Главная · Выбор страны · По программе жилье российской семье. Государственная программа — доступное жилье для молодой российской семьи

По программе жилье российской семье. Государственная программа — доступное жилье для молодой российской семьи

Федеральным законодательством на 2019 год предусмотрены различные жилищные программы, на основании которых молодые семьи и иные льготные категории могут получить возможность приобрести объекты жилой недвижимости по сниженной цене. Именно о таких льготных программах и пойдет речь ниже.

На кого рассчитаны государственные программы

Согласно написанному в них, в период времени с 2014 по 2019 года на территории муниципальных образований планируется постройка экономического жилья для обеспечения им социально плохо защищенных категорий лиц.

Данным Постановлением определены следующие задачи (суть) жилищных программ на 2019 год:

  • приобретение жилых квадратных метров за счет привлечения ипотечного кредитования, материнского капитала, собственных накоплений граждан (в новом доме);
  • увеличение количества строящегося жилья (квартир), за счет привлечения инвестиций из регионов и муниципальных образований;
  • улучшение жилищных условий граждан, а также совершенствование структуры ЖКХ;
  • уменьшение цены, то есть снижение его стоимости за квадратный метр до 80% от рыночной цены, но не более 40 тысяч рублей за квадратный метр (нижний предел не предусмотрен).

Теперь перейдем к рассмотрению вопроса, на кого рассчитаны государственные жилищные программы на 2019 год.

  1. Молодые семьи. К ним относятся люди, которые не достигли возраста 35 лет, находятся в официальном браке, а также имеют одного или нескольких детей, не достигших возраста 18 лет. Супруги должны быть трудоспособными, работать и получать официальный доход.
  2. Работники здравоохранения (врачи), образования (учителя), а также иных государственных учреждений (бюджетники). Их в список могут включать регионы, принимающие участие в программе.
  3. Многодетные семьи, родители одиночки, инвалиды, участники боевых действий. То есть те люди, которые нуждаются в дополнительной социальной защите со стороны государства.
  4. Работники силовых структур.

Нужно запомнить, что данные программы распространяются только на объекты жилой недвижимости, которые находятся в новостройках (первичном жилом фонде).

Виды программ

Согласно , предусмотрены следующие льготные программы по покупке жилья:

  • программа « «;
  • доступное жилье для людей, относящихся к категориям участников боевых действий и ВОВ;
  • программа рассчитана на материальную поддержку работников бюджетных организаций для того, чтобы они могли купить недвижимость или улучшить свои жилищные условия;
  • помощь в приобретении и строительстве жилых объектов для сельских территорий.

Рассмотрим каждую программу отдельно.

Программа «Молодая семья»

Для реализации всех вышеуказанных программ на правительственном уровне создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АИЖК). Именно оно и выделяет средства на реализацию всех направлений.

Для того чтобы стать участником этого направления граждане должны соответствовать таким критериям.

Они обязаны состоять в официальном браке, иметь доходы (подтверждаются различными финансовыми документами). Им не должно исполниться 35 лет на момент обращения в муниципальные органы за жильем. Кроме этого в семье должен быть один ребенок или несколько детей.

Сюда также относятся многодетные семьи (3 и более малышей), а также матери (отцы) одиночки. Для приобретения жилья могут быть использованы личные накопления, материнский капитал, ипотечное кредитование (предоставляется на льготных условиях).

Для постановки в очередь, лица должны отдать соответствующее и в муниципалитет и АИЖК, и подать пакет документов, подтверждающий статус семьи.

Программа «Жилище»

Среди жилищных программ на 2019 год, которые продлены правительством, отдельное место занимает «Жилище».

Ее основной целью является удешевление цены квадратного метра, а также стимулирование регионов и муниципальных образований к обновлению государственного жилищного фонда, улучшения системы ЖКХ, а также обеспечение максимального количества жителей страны доступным (экономичным) жильем.

На данный период времени значительного экономического эффекта это не принесло, но те, кто хочет воспользоваться таким предложением, должны подпадать под те критерии, которые установлены для молодых семей. По сути «Жилище» это разновидность программы «Доступное жилье для молодой семьи».

Главное отличие состоит в том, что «Жилище» предусматривает только покупку объектов жилой недвижимости в новостройках. То есть получить льготы и компенсации от местных бюджетов при покупке жилья на вторичном рынке не получится.

Нужно запомнить, что все действующие жилищные программы 2019 года, предусматривают частичное финансирование из федерального и регионального бюджета. Поэтому не все регионы в них участвуют.

Жилищные программы для участников ВОВ и боевых действий

Льготные жилищные программы для участников боевых действий, ВОВ, а также приравненных к ним граждан, их родственников полностью регулируются федеральным законодательством, и не приостановлены на 2019 год.

Получить желаемые квадратные метры таким образом можно по следующему алгоритму.

  1. Лицо, которое имеет такой статус, подает специальное заявление в орган социальной защиты и прикладывает к нему соответствующие документы.
  2. Далее из государственного бюджета выделяются средства, которые не даются на руки, а поступают в виде специального сертификата. Согласно действующему законодательству малоимущий ветеран имеет право на получение бесплатных 18 метров жилой площади. Стоимость таких метров рассчитывается исходя из установленных государством средних рыночных цен по данному региону.
  3. После получения сертификата он подается продавцу, и происходит сделка купли-продажи.

При этом, если ветеран хочет купить квартиру большую по жилой площади, он доплачивает из своих средств или берет ипотеку. Жилье по такой программе можно приобретать на первичном и вторичном рынке.

Жилье для бюджетников

Государственные жилищные программы на 2019 год, как и на другие годы, предусматривают предоставление льгот и субсидий на покупку жилых квадратных метров теми гражданами, которые работают в бюджетных сферах (врачи, учителя).

Для тех лиц, которые трудятся в бюджетной сфере, предусмотрены следующие скидки на покупку квадратных метров.

  1. Льготный ипотечный кредит. Квартиры или небольшие частные дома могут приобретаться на вторичном или первичном рынке недвижимости, но такие объекты обязаны попадать под определенные критерии. Они должны относиться к классу экономического жилья. То есть на каждого члена семьи не больше 10-18 квадратных метров жилой площади. Ипотека будет дана под 10% годовых из средств АИЖК. При этом такое жилье покупается в новостройках, где цена за квадратный метр не должна превышать 40 тысяч рублей.
  2. . Она предусматривает собой погашение за счет средств местного бюджета (где будет проживать бюджетник) не более 35-40% от стоимости квартиры, а остальное должен выплатить гражданин.

Нужно запомнить, что в разных регионах поддержка в процентном соотношении может отличаться.

Развитие сельских территорий

Жилищные программы в России в 2019 году также не оставили без внимания развитие сельских территорий.

Суть данной программы состоит в том, что молодые семьи, специалисты, которые осуществляют свою деятельность в селах, имеют право на получение различных льгот, а также дополнительных выплат на проведение индивидуального строительства частных домов и улучшения жилых условий.

Для этих целей в государственном и местном бюджетах резервируются определенные средства, которые идут на погашение ипотечных платежей или компенсацию части закупки строительных материалов, и проведении соответствующих работ.

Главным условием является наличие у льготников (молодых семей, бюджетников) собственных средств в размере 30-40% от общей стоимости строительства.

То есть часть всех затрат на себя берет молодая семья, остальное компенсируется государством и региональными властями.

Размер субсидии на приобретение жилья

Данные платежи являются безвозмездными, и их не требуется возвращать в отличие от государственной ипотеки.

Субсидии положены тем гражданам, которые воспользовались одной из программ по приобретению жилья.

На основании действующего законодательства субсидии даются в таком количестве:

  • 30% от общей стоимости жилого помещения (из расхода 9-15 метров квадратных на одного проживающего, этот показатель определяется региональной властью), если у семьи нет детей;
  • 35% если есть дети;
  • оставшийся паевой взнос или часть его, если семья является участником кооперативного или долевого строительства;
  • 30% стоимости индивидуального жилого строительства, если у семьи нет детей, и 40-50 если есть;
  • погашение части обязательных ипотечных платежей или 30% первоначального взноса.

Некоторые регионы могут устанавливать дополнительные выплаты в рамках своих (региональных) программ.

Важно знать, что такие субсидии выдаются не наличными денежными средствами, а в виде государственных сертификатов.

Постановка на учет


Для участия в таких программах (постановке на учет) нужно действовать таким образом.

  • цена жилья экономического класса должна быть не более 80% от средней рыночной цены на аналогичное жилье на соответствующей территории реализации проекта и при этом не превышать 35 тыс. рублей за 1 кв. метр (обращаем внимание, что условиями Программы предусмотрены отдельные случаи, при которых максимальная цена реализации может быть изменена застройщиком в сторону увеличения в установленных Программой пределах),
  • целевая группа – граждане в возрасте 25-40 лет, относящиеся к одной из установленных категорий, имеющие постоянную занятость, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. При этом совокупные доходы таких граждан и совместно проживающих с ними членов их семей должны позволять приобрести жилье экономического класса, в том числе с помощью ипотечного кредита (займа), средств материнского (семейного) капитала и (или) иных форм государственной, муниципальной поддержки на приобретения такого жилья;
  • целевой объем строительства – 25 млн. кв. метров жилья экономического класса;
  • объем строительства жилья экономического класса в рамках каждого проекта – не менее 10 тыс кв. метров в общем объеме строительства жилья по проекту (для проектов, реализуемых в населенных пунктах с населением до 100 тысяч человек на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, — не менее 5 тыс кв. метров);
  • сроки реализации Программы – 2014 – 2017 гг.

Жилье экономического класса будет построено на территории регионов России – участников Программы, на земельных участках, прошедших специальный отбор, проводимый органами государственной власти субъекта Российской Федерации – участника Программы.

Нормативно-правовая база

Часто задаваемые вопросы

Да, можете. АО «АИЖК» реализует специальные льготные условия ипотечного кредитования для отдельных категорий граждан, имеющих право на поддержку государства при приобретении жилья. В приоритетном порядке социальные программы АО «АИЖК» ориентированы на выдачу кредита (займа) для граждан, приобретающих жилье по программе «Жилье для российской семьи».

Да, можете. Например, при оплате первоначального взноса при приобретении жилья с помощью ипотечного кредита. Если Вы приобретаете жилье за счет собственных средств, то учет различного вида государственных субсидий в счет погашения стоимости жилья происходит по согласованию с застройщиком.

Отбор земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства проводится органами государственной власти субъекта Российской Федерации – участника программы. С результатами проведения отбора проектов, земельных участков, застройщиков органами государственной власти субъектов РФ Вы можете ознакомиться на нашем сайте в разделе Проекты жилищного строительства.

В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 мая 2014г. №223/пр жилье экономического класса, построенное в рамках программы «Жилье для российской семьи», должно отвечать следующим требованиям:

  • высокий класс энергоэффективности (не менее В);
  • внутренняя отделка и обязательная установка поквартирного учета водо-, тепло- и электропотребления, газопотребления (при наличии газопотребления);
  • доступные медицинские и образовательные учреждения, объекты культуры и отдыха, места для занятия спортом, торговые комплексы.

Кроме того, в таких домах должны быть созданы условия для полноценной жизнедеятельности инвалидов и малоподвижных групп населения. Особое внимание будет уделено архитектурному облику кварталов, строящихся в рамках данной программы. Важную роль будут играть внедрение международных стандартов качества и новых технологий.

В соответствии с приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 мая 2014г. №223/пр общая площадь жилого помещения будет составлять:

  • Не более 150 квадратных метров, если жилое помещение является жилым домом или блоком в составе жилого дома блокированной застройки;
  • Не более 100 квадратных метров, если жилое помещение является квартирой.

В соответствии с условиями отнесения жилых помещений к жилью экономического класса утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 5 мая 2014г. №223/пр к жилью экономического класса относятся следующие жилые помещения: 1. Отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи; 2. Блок в составе состоящего из нескольких блоков жилого дома блокированной застройки с количеством этажей не более чем три, который предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования; 3. Квартира в многоквартирном доме.

Хорошие жилищные условия являются базой для сохранения крепкой семьи и развития здоровых и счастливых детей. В соответствии нормами статьи 40 Конституции Российской федерации, государство и органы местного самоуправления обязаны создавать все условия для реализации права граждан на жилище. Делается это через поощрение жилищного строительства, субсидирование приобретения жилья и предоставления бесплатного жилья малоимущим гражданам.

Программа «Жилье для российской семьи»

Данная программа представляет собой совокупность мер помощи той группе населения, которая относится к категории среднего класса, но не может самостоятельно и в полном объёме обеспечить себя полноценным жильём.

Проект берёт своё начало с марта 2014 года. Первоначально предполагалось, что программа будет действовать до 2018 года. Однако, поскольку поддержка российских семей по-прежнему актуальна, действие программы продлено до 2020 года.

Программа в 2018 году

Цель у программы комплексная, поскольку улучшение жилищных условий граждан страны сопряжено с активизацией жилищного строительства, улучшением демографической ситуации, появлением рабочих мест, усилением экономической активности.

Обычно в стране параллельно действует несколько программ, направленных на обеспечение жильём разных групп населения. Принципиальное отличие программы «Жильё для российской семьи» состоит в ориентированности на широкий диапазон характеристик населения.

Кроме того, люди могут пользоваться не только преимуществами данной программы, но и другими способами решения своих жилищных проблем. Допускается одновременное использование материнского капитала, ипотечного кредитования с привлечением средств по данной программе, самостоятельного строительства дома, участия в долевом строительстве и в ЖСК, других льгот для некоторых категорий граждан (инвалиды, ветераны, многодетные семьи.)

Как стать участником?

Все программы подобного рода рассчитаны на тех, кто нуждается в улучшении жилищных условий. Это означает, что человек, претендующий на поддержку государства, должен доказать, что он находится в тяжёлых жилищных условиях. Обычно удовлетворяют заявки тех, кто живёт:

  • в аварийном жилье;
  • в помещении, где зарегистрировано людей больше, чем это допускается санитарными нормами (18 кв. м на одного человека);
  • на съёмной квартире;
  • с родственниками, имеющими заболевание, не допускающее совместное проживание с другими людьми, особенно с детьми (туберкулёз, психические расстройства и т.п.).

Есть вопрос или нужна помощь юриста? Воспользуйтесь бесплатной консультацией:

Чаще всего на поддержку государства претендуют те, кто проживает в ветхом жилье или в слишком тесных условиях. Оценивается жилплощадь по месту регистрации, а не фактического проживания. По этой причине человек может снимать жильё, но подать заявку на финансирование по программе он может только по состоянию той жилплощади, на которой он зарегистрирован.

Если человек имеет регистрацию по месту коммерческого найма жилья, то он подаёт заявку как субъект, не имеющий собственной жилплощади.

Кроме ограничений по условиям проживания, претендент на участие в проекте должен обладать и другими характеристиками.

  1. Это должны быть супруги, находящиеся в законном браке, с детьми или без них, имеющие российское гражданство.
  2. Человек, не состоящий в браке, может участвовать в проекте, если он воспитывает одного или нескольких детей.
  3. Возрастные параметры претендентов должны укладываться в интервал от 25 до 40 лет.
  4. Супруги (или один из них, если например, жена является домохозяйкой) должны иметь официальное место работы со стабильным доходом не ниже среднего по региону. Люди, имеющие доход выше среднего могут приобретать жильё самостоятельно, поэтому они к участию в проекте не допускаются.
  5. Семья должна иметь средства для того, чтобы внести первоначальный взнос в нужных размерах. Государство в рамках данной программы вносит лишь часть суммы.
  6. В проекте могут принимать участие получатели материнского капитала, решившие использовать выплаты при рождении второго (третьего и т.д.) ребёнка на улучшение жилищных условий (ипотека, строительство дома и т.п.).
  7. Допускается участие военнослужащих с накопительно-ипотечной системой.
  8. Преимущество получают сотрудники специализированных организаций. К особой категории относятся сотрудники госучреждений, научных, оборонно-промышленных, образовательных и медицинских учреждений, имеющих ключевое значение для данного региона. Кроме того, государство в рамках данной программы заботится о жилищном благополучии людей, работающих в учреждениях, принимающих участие в программах по развитию особых территориальных кластеров.
  9. В проекте могут участвовать супруги, являющиеся ветеранами боевых действий.
  10. Предусмотрено участие отдельных категорий семей, имеющих особые характеристики. К ним могут относиться: семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи и т.п.

Широта охвата участников проекта «Жилье для российской семьи» создаёт иллюзию, что одна и та же семья может участвовать сразу в нескольких проектах. Это действительно иллюзия, поскольку заявка всё равно подаётся в местные органы власти, где ведётся учёт всех претендентов на помощь со стороны государства.

Можно подать заявку на участие, например, в проектах «Молодая семья», «Жилье для российской семьи», дом для многодетных семей, но поддержка будет оказана только в рамках одного из проектов.

Условия реализации

По проекту реализовываться может только жильё экономкласса. Основным признаком отнесения жилья к этой категории является стоимость одного квадратного метра. Желающие приобрести квартиру в рамках данной программы должны покупать жильё, квадратный метр которого стоит не более, чем 35 000 рублей. Кроме того, стоимость жилья не должна превышать 80% от среднестатистической стоимости аналогичной недвижимости по данному региону.

Приобретение жилья в рамках данной программы допускается по:

  • договору купли-продажи;
  • ипотечному кредитованию;
  • долевому участию в строительстве.

Кроме физических лиц в программе могут принять участие и государственные учреждения, которые получают возможность формировать запас служебного жилья для решения кадровых проблем.

В отличие от других жилищных программ, в данном случае может приобретаться жильё, как на первичном, так и на вторичном рынке. Однако место расположения недвижимости и застройщика выбирают спонсоры, то есть государственные и муниципальные органы.

Федеральная программа даёт некий ориентир способов, методов и средств обеспечения граждан жильём. На уровне региональных властей реализация программы может несколько меняться, но преимущественно за счёт расширения категорий граждан, имеющих право на участие в программе, а также за счёт привлечения других спонсоров, застройщиков и средств оказания помощи.

Как получить жилье по программе


Для участия в программе нужно собрать пакет документов и подать его вместе с заявлением , составленным по установленной форме, в органы местного самоуправления по месту регистрации.

В пакет документов входят:

  • паспорта супругов, свидетельства о рождении детей;
  • свидетельства о браке или разводе (если заявку подаёт одинокий родитель с детьми);
  • справки с места работы супругов о заработной плате (2-НДФЛ);
  • копии трудовых книжек или трудовых договоров супругов;
  • справку о составе семьи (люди, прописанные по данному адресу);
  • правоустанавливающие и правоутверждающие документы на жильё (свидетельство о собственности, договор купли-продажи, договоры соцнайма или аренды);
  • дополнительные документы в виде справок об инвалидности, копии военного билета, справки об участиях в боевых действиях и т.п.

Все копии документов, остающихся на руках у заявителей, заверяются у нотариуса. Копия трудовой книжки может быть заверена по месту работы супругов.

Пред тем, как подать заявку на получение помощи по программе, нужно уточнить в органах местного самоуправления на каких условиях производится помощь. Дело в том, что в каждом органе местного самоуправления могут быть свои нюансы, что сказывается на перспективах рассмотрения дела и содержании обязательного набора документов, прилагаемых к заявке.

Программа «Жильё для российской семьи» является одним из проявлений набора мер по обеспечению семей достойными условиями жизни. Благодаря участию в этом проекты тысячи людей смогли улучшить жилищные условиях, не влезая в огромные долги. Это повышает благосостояние россиян, и снижает уровень социальной напряжённости в стране.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в данной статьей могла устареть. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения своего вопроса заполните следующую форму или позвоните по телефонам, указанным на сайте, и наши юристы Вас бесплатно проконсультируют!

Коллегия Счетной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка и анализ деятельности акционерного общества «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» по реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года за период 2014 – 2015 годов и истекший период 2016 года» и экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг реализации мероприятий программы «Жилье для российской семьи» и предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов комплексного освоения территории в рамках программы «Жилье для российской семьи».

Объекты проверок: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации; Министерство экономического развития Российской Федерации; Министерство финансов Российской Федерации; Правительство Республики Татарстан; Правительство Республики Башкортостан; Администрация Костромской области; АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию (АО «АИЖК»); АО «Агентство финансирования жилищного строительства» (АО «АФЖС»).

Проверяемый период деятельности: 2014-2016 гг.

С докладами выступили аудиторы Андрей Перчян и Юрий Росляк.

Программа «Жилье для российской семьи» реализуется в рамках Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной Правительством Российской Федерации 15 апреля 2014 г. Основная цель Программы - ввод в эксплуатацию до конца 2017 года не менее 25 млн кв. метров жилья экономического класса. Счетной палатой был проведен анализ данных по 70 регионам – участникам Программы, в том числе с выездом в республики Татарстан и Башкортостан.

Проверка показала, что Программа не является системой взаимоувязанных по целям и задачам мероприятий и ресурсов, и фактически представляет собой «декларацию о намерениях», обусловленных набором дополнительных показателей в Госпрограмме, реализация которых не обеспечивается эффективными мероприятиями.

По состоянию на 1 января 2017 года в эксплуатацию введено 0,8 млн кв. метров жилья экономического класса, или 3,3% объема, предусмотренного Госпрограммой. При этом сама Программа сформирована только на 77,6%.

В Республике Татарстан введено в эксплуатацию 0,063 млн кв. метров жилья экономического класса, или 4,2% запланированного показателя (1,5 млн кв. м), в Республике Башкортостан - 0,042 млн кв. м, или 7% (0,6 млн кв. м).

При запланированном показателе в 463 тыс. семей, общее количество семей в сводных по регионам реестрах граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках Программы, составило 74 тыс. семей, или 16%. При этом количество семей, которые приобрели жилье экономического класса, составило 26,3 тыс. семей, или только 5,7%.

Для строительства жилья экономического класса в рамках Программы было предоставлено 56 земельных участков, или 7,7% общего количества участков, отобранных регионами. Проведенный анализ показал, что все земельные участки, выбранные для вовлечения в оборот Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства, не соответствовали критериям отбора и не были предоставлены для реализации Программы. В 2016 году АО «АИЖК» отказалось от 277 земельных участков и готовит предложения по отказу от 54 земельных участков общей площадью 5,3 тыс. га (26,9%). При этом расходы Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства на их вовлечение в оборот составили 64,7 млн руб.

Отсутствие должной подготовки реализации Программы, контроля за отбором в регионах и проработки эффективного применения механизмов поддержки со стороны Минстроя России и АО «АИЖК» не позволило снизить стоимость жилья на 20%. Основная цель Программы не была реализована Минстроем России в установленные сроки и объемы. В результате, прежний целевой показатель по строительству экономического жилья был исключен из основных условий реализации Программы в связи со сложной экономической ситуацией и снижением платежеспособности населения.

Проверка показала, что Правительство России не направляло в 2016 году межбюджетные трансферты регионам на строительство инженерно-технической, социальной и дорожной инфраструктуры, которые планировались в объеме 20 млрд руб. в целях реализации Программы.

Финансовые средства для поддержки застройщиков в виде предоставления льготного кредитования в рамках программы АО «АИЖК» (программа Стимул) были предоставлены АО «АИЖК» банкам в размере 12,4 млрд руб. для реализации только 4,6% проектов в рамках Программы, при этом 5,7 млрд руб. (45,9%) были возвращены банками в АО «АИЖК» из-за отсутствия должной предварительной проработки с застройщиками вопросов кредитования. Строительство инфраструктуры за счет застройщиков практически не осуществлялось из-за отсутствия гарантий выкупа.

Кредитная линия Внешэкономбанка в объеме 14 млрд руб. на финансирование обязательств по выкупу объектов инженерно-технического обеспечения АО «АИЖК» не была предоставлена.

Меры управления рисками, отвечающие требованиям Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, разработаны не были. В частности, отсутствовала количественная оценка и меры правового регулирования, направленные на управление рисками.

«Соглашения по реализации мероприятий Программы, заключенные между Минстроем России, АО «АИЖК» и регионами, фактически носили формальный характер, в том числе не были установлены плановые ежегодные значения объема ввода в эксплуатацию жилья экономического класса, что не позволило осуществить надлежащий контроль за достижением показателей Программы », - сообщил Юрий Росляк.

Также Счетной палатой была проведена проверка деятельности АО «АИЖК» по реализации Стратегии развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года.

По состоянию на 1 января 2017 года государством обеспечена ресурсная база АИЖК в размере 283,6 млрд руб. (уставный капитал в размере 100,1 млрд руб., государственные гарантии, предоставленные в обеспечение облигационных займов АИЖК в размере 143,5 млрд руб., а также кредитная линия ВЭБа в объеме 40 млрд руб., предоставленная за счет средств Фонда национального благосостояния).

Ни одна из Стратегий АИЖК не была завершена в срок. Новые стратегии принимались в связи с изменением целей и задач АИЖК, а также с динамикой нормативно-правового регулирования указанной сферы. В ходе проверки АО «АИЖК» были установлены нарушения и недостатки выполнения конкретных показателей эффективности. Так, плановое значение показателей «объем построенного жилья для найма, профинансированного АИЖК» на 2014 и 2015 годы составило только 22,7% от плана.

АИЖК нарушило методику расчета КПЭ «Количество ипотечных кредитов, предоставленных гражданам из числа определенных социально-приоритетных категорий» и в 2015 году включило свои условные обязательства по выкупу закладных у Банка России (более 6 тыс. штук по продукту «Военная ипотека») в расчет количества выданных социальных ипотечных кредитов.

На 2016 год АИЖК включило эти условные обязательства в расчет КПЭ «финансирование ипотечного рынка». Эти обязательства фактически означают поддержку банкам, которые заинтересованы в получении ликвидности Банка России под залог закладных, но не являются формой прямого участия АИЖК в ипотечном рынке, поскольку не влияют на объем предоставленных ипотечных кредитов.

Стратегия развития ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации до 2020 года относит к стратегическим целям деятельности АО «АИЖК» создание механизмов предоставления специальных ипотечных кредитов для социально приоритетных категорий населения по ставке не выше инфляции на 2,2% к 2018 году. Доля выкупа АО «АИЖК» ипотечных кредитов, предоставленных социально-приоритетным категориям населения, в общем объеме выкупа закладных в 2014 составила 52,3%, в 2016 году – 42,2%.

В рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» перед АИЖК была поставлена задача по организации коллективных инвестиций и реализации пилотных проектов создания арендного жилья в городах-миллионниках. Однако по состоянию на 10 февраля 2017 года правлением АИЖК не принимались решения о включении в состав Фонда проектов, реализация которых могла бы содействовать развитию рынка арендного жилья в крупнейших российских городах и способствовать усилению внутренней трудовой миграции.

АО «АИЖК» не обеспечило эффективное использование и вовлечение в экономический оборот государственных гарантий в объеме 56,3 млрд руб. (по состоянию на 1 января 2017 года), предоставленных Минфином России для финансирования ипотечного жилищного кредитования. При этом указанные объемы государственных гарантий увеличивают государственный внутренний долг Российской Федерации.

Присутствующие на Коллегии представители Минстроя России сообщили о намерении выйти с предложением об исключении из Госпрограммы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» программы «Жилье для российской семьи», показавшей свою неэффективность в условиях финансово-экономического кризиса (с учетом отсутствия бюджетного финансирования). В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. Программа «Жилье для российской семьи» из Госпрограммы исключена.

Решать проблему увеличения объемов строительства жилья стандартного (экономического) класса Минстрой России и АО «АИЖК» планируют в рамках реализации приоритетного проекта «Ипотека и арендное жилье» путем выделения субсидий регионам (в том числе в 2017 году 33 регионам в размере 20,0 млрд. рублей, большая часть из которых являлась участниками Программы) на строительство объектов дорожной, социальной и инженерной инфраструктуры.

Реализация таких проектов, по замыслу Минстроя России, должна стимулировать застройщиков к увеличению объемов строительства жилья стандартного (экономического) класса, а граждан – к его приобретению.

По результатам проверок Коллегия Счетной палаты приняла решение направить отчеты в палаты Федерального Собрания, а также информационные письма в Правительство Российской Федерации, Правительство Республики Татарстан, Правительство Республики Башкортостан, губернатору Костромской области и в АО «АИЖК».


Подробная информация о всех выявленных нарушениях и иных результатах контрольного мероприятия размещается на