Главная · Оформление · Не той дорогой. За что арестовали в Удмуртии замминистра транспорта и дорожного хозяйства Соловьёва? Доходный губернатор Александр Соловьёв

Не той дорогой. За что арестовали в Удмуртии замминистра транспорта и дорожного хозяйства Соловьёва? Доходный губернатор Александр Соловьёв

Сотрудники правоохранительных органов задержали главу Удмуртии Александра Соловьева, сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник в правоохранительных органах. «Утром его этапировали в Москву»,- сообщил источник агентства. При этом собеседник агентства не пояснил, кто провел задержание и по какому делу. Как сообщает удмуртский интернет-портал «День», главу Удмуртии видели в аэропорту очевидцы, летевшие в Москву утренним рейсом 18 301 авиакомпании «Ижавиа». По их словам, Александра Соловьева сопровождали четверо правоохранителей - двое в форме и двое в штатском. Источники портала утверждают, что перед задержанием в Москву были переданы материалы «дела дорожников», которое с прошлого года расследуется сотрудниками регионального ФСБ. Официального подтверждения информации о задержании пока нет. Александр Соловьев занимает должность главы Удмуртии с 2014 года. В 2003 году его избрали в государственный совет Удмуртской Республики, он занял должность первого зампредседателя; в 2007 году был снова переизбран в совет и получил пост председателя (занимал его до 2013 года). 19 февраля 2014 года Александра Соловьева назначили временно исполняющим обязанности главы Удмуртской Республики. В сентябре 2014 года он победил на выборах главы Удмуртии, получив 84,84% голосов избирателей.Чем известен Александр Соловьев Личное дело Соловьев Александр Васильевич родился 18 июня 1950 года в селе Алнаши (Удмуртия). В 1993 году окончил Ижевский сельскохозяйственный институт по специальности "инженер-механик". Служил в армии в морской пехоте. Трудовой путь начал в 1968 году формовщиком металлургического завода в Ижевске. Позднее работал формовщиком, стропальщиком, фрезеровщиком, механиком, прорабом, начальником участка на различных предприятиях в Удмуртии. С 1987 года - начальник ижевского дорожно-строительного управления N1 ПО "Удмуртавтодор". С 1993 года в течение десяти лет трудился начальником ГУП "Удмуртавтодор". В 2002 году газета "АиФ Удмуртии" обвинила руководство предприятия в закупке сырья по завышенным ценам и сообщила, что господин Соловьев владеет элитной недвижимостью и компанией на Кипре. Издание заявляло, что передало доказательства в полпредство и Генпрокуратуру, но продолжения история не имела. С 1999 года четыре раза избирался депутатом Госсовета Удмуртии. В 2003-2007 годах - первый зампред, с 2007 по 2013 год - председатель Госсовета. С 28 апреля 2013 года - член Совета федерации от парламента Удмуртии, член комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию. Секретарь удмуртского регионального отделения "Единой России". Председатель Федерации рукопашного боя Удмуртии, имеет черный пояс по карате. Заслуженный строитель, почетный дорожник России. Награжден орденом Дружбы.Чем заканчивались уголовные дела против губернаторов История вопроса В октябре 2000 года возбуждено дело против главы Курской области Александра Руцкого в связи с незаконной приватизацией служебной квартиры. 22 октября он снят с выборов. Через два года суд признал приватизацию законной. В октябре 2000 года возбуждено дело против смоленского губернатора Александра Прохорова (хищения и незаконное финансирование дорожного строительства). В мае 2002 года он проиграл выборы. 22 сентября 2004 года приговорен к трем годам и амнистирован. В январе 2002 года главу Ненецкого АО Владимира Бутова обвинили в злоупотреблении служебным положением, 10 апреля 2002 года - в неисполнении решения суда. В декабре оба дела закрыты по «реабилитирующим обстоятельствам». 22 августа 2003 года против него возбудили дело за избиение инспектора ГАИ. В декабре 2004 года он приговорен к трем годам условно. 25 апреля 2002 года возбуждено дело против губернатора Курской области Александра Михайлова (растрата и мошенничество при покупке жилья). 27 января 2003 года дело закрыли за отсутствием состава преступления. 30 сентября 2003 года тверского губернатора Владимира Платова обвинили в превышении полномочий и нанесении бюджету ущерба в 463 млн руб. 7 декабря он проиграл выборы. 11 ноября 2005 года приговорен к пяти годам тюрьмы. 27 апреля 2006 года Мосгорсуд снизил наказание до трех лет условно. 27 октября 2003 года против губернатора Камчатки Михаила Машковцева заведено дело по обвинению в халатности, а 17 марта 2004 года - по обвинению в превышении полномочий. 19 декабря он переизбран губернатором. 10 июня 2005 года прокуратура прекратила дело «ввиду раскаяния». 17 мая 2004 года прокуратура Саратовской области предъявила губернатору Дмитрию Аяцкову обвинения в злоупотреблении положением и превышении полномочий. 7 июля обвинения были сняты. 1 июня 2004 года возбуждено дело по фактам нецелевого использования средств ярославским губернатором Анатолием Лисицыным. 20 августа ему предъявлено обвинение в превышении полномочий. 4 апреля 2005 года дела прекращены в связи с истечением срока давности. 28 декабря 2004 года самарская прокуратура возбудила уголовное дело против губернатора Константина Титова (злоупотребление служебным положением). 24 февраля 2005 года господина Титова переквалифицировали в свидетеля. В декабре 2005 года возбуждено дело по подозрению в получении взятки против губернатора Ивановской области Владимира Тихонова. В августе 2006 года к обвинению добавилось «незаконное хранение боеприпасов». 4 сентября 2006 года дело прекратили за отсутствием состава преступления. 19 мая 2006 года Генпрокуратура возбудила в отношении главы Ненецкого АО Алексея Баринова дело по фактам «мошенничества в крупном размере» и «хищения или растраты вверенного имущества». Эти преступления, по утверждению прокуратуры, господин Баринов совершил в конце 1990-х годов, возглавляя ОАО «Архангельскгеолдобыча», ущерб оценивался в 30 млн руб. 21 июля он был отстранен от должности и 6 сентября 2007 года осужден по одному из эпизодов дела на три года условно. В апреле 2007 года Генпрокуратура завела на губернатора Амурской области Леонида Короткова дело о превышении должностных полномочий. 10 мая президент РФ отправил его в отставку «в связи с утратой доверия». 27 декабря 2010 года суд вынес экс-губернатору оправдательный приговор. В ноябре 2008 года следственный комитет при прокуратуре Иркутской области возбудил уголовное дело в отношении экс-губернатора Александра Тишанина, обвинив его в злоупотреблении служебным положением. В апреле 2011 года Тишанин стал депутатом Госдумы, о закрытии дела не сообщалось. В августе 2011 года Следственный комитет РФ возбудил дело против ушедшего в отставку главы Тульской области Вячеслава Дудки. Он подозревался в получении взятки в 40 млн рублей за выделение ЗАО «Корпорация ГРИНН» земельного участка под строительство гипермаркета. 22 июля 2013 года суд приговорил его к 9,5 года колонии строгого режима.

Главу Удмуртии подвели под статью подрядчики.

Насколько можно судить, пресловутыми «мальчиками для битья» в стране выступают губернаторы, на которых повелось списывать все неприятности, происходящие в стране. В то время, когда обвиняемый в коррупции экс-министр обороны Анатолий Сердюков благополучно избежал какого бы то ни было наказания, дни за днями за тюремными решетками проводят губернаторы Хорошавин с Гайзером. Теперь к ним присоединился и глава Удмуртии.

Басманный райсуд Москвы отправил вчера на два месяца в СИЗО бывшего главу Удмуртии Александра Соловьева, обвиняемого в получении взяток на 140 млн рублей

Басманный райсуд Москвы отправил вчера на два месяца в СИЗО бывшего главу Удмуртии Александра Соловьева, обвиняемого в получении взяток на 140 млн руб. В столицу пожилого еще действующего главу региона доставили самолетом под конвоем из Ижевска в наручниках и с черным мешком на голове. В суде явно шокированный происшедшим господин Соловьев просился под домашний арест, в котором ему было отказано. По данным "Ъ", господина Соловьева, показания на которого дали другие фигуранты расследования, ждет участь экс-главы Коми Вячеслава Гайзера, обвиненного в итоге в организации преступного сообщества.

"Хотел бы просить, чтобы не арестовывали"

С ходатайством об аресте уже бывшего главы Удмуртии Александра Соловьева в Басманный суд обратился следователь ГСУ СКР Роман Мухачев, который совсем недавно закончил расследование уголовного дела о получении взяток экс-губернатором Кировской области Никитой Белых. Господин Мухачев просил отправить Александра Соловьева в СИЗО, так как он обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, может скрыться от следствия и суда, а также оказать давление на свидетелей по делу. Отдельно следователь отметил, что экс-глава региона свою вину не признал, а от дачи показаний отказался, сославшись на 51-ю статью Конституции.

66-летний Александр Соловьев выглядел откровенно плохо и путался в показаниях. Он даже не смог, например, назвать адрес, по которому прописан. Болезненное состояние господина Соловьева объяснялось тем, что некоторое время назад он перенес в Германии операцию по удалению почки, а кроме того, страдает от гипертонии. Правда, следователи подстраховались и на этот счет — привезли с собой врача из Удмуртии, у которого в последнее время наблюдался господин Соловьев. Тот заверил суд, что состояние здоровья обвиняемого не препятствует проведению с ним следственных действий и даже его нахождению под стражей.

В свою очередь, Роман Мухачев уточнил, что, по данным следствия, вина Александра Соловьева подтверждается показаниями свидетелей и фигурантов расследования, в частности, тезкой и однофамильцем экс-главы Удмуртии Александра Соловьева — бывшим замминистра транспорта и дорожного хозяйства республиканского правительства, который был задержан в октябре прошлого года по обвинению в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК). Также представитель ГСУ СКР отметил, что все фигуранты дела находятся в Удмуртии и, оставаясь вне СИЗО, господин Соловьев может оказать на них давление или же скрыться за границей (по данным ФСБ, у него есть коттедж в Испании). Кроме того, при задержании у тогда еще действовавшего главы региона изъяли сразу два загранпаспорта — "обычный и дипломатический". Еще одним аргументом в пользу ареста явилась некая "оценка имущества" обвиняемого, хотя конкретная сумма не называлась. Прокурор поддержал ходатайство следователя, сам же Александр Соловьев выступил против СИЗО.

— Хотел бы просить, чтобы не арестовывали,— сказал он, поднявшись со скамьи подсудимых в зарешеченной клетке.

— Чем мотивируете? — поинтересовался в ответ судья Артур Карпов.

— Просто просьба и все. Не буду объяснять, что не убегу. Хотел бы, чтобы меня поместили под домашний арест,— коротко ответил экс-глава Удмуртии.

Его адвокат Галина Гамбург заявила суду, что все подозрения относительно возможности скрыться беспочвенны, а подозрения следствия основаны "на общих фразах и фантазиях". Она также уточнила, что господин Соловьев уже "не является губернатором", а потому у него нет подчиненных и ни на кого оказать давление он уже может, также подчеркнув: в материалах дела нет никаких данных о недвижимости ее подзащитного за рубежом. Адвокат просила оставить подзащитного на свободе или ограничиться в его отношении домашним арестом.

Следователь Мухачев на это заявил, что в СКР уже принято решение об объединении дела экс-главы Удмуртии с рядом других возбужденных в республике уголовных дел коррупционной направленности. Это был очевидный намек на возможную квалификацию действий фигурантов расследования по одной из наиболее тяжких статей УК — 210-й (организация преступного сообщества или участие в нем). Отметим, что именно такое преступление инкриминируется сейчас экс-главе Республики Коми Вячеславу Гайзеру, дело которого недавно завершил коллега господина Мухачева. Экс-главу Удмуртии суд отправил на два месяца в СИЗО.

Дела дорожные, дела семейные

Александр Соловьев был задержан сотрудниками ФСБ в Ижевске в понедельник вечером. А уже вчера утренним самолетом его доставили в Москву. Для еще действующего главы республики не стали заказывать спецрейс. Его отправили на обычном пассажирском самолете, правда приняв определенные меры безопасности. По словам очевидцев, оперативники ФСБ завели главу региона в лайнер, когда все пассажиры уже сидели на местах и ожидали взлета. "К самолету подъехала машина, и сотрудники ФСБ сопроводили на борт мужчину в наручниках и с черным мешком на голове",— сообщил очевидец. По прибытии в столицу чиновника первым вывели из самолета, посадив в бронированную машину, которую подогнали к трапу.

Из аэропорта Александра Соловьева сразу доставили в здание СКР в Техническом переулке, где следователь Мухачев допросил его. Затем чиновнику предъявили обвинение в получении взятки в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (ч. 6 ст. 290 УК РФ). "Факты преступных действий выявлены Следственным комитетом совместно с оперативными службами ФСБ России",— заявила официальный представитель СКР Светлана Петренко.

По версии следствия, в 2014-2016 годах Александр Соловьев получил от представителей организаций, осуществляющих строительство мостовых переходов через реки Каму и Буй у города Камбарка в Удмуртии, взятки на общую сумму 139 млн руб., а также в виде доли участия в коммерческой организации стоимостью 2,7 млн руб. За это, по словам Светланы Петренко, Александр Соловьев должен был обеспечить внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на их разведку, а также добычу песка и песчано-гравийной смеси.

Отметим, что громкому аресту экс-главы Удмуртии предшествовало другое расследование, которое в самой республике назвали "делом дорожников". Началось все с задержания в октябре прошлого года в Ижевске замминистра транспорта и дорожного хозяйства регионального правительства Александра Соловьева, который позже дал показания на своего шефа. По некоторым данным, полный тезка и однофамилец главы республики был с ним не только знаком по службе, но и поддерживал дружеские отношения и с ним, и с членами его семьи. В результате в Удмуртии его часто называли "Соловьев-маленький". Уголовное дело в отношении него за превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286 УК РФ) возбудил следственный отдел республиканского УФСБ. Оперативники пришли за Соловьевым-"маленьким" после торжественного празднования Дня дорожника.

Инвестор строительства говорит, что чиновнику мог платить кто угодно.

— Идёт следствие, поэтому я не могу сейчас комментировать, — сообщил гендиректор РИК Антон Мануйлов. — [Могу только сказать], что на стройке задействовано 70 компаний, мелких и крупных. [...]

Впрочем, срыв сроков — не единственная проблема. В октябре 2016-го выяснилось, что к тому моменту строители полгода не получали зарплату, и на стройке работает всего 110 человек, которые к тому же испытывали недостаток в стройматериалах. Долг перед строителями тогда превысил 80 млн рублей. По состоянию на апрель 2017 года, долги по зарплате, согласно базе СПАРК, снизились до 9 млн рублей.

Как рассказал источник в Роструде, "Мостострой-12" шесть раз за 2016-2017 годы уличали в нарушении трудового законодательства. Рабочим задерживали зарплату, а один раз после несчастного случая на производстве пострадавшему монтажнику-высотнику не выплатили компенсацию в полном объёме. А в последний раз на визит трудовых инспекторов вообще наплевали: им просто отказались предоставить документы для проверки.

Кроме того, выяснилось, что мост через Каму был построен с серьёзными нарушениями проектной документации. В частности, в процессе строительства железобетонные конструкции заменили на металлические, также была изменена система антикоррозионного заводского покрытия.

Ростехнадзор ещё в марте 2015-го поручил генподрядчику устранить нарушения, но тот предписание не выполнил и в итоге был оштрафован. Вместе с тем злые языки тогда говорили, что только на замене конструкций строители могли сэкономить чуть ли не миллиард рублей. Правда, о сокращении смет так никто и не заявил. Произошло ровно наоборот.

В ноябре 2016-го смета на строительство выросла почти на 400 млн рублей. Тогда бизнесмены объяснили это изменением экологических нормативов — появлением шумозащитных экранов, которых не было в первоначальном проекте — врезка К.ру]

Через месяц, 17 ноября, прошли обыски в офисе бывшего гендиректора ОАО "Автодормостпроект" Захара Милостивенко, который являлся зятем экс-главы Удмуртии — гражданским мужем старшей дочери Александра Соловьева Евгении Сирик. Сейчас господин Милостивенко является членом постоянной комиссии гордумы Ижевска по вопросам развития территории, градостроительства, землеустройства и экологии.

Кроме того, с обысками нагрянули и к депутату Госсовета Удмуртии и гендиректору ООО "Байконур" Александру Мурашову, которого также называют хорошим знакомым экс-главы Удмуртии. 100% акций ОАО "Автодормостпроект" принадлежит именно ООО "Байконур". В республике ходят упорные слухи, что компании господина Мурашова являются главными и едва ли не единственными поставщиками реагентов, в частности технической соли, для дорожного хозяйства региона. Он давно работал в связке с Александром Соловьевым, в том числе был его помощником, когда тот занимал пост сенатора в Совете федераций.

Интересно, что Александр Соловьев-"маленький" работал вместе с младшей дочерью своего друга и тезки Юлией Башковой. Она с 2010 года является замминистра транспорта и дорожного хозяйства. Выпускница Удмуртского госуниверситета по специальности "менеджмент", она начала делать карьеру еще в 19 лет в дорожной отрасли, в которой 24 года отработал будущий глава республики, в течение десяти лет (до 2003 года) возглавляя ее в качестве начальника ГУ "Управтодор Удмуртии". Дочь же в течение восьми лет являлась инструктором по спортивной части управления по изысканиям и проектированию автомобильных дорог и дорожный сооружений "Автодормостпроекта". Позже она стала замдиректора предприятия по экономике, а потом и его гендиректором. По некоторым данным, она, как и старшая сестра Евгения, занималась бизнесом, владея долей в компании, занимающейся разработкой гравийных и песчаных карьеров. Кстати, якобы именно в этой сфере работает и госпожа Сирик. При этом последняя в свое время являлась наряду с Александром Соловьевым-"маленьким" акционером Удмуртского промышленно-строительного банка, который лишился лицензии еще в 2011 году. Господин Соловьев тогда был одновременно и президентом кредитного учреждения. Таким образом, практически на всех руководящих постах предприятий, связанных с дорожным хозяйством республики, оказались родственники экс-главы Удмуртии или его хорошие знакомые.

Члены клана Александра Соловьева

Евгения Сирик — старшая дочь, бизнес-леди. В настоящее время владеет компаниями по производству минеральных вод и продаже продуктов питания (ООО «Родник», «Хоттей» и «Евгеника»). Ранее — с 2012 года — госпожа Сирик была совладелицей ООО «Нерудпром». По данным налоговых органов, в ее руках была 25%-ная доля в уставном капитале компании. Как сообщает "МК", фирма занималась разработкой гравийных и песчаных карьеров. 28 декабря прошлого года компания была ликвидирована.

Захар Милостивенко — гражданский муж Евгении Сирик. В настоящее время он является депутатом регионального парламента. В недавнем прошлом был гендиректором одной из крупнейших дорожных компаний Удмуртии — ОАО «Автодормостпроект». Эта организация является одним из ключевых игроков на рынке дорожных тендеров Удмуртии, занимается созданием проектов дорог и мостов в регионе, инженерными изысканиями, экспертизой проектной документации. За один только 2016 год компания взяла 45 контрактов, став, по сути, монополистом. При этом, как следует из сведений портала госзакупок, в подавляющем большинстве случаев именно эта фирма была единственным участником конкурсной гонки. В результате общая сумма выручки по прошлогодним контрактам составила 166,5 млн рублей. Главным заказчиком в тендерах выступало министерство дорожного хозяйства и транспорта Удмуртии. В настоящее время пост замминистра этого ведомства занимает младшая дочь Соловьева — Юлия Башкова. А в 2007 году она была... гендиректором «Автодормостпроекта».

Еще один дорожный гигант региона — ГУП «Удмуртавтодор», во главе которого стоит Александр Корепанов. Его, по словам ижевских общественников, связывают близкие отношения с Башковой. Ежегодно руководимая им компания выигрывает по 150-200 тендеров, что так же, как и в случае с проектной фирмой депутата Милостивенко, является абсолютным и безоговорочным рекордом. Выручка за 2016 год — 4 млрд 550 млн рублей. Учредителем компании, по данным налоговиков, числится Миндортранс Удмуртской республики. И он же является ключевым заказчиком на услуги фирмы. Участник в тендерах был один. Он же и брал контракт без боя по максимальной цене.

Наконец, третий важный игрок удмуртского дорожного бизнеса — ООО «Байконур». Оно является головной организацией по отношению к проектировщикам-монополистам — «Автодормостпроекту». Сам «Байконур» занимается оптовой торговлей промышленными химикатами. Наиболее ходовой товар — минеральный концентрат «Галит», дорожная соль-реагент. Владеет соляным бизнесом еще одно звено клана — Александр Мурашов. Сейчас он депутат регионального Госсовета, а ранее — помощник Соловьева.

[...] За последний год задекларированный доход Александра Соловьева увеличился почти в 2 раза. В 2014 году экс глава республики заработал 4,95 млн рублей, а в 2015 году — 8,69 млн рублей. Он занимает 19-ю строчку в рейтинге самых состоятельных глав регионов. Улучшилось и финансовое положение его супруги. В 2014 году она получила 195,5 тысячи рублей, а в 2015-м — 562,3 тысячи рублей. Однако имущества у семьи Соловьева за это время стало меньше. В 2014 году экс-глава Удмуртии владел 4 земельными участками, к 2015 году осталось только 2 из них, правда, самых больших — на 3710,5 и 2148 м2; а у супруги Соловьева больше нет Mercedes-а S класса. Однако в собственности у Александра Соловьева по-прежнему остается дом площадью 412 м2, машино-место 16 м2, Tyota land cruiser, 3 автоприцепа, катер, снегоход и снегоболотоход. В собственности Соловьевых также четырехкомнатная квартира. Супруга экс-губернатора владеет двумя земельными участками — 350 и 1000 м2.

Сгорел на мосту: как первый в Удмуртии частный дорожный проект закончился арестом губернатора

Как сообщает tvrain.ru, соглашение о строительстве мостов через реки Кама и Буй было подписано еще в 2012 году, при прежнем главе республики Александре Волкове. Проект активно продвигали на федеральном уровне — это была первая региональная стройка с привлечением частных инвестиций, а не полностью за государственный счет. Инвестором согласился стать ВТБ.

Соглашение Удмуртия подписала со специально созданной проектной компанией — ООО «Региональная инвестиционная компания» (ООО РИК) — консорциум тюменской строительной компании «Мостострой-12» и поставщика металлоконструкций «Тюменьстальмост». А ВТБ договорился выступить кредитором.

Стоимость строительства мостов и подъездных дорог к ним оценивалась в 15,3 миллиарда рублей. Предполагалось, что государство даст на строительство менее 20% от этой суммы (3,8 млрд), остальное — привлечет инвестор за счет собственных и заемных средств. Проезд по мостам будет платным, инвестор будет собирать деньги за проезд, а если не наберется на заранее оговоренный минимум — разницу доплатит региональный бюджет. [...]

При Соловьеве ООО «РИК» пришлось заново договариваться с ВТБ о финансировании, чтобы стройку можно было продолжить. Тогда могли появиться и новые условия со стороны региона, говорит человек, знакомый с ходом переговоров. Проект получил господдержку на федеральном уровне: Минэкономразвития включило мосты в специальную программу поддержки проектов, по ней ВТБ получил в ЦБ дешевый заем, благодаря которому мог кредитовать стройку на льготных условиях по сравнению с рыночными ставками на тот момент. Тогда же изменилась и структура собственности ООО «РИК».

Ее крупнейшими акционерами, по данным СПАРК на сентябрь 2014 года, остались кипрская Kelsteno Management LTD (51%) и зарегистрированная в Белизе Tusnelda Corporation (21,25%), а новыми совладельцами стала группа ВТБ черед структуру ООО «Оператор скоростных магистралей» (15%) и ОАО «Банк Народный кредит» (12,75%). Последний, правда, еще в октябре 2014 году лишился лицензии, а его руководство проходит по другому делу о хищении средств.

Трудности сохранились и на строительстве в Удмуртии. Ввод мостов в эксплуатацию не раз переносился. Еще в середине прошлого года мосты планировали запустить осенью и даже позвать на открытие президента Владимира Путина. Но сроки перенесли сначала на март 2017 года, потом на июль. ООО «РИК» не платила строителям, указывал глава Минтранса Удмуртии Виктор Вахромеев [...]

Одновременно стало известно о финансовых проблемах подрядчика проекта — компании «Мостострой-12». Как утверждал в комментариях РБК представитель акционеров компании Александр Забарский, сначала «Мостострой-12» по инициативе госзаказчика лишился крупного господряда в ЯНАО, а потом проблемы возникли и на мостах в Удмуртии. Забарский говорил, что бывший гендиректор ООО «РИК» и совладелец «Мостостроя-12» Сергей Полевиков размещал деньги, которые выделялись на строительство, в банке «Пересвет», который впоследствии рухнул.

По словам Забарского, так в «Пересвете» пропали 1,8 миллиарда рублей. В конце прошлого года ВТБ заявил, что теперь «РИК» будет под оперативным контролем банка, а «Мостострой-12» будет заменен на другого подрядчика. На какого именно, банк не раскрывал. Представитель ВТБ оперативно не ответил на вопросы Дождя.

Источник, близкий к одному из участников проекта, считает, что ВТБ, хоть и был кредитором проекта и с конца прошлого года контролирует ООО «РИК», к уголовному делу экс-губернатора Соловьева никакого отношения не имеет. Более того, сам банк мог столкнуться с давлением бывшего главы республики, рассуждает он. [...]

Вне конкуренции. Коррупция в дорожном строительстве Удмуртии: за что задержали главу республики Александра Соловьева

[...] Центр Transparency Интернешнл — Россия в Екатеринбурге проанализировал все связанные с дорожным строительством контракты Удмуртской Республики за 2016 год. Мы выяснили, что подавляющее большинство контрактов на ремонт и содержание дорог доставались государственному унитарному предприятию «Удмуртавтодор». Руководитель «Трансперенси Интернешнл — Россия» в Екатеринбурге Екатерина Петрова отмечает, что за год во всех тендерах отрасли вообще не было конкуренции: всего один электронный аукцион прошел с двумя участниками, но одного из них, крупного подрядчика, отклонили из-за непредоставления сведений об опыте работы. Победителем в этом тендере стала находящаяся в реестре недобросовестных поставщиков известная компания «Мостострой-11».

Во всех остальных случаях ГУП «Удмуртавтодор» получал контракты с нулевым снижением и 100%-й предоплатой. «Конкуренция на аукционах "убивается" так называемым объединением в один лот, — объясняет Екатерина Петрова. — Например, аукционы на содержание дорог во всем регионе в 2017-2018 годах были разделены на пять крупных лотов, в каждом из них — по несколько районов республики. Это позволяло заказчику установить дополнительные требования к участникам, например, по мощностям и опыту работы. Также значительным становилось обеспечение заявки. Всё это не позволяло более мелким подрядчикам, находящимся ближе к месту проведения работ, заявиться на аукцион. Затем "Удмуртавтодор" заключал договоры на субподряды с более мелкими подрядчиками, а материалы для выполнения работ закупал у дорожных предприятий, предположительно, приближенных к главе республики». [...]

Мы также обратили внимание на компанию ООО «Автодормостпроект». Все контракты на разработку проектов реконструкций, капитального ремонта или строительства новых дорог доставались им вне конкуренции. Критерии оценок в конкурсах составлялись точно под мощности и опыт этого предприятия. Объективно, для проектирования дорог такие требования излишни. У «Автодормостпроекта» был большой опыт работ и соответстующие мощности, потому что до недавних пор это было государственное предприятие, которым руководила дочь главы республики Александра Соловьева.

В 2015 году это предприятие было продано со всеми активами коммерсанту Александру Мурашову, который является депутатом госсовета Удмуртии от партии «Единая Россия». По сведениям СМИ, Мурашов давно дружит с Соловьевым. С 2013 года он был помощником Соловьева, в ту пору сенатора от Удмуртии; а с 2014 года — советником главы республики. С продажей предприятия связано отдельное уголовное дело, по которому в конце прошлого года в офисах фирм депутата Мурашова проходили обыски. Однако это не помешало уже через два месяца заключить с «Автодормостпроектом» контракт на проектирование проспекта Калашникова в столице Удмуртии Ижевске, причем аукцион имел признаки картельного сговора.

Как ранее сообщало агентство «Руспрес», по версии Фонда развития гражданского общества господин Соловьев занял 77 место в рейтинге эффективности губернаторов из 85-ти позиций.

Все выходные Удмуртию трясли слухи и домыслы. Сотрудники УФСБ по-своему «отметили» День работников дорожного хозяйства, задержав почти полного тёзку первого лица республики. Мало того, арестованный является ещё и коллегой по министерству дочери главы УР Александра Соловьёва. У совсем было поникшей «команды» экс-президента Волкова теперь появился удачный повод для сатисфакции.

Банальное обвинение в превышении должностных полномочий не первой величины чиновника в республиканской иерархии власти в случае с заместителем министра дорожной отрасли, конечно, содержит в себе негативный подтекст. Сейчас придётся каждый раз уточнять, о ком из Соловьёвых идёт речь. Тем не менее оптимизм недоброжелателей главы Удмуртии не разделяют более информированные источники.

Привязка «Соловьёва-маленького», как окрестили замминистра анонимные аккаунты в социальных сетях, к близкому кругу лиц в окружении главы республики Соловьёва притянута за уши.

В начале нулевых Александр Михайлович Соловьёв, бывший тогда разворотливым можгинским банкиром, считался «человеком Каримова» (в то время глава Нацбанка УР. — Прим. ред. ). Позже, после банкротства банка и размолвки с «патроном», он сработался с Денисом Абрамовым и Денисом Агашиным.

Первый возглавил в середине нулевых ГУ «Управтодор», второй — тесно занимался дорожной отраслью и даже на короткое время стал министром транспорта и дорожного хозяйства УР. Будущий глава Удмуртии Соловьёв в тот момент уже три года был на политической должности в Госсовете республики и на кадровую политику в отрасли не влиял, поскольку неформальным дорожным куратором к тому времени стал премьер Юрий Питкевич.

Собственно, Юрий Питкевич и назначил Александра Михайловича Соловьёва на его нынешнюю должность заместителя министра. Это произошло после ухода Дениса Агашина из министров в сити-менеджеры Ижевска. По мнению источников, таким образом эта группа лиц продолжила держать руку «на пульсе» Миндортранса.

После смены власти в республике в 2014 году Соловьёв-маленький сумел сохранить за собой должность замминистра, во многом, как считают источники, благодаря своим тесным связям в Москве и его способности «находить» бюджетные деньги в рамках различных федеральных программ.

Задержание в пятницу, 14 октября, заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства УР Александра Михайловича Соловьёва и его последующий арест произвели большой общественный резонанс, но вряд ли сильно удивили тех, кому приходилось иметь с ним дело. Рано или поздно это всё равно бы случилось, считают многие и даже называют Соловьёва-маленького за глаза «прохиндеем».

Тем не менее инкриминируемая сегодня заместителю министра Соловьёву норма УК РФ — превышение должностных полномочий (ч. 1 ст. 286) — мало о чём говорит. По такой статье можно привлечь к ответственности почти любого руководителя, причём даже очень хорошего. Плохих руководителей привлекают по близкой, но совсем другой норме УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285).

Если в первом случае речь идёт только о совершении действий, выходящих за пределы полномочий должностного лица, то во втором — об использовании служебных полномочий вопреки интересам службы из корыстной или иной личной заинтересованности. Таким образом, замминистра не был уличён ни в краже, ни в получении взятки.

То, что Соловьёву-маленькому «шьют» часть 1 статьи 286, а не часть 3, тоже очень важный нюанс. Из этого следует, что в возбужденном в отношении него уголовном деле нет доказательств того, что действия обвиняемого привели к тяжким последствиям (крупной аварии, длительной остановке производственного процесса, причинению значительного материального ущерба).

Очевидно, что данные обстоятельства стали поводом для слухов о «политическом» следе. В фантазиях недоброжелателей главы Удмуртии его тёзку — заместителя министра Соловьёва сейчас уже «колют» дать показания на главу республики. Фантазировать можно, конечно, о чём угодно, но представить в реальности, как тёртый 55-летний мужик, которому при самых негативных для него обстоятельствах грозит провести в СИЗО год-полтора, вдруг начнёт под диктовку следователя писать о своём участии в организованной преступной группе, лично мне сложно.

Как правило, всё намного проще, чем кажется. За два дня до задержания замминистра в Ижевске в столице ПФО — Нижнем Новгороде под руководством полпреда Михаила Бабича и при участии главы УР Александра Соловьёва прошло совещание по вопросу реализации инвестиционного проекта «Участок автодороги Ижевск — Сарапул — Камбарка. Мостовой переход через реку Каму у г. Камбарки».

В скупом на информацию пресс-релизе по итогам мероприятия, распространённом пресс-службой ГФИ по УР Дмитрия Мусина, со ссылкой на полпреда было сообщено про «отдельные проблемы по запуску транспортного движения из-за того, что до настоящего времени не завершён ряд строительных работ».

Надо полагать, что раз вопрос был поднят на окружной политический уровень, помимо реальных мер по решению «отдельных проблем», возникла потребность ещё и в «козле отпущения». Сидящий сейчас в следственном изоляторе замминистра Соловьёв на эту роль подходит почти идеально.

Вот кто, похоже, опять остался «за кадром», так это бывший премьер Удмуртии Юрий Питкевич. Мало кто знает, что до последнего времени именно он контролировал реализацию концессионного соглашения по строительству моста через Каму и подъездных путей к нему со стороны одного из главных инвесторов проекта — Банка ВТБ. Тот самый бывший премьер Удмуртии, назначивший в своё время Соловьёва-маленького заместителем министра транспорта и дорожного хозяйства УР. Два месяца назад Юрий Питкевич лишился этой важной для него должности. По неофициальной информации, причиной увольнения Питкевича стала жёсткая позиция в отношении его кандидатуры со стороны главы республики Александра Соловьёва. Возможно, это случайное совпадение, но увольнение Питкевича и «отдельные проблемы по запуску транспортного движения» пришлись на одно и то же время.

Разоблачение «разоблачителей»

Анонимные аккаунты в социальных сетях, специализирующиеся с весны прошлого года на распространении «компромата» в адрес действующего главы Удмуртии Александра Соловьёва, должны были воспользоваться арестом тёзки первого лица республики в своих пропагандистских целях.

Между тем новое информационное разоблачение, оперативно распространённое в день задержания заместителя министра транспорта и дорожного хозяйства УР Александра Михайловича Соловьёва, оказалось старой «уткой», вымышленной авторами этого «разоблачения».

Как утверждают анонимные разоблачители, арестованный на этой неделе замминистра в прошлом участвовал в приобретении земельных участков и жилых домов в Испании якобы в интересах будущего главы Удмуртии Александра Соловьёва.

0

Секреты клана Соловьева

Часть III. «Все чего он касается, становится банкротом»

Кипрская недвижимость и долги по зарплате «Удмуртавтодора»

Если в 90-е Александр Соловьев практически не привлекал внимание к своей персоне, то в начале нулевых его имя начало мелькать в местной прессе. Конечно, начальник «Удмуртавтодора» жаловался на ухудшение финансирования отрасли. Территориальные дорожные фонды были упразднены, и дорожникам пришлось уповать лишь на менеджерский талант своих управленцев.

Начальник "Удмуртавтодора" Александр Соловьев | 2001 год

Очевидно, что с управленческими подвигами в дорожной отрасли оказалось туго, и предприятия сферы медленно, но верно начали погружаться в кризисное состояние. Часть организаций находились практически в предбанкротном состоянии, копились долги, а рабочие не получали заработную плату.

Так, Александр Соловьев в ходе аппаратного совещания у президента 5 августа 2002 года докладывал, что кредиторская задолженность в отрасли составила 578 млн руб. Как следствие, снижается объем работ. Задолженность по заработной плате – 130 млн руб., а глубина задолженности – полтора-два месяца.

Фамилия начальника «Удмуртавтодора» начала мелькать и в публикациях, которые можно смело назвать компроматом на Соловьева. В 2002 году разразился скандал, связанный с публикацией документов, свидетельствовавших о том, что Александр Соловьев является владельцем кипрской оффшорной компании «Moscovima Trading LTD».

Обложка газеты "АиФ в Удмуртии" | №46(508), 2002 год

Скорее всего, собственное юридическое лицо потребовалось для приобретения дорогостоящей недвижимости (таковы кипрские законы), а именно дома с тремя спальнями в столице островного государства Никосии за 320 тысяч долларов. Якобы недвижимость были приобретена еще в сентябре 1997 года, но вскрылась эта история лишь спустя пять лет.

Доказательства этих фактов были переданы авторами расследования полпреду президента в ПФО, главе Росавтодора и руководителю управления окружной генпрокуратуры. Ситуация не получила своего продолжения, есть подозрение, что наверху было принято решение спустить на тормозах эту неприятную историю. Хотя никто из фигурантов того расследования публично от кипрской недвижимости так и не открестился.


Как убивали Ижевский битумный завод

Еще одной скандальной историей стал эпизод вокруг Ижевского ГУДП по производству битума (другое название – Ижевский битумный завод – по сути, местный отраслевой НПЗ). А точнее, конфликт между начальником «Удмуртавтодора» Александром Соловьевым и его де-факто подчиненным, директором битумного завода Алексеем Коновалом.

По итогам 2001 года завод стал самым прибыльным предприятием в структуре удмуртского «Автодора», завершив его с девятимиллионной чистой прибылью. Причем не только битум был конечным продуктом этого производства. В результате перегона нефти получалась еще и соляро-бензиновая смесь (СБС), которая могла использоваться в печном отоплении.

Благополучие в самой прибыльной структуре «Удмуртавтодора» закончилось, едва начавшись. Удивительно, но факт: по итогам первых девяти месяцев 2002 года вчерашние передовики производства несут убытки на сумму девять с половиной миллионов рублей. Что же за метаморфозы произошли с предприятием?

Знающие люди утверждают, что весь конфликт разгорелся из-за желания Соловьева поставить во главе прибыльного подразделения своего племянника – Романа Соколова.

Любовь к кумовству и разрастанию семейственных связей везде, где оказывался Соловьев, проявлялась в те далекие годы, когда его дочь еще не была заместителем министра, а будущий зять Захар Милостивенко еще ходил в школу.

Но снять Коновала с занимаемой должности Соловьев не мог, нужны были веские причины, например, снижение финансовых и производственных показателей. Приходилось главе «Удмуртавтодора» действовать способами, которые наносили ущерб, в первую очередь, республике. Соловьевские структуры просто перестали покупать битум на собственном НПЗ.

Предлог был сомнительным: дорогой битум производится на установке. «Дорогая» цена – это 3,5 тысячи рублей за тонну битума и 4,6 тысячи рублей за тонну СБС (в ценах 2001-2002 годов). За пределами Удмуртии автодоровцы покупали ту же самую продукцию с «накруткой» в 500-1000 рублей на каждую тонну. Странная дешевизна.

Всего с начала 2002 года «хозяйственный» Соловьев и его помощники потратили на пермский и башкирский битум более 100 миллионов рублей. Эти деньги ушли из республики и уже никогда обратно не вернутся. Разве государственный подход в работе руководителя такого предприятия, как «Удмуртавтодор», должен заключаться в том, чтобы приобретать сырье по более высокой цене в соседних регионах?

Такое хозяйствование привело к тому, что в течение первых семи месяцев 2002 года нефтебитумная установка работала всего 28 дней. Работники получали мизерную зарплату, а объем производства битума упал до 800 тонн. Хотя при максимальной загрузке установка могла бы за год произвести 36 тысяч тонн битума (годовая потребность «Удмуртавтодора» в 2002 году составляет 23 тысячи тонн). Иными словами, битума хватило бы на все дороги республики и еще бы осталось на непредвиденные ситуации.

В итоге через некоторое время Коновала удалось все-таки выжить с предприятия. С того момента «Ижевский битумный завод» покатился по наклонной плоскости. Соловьевские управленцы меньше чем за три года довели вполне успешное предприятие до банкротства, решение о котором было принято в апреле 2005 года.

Венцом управленческих талантов нового руководителя стал финансовый результат, показанный по итогам 2003 года – убыток в размере 75 млн рублей. И это всего лишь спустя два года того, как битумный завод закончил очередной период своей работы с 9-миллионной прибылью.

Карьер довели до ручки

Еще одним примером фактического разбазаривания государственного имущества в структуре «Удмуртавтодора» при Александре Соловьеве стала потеря для республики такого интересного актива как ГУП «Ревдинский камнедробильный завод» (РКДЗ). Это предприятие, а по сути, карьер, расположенный на территории Свердловской области, еще с советских времен структурно относился к ведению «Удмуртавтодора».

Для того чтобы понять насколько ценный это был актив, приведем лишь один пример. Крупнейший карьер на территории Удмуртии – ООО «Волковский карьер» в те же годы добивался лишь максимальной отметки в 340 тыс. куб. метров щебня.

К началу «нулевых» «Ревдинский камнедробильный завод» сократил объемы производств в 3-4 раза. В 2002 году объем добычи щебня составил лишь 95 тыс. куб. метров. Неудивительно, что падение экономических показателей потянуло за собой и финансовые проблемы.

2002 год предприятие «РКДЗ» закончило с 7-миллионным убытком, а по итогам 2003 года убыток от деятельности некогда успешного карьера уже составлял 32 млн рублей. Этот плачевный результат работы структурного подразделения «Удмуртавтодора» по времени практически совпал с уходом Александра Соловьева из кабинета начальника предприятия на политическую должность в Госсовет.

Расхлебывать результаты такой работы пришлось уже другим. Впрочем, никто особо и не старался сохранить предприятие. Практически никто не удивился, когда в феврале 2005 года на карьере «РКДЗ» была введена процедура внешнего наблюдения, в 2007 году было принято решение о банкротстве, а в 2010-м году по решению собрания кредиторов имущество ГУП «РКДЗ», оцененное, кстати, всего в 15 млн рублей, было реализовано с торгов. А в мае 2011 года предприятие было окончательно ликвидировано.

Параллельно с процессом банкротства ГУП «Ревдинский камнедробильный завод» был запущен процесс создания сразу двух частных компаний с идентичным названием – ООО «РКДЗ» и ООО «РКДЗ-1». Оба предприятия были зарегистрированы в Свердловской области еще до официального банкротства ГУПа – соответственно, в 2008 и 2010 годах.

Единственным учредителем фирм-тезок и одновременно их директором является некто Сергей Тимофеевич Аксенов. Пикантности в эту историю добавляет тот факт, что именно этот Аксенов являлся директором ГУП «РКДЗ» до начала 2007 года. Как раз до того момента, когда была начата процедура банкротства государственного учреждения.

Налицо все признаки преднамеренного банкротства успешного государственного предприятия с последующей продажей по заниженной цене основных фондов и появление подозрительных коммерческих организаций, которые явно спекулируют на раскрученном имени некогда успешного завода.

Какое отношение ко всему этому имеет Александр Соловьев и знает ли он кто такой Сергей Аксенов? Думается, что эти вопросы Главе Удмуртии вполне может задать следствие, когда заинтересуется делом о преднамеренном банкротстве ГУП «Ревдинский камнедробильный завод».

«Удмуртавтодор» на грани банкротства

В самом головном предприятии «Удмуртавтодор» тоже все было не слава Богу. Слабая управленческая работа команды Соловьева, разбазаривание, доведение до банкротства и, как следствие, потеря для республики крепких активов «Удмуртавтодора», изменившаяся конъюнктура рынка, ликвидация территориальных дорожных фондов – все это не могло не сказаться на экономическом состоянии крупнейшего дорожного предприятия Удмуртии.

К концу карьеры Александра Соловьева во главе «Удмуртавтодора» финансовое положение предприятия с каждым годом ухудшалось. Вот несколько цифр, характеризующих ситуацию на предприятии. Ежегодная кредиторская задолженность «Удмуртавтодора» в период с 2001 по 2004 годы колебалась на уровне 200 – 450 млн рублей.

Еще хуже ситуация была с убытками на предприятии. Если 2001 год «Удмуртавтодору» удалось завершить с прибылью в 31 млн рублей, то по итогам последнего года работы Соловьева в «Удмуртавтодоре» на предприятии был отмечен уже убыток в 59 млн. рублей. А в 2004 году показатель убыточности и вовсе рухнул до рекордного уровня в 93 млн рублей.

Ремонт участка старого Сибирского тракта | Сюмсинский район, 2000-е

В июне 2005 года, меньше чем через два года после спешного оставления Александром Соловьевым своего поста в «Удмуртавтодоре», на предприятии началась процедура банкротства, которая продлилась без малого три года. Лишь в июне 2008 года Арбитражный суд Удмуртской Республики вынес определение о прекращении производства по делу о банкротстве предприятия в связи с удовлетворением всех требований кредиторов.

За два года предприятие, находившееся под внешним управлением, смогло не только погасить более 100 млн рублей долгов, признанных решением суда, но и завершить 2007 год с вполне достойным результатом в 87 млн рублей чистой прибыли.

Что называется, почувствуйте разницу: последний год при Соловьеве - убытки почти в 60 млн рублей и предбанкротное состояние флагмана дорожной сферы, через пять лет после Соловьева – почти 90-миллионная прибыль, расчет с кредиторами и выход из предбанкротного состояния. Вот чего стоят управленческие таланты главного дорожника республики.

Впрочем, Соловьев, комментируя в 2008 году прекращение процедуры банкротства «Удмуртавтодора», будучи уже в статусе председателя Госсовета, даже глазом не моргнул, едва ли не приписав себе все заслуги.

«Мне совсем небезразлична судьба "Удмуртавтодора", - заявил Соловьев, - 19 наших дорожных участков ушли бы куда-нибудь, на реализацию с молотка. Мы все-таки смогли отстоять и сделать все, чтобы вывести это предприятие из процедуры банкротства».

Одно время в кабинетах Госсовета и правительства чиновники любили переброситься шуткой про Соловьева, смысл которой сводился к тому, что «все, чего он касается, становится банкротом» и уже почти на полном серьезе добавляли: «Вот как с ним после этого за руку здороваться?»

Кто хотел посадить Соловьева и кто его спас

Все эти тихие и громкие истории вокруг «Удмуртавтодора» не прошли даром и лично для Александра Васильевича Соловьева. По имеющейся информации, начиная с 2001 года деятельностью начальника дорожного предприятия пристально начали интересоваться правоохранительные органы. Считается, что инициатором проверок стал руководивший до 2002 года удмуртским управлением ФСБ Николай Арзамасцев. Давление усилилось после того как генерал-чекист перешел на работу в МВД республики, которым он руководил до 2006 года.

К середине 2003 года кресло под Александром Соловьевым окончательно расшаталось. Зарубежная недвижимость, купленная на неподтвержденные доходы, банкротство структурных подразделений предприятия, неэффективное использование бюджетных средств, какие-то «мутные» вексельные схемы, в которых оказалось замешано руководство «Удмуртавтодора» и многие другие «грехи» могли потянуть на серьезный срок, если бы правоохранителям удалось раскрутить дело до конца.

Министр внутренних дел Удмуртии Николай Арзамасцев | 2002 год

Соловьеву пришлось очень сильно напрячься и задействовать все свои связи для того, чтобы избежать преследования. Одним из таких посредников, по свидетельствам источников, знакомых с ситуацией, возможно, стала Фания Федорова, бывший полковник милиции, даже после отставки сохранившая влияние в органах правопорядка. В 2003 году она была повторно избрана в Госсовет и только что возглавила комиссию по социальным вопросам.


В мае 2003 года скоропостижно скончался один из главных соратников Волкова Владимир Агашин, занимавший должность первого вице-спикера Госсовета. На его место и было решено устроить Соловьева, скрыв его за парламентскими стенами от слишком пристального взгляда органов.

На сессии Госсовета 30 сентября 2003 года Александра Соловьева избрали заместителем председателя парламента. По иронии судьбы, функционалом, который стал курировать новый зампред парламента, стали экономические вопросы. Как обстояло с экономикой на «Удмуртавтодоре» в последние годы руководства Соловьева нам известно.

«Было несколько кандидатур, были консультации с фракциями, – сообщил журналистам тогдашний председатель Госсовета Игорь Семенов – хорошие удмуртские дороги – это лучшая оценка работы Соловьева». Последняя фраза заставила всех собравшихся переглянуться. Сошлись во мнении, что Семенов очень тонко поддел своего нового зама. Мол, не расслабляйся.
тайны, которые хранят декларации о доходах Соловьева , поймете для чего чиновнику министерства дорожного хозяйства Удмуртии два дома в Испании и, наверное, удивитесь тому, какой бизнес принадлежит дочери «профессионального дорожника» , работающего сейчас Главой республики.

Сергей Сергеев, Алексей Соковнин, Евгений Зайнуллин

Басманный райсуд Москвы отправил вчера на два месяца в СИЗО бывшего главу Удмуртии Александра Соловьева, обвиняемого в получении взяток на 140 млн руб. В столицу пожилого еще действующего главу региона доставили самолетом под конвоем из Ижевска в наручниках и с черным мешком на голове. В суде явно шокированный происшедшим господин Соловьев просился под домашний арест, в котором ему было отказано. По данным "Ъ", господина Соловьева, показания на которого дали другие фигуранты расследования, ждет участь экс-главы Коми Вячеслава Гайзера, обвиненного в итоге в организации преступного сообщества.

"Хотел бы просить, чтобы не арестовывали"

С ходатайством об аресте уже бывшего главы Удмуртии Александра Соловьева в Басманный суд обратился следователь ГСУ СКР Роман Мухачев, который совсем недавно закончил расследование уголовного дела о получении взяток экс-губернатором Кировской области Никитой Белых. Господин Мухачев просил отправить Александра Соловьева в СИЗО, так как он обвиняется в совершении особо тяжкого преступления, может скрыться от следствия и суда, а также оказать давление на свидетелей по делу. Отдельно следователь отметил, что экс-глава региона свою вину не признал, а от дачи показаний отказался, сославшись на 51-ю статью Конституции.

66-летний Александр Соловьев выглядел откровенно плохо и путался в показаниях. Он даже не смог, например, назвать адрес, по которому прописан. Болезненное состояние господина Соловьева объяснялось тем, что некоторое время назад он перенес в Германии операцию по удалению почки, а кроме того, страдает от гипертонии. Правда, следователи подстраховались и на этот счет - привезли с собой врача из Удмуртии, у которого в последнее время наблюдался господин Соловьев. Тот заверил суд, что состояние здоровья обвиняемого не препятствует проведению с ним следственных действий и даже его нахождению под стражей.

В свою очередь, Роман Мухачев уточнил, что, по данным следствия, вина Александра Соловьева подтверждается показаниями свидетелей и фигурантов расследования, в частности, тезкой и однофамильцем экс-главы Удмуртии Александра Соловьева - бывшим замминистра транспорта и дорожного хозяйства республиканского правительства, который был задержан в октябре прошлого года по обвинению в превышении должностных полномочий (ст. 286 УК). Также представитель ГСУ СКР отметил, что все фигуранты дела находятся в Удмуртии и, оставаясь вне СИЗО, господин Соловьев может оказать на них давление или же скрыться за границей (по данным ФСБ, у него есть коттедж в Испании). Кроме того, при задержании у тогда еще действовавшего главы региона изъяли сразу два загранпаспорта - "обычный и дипломатический". Еще одним аргументом в пользу ареста явилась некая "оценка имущества" обвиняемого, хотя конкретная сумма не называлась. Прокурор поддержал ходатайство следователя, сам же Александр Соловьев выступил против СИЗО.

Хотел бы просить, чтобы не арестовывали,- сказал он, поднявшись со скамьи подсудимых в зарешеченной клетке.

Чем мотивируете? - поинтересовался в ответ судья Артур Карпов.

Просто просьба и все. Не буду объяснять, что не убегу. Хотел бы, чтобы меня поместили под домашний арест,- коротко ответил экс-глава Удмуртии.

Его адвокат Галина Гамбург заявила суду, что все подозрения относительно возможности скрыться беспочвенны, а подозрения следствия основаны "на общих фразах и фантазиях". Она также уточнила, что господин Соловьев уже "не является губернатором", а потому у него нет подчиненных и ни на кого оказать давление он уже может, также подчеркнув: в материалах дела нет никаких данных о недвижимости ее подзащитного за рубежом. Адвокат просила оставить подзащитного на свободе или ограничиться в его отношении домашним арестом.

Следователь Мухачев на это заявил, что в СКР уже принято решение об объединении дела экс-главы Удмуртии с рядом других возбужденных в республике уголовных дел коррупционной направленности. Это был очевидный намек на возможную квалификацию действий фигурантов расследования по одной из наиболее тяжких статей УК - 210-й (организация преступного сообщества или участие в нем). Отметим, что именно такое преступление инкриминируется сейчас экс-главе Республики Коми Вячеславу Гайзеру, дело которого недавно завершил коллега господина Мухачева. Экс-главу Удмуртии суд отправил на два месяца в СИЗО.

Дела дорожные, дела семейные

Александр Соловьев был задержан сотрудниками ФСБ в Ижевске в понедельник вечером. А уже вчера утренним самолетом его доставили в Москву. Для еще действующего главы республики не стали заказывать спецрейс. Его отправили на обычном пассажирском самолете, правда приняв определенные меры безопасности. По словам очевидцев, оперативники ФСБ завели главу региона в лайнер, когда все пассажиры уже сидели на местах и ожидали взлета. "К самолету подъехала машина, и сотрудники ФСБ сопроводили на борт мужчину в наручниках и с черным мешком на голове",- сообщил "Ъ" очевидец. По прибытии в столицу чиновника первым вывели из самолета, посадив в бронированную машину, которую подогнали к трапу.

Из аэропорта Александра Соловьева сразу доставили в здание СКР в Техническом переулке, где следователь Мухачев допросил его. Затем чиновнику предъявили обвинение в получении взятки в особо крупном размере лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации (ч. 6 ст. 290 УК РФ). "Факты преступных действий выявлены Следственным комитетом совместно с оперативными службами ФСБ России",- заявила "Ъ" официальный представитель СКР Светлана Петренко.

По версии следствия, в 2014-2016 годах Александр Соловьев получил от представителей организаций, осуществляющих строительство мостовых переходов через реки Каму и Буй у города Камбарка в Удмуртии, взятки на общую сумму 139 млн руб., а также в виде доли участия в коммерческой организации стоимостью 2,7 млн руб. За это, по словам Светланы Петренко, Александр Соловьев должен был обеспечить внеочередную и незамедлительную оплату выполняемых работ из федерального и регионального бюджетов, выделение лицензий для геологического изучения участка недр и на их разведку, а также добычу песка и песчано-гравийной смеси.

Ева Меркачева, Татьяна Антонова

[...] Евгения Сирик - старшая дочь, бизнес-леди. В настоящее время владеет компаниями по производству минеральных вод и продаже продуктов питания (ООО «Родник», «Хоттей» и «Евгеника»). Ранее - с 2012 года - госпожа Сирик была совладелицей ООО «Нерудпром». По данным налоговых органов, в ее руках была 25%-ная доля в уставном капитале компании. Фирма занималась разработкой гравийных и песчаных карьеров. 28 декабря прошлого года компания была ликвидирована.

Захар Милостивенко - гражданский муж Евгении Сирик. В настоящее время он является депутатом регионального парламента. В недавнем прошлом был гендиректором одной из крупнейших дорожных компаний Удмуртии - ОАО «Автодормостпроект». Эта организация является одним из ключевых игроков на рынке дорожных тендеров Удмуртии, занимается созданием проектов дорог и мостов в регионе, инженерными изысканиями, экспертизой проектной документации. За один только 2016 год компания взяла 45 контрактов, став, по сути, монополистом. При этом, как следует из сведений портала госзакупок, в подавляющем большинстве случаев именно эта фирма была единственным участником конкурсной гонки. В результате общая сумма выручки по прошлогодним контрактам составила 166,5 млн рублей. Главным заказчиком в тендерах выступало министерство дорожного хозяйства и транспорта Удмуртии. В настоящее время пост замминистра этого ведомства занимает младшая дочь Соловьева - Юлия Башкова. А в 2007 году она была… гендиректором «Автодормостпроекта».

Еще один дорожный гигант региона - ГУП «Удмуртавтодор», во главе которого стоит Александр Корепанов. Его, по словам ижевских общественников, связывают близкие отношения с Башковой. Ежегодно руководимая им компания выигрывает по 150–200 тендеров, что так же, как и в случае с проектной фирмой депутата Милостивенко, является абсолютным и безоговорочным рекордом. Выручка за 2016 год - 4 млрд 550 млн рублей. Учредителем компании, по данным налоговиков, числится Миндортранс Удмуртской республики. И он же является ключевым заказчиком на услуги фирмы. Участник в тендерах был один. Он же и брал контракт без боя по максимальной цене.

Наконец, третий важный игрок удмуртского дорожного бизнеса - ООО «Байконур». Оно является головной организацией по отношению к проектировщикам-монополистам - «Автодормостпроекту». Сам «Байконур» занимается оптовой торговлей промышленными химикатами. Наиболее ходовой товар - минеральный концентрат «Галит», дорожная соль-реагент. Владеет соляным бизнесом еще одно звено клана - Александр Мурашов. Сейчас он депутат регионального Госсовета, а ранее - помощник Соловьева.

Справка "МК"
[...] За последний год задекларированный доход Александра Соловьева увеличился почти в 2 раза. В 2014 году экс глава республики заработал 4,95 млн рублей, а в 2015 году - 8,69 млн рублей. Он занимает 19-ю строчку в рейтинге самых состоятельных глав регионов. Улучшилось и финансовое положение его супруги. В 2014 году она получила 195,5 тысячи рублей, а в 2015-м - 562,3 тысячи рублей. Однако имущества у семьи Соловьева за это время стало меньше. В 2014 году экс-глава Удмуртии владел 4 земельными участками, к 2015 году осталось только 2 из них, правда, самых больших - на 3710,5 и 2148 м2; а у супруги Соловьева больше нет Mercedes-а S класса. Однако в собственности у Александра Соловьева по-прежнему остается дом площадью 412 м2, машино-место 16 м2, Tyota land cruiser, 3 автоприцепа, катер, снегоход и снегоболотоход. В собственности Соловьевых также четырехкомнатная квартира. Супруга экс-губернатора владеет двумя земельными участками - 350 и 1000 м2.

Оригинал этого материала
© ТК "Дождь" , 04.04.2017

Сгорел на мосту: как первый в Удмуртии частный дорожный проект закончился арестом губернатора

Анастасия Михайлова, Маргарита Лютова

[...] Соглашение о строительстве мостов через реки Кама и Буй было подписано еще в 2012 году, при прежнем главе республики Александре Волкове . Проект активно продвигали на федеральном уровне - это была первая региональная стройка с привлечением частных инвестиций, а не полностью за государственный счет. Инвестором согласился стать ВТБ, об участии банка в проекте заявлял сам президент группы Андрей Костин.

Соглашение Удмуртия подписала со специально созданной проектной компанией - ООО «Региональная инвестиционная компания» (ООО РИК) - консорциум тюменской строительной компании «Мостострой-12» и поставщика металлоконструкций «Тюменьстальмост». А ВТБ договорился выступить кредитором.

Стоимость строительства мостов и подъездных дорог к ним оценивалась в 15,3 миллиарда рублей. Предполагалось, что государство даст на строительство менее 20% от этой суммы (3,8 млрд), остальное - привлечет инвестор за счет собственных и заемных средств. Проезд по мостам будет платным, инвестор будет собирать деньги за проезд, а если не наберется на заранее оговоренный минимум - разницу доплатит региональный бюджет. [...]

При Соловьеве ООО «РИК» пришлось заново договариваться с ВТБ о финансировании, чтобы стройку можно было продолжить. Тогда могли появиться и новые условия со стороны региона, говорит человек, знакомый с ходом переговоров. Проект получил господдержку на федеральном уровне: Минэкономразвития включило мосты в специальную программу поддержки проектов, по ней ВТБ получил в ЦБ дешевый заем, благодаря которому мог кредитовать стройку на льготных условиях по сравнению с рыночными ставками на тот момент. Тогда же изменилась и структура собственности ООО «РИК».

Ее крупнейшими акционерами, по данным СПАРК на сентябрь 2014 года, остались кипрская Kelsteno Management LTD (51%) и зарегистрированная в Белизе Tusnelda Corporation (21,25%), а новыми совладельцами стала группа ВТБ черед структуру ООО «Оператор скоростных магистралей» (15%) и ОАО «Банк Народный кредит» (12,75%). Последний, правда, еще в октябре 2014 году лишился лицензии, а его руководство проходит по другому делу о хищении средств.

Трудности сохранились и на строительстве в Удмуртии. Ввод мостов в эксплуатацию не раз переносился. Еще в середине прошлого года мосты планировали запустить осенью и даже позвать на открытие президента Владимира Путина. Но сроки перенесли сначала на март 2017 года, потом на июль. ООО «РИК» не платила строителям, указывал глава Минтранса Удмуртии Виктор Вахромеев [...]

Одновременно стало известно о финансовых проблемах подрядчика проекта - компании «Мостострой-12». Как утверждал в комментариях РБК представитель акционеров компании Александр Забарский, сначала «Мостострой-12» по инициативе госзаказчика лишился крупного господряда в ЯНАО, а потом проблемы возникли и на мостах в Удмуртии. Забарский говорил, что бывший гендиректор ООО «РИК» и совладелец «Мостостроя-12» Сергей Полевиков размещал деньги, которые выделялись на строительство, в банке «Пересвет», который впоследствии рухнул.

По словам Забарского, так в «Пересвете» пропали 1,8 миллиарда рублей. В конце прошлого года ВТБ заявил, что теперь «РИК» будет под оперативным контролем банка, а «Мостострой-12» будет заменен на другого подрядчика. На какого именно, банк не раскрывал. Представитель ВТБ оперативно не ответил на вопросы Дождя.

Источник, близкий к одному из участников проекта, считает, что ВТБ, хоть и был кредитором проекта и с конца прошлого года контролирует ООО «РИК», к уголовному делу экс-губернатора Соловьева никакого отношения не имеет. Более того, сам банк мог столкнуться с давлением бывшего главы республики, рассуждает он. [...]

Вне конкуренции

Оригинал этого материала
© "Трансперенси Интернешнл - Россия" , 05.04.2017, Коррупция в дорожном строительстве Удмуртии: за что задержали главу республики Александра Соловьева

[...] Центр “Трансперенси Интернешнл - Россия” в Екатеринбурге проанализировал все связанные с дорожным строительством контракты Удмуртской Республики за 2016 год. Мы выяснили, что подавляющее большинство контрактов на ремонт и содержание дорог доставались государственному унитарному предприятию «Удмуртавтодор». Руководитель «Трансперенси Интернешнл - Россия» в Екатеринбурге Екатерина Петрова отмечает, что за год во всех тендерах отрасли вообще не было конкуренции: всего один электронный аукцион прошел с двумя участниками, но одного из них, крупного подрядчика, отклонили из-за непредоставления сведений об опыте работы. Победителем в этом тендере стала находящаяся в реестре недобросовестных поставщиков известная компания «Мостострой-11».

Во всех остальных случаях ГУП «Удмуртавтодор» получал контракты с нулевым снижением и 100%-й предоплатой. «Конкуренция на аукционах “убивается” так называемым объединением в один лот, - объясняет Екатерина Петрова. - Например, аукционы на содержание дорог во всем регионе в 2017–2018 годах были разделены на пять крупных лотов, в каждом из них - по несколько районов республики. Это позволяло заказчику установить дополнительные требования к участникам, например, по мощностям и опыту работы. Также значительным становилось обеспечение заявки. Всё это не позволяло более мелким подрядчикам, находящимся ближе к месту проведения работ, заявиться на аукцион. Затем “Удмуртавтодор” заключал договоры на субподряды с более мелкими подрядчиками, а материалы для выполнения работ закупал у дорожных предприятий, предположительно, приближенных к главе республики». [...]

Мы также обратили внимание на компанию ООО «Автодормостпроект». Все контракты на разработку проектов реконструкций, капитального ремонта или строительства новых дорог доставались им вне конкуренции. Критерии оценок в конкурсах составлялись точно под мощности и опыт этого предприятия. Объективно, для проектирования дорог такие требования излишни. У «Автодормостпроекта» был большой опыт работ и соответстующие мощности, потому что до недавних пор это было государственное предприятие, которым руководила дочь главы республики Александра Соловьева.

В 2015 году это предприятие было продано со всеми активами коммерсанту Александру Мурашову, который является депутатом госсовета Удмуртии от партии «Единая Россия». По сведениям СМИ, Мурашов давно дружит с Соловьевым. С 2013 года он был помощником Соловьева, в ту пору сенатора от Удмуртии; а с 2014 года - советником главы республики. С продажей предприятия связано отдельное уголовное дело, по которому в конце прошлого года в офисах фирм депутата Мурашова проходили обыски. Однако это не помешало уже через два месяца заключить с «Автодормостпроектом» контракт на проектирование проспекта Калашникова в столице Удмуртии Ижевске, причем аукцион имел признаки картельного сговора. [...]