом происшествии узнали со временем все сторонники христианства.

Мучения и кончина мученика

Схватив Феодора император приказал подвергнуть тело его мучениям разным. Его жгли огнем, рвали плоть железными когтями, высекали. Затем его оставили на 5 суток в темнице без еды. Последней пыткой, как считал император, ибо убьет она его, было таковым: на всю ночь оставили его распятым на кресте, а пред этим ослепив.

Провел он это время читая молитву обращаясь к Господу и прося чтобы забрал он его на небеса. Но пришел Ангел и исцелил святого. После такого чуда весь город уверовал в Господа. А Феодор отдал последние указания своим подданным о разных вопросах и месту его вечного упокоения.

Облик в иконописи

Феодора изображают в облицовках воина. Одет он в доспехи и вооружен копьем. Существует небольшое количество икон на которых он изображен с мечем. На некоторых иконах святого можно увидеть щит времен Д. Донского. Значительно реже, встречаются иконы с Федором в облике всадника на белом коне.

Феодор Стратилат и другие великомученики

Существуют различные иконы где Феодор изображается не сам, а с кем-то из других святых, чаще всего это:

  • Феодор Тирон;
  • великомученица Ирина.

Феодор Стратилат и Феодор Тирон по преданиям происходили из одной и той же местности, также были воинами, но разницей было между ними лишь должности которые они занимали.

В византийскую эпоху из обоих связывали с Георгием Победоносцем. Славу иконы Феодора и Ирины получили благодаря браку царской семьи тезоименитым святым. Долгое время в царской семьи не было детей, поэтому по приказу царя, массово стали стоить храмы имени святых и писать их иконы.