Главная · Оформление · Классификация современных войн и конфликтов. О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению

Классификация современных войн и конфликтов. О современных подходах к теории военных конфликтов и их предотвращению

ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 7/1993, стр. 36-44

Генерал-лейтенант С.А.БОГДАНОВ

РЕАЛИИ сегодняшнего дня таковы, что опасность развязывания мировой войны значительно снизилась. Однако мы стали свидетелями конфликтов в Центральной Европе (гражданская война на территории бывшей Югославии), в государствах Центральной Азии и СНГ (непрекращающееся кровопролитие в Кавказском регионе); серьезных разногласий во многих субъектах Российской Федерации; натянутости в отношениях между Украиной и Россией. Имеющиеся противоречия, особенно на основе территориальных притязаний, могут стать причиной конфликтов в Восточной и Юго-Восточной Европе. Опасным узлом противоречий является Ближний и Средний Восток, а усиление исламского фундаментализма оказывает существенное влияние на ситуацию в Закавказье и Средней Азии.

В современных условиях любой вооруженный конфликт может быстро перерасти в крупномасштабную войну, что делает обстановку в отдельных регионах взрывоопасной, а мир хрупким. В связи с этим возникла настоятельная необходимость пересмотра устоявшихся взглядов на сущность и классификацию военных конфликтов, причины их зарождения, а также изыскания форм и способов их разрешения на ранних стадиях развития или локализации и пресечения на более поздних.

Анализ некоторых подходов к классификации войн и военных конфликтов. Опубликованные в СССР труды, отражающие взгляды советской военной науки на проблемы войны и армии, определяют войну как общественно-политическое явление, представляющее собой борьбу государств, наций, социальных групп, ведущуюся средствами вооруженного насилия. Наряду с вооруженной борьбой, которая составляет главное содержание войны, для достижения поставленных целей комплексно применяются экономические, дипломатические, идеологические, психологические и другие формы борьбы. Война многогранна. Она обладает определенными чертами и признаками. С учетом этого были сформированы четыре группы оснований для классификации: исторические, социально-политические, военно-технические и масштабные (рис.1).

В первой группе воина рассматривается как явление общественно-политическое, имеющее свое место в рамках исторической эпохи и влияющее на социальный прогресс. Во второй группе войны дифференцируются по типу противоречий и в зависимости от социально-политической ориентации и целей сторон определяются как справедливые и несправедливые. В третьей группе раскрывается характер вооруженной борьбы, показываются применяемые в ней технические средства. В четвертой определяются масштабы конкретной войны по времени и пространству, числу и группировкам ее участников.

По масштабам и составу воюющих сторон войны подразделяются на мировые и локальные. Под мировой войной понимается противоборство государств и коалиций государств, охватывающее большую часть стран мира, а под локальной - война, охватывающая лишь относительно небольшое количество государств и не выходящая за границы региона.

На передний план марксистско-ленинской методологией выдвигаются социально-политические основания, так как лишь они позволяют «уяснить, во имя чего ведется та или иная война, продолжением политики каких классов она является». В целом представленная классификация войн дает объективные основания для их изучения. В ней особое значение придается принципу всестороннего подхода к анализу войны как явлению историческому, социально-политическому по своей сути, наиболее концентрированно воплощенному в вооруженной борьбе и имеющему не только качественную, но и количественную определенность. Согласно этой методологии классификация войн осуществляется на основе классового подхода, который предполагает оценку явлений, событий с точки зрения интересов лишь одной социальной группы общества - рабочего класса.

Цель классификации - «определение отношения марксистско-ленинских партий к войнам, разработка политики по проблемам войны и мира, осуществление мероприятий по укреплению обороноспособности стран социалистического содружества». Таким образом, уже в самой целевой установке отражается ориентация на нужды коммунистических партий. Для условий, когда партия была правящей и являлась основой политической системы общества, это, очевидно, было оправданной необходимостью. Но в складывающейся на современном этапе военно-политической обстановке в мире и социально-политической ситуации в России подобный подход себя изжил.

Несколько иной методологический подход к классификации войн, военных конфликтов демонстрируют военные эксперты США иряда других стран НАТО. В первую очередь ими принимаются во внимание военно-стратегические и военно-технические аспекты. Например, согласно существующей в США классификации выделяются четыре разновидности современных войн: всеобщая ядерная, всеобщая обычная, ядерная война и обычная на театре войны.

Столкнувшись при реализации стратегии глобального доминирования с конфликтами более низкого уровня, чем всеобщая война, американские ученые разработали концепцию военных конфликтов различной интенсивности, в которой рассматривается весь спектр конфликтов - от самых незначительных до глобальной войны. При этом война с применением ядерного и других видов оружия массового поражения, а также всеобщая на театре войны определяются ими как военный конфликт высокой интенсивности остальные войны, ведущиеся с ограниченными целями, - как военный конфликт средней интенсивности. Все прочие акции (от военных до психологических) объединяются в конфликты низкой интенсивности.

В моральном плане войны, которые ведутся в защиту интересов США или их союзников - «носителей демократии», объявляются справедливыми. Главным критерием справедливости считается принятие решения на ведение войны законной властью, если при этом отсутствуют другие средства достижения политических целей.

Дифференцирование и изучение военных конфликтов на основе их интенсивности позволяют планировать необходимые меры, в том числе военные (при относительно невысоком ущербе для участников) в целях своевременного реагирования на конфликты еще на этапе зарождения. Недостатком рассмотренного подхода к систематизации и оценке конфликтов является то, что он дает лишь общие представления о них. При этом упускается из вида информация о противоречиях, которые стороны пытаются разрешить, о целях и других характеристиках, составляющих социально-политические признаки войны, без чего предотвращение конфликта или его локализация и прекращение на взаимоприемлемых для главных участников условиях становится проблематичным.

Классификация современных войн. Она основана на использовании методологии, разработанной советской военной наукой, но с определенными уточнениями, продиктованными происшедшими в стране и в мире изменениями. Не следует при этом исключать и положительный опыт зарубежных военных ученых. Что же нам необходимо иметь в виду?

Во-первых, с устранением антагонистических противоречий между Востоком и Западом, которые определялись различием общественно-экономических формаций, с утратой коммунистической партией ведущей роли в обществе и возрастанием роли государственных структур управления Россия отказалась от приоритета классовых интересов над общенациональными. Окончательный ответ относительно обоснованности такого подхода должны дать политологи. Но задача по разработке военной доктрины и программы военного строительства, поставленная политическим руководством, требует безотлагательного решения. Поэтому на данном этапе в качестве основы для классификации военных конфликтов вместо классовых предлагается принять национальные интересы России. В связи с этим не может не подвергнуться уточнению сама цель классификации, которая должна быть направлена: на определение отношения государственного, политического и военного руководства к возможным военным конфликтам; выявление возможных последствий военных конфликтов и их соответствия интересам государства; выработку решения о роли и месте государства по отношению к конфликтующим сторонам; поиск способов предотвращения (пресечения) конфликтов или определение целей, масштабов, форм и способов участия в конфликтах (при необходимости); подготовку к вооруженным конфликтам страны и вооруженных сил.

Во-вторых, в исследовании и классификации военных конфликтов наиболее важным является ответ на комплекс вопросов: как, против кого, по какой причине и с какой целью ведется война? Как война или конфликт соотносится с национальными интересами страны? Какие имеются возможности по управлению конфликтом? Важность этих вопросов при систематизации военных конфликтов заставляет в первую очередь учитывать социально-политические основания.

В-третьих, сейчас уже нельзя оценивать войну без учета ее правового характера, без рассмотрения с позиции международного права (в первую очередь Устава ООН). Правовая оценка конфликта, наряду с оценкой целей каждой из конфликтующих сторон, дает возможность определить, кто является агрессором, а кто ведет справедливую борьбу. По мере усиления роли и воздействия международного права на межгосударственные отношения правовые основания должны становиться все более весомыми.

В-четвертых, масштабные и военно-технические основания целесообразно слить в стратегические основания, так как по своей сути они определяют стратегический характер военного конфликта. При этом важной группой являются вопросы, связанные с оценкой его масштабов, напряженности и применяемых средств.

Обращаясь к опыту войны в зоне Персидского залива, нельзя не обратить внимание на то, что со стороны многонациональных сил предпринимались значительные усилия для предотвращения ее эскалации. Регулирование напряженности или интенсивности конфликта осуществлялось комплексом политических и военных средств. Среди них известная резолюция № 678 Совета Безопасности ООН, ограничивающая политические цели конфликта освобождением Кувейта, предусматривающая сдерживание Израиля от вступления в войну вплоть до гарантии его прикрытия со стороны командования МНС от ударов иракскими ракетами и срочные поставки для этих целей ЗУР «Патриот», прекращение боевых действий МНС без достижения победы в прежнем ее понимании (полный разгром вооруженных сил противника, оккупация его территорий, принуждение к полной и безоговорочной капитуляции и др.).Этот небольшой опыт регулирования напряженности конфликта заставляет искать критерии, которые характеризовали бы степень его интенсивности. В связи с этим среди них особый интерес могут представить: характер выдвигаемых целей; выделяемые государством силы, средства и ресурсы для ведения военных действий; количество боевых столкновений за определенное время; размеры потерь, экологического и других видов ущерба и т.д.

В целом прогнозирование стратегического характера конфликта позволит с определенной степенью вероятности дать правильный ответ на вопросы: какие способы и средства пригодны для управления конфликтом, какие ресурсы потребуются для участия в нем, какую долю военной мощи необходимо задействовать для достижения поставленных целей и др.

С учетом вышеизложенного представляется целесообразным классифицировать военные конфликты по таким основаниям, как социально-политические, правовые, стратегические (рис.2).

При оценке социально-политического характера конфликта на первый план выдвигаются национальные интересы государств, противоречия между ними, политические цели, преследуемые сторонами, что позволяет определить отношение к военному конфликту.

Изучение правового характера конфликта дает основание сделать вывод о справедливости целей каждой из сторон и конфликта в целом.

Оценка стратегического характера конфликта по таким показателям, как масштаб, способы ведения вооруженной борьбы, применяемые средства, напряженность, даст более полное представление о его возможных последствиях.

Некоторые подходы к управлению кризисной ситуацией с целью предотвращения военных конфликтов. Оценка характера военного конфликта по рассмотренным показателям позволяет уяснить цели сторон и правовой характер конфликта, в какой мере он скажется на стабильности межгосударственных отношений, его социально-экономические, политические, экологические и другие последствия, соотношение с интересами своего государства, а также выработать рекомендации для военно-политического руководства (рис.3).

Проведенный на основании этих оценок анализ причин возникновения и тенденций развития военных конфликтов позволяет оценить пути их возникновения (развития) и управления ими. Для этого эволюцию внутреннего состояния конфликта целесообразно, на наш взгляд, разделить на фазы. Критерием перехода одной фазы в другую служит уровень обострения противоречий.

Для оценки состояния конфликта по фазам выделяется пять этапов с присущими каждому из них специфическими свойствами (первый - зарождение, второй - обострение напряженности, третий - угрожаемый период, четвертый - кризис, пятый - разрешение конфликта). Отметим -этапы не всегда могут совпадать с его фазами, что видно из рис.3.

Научно-практическая значимость предлагаемого подхода заключается в реальной возможности сделать управляемым процесс разрешения военного конфликта на любом из рассмотренных этапов и принять меры к его деэскалации мирным путем. Суть подхода состоит в том, что развитие конфликта рассматривается как следствие объективного или преднамеренного обострения военно-политической и стратегической обстановки, при которой стороны приступают к подготовке разрешения возникших противоречий с использованием военной силы.

Разрешение конфликта может быть достигнуто совокупностью целей, реализуемых последовательно или в каком-либо другом порядке посредством невоенных и военных средств и способов. В этом случае мероприятия, направленные на разрешение противоречий политико-дипломатическими мерами (консультации, использование международных институтов типа ООН, СБСЕ и т.д.), в сочетании с другими мирными средствами разрешения конфликта позволяют обойтись без применения военной силы.

В то же время игнорирование каких-либо мирных средств (например, экономических) с большой степенью вероятности приведет к дальнейшему осложнению конфронтационной ситуации и на последующих этапах конфликта приобретет противоположную направленность (свертывание программ долгосрочных договоров, введение экономических санкций и экономической блокады).

Анализ показывает, что мероприятия, направленные на разрешение конфликта мирными средствами, в основном охватывают первые три фазы. Военные средства в качестве сдерживающих мер используются на первой и второй фазах конфликта. Непосредственная подготовка и применение вооруженных сил начинаются с третьей фазы. Необходимо отметить, что такое деление достаточно условно.

Рассматривая возможности по урегулированию военного конфликта, по нашему мнению, необходимо учитывать следующее.

Первое. Развязывание войны, по существу, обусловливается нежеланием или неспособностью политических руководителей устранить экономические, политические и социальные противоречия мирными средствами.

Второе. Ограниченные цели противоборствующих сторон сдерживают сползание государств к состоянию войны, оставляя возможность разрешить конфликт на более низком уровне.

Третье. В вооруженном конфликте низкой интенсивности территориальные притязания, национально-этнические, религиозные и другие противоречия, как правило, провоцируются радикально настроенными политическими партиями и движениями иногда с участием военных руководителей различных рангов.

Четвертое. Возможность эскалации конфликта реальна лишь в том случае, если существует для этого социальная база. Иными словами, в обществе наличествуют глубинные противоречия, обусловленные его расслоением по социально-экономическим признакам.

Пятое. Разрешение конфликта с использованием инструментов международного права все более снижает вероятность возникновения мировой (в первую очередь ядерной) войны.

Естественно, что изложенный методический подход не является исчерпывающим, целесообразно продолжить работу, направленную на создание экспертной математической модели разрешения военного конфликта. На ее основе можно будет осуществлять многовариантную оценку хода и исхода военных конфликтов, прогнозировать их, а также с учетом складывающейся обстановки готовить государственному руководству необходимые предложения для принятия решения.

Волкогонов Д.А., Миловидов А.С, Тюшкевич С.А. Война и армия. - М.: Воениздат, 1977. - С.79.

Регион - группа близлежащих стран, представляющая собой либо отдельный экономико-географический, либо близкий по национальному составу и культуре, либо однотипный по общественно-политическому строю район мира.

Волкогонов Д.А., Миловидов А. С, Тюшкевич С. А. Война и армия. -С.79.

ТабуновН.Д.,БокаревВ.А. Марксистско-ленинская философия и методологические проблемы военной теории и практики. - М.: Воениздат, 1982. - С.269.

Зарубежное военное обозрение. - 1990. - № 9. - С.5-7.

Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте

«Конфликт» - Возникновение конфликтной ситуации. Супружеские. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия. Ценностные. Дайте партнеру высказаться. Советы для удачного разрешения конфликта. Кризисные периоды, Не скрывайте своих чувств. Ссылки на свой авторитет. Сексуальные.

«Конфликты в обществе» - Льюис Козер. Ральф Дарендорф (р. 1929). Зигмунд Фрейд (1856–1939). Средневековье. История конфликтологии. Новое время. Жан-Жак Руссо (1712–1778). Эразм Роттердамский (ок. 1466–1536). Георг Зиммель (1858-1918). Недостатки осмысления конфликтов к началу ХХ века: (Конфликтология как научное направление).

«Межличностные конфликты» - Никто никогда в конфликтной ситуации ничего не докажет. Тип внутрисемейных отношений (гармоничный и дисгармоничный). 7. Говорите тогда, когда партнер остыл. Позиция «сверху» - начальственная, родительская, приказывающая, как должно быть. Типы конфликтов между родителями и ребенком. Тут-то рационалист и проявит себя, первым предав руководителя.

«Военные конфликты» - Вооруженное противостояние между двумя или несколькими государствами. Правила: «Жестокое лицо войны». Сущность МГП. Немеждународный вооруженный конфликт. Спасибо за внимание. 4. Женевская конвенция от 12 августа 1949г. "О защите гражданского населения во время войны". Из определения выделите основные признаки МГП.

«Конфликты в школе» - Обсуждение проекта решения педагогического совета. Педагогический совет. Конфликт в школе Пути выхода из конфликтных ситуаций. Результат от группы: 3-4 типичных конфликтных ситуации, которые хотелось бы разобрать. Задачи: Выступление О.Ю Пшеничной «Создание информационной среды учителя». Повестка дня:

«Международные конфликты» - Практическое применение на текущем этапе. Характеристика проекта. Опора на прагматизм и рациональность. «Психология международного конфликта: национальные модели конфликтного поведения». Задачи. Актуальность исследования. Генеалогия исследования. Поведение экспрессивное (отражает индивидуальность и не имеет цели) и функциональное (целенаправленное).

Основные черты вооруженных конфликтов

Рассматривая специфику вооруженных конфликтов 1990-х гг. – начала XXI века необходимо остановиться на их общих чертах:

1. Конфликты по формам и принципам ведения боевых действий были весьма различными.

2. Значительная часть конфликтов имела ассиметричный характер, то есть происходила между противниками, стоящими на разных стадиях развития в техническом отношении, а следовательно качественного состояния их вооруженных сил.

3. Все конфликты развивались на относительно ограниченной территории, однако с использованием сил и средств, размещенных за пределами этой территории

4. Существенно увеличилась роль начального периода вооруженного конфликта или войны.

5. Основная роль в начальном периоде войны, безусловно, отводилась дальнобойному высокоточному оружию, действующему совместно с авиацией. Однако в дальнейшем основная тяжесть ведения боевых действий ложилась на Сухопутные войска.

На основании анализа наиболее общих черт конфликтов конца ХХ – начала XXI веков, можно сделать следующие принципиальные выводы относительно военно-политических особенностей вооруженной борьбы на современном этапе и в обозримой перспективе.

1. Вооруженные силы подтверждают свою центральную роль в осуществлении силовых операций.

Реальная боевая роль полувоенных, военизированных формирований, ополчений, подразделений сил внутренней безопасности оказывается существенно меньше, чем предполагалось до начала вооруженных конфликтов.

2. Решающим моментом для достижения военно-политического успеха является захват стратегической инициативы в ходе вооруженного конфликта.

Пассивное ведение боевых действий в расчете на «выдыхание» наступательного порыва противника приведет к утрате управляемости собственной группировки и впоследствии – к проигрышу конфликта.

3. Особенность вооруженной борьбы будущего будет состоять в том, что в ходе войны под ударами противника окажутся не только военные объекты и войска, но одновременно и экономика страны со всей ее инфраструктурой, гражданское население и территория. В связи с этим возникает необходимость в проведении высокоорганизованной и эффективной работы системы гражданской обороны, а также системы мобилизационной подготовки и мобилизации страны.

4. Несмотря на повышение роли развернутых к моменту угрожаемого периода группировок сил и средств, значительную роль в исходе вооруженного конфликта будет играть наличие боеготового резерва и системы его мобилизации и развертывания.

5. Боевые действия будут характеризоваться сочетанием маневренных операций и позиционных действий. Разведывательно-диверсионные действия и партизанская война рассматриваются как часть «обычной» войны.

6. Ключевым условием победы практически во всех конфликтах будет играть подрыв морального духа войск и стимулирование брожений, особенно в офицерском корпусе.

7. Большое значение для исхода вооруженных конфликтов будет иметь наличие сильных инструментов ведения информационной и пропагандистской работы среди войск и населения противника.

8. Критерии военной победы в вооруженных конфликтах будут различными, однако, главное значение все-таки имеет решение политических задач.

Главной особенностью конфликтов нового исторического периода будет перераспределение роли различных сфер в вооруженном противоборс­тве. Ход и исход вооруженной борьбы в целом будет определяться главным образом противоборством в воздушно-космической сфере и на море, а сухопутные группировки закрепят достигнутый военный успех и непосредственно обеспечат достижение политических целей.

Определение, классификация войн и их характеристика

Война – это продолжение политики государства или коалиции государств, народов, наций, классов и отдельных социальных групп с применением средств вооруженного насилия для достижения политических, экономических, военных и иных целей.

Главная цель войны – разгром «бесконтактным» способом экономического потенциала любого государства, на любом удалении.

Классификация войн:

По масштабу (в зависимости от размаха военных действий и состава воюющих государств): мировые; локальные; региональные

По продолжительности : скоротечные и затяжные;

По средствам поражения:

С применением только обычного оружия;

С применением ядерного оружия.

По напряженности:

Высокой интенсивности военных действий;

Средней интенсивности военных действий;

Низкой интенсивности военных действий.

Соответствующие типы войн могут быть определены следующим образом:

Локальная война . Война между двумя и более государствами, ограниченная по политическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагиваться преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война . Война с участием двух и более государств (даже групп государств) региона. Она ведется национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения на территории, ограниченной пределами одного региона с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воздушным и космическим пространством, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная (мировая) война . Война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств различных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Введение

1. Определение и классификация войн и вооруженных конфликтов

2. Средства вооруженной борьбы

3. Поражающие факторы современных видов оружия

Заключение

Введение

Как свидетельствует исторический анализ развития общества, разрешение комплекса противоречий между государствами или группами государств, в большинстве случаев, происходило с применением силы. За пять с половиной тысяч лет на Земле произошло около 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов. Это значит, что на каждый минувший век не приходится даже одной мирной недели на планете.

В течение последних десятилетий коренным образом изменились взгляды военных теоретиков на ведение военных конфликтов и способов вооруженной борьбы. Во многом это обусловлено разработкой качественно новых образцов вооружения, создаваемого на базе новейших технологий, в том числе высокоточного оружия и оружия, основанного на новых физических принципах, а также способов защиты войск от их поражающих факторов.

В современных войнах могут использоваться многомиллионные армии, оснащенные большим количеством самой разнообразной боевой техники и вооружений. Виды и масштабы применения различного оружия, характер и степень защиты от него повлияют на величину и структуру потерь войск в технике и личном составе.

Изучение оружия и его поражающих свойств позволяет понять характер боевой патологии в целом и отдельных органов и систем в частности, получить количественную и качественную характеристику поражений личного состава на военных объектах и в боевой технике, а также определить лечебно-эвакуационные мероприятия в отношении раненых и больных.

1. Определение и классификация войн и вооруженных конфликтов

К одной из самых жестоких форм, используемой обществом для разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий, относится военный конфликт . Обязательной его характеристикой является применение военной силы, всех видов вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты.

Вооруженный конфликт –вооруженное столкновение ограниченного масштаба между государствами (международный вооруженный конфликт) или противостоящими сторонами в пределах территории одного государства (внутренний вооруженный конфликт).

Локальная война –война между двумя и более государствами, преследующая ограниченные военно-политические цели, в которой военные действия ведутся в границах противоборствующих государств, и которая затрагивает преимущественно интересы только этих государств (территориальные, экономические, политические и другие).

Региональная война –война с участием двух и более государств одного региона, ведущаяся национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств поражения, на территории региона с прилегающими к нему акваториями и в воздушном (космическом) пространстве над ним, в ходе которой стороны будут преследовать важные военно-политические цели.

Крупномасштабная война –война между коалициями государств или крупнейшими государствами мирового сообщества, в которой стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Крупномасштабная война может стать результатом эскалации вооруженного конфликта, локальной или региональной войны с вовлечением значительного количества государств разных регионов мира. Она потребует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духовных сил государств-участников.

Характерными чертами современных военных конфликтов являются:

а) комплексное применение военной силы и сил и средств невоенного характера;

б) массированное применение систем вооружения и военной техники, основанных на новых физических принципах и сопоставимых по эффективности с ядерным оружием;

в) расширение масштабов применения войск (сил) и средств, действующих в воздушно-космическом пространстве;

г) усиление роли информационного противоборства;

д) сокращение временных параметров подготовки к ведению военных действий;

е) повышение оперативности управления в результате перехода от строго вертикальной системы управления к глобальным сетевым автоматизированным системам управления войсками (силами) и оружием;

ж) создание на территориях противоборствующих сторон постоянно действующей зоны военных действий.

Среди особенностей современных военных конфликтов следует назвать:

а) непредсказуемость их возникновения;

б) наличие широкого спектра военно-политических, экономических, стратегических и иных целей;

в) возрастание роли современных высокоэффективных систем оружия, а также перераспределение роли различных сфер вооруженной борьбы;

г) заблаговременное проведение мероприятий информационного противоборства для достижения политических целей без применения военной силы, а в последующем – в интересах формирования благоприятной реакции мирового сообщества на применение военной силы.

Современные военные конфликты будут отличаться скоротечностью, избирательностью и высокой степенью поражения объектов, быстротой маневра войсками (силами) и огнем, применением различных мобильных группировок войск (сил). Овладение стратегической инициативой, сохранение устойчивого государственного и военного управления, обеспечение превосходства на земле, море и в воздушно-космическом пространстве станут решающими факторами достижения поставленных целей.

Для военных действий будет характерно возрастающее значение высокоточного, электромагнитного, лазерного, инфразвукового оружия, информационно-управляющих систем, беспилотных летательных и автономных морских аппаратов, управляемых роботизированных образцов вооружений и военной техники.

Ядерное оружие будет оставаться важным фактором предотвращения возникновения ядерных военных конфликтов и военных конфликтов с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны).

В случае возникновения военного конфликта с применением обычных средств поражения (крупномасштабной войны, региональной войны), ставящего под угрозу само существование государства, обладание ядерным оружием может привести к перерастанию такого военного конфликта в ядерный военный конфликт.

Вооруженные Силы РФ готовятся к прямому участию в сле­дующих видах военных конфликтов:

Вооружённый конфликт: одна из форм разрешения политических, национально-этничес­ких, религиозных, территориальных и других противоречий с приме­нением средств вооруженной борьбы, при которой государство (го­сударства), участвующие в военных действиях, не переходят в особое состояние, называемое войной. В вооруженном конфликте стороны, как правило, преследуют частные военно-политические цели.

Вооруженный конфликт может стать следствием разрастания во­оруженного инцидента, приграничного конфликта, вооруженной акции и других вооруженных столкновений ограниченного масшта­ба, в ходе которых для разрешения противоречий используются средства вооруженной борьбы.

Вооруженный конфликт может иметь международный характер (с участием двух и более государств) или внутренний характер (с ведением вооруженного противоборства в пределах территории од­ного государства).

Современная война (вооруженный конфликт) может быть:

· по военно-политическим целям - справедливой (не противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, ведущейся в порядке самообороны стороной, подвергшейся агрессии); несправедливой (противоречащей Уставу ООН, основополагающим нормам и принципам международного права, подпадающей под определение агрессии и ведущейся стороной, предпринявшей вооруженное нападение);

· по применяемым средствам - с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения; с применением только обычных средств поражения;

· по масштабам - локальной, региональной, крупномасштабной.

Локальная война - война между двумя и более государствами, ограниченная по по­литическим целям, в которой военные действия будут вестись, как правило, в границах противоборствующих государств и затрагива­ются преимущественно интересы только этих государств (террито­риальные, экономические, политические и другие).

Локальная война может вестись группировками войск (сил), раз­вернутыми в районе конфликта, с их возможным усилением за счет переброски дополнительных сил и средств с других направлений и проведения частичного стратегического развертывания вооружен­ных сил.

При определенных условиях локальные войны могут перерасти в региональную или крупномасштабную войну.

Региональная война - война с участием двух и более государств (групп государств) региона национальными или коалиционными вооруженными силами с применением как обычных, так и ядерных средств по­ражения на территории, ограниченной пределами одного реги­она с прилегающими к нему акваторией океанов, морей, воз­душным и космическим пространством, в ходе которой сторо­ны будут преследовать важные военно-политические цели. Для ведения региональной войны потребуется полное развертыва­ние вооруженных сил и экономики, высокое напряжение всех сил государств-участников. В случае участия в ней государств, обладающих ядерным оружием, либо их союзников, региональ­ная война будет характеризоваться угрозой перехода к примене­нию ядерного оружия.

Крупномасштабная война - война между коалициями государств или крупнейшими государ­ствами мирового сообщества. Она может стать результатом эскала­ции вооруженного конфликта, локальной или региональной войны путем вовлечения в них значительного количества государств раз­личных регионов мира. В крупномасштабной войне стороны будут преследовать радикальные военно-политические цели. Она потре­бует мобилизации всех имеющихся материальных ресурсов и духов­ных сил государств-участников.

Современное российское военное планирование, основанное на реалистичном понимании современных ресурсов и возможностей РФ, исходит из того, что Вооруженные Силы Россий­ской Федерации совместно с другими войсками должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрес­сору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов в условиях массированного применения противником современных и перспективных бое­вых средств поражения, в том числе оружия массового уничто­жения всех разновидностей.

При этом Вооруженные Силы РФ должны быть способны :

1. В мирное время и в чрезвычайных ситуациях, сохраняя по­тенциал стратегического сдерживания и выполняя задачи под­держания боеготовности, войсками (силами) постоянной готов­ности без проведения дополнительных мобилизационных меро­приятий успешно решать задачи одновременно в двух воору­женных конфликтах любого типа, а также осуществлять миро­творческие операции как самостоятельно, так и в составе мно­гонациональных контингентов.

2. В случае обострения военно-политической и военно-стратегичес­кой обстановки обеспечить стратегическое развертывание ВС РФ и сдерживать эскалацию обстановки за счет сил стратегического сдерживания и маневра силами постоянной готовности.

3. В военное время наличными силами отразить воздушно-косми­ческое нападение противника, а после полномасштабного стратеги­ческого развертывания решать задачи одновременно в двух локаль­ных войнах.

Таким образом, характер задач, стоящих перед Вооруженными Силами России с учетом особенностей вооруженных конфликтов и войн, в которые они могут быть вовлечены, требует формулирова­ния новых подходов к их строительству и развитию.

1. Мобилизационная подготовка здравоохранения. Учебное пособие. Под ред. Погодина Ю.И. – М. 2006.

2. Организация медицинской службы гражданской обороны Российской Федерации. Учебник. Под ред. Погодина Ю.И., Трифонова С.В. – М. 2002.

3. Мобилизационная подготовка экономики Российской Федерации. Учебник. Воробьев Ю.Л. – М. 1997.

4. Россия (СССР) в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины ХХ века. Золотарев В.А. – М. 2000.

Приложения:

1. Схема: Структура ВС РФ.

2. Схема: Размещение российских миротворческих сил.

3. Вопросы для самоконтроля.

Приложение №1.