Главная · Европейские страны · Что такое инквизиция? Причины история и суть инквизиции. Значение слова инквизиция Времена инквизиции годы

Что такое инквизиция? Причины история и суть инквизиции. Значение слова инквизиция Времена инквизиции годы

лат. inquisitio - розыск) В католической церкви в XIII-XIX вв. судебно-полицейское учреждение для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно, с применением пыток. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИНКВИЗИЦИЯ

в древнеримском обвинительном уголовном процессе так называлось собирание доказательств. В случае надобности обвинитель в предварительной стадии процесса получал от претора официальные полномочия и снабжался открытым листом (Ипегае), в силу которого мог добывать нужные ему доказательства, используя даже принуждение. Во времена империи обвинительный процесс уступил розыскному (следственному) и под И. стали подразумевать должностной розыск. Позднее этим именем стали называть судилище, созданное римско-католической церковью для преследования еретиков. Это судебно-карательное учреждение использовалось в католической церкви в 13-19 вв. Судопроизводство велось тайно, обособленно от местных властей и по уполномочию самого Папы Римского. Еретики обычно приговаривались к сожжению на костре. В 16-17 вв. - одно из орудий борьбы против идей Реформации. Всего выделяются три периода использования этого учреждения в борьбе с ересями: преследование еретиков до 13 в., затем доминиканская И. со времени Тулузского собора 1229 и, наконец, испанская И. (в 1480-1808). В первый период суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование имело временный и случайный характер. Во втором периоде создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находившиеся в ведении доминиканских монахов. В Испании инквизиционная система была тесно связана с политикой монархической централизации и преследованием еретиков и представителей других вероисповеданий. Деятельность инквизиционных трибуналов происходила в строгой тайне и опиралась на широкую сеть шпионов и доносов. Обвиняемый или заподозренный вначале подвергались предварительному допросу, материалы которого поставлялись в трибунал. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, то доносчики и свидетели снова допрашивались, и их показания, вместе с уликами, передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой И. Если они высказывались против обвиняемого, то его отводили в секретную тюрьму и полностью изолировали от внешнего мира. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объясняя подозреваемому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью заполучить у него согласие с возводимым на него обвинением. В случае признания он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда. В случае упорного отрицания вины обвиняемого по требованию прокурора вводили в камеру пыток, где обычно добивались необходимого признания. После пытки его снова вводили в аудиенцию и только теперь знакомили с пунктами обвинения, на которое требовали ответа. Затем ему предлагали выбрать себе защитника из списка, который составлялся инквизиторами, после чего снова приглашались квалификаторы, которые давали окончательное заключение по делу. Следовал приговор, к о торый можно было обжаловать в верховный инквизиционный трибунал или самому Папе Римскому. Но здесь требовалась поддержка влиятельных лиц, которую измученному и обнищавшему за время следствия (оно длилось месяцами) обвиняемому было весьма сложно найти. Намеченной жертве было практически невозможно избегнуть инквизиционного преследования - не спасала н и слава, ни должность, ни социальное положение. Жертвами И. стали Галилей, Дж. Бруно, Пико де Мирандола. И. была отменена вначале в Германии, Франции, Испании и позднее всего в Италии. В.Г. Графский

Когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию. Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году , заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса . В 1908 году переименована в «Конгрегацию доктрины веры » (Sacra congregatio Romanae et universalis Inquisitionis seu Sancti Officii ). Работа этого учреждения строилась в строгом соответствии с действующим тогда в католических странах законодательством .

Цели и средства

Пытки, применяемые к обвиняемым в ереси. Гравюра 1508 года.

Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси . С конца XV века , когда в Европе начинают распространяться представления о массовом присутствии заключивших договор с нечистой силой ведьм среди обычного населения, в ее компетенцию начинают входить процессы о ведьмах. В то же время подавляющее число приговоров о ведьмах вынесли светские суды католических и протестантских стран в XVI и XVII веках . Хотя инквизиция действительно преследовала ведьм, точно так же поступало и практически любое светское правительство. К концу XVI века римские инквизиторы начали выражать серьезные сомнения в большинстве случаев обвинения в ведовстве . Также в компетенцию инквизиции с года Папа Николай V передал дела о еврейских погромах . Инквизиция должна была не только наказывать погромщиков, но и действовать превентивно, предупреждая насилие. Внесудебных расправ инквизиция не допускала. Кроме обычных допросов , применялась, как и в светских судах того времени, пытка подозреваемого. Юристы католической церкви огромное значение придавали чистосердечному признанию. В том случае, если подозреваемый не умирал в ходе следствия , а признавался в содеянном и раскаивался, то материалы дела передавались в суд .

Судебная процедура

VIII. Инквизитор допрашивал свидетелей в присутствии секретаря и двух священников, которым было поручено наблюдать, чтобы показания верно записывались, или, по крайней мере, присутствовать, когда они были даны, чтобы выслушивать их при чтении полностью. Это чтение происходило в присутствии свидетелей, у которых спрашивали, признают ли они то, что сейчас им было прочитано. Если преступление или подозрение в ереси было доказано на предварительном следствии, то оговоренного арестовывали и сажали в церковную тюрьму, в случае если в городе не было доминиканского монастыря, который обыкновенно заменял ее. После ареста подсудимый подвергался допросу, и против него тотчас же начиналось дело согласно правилам, причем делалось сравнение его ответов с показаниями предварительного следствия .

IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора .

Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю - ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно .

Инквизитор Пегна не задумывается признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняет, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти; это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции - уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти» .

Основные исторические этапы

Хронологически историю инквизиции можно подразделить на три этапа 1) додоминиканский (преследования еретиков до XII в.) 2) доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.) 3) испанская инквизиция. В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями ее государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI в. против протестантизма.

Преследования еретиков до XII в.

Зародыши Инквизиции мы находим еще в первые века христианства - в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.

Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 г. Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 г. по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.

В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах - искоренять языческие обычаи. В 844 г. Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения («ut populi errata inquirant et corrigant»).

В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI в., во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большою энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре .

Доминиканский период

В конце XII и начале XIII в. литературно-художественное движение в Южной Франции и связанное с ним учение альбигойцев угрожали серьезной опасностью католической ортодоксии и папскому авторитету. Для подавления этого движения вызывается к жизни новый монашеский орден - доминиканцев (Х, 862). Слово инквизиция, в техническом смысле, употреблено впервые на Турском соборе, в 1163 г., а на Тулузском соборе, в 1229 г., апостольский легат «mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectatos de haeretica pravitate».

Еще на Веронском синоде, в 1185 г., изданы были точные правила касательно преследования еретиков, обязывавшие епископов возможно чаще ревизовать свои епархии и выбирать зажиточных мирян, которые оказывали бы им содействие в розыске еретиков и предании их епископскому суду; светским властям предписывалось оказывать поддержку епископам, под страхом отлучения и других наказаний.

Дальнейшим своим развитием инквизиция обязана деятельности Иннокентия III (1198-1216), Григория IX (1227-1241) и Иннокентия IV (1243-1254). Около 1199 г. Иннокентий III уполномочил двух цистерцианских монахов, Гюи и Ренье, объездить, в качестве папских легатов, диоцезы южной Франции и Испании, для искоренения ереси вальденсов и катаров. Этим создавалась как бы новая духовная власть, имевшая свои специальные функции и почти независимая от епископов. В 1203 г. Иннокентий III отправил туда же двух других цистерианцев, из монастыря Fontevrault - Петра Кастельно и Ральфа; вскоре к ним был присоединен и аббат этого монастыря, Арнольд, и все трое возведены были в звание апостольских легатов. Предписание возможно строже обходиться с еретиками привело, в 1209 г., к убийству Петра Кастельно, что послужило сигналом к кровавой и опустошительной борьбе, известной под именем альбигойских войн.

Несмотря на крестовый поход Симона Монфора, ересь продолжала упорно держаться, пока против ее не выступил Доминик Гусман (X, 959), основатель ордена доминиканцев. В заведование этого ордена всюду перешли инквизиционные суды, после того как последние изъяты были Григорием IX из епископской юрисдикции. На Тулузском соборе 1229 г. было постановлено, чтобы каждый епископ назначал одного священника и одно или более светских лиц для тайного розыска еретиков в пределах данной епархии. Несколько лет спустя инквизиторские обязанности были изъяты из компетенции епископов и специально вверены доминиканцам, представлявшим то преимущество перед епископами, что они не были связаны ни личными, ни общественными узами с населением данной местности, и потому могли действовать, безусловно, в папских интересах и не давать пощады еретикам.

Установленные в 1233 г. инквизиционные суды вызвали в 1234 г. народное восстание в Нарбонне , а в 1242 г. - в Авиньоне . Несмотря на это, они продолжали действовать в Провансе и распространены были даже и на сев. Францию. По настоянию Людовика IX , папа Александр IV назначил в 1255 г. в Париже одного доминиканского и одного францисканского монахов на должность генеральных инквизиторов Франции. Ультрамонтанское вмешательство в дела галликанской церкви встречало, однако, беспрестанное противодействие со стороны ее представителей; начиная с XIV в., французская инквизиция подвергается ограничениям со стороны государственной власти и постепенно приходить в упадок, которого не могли удержать даже усилия королей XVI века, боровшихся против реформации.

Тем же Григорием IX инквизиция введена была в Каталонии, в Ломбардии и в Германии, причем повсюду инквизиторами назначались доминиканцы. Из Каталонии инквизиция быстро распространилась по всему Пиренейскому полуострову, из Ломбардии - в различных частях Италии, не везде, впрочем, отличаясь одинаковою силой и характером. Так, например, в Неаполе она никогда не пользовалась большим значением, вследствие беспрестанных раздоров между неаполитанскими государями и римскою курией. В Венеции инквизиция (совет десяти) возникла в XIV в. для розыска соучастников заговора Тьеполо и являлась политическим трибуналом. Наибольшего развития и силы инквизиция достигла в Риме. О степени влияния инквизиции в Италии и о впечатлении, произведенном ею на умы, свидетельствует сохранившаяся во флорентийской церкви S. Maria Novella знаменитая фреска Симона Мемми, под названием «Domini canes» (каламбур, основанный на созвучии этих слов со словом dominicani), изображающая черно-белых собак, отгоняющих волков от стада. Наибольшего развития итальянская инквизиция достигает в XVI в., при папах Пии V и Сиксте V .

В Германии инквизиция первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа, Здесь она встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский ; в 1233 г. он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главные его помощника. По этому поводу в Вормской летописи говорится: «таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда». Позже папа Урбан V , опираясь на поддержку императора Карла IV , снова назначил в Германию двух доминиканцев, в качестве инквизиторов; однако, и после этого инквизиция не получила здесь развития. Последние следы ее были уничтожены реформацией. Инквизиция проникла даже в Англию, для борьбы против учения Виклефа и его последователей; но здесь значение ее было ничтожно.

Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в странах, населенных романским племенем, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и образование характера.

Испанская инквизиция

Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке , как отголосок современных событий в южной Франции , возрождается с новой силой в конце XV в. , получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма , которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы . Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV в. масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.

Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагонии в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике, реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм, сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов, путем конфискации имущества осужденных. Душою новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада . В 1478 году была получена булла от Сикста IV , разрешавшая «католическим королям» установление новой инквизиции, а в 1480 г. был учрежден в Севилье первый трибунал ее; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков . Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала , обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в г. предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя, он назначил великим ген. инквизитором Кастилии и Арагонии Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.

Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен ее создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В г. Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены поздние), регулировавший инквизиционный процесс.

С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро подвигаться вперед, особенно после г., когда Торквемаде удалось добиться у «католических королей» изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от г. до 1498 г., выражаются следующими цифрами: около 8 800 человек было сожжено на костре; 90 000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того были сожжены изображения, в виде чучел или портретов; 6 500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием сбегавшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагоне действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс, председатель инквизиционного суда в Сарагосе , не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиеп. толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании.

Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за нами религиозной свободы условиями капитуляционного договора г. В г. им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в г. Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли. В течение 70 лет цифра испанского населения упала с 10 миллионов до 6.

Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Инквизиция введена была во все колонии и местности, зависевшие от Испании; во всех портовых городах установлены были отделения ее, служившие как бы карантином против занесения ереси и гибельно отражавшиеся на испанской торговле. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она установлена была Карлом V , в г., и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании, при Филиппе II . В Португалии инквизиция введена была в 1536 г. и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа .

Другие страны

По образцу испанской инквизиционной системы, в 1542 г. в Риме учреждена была «конгрегация святой инквизиции», власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполитанском королевстве и Венецианской республике действия ее подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить инквизицию по тому же образцу, а Франциск II , в 1559 г.. перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз. chambres ardentes.

Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Действовала система шпионства и доносов. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду инквизицией, начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, - что обыкновенно и случалось, - то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания, вместе со всеми уликами; передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой инквизиции.

Если квалификаторы высказывались против обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму, после чего между узником и внешним миром прекращались всякие сношения. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объявляя подсудимому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью исторгнут у него сознание в взводимых на него преступлениях. В случае сознания, он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда; в случай упорного отрицания вины, обвиняемого, по требованию прокурора, вводили в камеру пыток. После пытки измученную жертву снова вводили в аудиенц-залу и только теперь знакомили ее с пунктами обвинения, на которые требовали ответа. Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и, в случае утвердительного ответа, предлагали ему выбрать себе защитника из списка лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита при таких условиях была не более как грубым издевательством над жертвой трибунала. По окончании процесса, продолжавшегося нередко несколько месяцев, снова приглашались квалификаторы и давали своё окончательное мнение по данному делу, почти всегда - не в пользу подсудимого.

Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе. Однако успех апелляций был маловероятен. «Супрема» как правило не отменяла приговоров инквизиционных судов, а для успеха апелляции в Рим необходимо было заступничество богатых друзей, так как осужденный, чье имущество было конфисковано, значительными денежными суммами уже не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки; в противном случае его ожидали санбенито и ауто-да-фе .

Кроме религиозного фанатизма и корыстолюбия, мотивом преследования являлась нередко и личная месть отдельных членов трибунала. Раз намеченная жертва уже не могла ускользнуть из рук святого трибунала: ее не могли спасти ни высокое положение в церкви или государстве, ни слава ученого или художника, ни безупречно нравственная жизнь. Перед инквизицией трепетали даже государи. Ее преследований не могли избежать даже такие лица, как испанский архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др. Всякое проявление независимой мысли преследовалось, как ересь: это видно на примерах Галилея , Джордано Бруно , Пико делла Мирандола и др.

Особенно гибельным становится влияние инквизиции на умственное развитие Европы в XVI в., когда ей, вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII в. число её жертв значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец полной отмены инквизиции во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2 - 3, и даже меньше, в год. В Испании инквизиция была уничтожена указом Жозефа Бонапарта 4 декабря 1808 г. По статистическим данным, собранным в труде Лорьенте, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанской инквизиции с 1481 до 1809 г. было 341 021 чел.; из них 31 912 были сожжены лично, 17 659 - in effigie , 291 460 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям.

Жертвы инквизиции. Критика

Люди

В своей книге «Рассказы о колдовстве и магии» (1852) Томас Райт, член-корреспондент Национального Института Франции, утверждает

«Из множеств людей, погибших за колдовство на кострах Германии в течение первой половины семнадцатого века, было много таких, чье преступление заключалось в их приверженности к религии Лютера <...> и мелкие князья были не против ухватиться за любую возможность пополнить свои сундуки… наиболее преследуемыми являлись лица, обладающие значительными состояниями… В Бамберге так же как и в Вюрцбурге епископ являлся суверенным князем в своих владениях. Князь -епископ , Иоанн Георг II, который правил Бамбергом… после нескольких безуспешных попыток выкорчевать Лютеранство , прославил свое правление серией кровавых ведьминых процессов, которые опозорили летописи этого города… Мы можем получить некоторое представление о деяниях его достойного агента (Фредерик Фернер, епископ Бамберга) по утверждениям наиболее достоверных источников о том, что между 1625 и 1630 гг. состоялось не менее 900 процессов в двух судах Бамберга и Цейля; и в статье, опубликованной властями в Бамберге в 1659 г, сообщается, что количество лиц, которых епископ Иоанн Георг предал сожжению на костре за колдовство, достигло 600»

Также Томас Райт приводит список (документ) жертв двадцати девяти сожжений. В этом списке люди исповедующие лютеранство обозначались как «чужие». В итоге жертвами этих сожжений были:

  • «Чужих» мужчин и женщин, то есть протестантов - 28
  • Горожан, состоятельных людей - 100
  • Мальчиков, девочек и малых детей - 34

«Среди ведьм, - говорит Райт, - были маленькие девочки от семи до десяти лет, и двадцать семь из них были приговорены и сожжены», во время других brande, или сожжений. «Количество привлекаемых к суду с этим страшным судопроизводством было настолько велико, что судьи мало вникали в суть дела, и стало обычным явлением, что даже не давали себе труда записывать имена обвиняемых, а обозначали их, как обвиняемый №; 1, 2, 3 и т. д.».

Профессор Д. В. Дрейпер в книге «История конфликта между религией и наукой» (1874) пишет:

«Семьи осужденных подвергались полному разорению. Ллоренте, историк Инквизиции, подсчитал, что Торквемада и его приспешники в течение восемнадцати лет сожгли на костре 10220 человек; изображений человеческих сожжено 6819; наказано иными способами 97321 человек! С невыразимым отвращением и возмущением мы узнаем, что Папское правительство получило большие суммы денег путем продажи богатым разрешений, освобождающих их от посягательств Инквизиции» .

Животные

Также Церковь проводила массовые суды над животными. На этих судах обвиняемыми выступали мухи , гусеницы , саранча , кошки , рыбы , пиявки и даже майские жуки . Над последними садовыми вредителями, именуемыми еще майскими хрущами, в 1479 году в Лозанне (Швейцария) состоялся громкий процесс, длившийся два года. Решением суда шестиногим преступникам предписывалось незамедлительно покинуть страну. Множество подобных судебных дел описываются в классическом труде Дж. Фрэзера «Фольклор в Ветхом Завете»:

«В Европе вплоть до сравнительно недавнего времени низшие животные в полной мере несли наравне с людьми ответственность перед законом. Домашних животных судили в уголовных судах и карали смертью в случае доказанности преступления; дикие животные подлежали юрисдикции церковных судов, и наказания, которым они подвергались, были изгнание и смерть посредством заклинания или отлучения. Наказания эти были далеко не шуточные, если правда, что св. Патрик прогнал в море заклинаниями всех пресмыкающихся Ирландии или обратил их в камни и что св. Бернар, отлучив жужжавших вокруг него мух , уложил их всех мертвыми на полу церкви. Право привлечения к суду домашних животных опиралось, как на каменную скалу, на еврейский закон из Книги завета . В каждом деле назначался адвокат для защиты животных, и весь процесс - судебное следствие, приговор и исполнение - проводился при строжайшем соблюдении всех форм судопроизводства и требований закона. Благодаря исследованиям французских любителей древностей были опубликованы протоколы 92 процессов, прошедших через суды Франции между XII и XVIII вв. Последней жертвой во Франции этой, можно сказать, ветхозаветной юстиции была корова , которой был вынесен смертный приговор в г. нашего летосчисления» .

Процессы с массовыми ответчиками обычно шли долго. Например, тяжба между общиной Сен-Жульен и жуками продолжалась с перерывами около сорока лет. Если же обвинялись единичные твари, то возмездие за колдовские дела настигало их быстро. В 1474 году , в самый разгар процесса над жуками , в Базеле судили одного старого петуха за то, что он якобы снес яйцо . Естественно, нашлись свидетели такого деяния, которые, «лично все видели», и обвинитель потрясал здание суда ужасающими историями о том, как сатана сажает на петушиные яйца ведьм, чтобы они, как наседки, высиживали наиболее вредоносных для христиан тварей, и о том, что петушиные яйца используются для изготовления колдовских снадобий. Показательно, что защитник обвиняемого петуха даже не пытался оспаривать такие обвинения поскольку, как отмечает Фрэзер , «все эти факты были слишком явны и общеизвестны, чтобы их можно было отрицать» . В результате этого процесса «петух был присужден к смерти как колдун или дьявол , принявший вид петуха , и вместе со снесенным яйцом был сожжен на костре со всей торжественностью, как если бы то была самая обыкновенная казнь».

Грейнджер, современник событий, рассказал о судебном процессе над лошадью . Животное «было обучено узнавать количество знаков на игральных картах, а также сообщать, который час на часах. Лошадь и ее владелец оба были обвинены святой инквизицией в сношениях с Дьяволом и оба с великой церемонией были сожжены на auto-da-fe , в Лиссабоне в 1601 г. как колдуны!» .

См. также

  • Борьба с инакомыслием в истории русской православной церкви

Ссылки

  • Православная Инквизиция Е.Грекулов "Православная инквизиция в России"
  • Инквизиция в средневековье Сайт о рыцарях и средневековье
  • Х. А. Льоренте. История испанской инквизиции. Том I
  • Х. А. Льоренте. История испанской инквизиции. Том II
  • Е. Ф. Грекулов. Православная инквизиция в России
  • Е. О. Калугина. «Черная легенда» об Испании в русской культуре.
  • Статья «Инквизиция » в Электронной еврейской энциклопедии
  • Инквизиция , Рахманова Р.Р.
  • Ф. М. Достоевский . Великий инквизитор
  • Н. А. Бердяев . Великий Инквизитор

Литература

Дореволюционные исследования

  • В. Величкина. Очерки истории инквизиции (1906).
  • Н. Н. Гусев. Рассказы об инквизиции (1906).
  • Н. Я. Кадмин . Философия убийства (1913; переизд., 2005).
  • А. Лебедев. Тайны инквизиции (1912).
  • Н. Осокин. История Альбигойцев и их времени (1869-1872).
  • М. Н. Покровский. Средневековые ереси и инквизиция (в Книге для чтения по истории средних веков под ред. П. Г. Виноградова, вып. 2, 1897).
  • М. И. Семевский. Слово и дело. Тайный сыск Петра I (1884; переизд., 1991, 2001).
  • Я. Канторович. Средневековые процессы о ведьмах (1899)
  • Н. В. Будур. Инквизиция: гении и злодеи (2006).
  • М. Я. Выгодский. Галилей и инквизиция (1934).
  • С. В. Гордеев. История религий: главные религии мира, древние церемонии, религиозные войны, христианская библия, ведьмы и инквизиция (2005).
  • Е. Ф. Грекулов. Из истории святой инквизиции в России (1929; два переизд., 1930); Православная церковь - враг просвещения (1962); Православная инквизиция в России (1964).
  • И. Р. Григулевич. Инквизиция (1970; 1976; 1985; переизд., 2002); Папство. Век XX (1981; переизд., 2003).
  • М. И. Заборов. Папство и крестовые походы (1960).
  • И. А. Крывелев . Костром и пыткой против науки и ученых (1933; переизд., 1934).
  • А. Е. Кудрявцев. Испания в средние века (1937).
  • С. Г. Лозинский. История инквизиции в Испании (1914; переизд., 1994); История папства (1934; переизд., 1961, 1986); Святая инквизиция (1927); Роковая книга средневековья.
  • Л. П. Новохацкая. Охота на «ведьм». Из истории церковной инквизиции (1990).
  • М. А. Орлов. История сношений человека с дьяволом (1992).
  • З. И. Плавскин. Испанская инквизиция: палачи и жертвы (2000).
  • В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция (1955).
  • Тюрьмы и наказания. Инквизиция, тюрьмы, телесные наказания, казни (1996).
  • М. И. Шахнович. Гойа против папства и инквизиции (1955).
  • М. М. Шейнман. Огнем и кровью во имя бога (1924); Папство (1959); От Пия IX до Иоанна XXIII (1966).

Переводные издания

  • Х.-А. Льоренте . Критическая история испанской инквизиции . В 2-х тт. (1817).
  • Р. Альтамира-и-Кревеа. История Испании. В 2-х тт. (1951).
  • А. Арну. История инквизиции (1926; переизд., 1994).
  • М. В. Барро. Торквемада (1893).
  • Бейджент М., Ли Р. Цепные псы церкви. Инквизиция на службе Ватикана
  • Бич и Молот. Охота на ведьм в XVI-XVIII веках. Сборник (2005).
  • Л. Галлуа. История инквизиции. В 2-х тт. (1845; переизд., 1873).
  • Е. Гергей. История папства (1996).
  • Б. Данэм. Герои и еретики (1984).
  • Ш. В. Ланглуа. Инквизиция по новейшим исследованиям (1903; переизд., 2001).
  • Г. Ч. Ли. История инквизиции в средние века. В 2-х тт. (1911-1912; переизд., 1994, 1996, 1999, 2001, 2002).
  • Х. А. Льоренте. Критическая история испанской инквизиции. В 2-х тт. (1936; переизд., 1999).
  • А. Манхэттен. Государство Ватикан. Как управляется католическая церковь. - М. 1950, в сб. История Ватикана. Власть и римская курия. - М., 2002. - ISBN 5-93662-012-3.
  • А. Л. Мейкок. История инквизиции (2002).

И. был основан главным образом для борьбы с преступающими догмы и обряды католической церкви. Суды получили название "И.", то есть "следствие". Таким образом появилась возможность привлечь человека к суду в отсутствие частного (личного) истца.

И. начала функционировать еще в XIII в. с целью уничтожения ереси, преследования алхимиков, колдунов и предсказателей. В ведение И. была передана цензура книг, чтобы обнаружить наличие в них еретического содержания.

Смертность среди заключенных И. была очень высока. Те из них, кто после заключения и пыток оставался в здравом уме, призывались в приговоре в последний раз к раскаянию. Раскаявшимся смертная казнь заменялась пожизненным заключением. Нераскаявшиеся сжигались на кострах. Имущество казненных И. конфисковывалось в пользу И. и государственной казны (см. Аутодафе*).

На первых порах И. почти не преследовала евреев, были лишь единичные случаи сожжения религиозных книг. Однако со временем начались преследования насильственно крещенных евреев.

И., введенная королем Фердинандом и королевой Изабеллой в объединенном королевстве Кастилии, Арагона и Наварры, преследовала крещеных евреев и мавров. В период тяжких гонений 1391 года многие еврейские семьи перешли в ради спасения жизни. Они именовались "конверсос" (обращенные), новыми христианами, или марранами. Многие втайне остались верными еврейству и соблюдали еврейские обряды. В конце 1480 года в Севилье, центре " " (насильственно обращенных), был создан первый трибунал И. , заподозренные в приверженности иудаизму, были брошены в тюрьмы. Обещание помилования ценой полного раскаяния повлекло за собой бесчисленные доносы. Методы слежки были очень распространены, обыски и аресты стали повседневным явлением.

Время от времени трибунал публиковал "Акт веры", призывающий верующих под угрозой отлучения выдавать И. всякого подозреваемого в ереси. Под ересью в первую очередь и главным образом понимались обычаи еврейской религии.

Арестованные подвергались пыткам с целью вырвать у них признание в ереси. Арестованный должен был ответить на все вопросы следователей и назвать имена людей, которых следовало пригласить как свидетелей защиты. По окончании слушания дела судьи решали судьбу обвиняемого. Если его ответы и свидетельства в его пользу не удовлетворяли судей, а свидетельства обвинения были недостаточны для уличения, подсудимый приговаривался к пытке. Пытка совершалась в особой камере в темном подвале. В течение всего времени пытки инквизитор убеждал несчастного сознаться в ереси, требуя от него при этом не давать ложных показаний ни на себя, ни на других. Если заключенный не признавался, его пытали в течение часа. Если пытка не вырывала у него признания, переходили к пытке водой. Укладывали заключенного на спину на деревянное ложе, в центре которого укреплена была жердь. Бывало, что жердь ломала ему спину, причиняя невероятные страдания. Пытка водой: заключенного заставляли пить, а затем сдавливали его подвижными пластинами при помощи винта. Пытка огнем: усаживали заключенного на пол, смазывали ему ноги горючей мазью и придвигали к ним огонь.

Костры полыхали во всех городах Испании. Через несколько лет после возникновения И. застенки были расширены, а звание Великого Инквизитора было присвоено Торквемаде, чье имя стало вечным символом жестокости. Молох И. поглотил множество людей. Сирот казненных передавали на в монастыри.

История донесла до нас повествование о величии духа жертв И., принявших нечеловеческие муки, но не отказавшихся от еврейства.


Энциклопедия иудаизма. - Издательство "МАССАДА" Иерусалим - Тель-Авив . Шломо-Залман Ариэль . 1983 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Инквизиция" в других словарях:

    ИНКВИЗИЦИЯ - (лат. inqnisitio, этитол. см. предыд. сл.). Духовный суд, учрежденный папами для розыска и наказания еретиков, в VI в.; с XIII в. прославилась страшной жестокостью по части пыток и казней. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского… … Словарь иностранных слов русского языка

    Инквизиция - в католической церкви в 13 19 вв. особые церковные суды по делам о еретиках. С 13 в. все функции по розыску, суду и наказанию еретиков были переданы специальным уполномоченным инквизиторам (из числа доминиканцев, а позднее и францисканцев). Сфера … Исторический словарь

    инквизиция - и, ж. inquisition f., исп. inquisition, ит. inquisitione < , лат. inquisitio. устар. Расследование. Фискалы должны в том обсервовать, и противу тех <нарушителей> у Коммиссариату протестовать, и по протестации помянутых фискалов..… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    инквизиция - пытка, мука, терзание, издевательство, мучение Словарь русских синонимов. инквизиция см. мука Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Инквизиция - Инквизиция ♦ Inquisition Первоначальное значение этого слова – поиск или расследование. Однако Инквизиция с прописной буквы означает весьма специфический вид расследования, ставящий перед собой не теоретические, а полицейские цели.… … Философский словарь Спонвиля

    ИНКВИЗИЦИЯ Современная энциклопедия

    ИНКВИЗИЦИЯ - (от лат. inquisitio розыск) в католической церкви в 13 19 вв. особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Сложился т. н. инквизиционный процесс с особой… … Большой Энциклопедический словарь

    Инквизиция - (лат. inqusitio – розыск) – в католической церкви в ХIII – ХIХ вв. судебно полицейское учреждение для борьбы с ересями. Судопроизводство велось тайно с применением пыток. В ХVI –ХVII вв. одно из основных орудий Контрреформации. Особенно… … Энциклопедия культурологии

    Инквизиция - (от лат. inquisitio розыск) в католической церкви в 13 19 веков особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Инквизиционный процесс отличался особой… … Политология. Словарь.

    Инквизиция - (Inquisition), церковный суд, созданный ок. 1232 г. для борьбы с ересью в тот период, когда религ. сектантство стало угрожать не только католич. церкви, но и стабильности гос ва. И. возникла после издания Фридрихом II эдикта, к рый поручал гос.… … Всемирная история

    Инквизиция - (от латинского inquisitio розыск), в католической церкви в 13 19 веках особые суды церковной юрисдикции, независимые от органов и учреждений светской власти. В основном вели борьбу с инакомыслием (ересями). Сложился так называемый инквизиционный… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Книги

  • Инквизиция , И. Р. Григулевич , Сотни тысяч жертв, среди которых выдающиеся ученые, писатели, художники, политические и общественные деятели своего времени, насчитывает мрачное порождение католической церкви - инквизиция.… Серия: Библиотека атеистической литературы Издатель:

лат. - расследование, розыск) - специальный суд католической церкви, созданный в XIII в. для преследования противников папской власти и религиозного свободомыслия. Суд инквизиции был тайным, основанным на показаниях доносчиков, сожжения еретиков получили массовый характер. Деятельность инквизиции была прекращена только в середине XIX в.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Инквизиция

лат. inquisitio - исследование, расследование), в широком значении - религиозный или религиозно-гос. институт, предназначенный для борьбы с гетеродоксальными течениями (гетеродоксия) как в духовной, так и в полит. жизни; в узком значении - юридическая процедура в XII–XIII вв., а с сер. XIII в. до сер. XIX в. - особые трибуналы, созданные для расследования отклонений от катол. веры и преступлений против нравственности.

Предыстория. Преследования и уголовные наказания за нарушения предписаний религии в той или иной степени были присущи всем древним цивилизациям. В Древней Греции одним из самых известных примеров такого наказания стала казнь Сократа, обвиненного в безбожии и развращении молодежи.

Особо суровые меры в отношении тех, кто, оставив почитание Бога, предался идолопоклонству, содержатся в ВЗ. “Если будет уговаривать тебя тайно брат твой... или друг твой... говоря: пойдем и будем служить богам иным... не жалей его и не прикрывай его, но убей его” (Втор 13, 6.8.9). Аналогичное требование содержится и в отношении целых городов: “Порази жителей того города острием меча... и скот его порази острием меча... и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу Богу твоему...” (Втор 13, 15–16). В 62 н.э. иудеями, не признавшими Христа Мессией, по обвинению в богохульстве был побит камнями первый христ. мученик Стефан (Деян 7, 58–60).

В раннехрист. период, когда сама Церковь подвергалась в Римской империи жестоким преследованиям (гонения на христиан) и тысячи верующих погибали мученической смертью за отказ принять офиц. языческий культ, в христ. общинах высшим наказанием, предусмотренным для вероотступников, было отлучение от Церкви, т.е. исключение из церк. общения. В то же время суровая критика гетеродокс. учений содержится и в апост. посланиях (Гал 1, 6–9; 1 Тим 1, 18–20), и в сочинениях Папы Климента I, Игнатия Антиохийского, Тертуллиана, Киприана Карфагенского и др.

После Миланского эдикта 313, положившего конец гонениям на христиан, а в еще большей степени - после эдикта имп. Феодосия I (380), сделавшего христианство гос. религией, положение изменилось. Гос. власть стала рассматривать себя как гаранта истинного христианства. В Codex Theodosianus (Кодекс Феодосия XVI, 5, 40) ересь приравнивалась к тяжелым уголовным преступлениям, за которые предусматривались самые жестокие наказания, вплоть до смертной казни. То же направление сохранилось и в законодательстве имп. Юстиниана I (Corpus iuris civilis I, 5, 4). Однако применение смертной казни за гетеродокс. убеждения поначалу не получило распространения в судебной практике из-за сильного противодействия Римских пап Сириция, Гелазия I, а также таких выдающихся деятелей Церкви, как Амвросий Медиоланский, Мартин Турский и др. Вместе с тем некоторые богословы, напр. Оптат Милевийский, допускали применение телесных наказаний за распространение ереси. Особенно четко мысль о необходимости применения репрессивных мер против язычников прозвучала в соч. De errore profanum religionum (О заблуждении языческих религий) Фирмика Матерна, писавшего, что следует не только разрушать языческие храмы, но и предавать смерти самих язычников (на основании Втор 13, 7–11).

Августин, вначале выступавший против применения силы для переубеждения еретиков, в дальнейшем под впечатлением погромов и др. преступлений, совершавшихся донатистами (донатизм), склонился к мнению о необходимости применения к ним мер силового воздействия, за исключением пыток и смертной казни. Это мнение Августина изложено в соч. Contra epistolam Parmeniani (Против послания Пармениана). В своем послании к наместнику Сев. Африки Бонифацию De correctione donatistarum (О вразумлении донатистов) Августин сформулировал в отношении еретиков ставший знаменитым лозунг Compelle intrare (“Заставь войти [в Церковь]”), являющийся аллюзией на Лк 14, 21.

Византия. Широкий размах преследования за отклонения от гос. рел. воззрений приобрели, начиная с VI в., в Византии. Во многом это было обусловлено полит. причинами: в условиях, когда целостность гос-ва обеспечивалась религией, рел. сепаратизм перерастал в политический; поэтому гос. власть беспощадно расправлялась с инакомыслием.

После преодоления арианского кризиса (арианство), при котором императоры, покровительствовавшие арианам, ссылали ортодокс. епископов (напр., Афанасия Великого), а ортодокс. императоры - наоборот, арианских, серьезной проблемой для визант. императоров стало монофизитство. Жестокие преследования обрушились на всех, кто не принял императорский эдикт Генотикон, который должен был, по мысли его инициаторов, объединить ортодокс. христиан и монофизитов. Были казнены монахи константиноп. монастыря Св. Дия, не подчинившиеся эдикту. Богосл. спор о “Трех главах” привел к аресту имп. Юстинианом I Папы Вигилия.

Когда гос. рел. учением в Византии стало монофелитство, началось преследование приверженцев ортодокс. веры. В 655 был арестован Папа Мартин I. После этапирования в Константинополь он был подвергнут пыткам, судим и отправлен в ссылку, где и скончался. Его единомышленник и сподвижник Максим Исповедник был также судим (вместе с двумя учениками) в Константинополе, приговорен к урезанию языка и отсечению правой руки. После исполнения приговора его отправили в ссылку, где он и умер.

Особенно масштабные репрессии визант. императоры развернули во время иконоборчества. Самый сильный удар пришелся по монашеству. Монахи, оставшиеся верными иконопочитанию и сумевшие избежать казни и тюремного заключения, бежали в Рим и др. города Италии. Смещенный патр. Константин II был подвергнут пыткам и 15.08.768 казнен. В материалах II Никейского собора приведены свидетельства о наказаниях за иконопочитание: выкалывании глаз, урезании носа и языка, сжигании факелом бороды и лица и др.

В 848 с судом и без суда были проведены массовые казни приверженцев павликианства; число жертв при этом составило, по разным подсчетам, от 10 до 100 тыс. человек. В 1110 и 1143 проходили кровавые компании по преследованию богомилов. Ересиарх Василий ок. 1111 был публично сожжен в Константинополе.

Западная Европа в эпоху Средневековья. В период раннего Средневековья Зап. Европа, в отличие от Византии, не испытала заметных рел. преследований, что во многом было обусловлено отсутствием массовых гетеродокс. движений до XI в. Ср.-век. пенитенциалы не рассматривали ересь в категориях уголовного права. Так, в Poenitentiale Bigotianum (1-я четв. VIII в.) ересь расценивалась как грех тщеславия (vana gloria), а пенитенциал Феодора Тарсийского за ересь предполагал наложение епитимии сроком на 12 лет.

В сформировавшейся к IX в. новой общности европ. народов (Christianitas) гос-во и Церковь начали рассматриваться как единое целое, поэтому впоследствии короли нередко были инициаторами борьбы против ересей и ведовства. Так, по приказанию франц. короля Роберта II и на основании герм. права, предусматривавшего смертную казнь за чародейство, в 1017 в Орлеане было сожжено 12 человек, а в 1051 по приказу имп. Генриха III аналогичная казнь была совершена в Госларе. Нередко возникали стихийные выступления народа против еретиков и “ведьм” (т.к. часто действию последних приписывались природные катаклизмы, неурожаи и пр.); при этом многие епископы и богословы (Герхох Райхерсбергский, еп. Вазо Льежский и др.) выступали против подобных расправ. Бернард Клервоский писал, что еретиков "следует улавливать с помощью аргументов, а не оружия" ("capiantur non armis, sed argumentis").

Начало формирования И. как особого ин-та было связано со стремлением Католической Церкви ввести в юридические рамки и поставить под контроль закона процессы над еретиками. Возникновение И. в Католической Церкви было обусловлено также появлением в Зап. Европе крупных гетеродокс. движений (катаров, альбигойцев и вальденсов) и рецепцией визант. права, прежде всего Кодекса Юстиниана. Вопрос о применении уголовного права против сторонников гетеродокс. движений особенно остро встал в связи с тем, что они часто не останавливались перед насилием ради реализации своих идей, в т.ч. оскверняли храмы и убивали священников.

Первый шаг к созданию ин-та И. был сделан в 1164 на соборе в Туре, проходившем под председательством Папы Александра III, где было принято обращение к светским властям, чтобы они активно принялись за розыск еретиков. Затем III Латеранский собор (1179) подверг отлучению катаров и разрешил конфискацию их имущества. Тех, кто вел с катарами борьбу, собор приравнял к крестоносцам и закрепил за ними соответствующие льготы. Третий шаг -встреча в 1183 в Вероне Папы Луция III и имп. Фридриха I Барбароссы, на которой был поднят вопрос об организации совместной борьбы светской власти и Церкви против массовых выступлений еретиков. В 1184 Луций III издал буллу Ad abolendam, в которой обязал епископов проводить визитации приходов и выявлять еретиков. Хотя в этом документе не говорилось о физическом преследовании еретиков, тем более об их смертной казни, мн. исследователи именно эту буллу рассматривают как давшую начало И.

Далее на протяжении XIII в. шло ужесточение мер по отношению к еретикам. Папа Иннокентий III издал декрет Vergentis in senium (1199), приравняв ересь к измене и оскорблению достоинства государя (crimen laesae majestatis), которое во многих странах каралось смертной казнью. IV Латеранский собор, проведенный Иннокентием III, напомнил как светской, так и церк. власти о необходимости борьбы с гетеродокс. движениями. Последним шагом в формировании ин-та И. стала булла Папы Иннокентия IV Ad exstirpanda (1252), которая свела воедино и кодифицировала предшествовавшие распоряжения на эту тему и создала постоянные инквизиционные трибуналы в епархиях.

На должность инквизиторов в этот период назначались, как правило, имевшие высокое богосл. образование доминиканцы, а затем и францисканцы. Выбор Ордена доминиканцев не был случаен, т.к. борьба с гетеродокс. учениями являлась одним из осн. направлений его деятельности. Привлечение монахов Ордена францисканцев было обусловлено тем, что он, как и Орден доминиканцев, имел централизованное управление, подчинялся непосредственно Апост. Престолу и не был связан с местной полит. и церк. элитой, что в определенной степени предохраняло И. от включения в полит. борьбу.

В XIV–XV вв. полномочия И. были распространены и на преступления против нравственности (ритуальный разврат, содомия, детоубийство и т.п.), а также на ведовство. Наиболее известным соч. против ведовства стал трактат нем. инквизиторов Г. Инститориса и Я. Шпренгера Молот ведьм.

Статистические данные о деятельности И. сохранились лишь частично, поэтому в наст. время нет возможности говорить о количестве вынесенных приговоров. В связи с тем, что ср.-век. И. не имела централизованного устройства, а действовала лишь на местном уровне, сохранившиеся отрывочные сведения позволяют составить более или менее точную картину лишь для определенных регионов или периодов времени. Напр., инквизитор Падуи в кон. XIII в. за 12 лет своей службы приговорил к смертной казни 5 человек; инквизитор Тулузы Бернар Ги в 1307–24 вынес 930 приговоров: к смертной казни были приговорены 42 чел., к тюремному заключению - 307, к епитимии - 442, оправдано - 139.

Процедура ср.-век. И. В компетенцию И. входила судебная власть только над католиками. Напр., никогда не было инквизиционных процессов против евреев, исповедовавших иудаизм, однако были процессы против евреев и мавров, принявших католичество.

В состав трибунала И. входило два инквизитора, местный епископ или его представитель, а также 12 чел., известных добропорядочным поведением (boni viri). Инквизиторами могли быть лица не моложе 40 лет, ведшие благочестивую жизнь и имевшие богосл. и юридическое образование. Решения принимались коллегиально, но правом решающего голоса обладали инквизиторы. В трибунале работали также два нотария, врачи, гонцы, а с XIV в. квалификаторы - светские юристы, следившие за соответствием выносимых приговоров законодательству данной страны. И. имела также стражу, агентуру, службу охраны инквизиторов и секретариат.

Несмотря на то что И. стояла над полит. борьбой, светским властям иногда удавалась привлекать инквизиторов для выполнения полит. заказа (напр., осуждение Жанны д’Арк).

Процедура И. открывалась объявлением времени милосердия (tempus gratiae), т.е. периода от 15 до 40 дней, отведенного для добровольного признания подсудимым своих ошибок, наказанием за которые в случае раскаяния становилась не очень суровая церк. епитимия. Для открытия процесса было достаточно одинаковых показаний двух свидетелей, имена которых не оглашались, чтобы избежать мести; в то же время анонимность свидетелей создавала условия для возможных злоупотреблений. Обвиняемый мог указать своих личных врагов, которые, как правило, исключались из списка свидетелей и не могли давать показания.

Трибунал И. оценивал степень тяжести выдвинутого обвинения. В случае сомнительности обвинения (suspicio levis), если обвиняемый не признавал за собой никакой вины и публично исповедовал веру Церкви, он получал оправдание. В случае тяжелых обвинений с представлением доказательств вины (suspicio violenta) от обвиняемого требовали отречения от заблуждений (abjuratio); отказ отречься рассматривался как подтверждение правильности обвинений. Упорствование в ереси и повторное впадение в ересь каралось особенно сурово. С 1252 в процессах И., в соответствии с общепринятой практикой светского судопроизводства того времени, было санкционировано применение пыток; хотя рамки их применения были строго оговорены, это необратимо вело к непростительным жестокостям и изуверству. Смертные приговоры были редки. Если трибунал И. признавал доказанность особой тяжести совершенного преступления, он “отпускал” виновного из лона Церкви, после чего тот переходил в руки светской власти, которая приводила приговор в исполнение.

В деятельности некоторых инквизиторов встречались грубые нарушения, а подчас и жестокости. Так, в 1233 инквизитор Робер Бугре, в прошлом катар, за жестокость по отношению к своим прежним единомышленникам был отстранен Папой Григорием IX от должности, а затем предстал перед судом и был приговорен к тюремному заключению. Каноны 26 и 27 Вьеннского собора были посвящены предотвращению злоупотреблений со стороны инквизиторов.

С др. стороны, бывали случаи, когда инквизиторы сами становились жертвами еретиков. Инквизиторам категорически было запрещено ношение оружия, поэтому они не имели возможности обороняться в случае внезапного нападения. Так, в 1241 был убит инквизитор Тулузы Вильгельм Арно, а в 1252 - инквизитор Ломбардии монах-доминиканец Петр Веронский, впоследствии причисленный к лику святых.

Римская И. В 1542 Папа Павел III буллой Licet ab initio создал Римскую И. В 1588 Папа Сикст V поднял ее статус до ранга конгрегации. Деятельность Римской И. никогда не распространялась на всю Церковь, в осн. ограничиваясь терр. совр. Италии. Наиболее громкими деяниями Римской И. были судебные процессы над Дж. Бруно и Г. Галилеем. До конца XVI в. гл. задачей Римской И. была борьба с распространением в Италии идей Реформации. В дальнейшем Римская И. сосредоточилась на вопросах внутр. церк. дисциплины и работала над обновлением Индекса запрещенных книг. Римская И. была упразднена во время наполеоновских войн, вновь восстановлена после Венского конгресса, но в конце XIX в. превратилась из исполнительного в совещательный орган.

В 1908 Римская И. была упразднена, а вместо нее создана Конгрегация святого оффиция (Священная Канцелярия), которая в 1965 была преобразована в Конгрегацию вероучения, окончательно утратив статус и значение ср.-век. И.

12.03.2000, в 1-е воскресенье Великого поста, Папа Иоанн Павел II и кард. Й. Ратцингер, префект Конгрегации вероучения, совершили акт покаяния за грехи, совершенные отдельными представителями Католической Церкви в ходе И.

Испанская и португальская И. В XV в. в Испании сформировался особый тип И., главным отличием которого был его ярко выраженный гос. характер. Специфическая ситуация в Испании заключалась в том, что после Реконкисты на освобожденной от власти арабов терр. оказалось значительное количество мусульман и иудеев. Результатом стремления исп. правителей провести тотальную христианизацию с целью консолидации страны стало формальное, а подчас и принудительное обращение иноверцев. Обратившиеся в христианство евреи, называвшиеся новыми христианами, получили доступ к занятию высших гос. постов. Сосредоточив в своих руках огромные богатства, они становились объектом ненависти со стороны бедных слоев населения, что приводило подчас к кровавым столкновениям. На основании обвинений новых христиан в том, что они лишь внешне приняли христианство и тайно соблюдают предписания своей религии, на Толедском соборе 1449 был принят акт, согласно которому им запрещалось занимать гос. должности и выступать обвинителями старых христиан в суде. Однако Папа Николай V в булле Humani generis inimicus (1449) выступил против такой дискриминации, утверждая, что все принявшие крещение равны.

Ответом на буллу Николая V стало создание собственной королевской И. в Испании. В 1462 король Кастилии Генрих (Энрике) IV своей властью назначил первых инквизиторов. В 1478 с согласия Папы Сикста IV назначение инквизиторов окончательно перешло в ведение монархов. В 1483 был создан высший совет исп. И., т.о. она трансформировалась из церковной в королевскую и ее юрисдикция распространилась на всю страну. Высший совет И. являлся одним из министерств королевского пр-ва. С назначением главой И. Фомы Торквемады инквизиционные процессы приобрели особый размах. Еще одной особенностью инквизиционного процесса в Испании стало аутодафе.

В XVI в., когда у Испании появились обширные колониальные владения в Америке, структура исп. И. охватила также и территорию колоний. Португальская И., созданная в 1547, была аналогична испанской. Она имела 4 трибунала - в Лиссабоне, Эворе, Коимбре и Гоа (Индия).

По приблизительным подсчетам, число смертных приговоров, вынесенных испанской И. с 1550 по 1800, составляет ок. 3–4 тыс. В Испании И. просуществовала дольше, чем в других странах, и была упразднена под давлением обществ. мнения в 1-й пол. XIX в.

В протестантизме. Деятели Реформации, вначале выступавшие за рел. толерантность, уже вскоре перешли на позицию рел. нетерпимости. Лютер поощрял изгнание католиков, Меланхтон высказывался за применение к ним телесных наказаний, а Цвингли считал казнь катол. епископов и священников “богоугодным делом”. Мартин Буцер в Диалогах (1535) призывал огнем и мечом искоренять приверженцев ложной религии, не жалея при этом их жен и детей.

Кровавыми преследованиями и казнями католиков в Англии были отмечены правление Генриха VIII и Елизаветы I. Епископ Иоанн Фишер был обезглавлен. Катол. монахов подвергали жестоким пыткам и казням: растягивали, четвертовали, сжигали. Смертная казнь за ересь была отменена в Англии лишь в 1679.

В Шотландии в период Реформации по инициативе Джона Нокса было запрещено совершать катол. мессу и даже присутствовать на ней. За первое нарушение запрета следовала конфискация имущества и наказание плетью, за второе - изгнание.

В Исландии по требованию лютеранского епископа был казнен катол. епископ и поэт Йоун Арасон.

В Женеве Кальвин учредил консисторию, в обязанности которой входило не только судить и наказывать за нарушение рел. предписаний, но и определять правила частной жизни. В 1553 по приговору консистории в Женеве был сожжен исп. катол. богослов и мыслитель Мигель Сервет.

В России. Вплоть до XIV в. в Древней Руси не было крупных еретических движений; присутствовали лишь отд. представители богомилов, спасавшиеся на Руси от кровавых преследований в Византии. Летописи сообщают о фактах тюремного заключения еретиков в 1004 и 1123. До этого репрессиям подвергались только приверженцы языческого культа, особенно волхвы. Христианство не всегда вводилось мирным путем, о чем свидетельствует сохранившаяся пословица о крещении новгородцев: "Путята крести мечем, а Добрыня огнем".

Первым еретическим движением, подвергшимся жестоким преследованиям, были стригольники. В связи с распространением в конце XV - нач. XVI в. ереси жидовствующих Иосиф Волоцкий призывал к "лютым казням" еретиков. Собор в Москве 1504 вынес суровые приговоры еретикам - казнь посредством сожжения, отрезание языка, тюремное заключение. На соборе 1525 по обвинению в ереси был осужден на длительное тюремное заключение Максим Грек.

В конце XVII в. начались преследования рус. латинофилов: диакон Петр Артемьев был приговорен к пожизненному заключению и скончался в тюрьме; поэт Сильвестр Медведев, осужденный как еретик и гос. преступник, был казнен. Созданная в это время Славяно-греко-латинская академия задумывалась как некое инквизиционное учреждение. Ее эксперты должны были выявлять живущих в России иностранцев, которые хулят правосл. веру, и русских, перешедших в католичество или протестантизм, с целью их последующего наказания.

Особенно жестокие преследования обрушились на приверженцев старообрядчества. После собора 1667, предавшего старообрядцев анафеме, последовали ссылки и казни: в 1682 на костре был сожжен вождь старообрядцев протопоп Аввакум вместе с др. видными представителями старообрядчества. В 1685 был издан царский указ, ужесточивший меры против старообрядцев: их было предписано ловить и жечь, за их укрывание - бить кнутом и налагать штраф, а за перекрещивание из господствующей Церкви - жечь на костре, даже в случае покаяния.

Рел. преследования в России продолжались вплоть до издания в 1905 Николаем II Манифеста об укреплении начал веротерпимости. До этого русским, перешедшим из православия в др. религию, угрожало уголовное преследование.

Мифологизация И. началась в эпоху Реформации. Критике подверглось не столько папство, сколько главные враги протест. движений - имп. Карл V и исп. король Филипп II. Испания, самое могущественное гос-во Европы XVI в., стало под пером протест. публицистов символом всевозможных репрессий, рел. и полит. нетерпимости, а также интеллектуального и культ. застоя; источником же всех негативных явлений изображалась И. В Нидерландах, где шла борьба за освобождение от власти Испании, возникла La leyenda negra (Черная легенда), гл. злом в которой была изображена И.

Со временем И. стала символом фанатизма, ханжества, всяческой нетерпимости и жестокости. Такой И. представлена в пьесе Ф. Шиллера Дон Карлос, романе Ш. де Костера Легенда об Уленшпигеле и др. Широкую известность получил образ "Великого инквизитора" из романа Ф.М. Достоевского Братья Карамазовы. "Великий инквизитор" олицетворяет тоталитарную систему, псевдо-Церковь, которая стремится сделать людей счастливыми, но во имя этого счастья не останавливается ни перед какими жертвами и даже готова отправить на костер вновь пришедшего на землю Христа с Его проповедью любви и свободы.

Обращаясь к участникам междунар. симпозиума, посвященного И. (29–31.10.1998), Папа Иоанн Павел II отметил: “Проблема И. относится к сложному периоду истории Церкви, который я призвал христиан пересмотреть непредубежденным образом... Только когда историческая наука будет способна установить подлинные факты, богословы и само Учительство Церкви будут в состоянии вынести объективное и обоснованное суждение”.

Источн.: Bernardo di Como. Lucerna inquisitorum haereticae pravitatis. Mi., 1566; Eymeric N. Directorium inquisitorum ***** commentariis F. Pegnae. R., 1578; Gui B. Practica inquisitionis haereticae pravitatis / Ed. C. Douais. P., 1886; Corpus do*****entorum inquisitionis haereticae pravitatis Neerlandicae / Ed. P. Frйdйricq. Gand, 1889. 5 vol.; Do*****ents pour servir а l’histoire de l’inquisition dans le Languedoc / Ed. C. Douais. P., 1900. 2 t.; Bullaire de l’inquisition franзaise au XIVe siиcle et jusqu’а la fin du Grande Schisme. P., 1913; Bulario pontificio de la inquisicion espaсola en su periodo constitucional (1478–1525). R., 1949.

Лит-ра: Лозинский С. История инквизиции в Испании. СПб., 1914; Седельников А.Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции // Труды Комиссии по древнерусской литературе. Л., 1932; Бегунов Ю.К. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси // ТОДРЛ 13 (1957); Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993, т. 1, с. 460–516; т. 2, с. 251–255; Соловьев В.С. О христианском единстве. М. 1994, с. 319–324; Ли Г.Ч. Инквизиция: Происхождение и устройство. СПб., 1999; Lea H.C. History of the Inquisition of Spain. NY., 1906–07. 4 vol.; Guiraud J. Histoire de l’inquisition au Moyen Вge. P., 1935–38. 2 t.; Deromieu G. L’inquisition. P., 1946; Paschini P. Venezia e l’inquisitione romana da Giulio II a Pio IV. Padova, 1959; Maisonneuve H. Etude sur les origines de l’inquisition. P., 1960; May***** A.L. The Inquisition from Its Establishment to the Great Schism. NY., 1969; Kamen H. The Spanish Inquisition. L., 1965; Caro Barojoa J. Inquisiciуn, brujerнa y criptojudaнsmo. Barcelona, 1970; Brien J. A. The Inquisition. NY., 1973; Bennassar B. L’inquisition espagnole XVe - XIXe siиcles. P., 1979; Tуmas y Valiente F. La inquisiciуn espaсola: Nueva visiуn, nuevos horizontes. Ma., 1980; Alatri M. d’. Eretici e inquisitori in Italia. R., 1987. 2 vol.; Dumont J. L’Eglise au risque de l’histoire. P., 1984, p. 169–413; Peters E. Inquisition. NY., 1988; Dedieu J.P. L’adminisration de la foi: L’inquisition de Tolede, XVI–XVIII siиcle. Ma., 1989; Contreras J. Historia de la inquisiciуn espaсola (1478–1834). Ma., 1997; Ryњ G. Inkwizycja. Kr., 2001.

Отличное определение

Неполное определение ↓