Главная · Гражданство РФ · Заупокойные богослужения. Парастас — заупокойное богослужение

Заупокойные богослужения. Парастас — заупокойное богослужение

Параста́с с греческого языка переводится как «ходатайство» – вечернее заупокойное богослужение, которое отличается от обычного тем, что за ним поются непорочны (118-й псалом «Блажени непорочнии», названный так по его второму слову, выражающему суть всей 17 кафизмы).

Парастас служится, как правило, в канун поминальных родительских суббот. Это заупокойное богослужение состоит из вечерни и утрени. На утрене вместо полиелея совершается исход священнослужителей на середину храма, где читается 17-я кафизма, разделенная на 2 части - статии, а по шестой песни канона и в конце богослужения служатся литии.

В древнехристианской Церкви по причине гонений молитвенные собрания верующих и погребение умерших совершались в ночное время. Богослужение, которым сопровождалось погребение, было в собственном смысле всенощным. Христиане собирались на гробах мучеников и проводили ночь в бдениях, прославляя мучеников и вознося молитвы за умерших, скончавшихся в вере и благочестии. С выделением погребального богослужения из всенощного, что произошло после окончания эпохи гонений, за тем и за другим сохранились в Православной Церкви равнозначащие названия.

Все песнопения и чтения парастаса посвящены молитве за умерших. Основное содержание парастаса составляет 17-я кафизма, называемая также заупокойной. В этой кафизме изображается блаженство ходивших в законе Господнем, то есть блаженство праведных людей, старавшихся жить по заповедям Божиим.

Смысл и значение 118 псалма «Блажени непорочнии» раскрываются в 19-м стихе: «Пришлец (странник) аз есмь на земли: не скрый от мене заповеди Твоя». Толковая Библия под редакцией А.П. Лопухина дает этому стиху следующее объяснение: «Жизнь на земле есть странствование, путешествие, совершаемое человеком для достижения своего отечества и постоянного, вечного местопребывания. Очевидно, последнее — не на земле, а за гробом. Если же так, то земная жизнь должна быть подготовкой к загробной, и к ней может привести только безошибочно избранный на земле путь. Как и где найти последний? Этот путь указан в заповедях Закона. Кто не следует им, тот заблуждается и не достигнет загробной обители, т.е. загробного упокоения, как награды за понесенные труды к его достижению. Здесь - довольно ясное учение о цели земного существования, бессмертии человеческой души и загробном мздовоздаянии».

Чтобы помянуть своих почивших родственников церковно, желательно прийти в храм на богослужение вечером в пятницу, накануне родительской субботы. Самая же важная часть поминовения совершается утром в саму поминальную субботу за Божественной литургией, после которой служат общую панихиду.

Смерть и погребение не прекращают отношений христианской любви, которые связывали живых с умершими во время земной жизни. Продолжение этих отношений выражается и осуществляется в молитвенном поминовении умерших (усопших).
Основанием и удостоверением в необходимости и реальности молитвенной связи живых с умершими являются слова Господа Иисуса Христа, что Бог не есть Бог мертвых, но живых; у Него все живы (Лк. 20, 28). Умершие не перестают жить за гробом и иметь общение с живыми в Боге.

Другое основание поминовения усопших есть вера Церкви в неисчерпаемую и спасительную силу молитвы, если мы просим по воле Сына Божия (Ин. 5, 14-15). И Священное Писание указывает, что на молитву за умерших есть несомненная воля Божия, ибо Христос умер и воскрес, чтобы обладать живыми и мертвыми, и Сам Он сходил во ад, чтобы избавить души, с верой ожидавшие его пришествия (1 Пет. 3, 19).

На этом основании Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении, и особенно на литургии.

Панихида

Существует заблуждение, что нельзя совершать панихиды об усопшем до его отпевания. Напротив, весьма хорошо во все дни, предшествующие погребению, заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах.
По учению Церкви, душа человека проходит страшные мытарства в то время, когда тело его лежит бездыханно и мертво, и, без сомнения, в это время душа усопшего имеет великую нужду в помощи Церкви. Панихида помогает облегчить душе переход в другую жизнь.

Начало панихид восходит к самым первым временам христианства. В переводе с греческого слово "панихида" означает "всенощное пение". Гонимые иудеями и язычниками христиане могли молиться и совершать бескровную жертву без помехи и тревог только в самых уединенных местах и ночью. И только ночью же могли они убирать и провожать на вечный покой тела святых мучеников. Это делалось так: истерзанное, обезображенное тело какого-нибудь страдальца за Христа они тайно уносили куда-нибудь в далекую пещеру или в самый уединенный и безопасный дом; здесь в продолжение всей ночи они пели над ним псалмы, потом отдавали ему благоговейное целование и к утру предавали земле. Впоследствии точно так же провожали на вечный покой и тех, которые хотя и не страдали за Христа, но всю жизнь посвящали служению Ему. Такое всенощное псалмопение над почившим называлось панихидой, то есть всенощным бдением. Отсюда и молитвы и псалмопения над почившим или в память его и получили название панихиды.

Сущность панихиды состоит в молитвенном поминовении усопших отец и братий наших, которые хотя и скончались верными Христу, но не вполне отрешились от слабостей падшей человеческой природы и унесли с собой во гроб слабости и немощи свои.
Совершая панихиду, Святая Церковь сосредотачивает все наше внимание на том, как души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя свои дела пред Господом, не дерзая предвосхищать у всеправосудного Господа тайны Его суда над душами наших усопших.
Песнопения панихиды не только приносят облегчение душе усопшего, они утешительны и для молящихся.

Чин обычной панихиды

После обычного начала читается 90-й псалом (вместо шестопсалмия), после которого произносится великая ектения за упокой. Затем вместо "Бог Господь..." - "Аллилуиа" и тропари "Глубиною мудрости..."
Примечание. После "Аллилуиа" и тропарей на парастасе поются "Непорочны", разделяющиеся на 2 статии: на 1-й статии - "Блажени непорочнии в путь...", припев: "Помяни, Господи, души (или душу) раб Твоих", на 2-й статии - "Твой есмь аз, спаси мя", припев: "Упокой, Господи, души (или душу) раб Твоих".

После тропарей на панихиде (а на парастасе после "Непорочных") поются тропари по "Непорочных": "Святых лик обрете источник жизни..." с припевом: "Благословен еси, Господи..."
Затем произносится малая заупокойная ектения, поется седален "Покой, Спасе наш...", читается псалом 50-й и поется канон, разделяемый и заканчиваемый малыми заупокойными ектениями (после 3-й, 6-й и 9-й песней).
На панихиде поется канон гл. 6-й: "Яко по суху пешешествовав Израиль..." или 8-го гласа: "Воду прошед..." На парастасе поется канон 8-го гласа: "Воду прошед...", вместо чтения тропарей на каждую песнь поется священнослужителями и повторяется хором припев: "Упокой (или - покой), Господи, души усопших раб Твоих". На парастасе тропари канона читаются с припевом: "Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев". После 3-й песни поется седален, после 6-й - кондак "Со святыми упокой..." и икос: "Сам Един еси Безсмертный..."

После канона панихида, а также и парастас заканчивается литией: читается Трисвятое и произносится ектения: "Помилуй нас, Боже...", после которой бывает отпуст и поется "Вечная память".

Панихида по Егору Свиридову

Для священника, который готовится слу­жить литургию, эта служба в доме может заме­нять и утреню в церкви, но в таком лишь случае, если священник служил или слушал пред тем обыкновенную вечерню; потому что заупокойная всенощная начинается полунощницей, а иногда прямо утреней, а не вечерней, как обыкновенно служатся всенощные бдения. Краткая сугубая ек­тения, положенная на утрени, бывает на той службе уже заупокой. А затем после шестопсал­мия следует вся служба заупокойная по октоиху, в том самом составе, как служатся утрени в суб­боты троицкую или мясопустную, но с той разни­цею, что канон октоиха усопших поется по гласу субботы случившейся недели и поется об одном лице, которое поминают, например, о недавно-умершем в этом самом доме. Ко всенощне заупокойной присоединяется, или может быть присое­диняем, - и первый час, но также в тоне заупо­койном. На столе тогда полагается кутия. - Риз­ница требуется темная.

Во время вселенских и родительских помино­вений, когда церковь полна народа, следует служить именно панихиду, а не краткую литию (притом - с отверстием бы царских врат). Иначе много ли соста­вится текста молитвенного и внимание предстоящих не будет ли утомлено продолжительным слушанием одних имен поминаемых? Сотни же поминальников при этом может священник и разделить для чтения с диаконом. Разделив, тот и другой выполняют чте­ние их всего раз, распространив их на все заупокой­ные ектении, а священник - на тайные свои молит­вы пред ектениями: только никак не следует при этом поручать чтение поминальников, хоть бы и в полголоса, псаломщикам; и диакон должен читать их не совместно со священником, а в свое лишь вре­мя. Когда панихида служится не более как от одно­го лица, или дома, а поминальник весь исписан име­нами заупокой, да и самое поминовение совершает­ся не только после нескольких треб, но и в виду но­вых: тогда можно ограничиться чтением поминаль­ника только за первой и последней ектениями, или же за средней (пред «святыми упокой»), на прочих же произносить вообще: «зде присно поминаемых», или же тогда можно поминать каждый раз имя того одного, в день памяти которого, или по случаю не­давней смерти, совершается заупокойная молитва.
Отпуст панихид нужно делать, обратясь к предстоящим и изображая кадилом крест.

Об обрядах, следующих за погребением православного христианина

Останки почившего преданы земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но не иссякает любовь Матери-Церкви к своему детищу, ушедшему из этой жизни. Как чадолюбивая мать, в известные дни совершает Церковь моления об умершем христианине и приносит святейшую Бескровную Жертву за упокоение его. Эти дни особых молений об умершем суть следующие: третий, девятый, сороковой и годовой по кончине его (считая и сам день кончины).
Поминовение усопшего в эти дни освящено древним обычаем христианской Церкви.
Поминовение умершего в третий день после его смерти христианская Церковь совершает в честь тридневного воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы.

Далее христианская Церковь совершает поминовение умерших в девятый день по их смерти в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему за нас, ходатайствуют о помиловании преставившемуся.
Поминовение новопреставленного в сороковой день по его кончине, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что сорокадневный период весьма знаменателен в истории и предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, для принятия особого божественного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и получить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной через сорок лет, после сорокалетнего странствия по пустыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание. христианская Церковь установила совершать поминовение усопших в сороковой день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.
Церковь совершает поминовение усопших в годовщину их смерти. Основание этого установления очевидно. Известно, что самым большим литургическим циклом является годовой круг, по прошествии которого вновь повторяются все неподвижные праздники. Годовщина смерти близкого человека всегда отмечается, хотя бы сердечным поминовением его любящими родными и друзьями. Для православно верующего - это день рождения для новой, вечной жизни.

Церковное предание благовествует нам со слов святых подвижников веры и благочестия, сподобившихся получить божественное откровение, о тайне испытания души после отшествия ее от тела. Первые два дня, как повествует предание, душа преставившегося пребывает еще на земле и с сопровождающим ее ангелом ходит по тем местам, которые притягивают ее воспоминаниями земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. Сколь благовременно в этот день церковное поминовение души усопшего, представшей пред Лице Правосудного.
Потом душа, как бы на возвратном пути от Лица Божия, в сопровождении ангелов заходит в райские обители и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пребывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время святая Церковь опять молится за усопшего, прося милосердного Судию о водворении/со святыми души своего преставившегося сына.

После вторичного поклонения Господу ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В сороковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Всеблагого. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим.
Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими заглаживаются грехи умершего и испрашивается душе его водворение в раю со святыми. В эти дни совершаются панихиды и литии.
Кроме этих дней, Церковь установила особенные дни для торжественного, всеобщего, вселенского поминовения всех умерших. Это дни: суббота мясопустная, субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, вторник Фоминой недели, суббота пред днем Святой Пятидесятницы. Кроме того, в России установлено поминать "православных воинов, за веру и отечество жизнь на поле брани положивших", в субботу перед днем великомученика Димитрия Солунского (перед 26-м октября) и 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Крестителя.

В первый день Пасхи и в день Рождества Христова панихида и погребение в храме до и после литургии не совершаются, до вечера. Поминовение усопших на литургии в праздники Пасхи, Рождества Христова и другие большие праздники, а также в воскресные дни должно быть совершаемо только на проскомидии и после освящения Святых Даров во время пения "Достойно есть", особой же заупокойной ектений "ради торжества праздничного" в эти дни произносить не положено (Типикон, гл. 59, 169 и пр. Номоканон при Требнике). Но если в воскресные дни служится ранняя литургия за упокой, а также прилагаются заупокойные Апостол, Евангелие, прокимен и причастен, то заупокойная екте-ния и поминовение усопших бывают.
На первой седмице Великого поста, Страстной и Пасхальной седмицах, а также в седмичные дни святой Четыредесятницы панихиды в храме не совершаются. (Поминовение усопших отнесено к субботам 2-й, 3-й и 4-й седмиц Великого поста.) Если в седмичные дни Великого поста случится 3-й или 9-й день по смерти, то панихида по новопреставленному служится в ближайшую к этим дням заупокойную субботу. Только в 40-й день, на который бы день он ни пришелся, совершается панихида в храме.

"Сорокоуст" не бывает в Великом посту и на Пасхе, а начинается от недели апостола Фомы и продолжается до исполнения 40 дней.

При погребении и в 40-й день смерти в седмичные дни Великого поста разрешается совершать литургию Преждеосвященных Даров с приложением заупокойных Апостола, Евангелия и ектении.

Чтение Псалтири по усопшим

В православной Церкви существует благочестивый обычай чтения Псалтири по усопшему и до погребения, и в память его после погребения. Этот обычай существует с глубокой древности и основывается на том, что Священное Писание как Ветхого (к которому относится Псалтирь), так и Нового Заветов, будучи словом Божиим, обладают молитвенной силой.
Святитель Афанасий Александрийский писал, что книга псалмов - это зеркало, в котором грешная душа человеческая со всеми страстями, грехами, беззакониями, недугами не только отражается в настоящем виде, но и находит в псалмах врачевание.
Книга псалмов - это не произведение искусства, дошедшее к нам из глубины веков, хотя и прекрасное, но чуждое и постороннее, нет, книга псалмов очень близка к нам, это книга о всех нас и о каждом человеке.

"По моему мнению, - писал св. Афанасий, - в книге псалмов измерена и описана словом вся жизнь человеческая и душевные расположения и движения помыслов, и сверх изображенного в ней ничего более не отыщется в человеке. Потребно ли покаяние и исповедание, постигли ли кого скорбь и искушение, гоним ли кто или избавился от злоключений, стал ли опечален и смущен и терпит что-либо подобное сказанному выше, или видит себя преуспевающим, а врага приведенным в бездействие, или намерен восхвалить, возблагодарить и благословить Господа - для всего этого имеется наставление в божественных псалмах... Поэтому и сейчас каждый, произнося псалмы, пусть будет уверен, что Бог услышит просящих псаломским словом".
Чтение псалтири по усопшим несомненно приносит им великое утешение - и само по себе, как чтение слова Божия и как свидетельство о любви к ним и память о них их живых собратий. Приносит оно им и большую пользу, так как принимается Богом как приятная умилостивительная жертва во очищение грехов поминаемых: так же как приемлется Им вообще всякая молитва, всякое доброе дело.

Существует обычай просить священнослужителей или лиц, специально этим занимающихся, - почитать псалтирь в память усопших, причем эта просьба соединяется с подачей милостыни за поминаемых. Но очень важно чтение псалтири и самими поминающими. Для поминаемых это будет еще более утешительно, так как свидетельствует о большой степени любви и усердия к ним их живых собратий, которые сами лично хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими.
Господом подвиг чтения будет принят не только как жертва за поминаемых, но и как жертва за самих приносящих ее, трудящихся в чтении. И, наконец, сами читающие псалтирь получат от слова Божия и великое назидание, и великое утешение, чего они лишаются, поручая другим это доброе дело и сами чаще всего не присутствуя на нем. А милостыня может и должна быть подаваема самостоятельно, независимо от чтения псалтири, и ценность ее в этом последнем случае будет, конечно, выше, так как не будет соединена с возложением обязательного труда на приемлющего, а будет подана по заповеди Спасителя даром, и потому будет принята Господом как милостыня сугубая.

Над умершим архиереем и священником читают не псалтирь, а Евангелие, поскольку по своему служению они были проповедниками Евангельского слова. Читают Евангелие над ними только священнослужители.

Вселенские панихиды, или вселенские родительские субботы

Кроме поминовения каждого умершего в отдельности, Церковь на том же основании творит в определенные дни года поминовение всех от века преставльшихся отцов и братии по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнутыми внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды, указанные уставом Вселенской Церкви, называются вселенскими, а дни, в которые совершается поминовение, - вселенскими родительскими субботами. В кругу богослужебного года такими днями общего поминовения являются:

1. Суббота мясопустная.

Посвящая Неделю мясопустную преднапоминанию последнего Страшного суда Христова, Церковь в виду этого Суда установила ходатайствовать не только за живых членов своих, но и за всех от века умерших, во благочестии поживших, всех родов, званий и состояний, особенно же за скончавшихся внезапной смертью, и молит Господа о помиловании их. Торжественное всецерковное поминовение усопших в эту субботу (а также в Троицкую субботу) приносит великую пользу и помощь умершим отцам и бра-тиям нашим и вместе с тем служ/йт выражением полноты церковной жизни, которой мы живем. Ибо спасение возможно только в Церкви - обществе верующих, членами которой являются не только живущие, но и все умершие в вере. И общение с ними чрез молитву, молитвенное их поминовение и есть выражение нашего общего единства в Церкви Христовой.

2. Суббота Троицкая.

Поминовение всех умерших благочестивых христиан установлено в субботу пред Пятидесятницею ввиду того, что событием Сошествия Святого Духа заключилось домостроительство спасения человека, но в этом спасении участвуют и усопшие. Поэтому Церковь, воссылая в Пятидесятницу молитвы об оживотворении Духом Святым всех живущих, просит в самый день праздника, чтобы и для усопших благодать Всесвятого и Всеосвящающего Духа Утешителя, которого они сподобились еще при жизни, была источником блаженства, так как Святым Духом "всяка душа живится". Поэтому канун праздника, субботу. Церковь посвящает поминовению усопших, молитве о них. Святой Василий Великий, составивший умилительные молитвы вечерни Пятидесятницы, говорит в них, что Господь наипаче в этот день благоволит принимать молитвы об умерших и даже о "иже во аде держимых".

3. Родительские субботы 2-й, й и 4-й седмиц святой Четыредесятницы.

Во святую Четыредесятницу - дни поста, подвига духовного, подвига покаяния и благотворения ближним Церковь призывает верующих быть в теснейшем союзе христианской любви и мира не только с живыми, но и с умершими, совершать в назначенные дни молитвенные поминовения отшедших от настоящей жизни. Кроме того, субботы этих седмиц назначены Церковью для поминовения усопших еще и по той причине, что в седмичные дни Великого поста не совершаются поминовения их (заупокойные ектений, литии, панихиды, 3-й, 9-й и 40-й день по смерти, сорокоусты), т. к. ежедневно не бывает полной литургии, с совершением которой связано поминовение усопших. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви в дни святой Четыредесятницы, и выделены указанные субботы.

Во все эти родительские субботы служба совершается по особому уставу, помещенному в Триоди постной.

4. Родительские дни в Русской Православной Церкви.

Кроме указанных выше суббот, посвященных поминовению усопших всей Православной.Церковью с древних времен, в Русской Православной Цевкви той же цели посвящены еще некоторые дни, а именно:

Радоница - общее поминовение умерших, которое совершается в понедельник или вторник после Фоминой недели (воскресенья). По Уставу, в этот"день собственно не положено особых молитвословий за умерших, и совершается поминовение в этот день по благочестивому обычаю Русской Православной Церкви. После рядового вечернего богослужения служится полная панихида с пасхальными песнопениями. На литургии присоединяются заупокойные прокимен, Апостол и Евангелие.

Основанием для поминовения усопших, совершаемого на Радоницу, служат, с одной стороны, воспоминания о сошествии Иисуса Христа во ад и победе Его над смертью, соединяемые с Фоминым воскресеньем, с другой - разрешение Церковным уставом совершать обычное поминовение усопших после Страстной, Светлой седмиц, начиная с Фомина понедельника. В этот день верующие приходят на могилы своих родных и близких с радостью о Воскресении Христовом. Отсюда и самый день поминовения называется Радоницею (или Радуницей).

Заупокойное богослужение. Тезисы.

КРАТКО.

Виды заупокойного богослужения.

1) Чины погребения

2) Частные литии и панихиды.

3) Заупокойное богослужения в рамках богослужебных кругов.

В суточном круге богослужения.

1) Прошение в сугубой ектении на вечерне и утрене.

2) Заупокойная лития после вечерни и утрени.

3) Вторая часть полунощницы.

4) Поминовение в рамках Божественной литургии.

В седмичном круге богослужения.

1) Заупокойные песнопения в субботнем богослужении, поются в том случае, если нет праздника. Два устава субботы: суббота с «Бог Господь» (12-я глава Типикона), суббота с «Аллилуия» (13-я глава).

2) Панихида в пятницу вечером.

В годовом круге богослужения.

1) Вселенские родительские субботы (мясопустная и троицкая).

2) 2-я, 3-я и 4-я субботы Великого поста.

3) Димитриевская родительская суббота.

4) Радоница.

ПОДРОБНО.

Заупокойное богослужение - это богослужение, связанное с поминовением усопших (умерших) и с молитвой о них. К заупокойному богослужению относятся:

1) чины погребения усопших, которые совершаются после смерти христиан; в православной традиции существуют разные чины - для погребения мирян, священников, младенцев, погребения на Светлой седмице (с пением пасхального канона), специальный чин погребения младенцев на Светлой седмице;

2) частные заупокойные литии, панихиды, чтение Псалтири с поминовением усопших;

3) молитвы и песнопения об усопших, которые включены в богослужебные круги (суточный, седмичный и годовой).

Заупокойное богослужение в суточном круге богослужения.

В суточных службах есть неизменяемые молитвы и песнопения об усопших.

1) На вечерне и на утрене мы слышим прошение об умерших в сугубой ектенье: «Еще молимся о блаженных, и приснопамятных создателех святаго храма сего, и о всех преждепочивших отцех и и братиях, зде лежащих и повсюду православных».

2) После вечерни и после утрени в будние дни должна совершаться короткая заупокойная служба - заупокойная лития (несколько тропарей, ектения и «Вечная память»). Её устав помещен в конце 9-й главы Типикона.

3) Полунощница, одна из суточных служб, которые редко совершаются в обычной приходской практике, имеет в своем составе целый раздел с заупокойными молитвами. Это вторая часть полунощницы, начинающаяся с псалма 120 «Возведох очи мои в горы, отнюдуже приидет помощь моя».

4) Практически каждый день в храмах совершается Божественная литургия (стоящая, тем не менее, вне суточного круга богослужения), на которой неоднократно поминаются усопшие: на проскомидии, на ектениях, а также во время пения «Достойно есть». В будние дни, если нет праздника, на литургии после входа поется кондак «Со святыми упокой», после Евангелия произносится специальная заупокойная ектения.

| следующая лекция ==>

     В церкви совершаются службы по усопшим: панихида, лития, отпевание. В память усопших, по общепринятому обычаю, мы ставим свечу на "канун". Канун (канон) обычно располагается в средней части Храма у северной (левой стороны).

Канун - четырехугольный стол с мраморной или металлической доской, на которой расположены ячейки для свечей и небольшой Крест. Канун со свечами знаменует собой, что вера в Иисуса Христа всех усопших православных христиан может сделать причастными Божественного Света, Света Вечной Жизни в Царстве Небесном. Поэтому когда мы ставим свечу за упокой на "канун", надо Господу вознести за усопших, которых мы хотим помянуть, молитву: "Помяни, Господи, души усопших рабов твоих (имена их), и всех сродников моих, и прости их все согрешения вольные и невольные, даруй им Царствие и причастие вечных Твоих благ, и сотвори им вечную память" (трижды). Обычно свечи ставят и зажигают не когда хочется, а во время совершения службы, молитвы. Есть дни, когда совсем не ставят свечей, и не поминают за упокой. Это дни Страстной недели, когда сердца верующих переполнены скорбными чувствами воспоминания Страстей Господних, и дни Светлой седмицы, когда все торжествует и радуется о Воскресшем Спасителе, поэтому неблаговременно молиться об усопших.

     Православная Церковь имеет древний обычай приносить молитвы Богу за усопших в третий, девятый и сороковой дни после смерти. Поминают усопших и в день кончины ежегодно. Часто спрашивают, почему установлены именно эти дни. С таким вопросом Святой Макарий Александрийский обратился к ангелам, сопровождавшим его по пустыне. Ангел ответил: "Бог не попустил делать в Церкви Своей что-то ненужное и бесполезное, но устроил таинства и повелел совершать их."

     В третий день, когда в Церкви возносится молитва, душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которая бывает от разлучения с телом, потому что славословие и приношение за нее в Церкви совершено, и появляется благая надежда. Два дня позволяется душе вместе с находящимися при ней Ангелами ходить по земле, где она хочет. Душа, любящая тело, скитается около дома, в котором разлучилась с телом, иногда около гроба. Добродетельная душа ходит по тем местам, где творила добрые, правые дела. В третий же день, в подражание Воскресшему Спасителю, душа возносится для поклонения Богу, и мы молимся, чтобы Христос, воскресший в третий день, воскресил для блаженной жизни душу усопшего. После поклонения Богу повелевается от Него показать душе красоту рая, удивляясь и прославляя Создателя своего - Бога, она изменяется и забывает скорбь, которую имела, находясь в теле. Но если душа виновна в грехах, то при виде наслаждений святых начинает скорбеть и укорять себя, сожалея, что большую часть жизни провела в беспечности и не послужила Богу как надо, чтобы удостоиться такой благодати.

     В девятый день душа снова возносится Ангелами на поклонение Богу. В девятый день мы молим Господа, чтобы Он по молитвам и ходатайству девяти чинов Ангельских (Серафимов, Херувимов, Престолов, Господств, Cил, Властей, Начал, Архангелов и Ангелов) простил грехи умершему.

     После вторичного поклонения Владыка Всех повелевает отвести душу в ад и показать ей мучения нечестивых. В аду душа пребывает тридцать дней, трепеща, чтобы не быть осужденной на заключение там.

     В сороковой день душа снова возносится на поклонение Богу, и тогда уже Судия определяет ей по делам ее место заключения на Своем частном Суде. И Церковь молится об умершем, чтобы Господь помог новопреставленному выдержать испытание на частном Суде Божием, и, чтобы Он в сороковой день, Вознесшийся на небо, вознес в небесные обители и душу умершего. Поэтому состояние душ людей умерших до всеобщего Воскресения, до второго пришествия Господа, неодинаково: души праведных находятся в соединении с Христом и в предначатии того блаженства, какое они получат после всеобщего Суда, души нераскаявшихся грешников - в мучительном состоянии

     Душам умерших в вере, но не принесших плодов, достойных покаяния, могут помочь молитвы родных и близких, их милостыни и благие дела. Поэтому, придя в Храм в третий, девятый, сороковой дни, в годовщину смерти, в день рождения умершего, в день его Ангела, нужно подавать записку об упокоении. До сорокового дня в записке нужно писать "новопреставленный (имя)".

     Можно заказать панихду. называется моление об умерших. Панихиды совершаются и в доме, где находится тело умершего, и в Храме, и на могиле. На панихиде можно молиться об одном или нескольких усопших христианах. Чтобы заказать панихиду, надо обратиться за "свечной ящик" или к священнику. Можно отслужить литию по усопшим. Лития (греч. -"усиленное моление"). Эта служба короче панихиды. Ее так же совершает священник по просьбе родственников перед выносом тела из дома, при встрече тела в притворе Храма, по возвращении родных в дом после погребения, на могиле и в Храме. В Храме лития совершается в дни Великого поста вместо панихиды. Как при литии, так и на панихиде в дни памяти усопших принято приносить и ставить на особом столике рядом с каноном коливо, иначе называемое кутией. Кутия - это вареная пшеница, смешанная с медом. Коливо служит напоминанием о воскресении умершего. Как зерно, которое для того, чтобы дать плод, должно оказаться в земле и истлеть, так и тело умершего предается земле, чтобы, истлев, в свое время восстать нетленным для будущей жизни. Мед знаменует духовную сладость благ Жизни Вечной. Сейчас вместо пшеницы используется вареный рис. Его или смешивают с изюмом, или украшают им кутию сверху, например в виде Креста. Кутия и другие приношения после панихиды благословляются священником и потом, либо на могиле, либо дома, прежде поминальной трапезы, раздаются понемногу пришедшим для поминания усопшего. Обычно усопших поминают чем-то сладким: кутией, киселем, медом, блинами и т. д.

     Православная Церковь совершает особое поминовение усопших православных (крещенных) христиан в течение года несколько раз. Такие поминовения называются Вселенскими панихидами или Родительскими (суббота перед Масленицей, субботы второй, третьей и четвертой недель Великого Поста, суббота перед днем Святой Троицы, суббота перед днем памяти св. Димитрия Солунского (8 ноября н. ст.). Поминовение воинов совершается в день Усекновения главы св. Иоанна Предтечи (11 сентября н. cт.)

     И еще одно поминовение усопших совершается на 2-й неделе после Пасхи - в понедельник или во вторник. Совершается оно с благочестивым намерением разделить великую радость Светлого Воскресения Христова и с умершими, отсюда и название "Радоница", когда православные христиане спешат приветствовать радостным "Христос Воскресе!" усопших. Именно на Радоницу (а не в день Святой Пасхи) посещают могилы близких родственников. Приводить могилы в порядок надо заранее или потом, но никак не в день Христова Воскресения (на Радоницу убираться тоже не следует). Это грех, оскорбление и неуважение праздника праздников. Мы ведь приходим возвестить радость, что Христос воскрес, пропеть тропарь праздника, посидеть, поразмышлять о своей жизни, мысленно пообщаться с покойным. Не надо оставлять на могиле яйца, конфеты, распивать спиртные напитки и оставлять их - это не христианский обычай.

     В случае смерти православного христианина совершаются определенные обряды. При отходе христианина из этого мира над ним читается особый канон, который называется "Канон молебный при разлучении душ от тела", или "отходной". После смерти тело умершего омывают водой, потом одевают в новые одежды. Одежда должна быть сообразна званию или Потом покойника кладут в гроб, на лоб возлагают венчик, т. е. бумажную ленту с изображением Иисуса Христа, Божией Матери и Иоанна Предтечи как знак победы усопшего над своими страстями и духовными врагами. На грудь кладут икону Спасителя или Божией Матери в знак того, что умерший веровал во Христа, предал Ему свою душу на Суд свою душу. На шею покойного обязательно надо надеть нательный крест, если такового нет. Тело умершего покрывают церковным покровом в знак того, что умерший находится под покровом Церкви. Если гроб стоит дома, его ставят посреди комнаты перед домашними иконами, обращая лицо умершего к выходу. Вокруг гроба с четырех сторон зажигают свечи в знак того, что умерший перешел в область света - в лучшую загробную жизнь. Затем при гробе начинают читать Псалтирь с прибавлением молитв об упокоении умершего. Псалтирь читается с момента смерти до отпевания. Последование и правило чтения Псалтири есть в молитвослове. Потом гроб с телом переносят в Храм для отпевания, при перенесении поют "Святый Боже". При желании и возможности можно оставить в Храме на ночь. Во время отпевания надо стоять к алтарю лицом или боком, чтобы видеть гроб, но не спиной, в левой руке держать свечу, а правой креститься. При отпевании все стоят с зажженными свечами и молятся не только об усопшем, но и о самих себе. После прочтения священником разрешительной молитвы свеча в руках покойного гасится и с разрешительной молитвой вкладывается в его правую руку. Свечи в руках родных и близких тоже гасятся в знак того, что земная жизнь, горящая как свеча, тоже должна потухнуть. Молящиеся просят Господа об упокоении новопреставленного, о поселении его в раю, где находятся праведники, где нет ни болезни, ни воздыхания. Потом родные и близкие подходят проститься с покойным - это последнее целование. Обычно целуют икону на груди покойного и в лоб, где венчик. Потом снова возвращаются на то место, где стояли во время отпевания. Родные при прощании и отпевании должны сдерживать свои эмоции. После прощания икона с груди покойного забирается, ее можно взять домой или оставить в Храме до сорока дней, но после забрать домой и молиться перед ней.

     Покойного закрывают полностью покрывалом и священник посыпает его крестообразно землей, произнося: "Господня земля и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней". Живые цветы, украшающие гроб, убираются. Если при жизни совершалось таинство елеосвящения (соборования), то священник возливает на тело покойного освященный елей с вином. Потом гроб закрывается крышкой и поется "Вечная память". После отпевания гроб переносится на кладбище и опускается в могилу (лицом к востоку). Когда гроб уже опущен в могилу, родные бросают землю на его крышку по горсти земли. Деньги в могилу не бросают - это языческий обычай, а не христианский. Когда могилу закопают, родные могут помянуть покойного кутией, конфетами. На могиле христианина ставится святой Крест как символ победы Христовой над смертью и адом.

     Люди, покончившие жизнь самоубийством, лишаются отпевания, церковного погребения и молитвы за них. Но если есть свидетельство, что самоубийство произошло из-за потери рассудка (психического расстройства), то с этим документом надо пойти в Патриархию или в Епархиальное управление и взять у правящего архиерея разрешение на отпевание. В других случаях Церковь не приносит молитв за нераскаявшихся грешников и самоубийц, потому что, находясь в состоянии отчаяния, упорства и ожесточения, во зле, они оказываются виновными в грехах против Святого Духа, которые по учению Христову не простятся ни в сей век, ни в будущий.

     Над умершими крещеными младенцами (до семи лет) совершается особое отпевание, как над непорочными и безгрешными и которых Церковь просит сподобить Царствия Небесного. Над младенцами некрещенными отпевание не совершается (над взрослыми тоже), так как они не очищены от прародительского греха. Но они не накажутся и не прославятся.

     Отпевание можно совершать заочно. Для этого следует прийти в Храм и оформить заочное отпевание. На руки родным даются разрешительная молитва с венчиком и земля. Венчик кладут на лоб усопшему, молитву вкладывают в правую руку, на шею одевают крест, если такового нет, на грудь ставят икону. После прощания икону забирают, лицо закрывают покрывалом и крестообразно посыпают это покрывало землей. Эту землю можно держать дома, этого бояться не нужно.

     Молебен, панихида - это не самое главное.

     Для христианина важнее подать с просфорой к Божественной Литургии и самому молитвенно участвовать в службе, а не уходить с нее.

     Важнейшая церковная молитва за живых и усопших совершается за проскомидией, которая совершается перед литургией во время чтения часов. Записки с именами подают в "свечной ящик", оттуда их несут в алтарь вместе с просфорами. Священник читает записки и вынимает "поминальные" частицы из просфор. В конце обедни просфоры возвращают в "свечной ящик", откуда их можно взять потом. Просфоры либо съедают сразу, либо разделяют на несколько дней и употребляют дома со Святой водой натощак и так, чтобы ни одна крошка не упала на пол и не была попрана ногами. Просфора - это небольшой круглый хлеб с изображением Креста и надписью "IС ХC NI КА" ("Иисус Христос побеждает"). Просфора (греч. - приношение) изготавливается из пшеничной муки, заквашенной на дрожжах. Состоит из двух кружочков, которые готовят отдельно и затем соединяют, прилепляя один к одному. Двухсоставность просфоры означает, что Божество и человечество в Иисусе Христе между собой нераздельны и неслиянны, как и кружочки в просфоре. Из просфор вынимают(вырезают) частички, и священник поминает (называет имена) тех, о ком просят помолиться в записках. Все вынутые из просфор частицы полагаются около Агнца на дискосе и в конце обедни соединяются в Чаше со Святыми Дарами - Телом и Кровью Христовыми. Через такое соединение живые и мертвые получают ослабление грехов и жизнь вечную.

Виды заупокойных последовании Православная Церковь напутствует своих чад в загробную жизнь Таинствами Покаяния, Причащения и Елеосвящения. Кроме того, в минуты разлучения души с телом над ними совершается молебное пение на исход души – « Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу, и Пречистой Богородице Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного ». По необходимости может совершаться « Чин, бываемый на разлучение души от тела, всегда человек долго страждет ». После смерти над телом православного христианина читается « Канон по исходе души от тела всякого правоверного ». Существует обычай чтения Псалтири над телом усопшего мирянина до погребения и в память его после погребения. Над почившими священниками и архиереями читают Евангелие.


Сразу после смерти православного христианина начинают петься панихиды. Панихида – букв. с греч. « всенощное » пение – заупокойное богослужение, представляющее собой сокращенную утреню, на котором молитвенно поминаются усопшие и в уповании на милосердие Божие испрашивается им прощение согрешений и блаженная вечная жизнь. Совершаются панихиды как до погребения усопшего, так и после – в 3- й, 9- й, 40- й день по смерти, в дни его рождения, тезоименитства, в годовщину смерти, в другие дни по просьбе родных. Отпевание – особый богослужебный чин, совершаемый священником, которым Церковь провожает в вечную жизнь преставившегося от временного жития своего члена, молитвенно ходатайствуя ему прощение согрешений и упокоение в Небесном Царстве. Совершается по традиции Русской Церкви на третий день после смерти. Отпевание не совершается над некрещеными, отлученными от Церкви (еретиками), самоубийцами. Заупокойная лития - краткое заупокойное последование, которое может совершаться ежедневно после вечерни и утрени (за исключенияем особых дней в году).


Виды отпеваний 1. Последование погребения мирских человек. 2. Последование исходное монахов. 3. Последование мертвенное над скончавшемся священником. 4. Чин погребения младенческого. Также существует особый чин архиерейского отпевания. В Пасхальную седмицу все эти чины несколько изменяются. Иногда совершается заочное отпевание. Имеется особое последование над усопшим неправославным.




Отпевание Александра Солженицына ()


Отпевание митрополита Восточно - Американского и Нью - Йоркского Лавра ()


Последование погребения мирских человек Возглас священника: Благословен Бог наш: Чтение 90 псалма: « Живый в помощи вышнего:». Хор поет 17 кафизму (118 псалом): Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Непорочные в пути: Аллилуия. Далее исполняется первая статья псалма на 6 глас, с припевом к каждому стиху: Аллилуия. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Аллилуия. Блаженны исследующие свидетельства Его, всем сердцем они взыщут Его. Аллилуия. В конце статьи: Слава: Аллилуия. И ныне: Аллилуия. Малая ектения: Диакон: Снова и снова в мире Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. Диакон: Еще молимся о упокоении души усопшего раба Божия [ или: усопшей рабы Божией ] (имя), и о прощении ему [ или: ей ] всякого согрешения, как вольного, так и невольного. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Дабы Господь Бог водворил душу его [ или: ее ] там, где праведные обретают покой. Хор: Господи, помилуй. Диакон: Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов его [ или: ее ] у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Хор: Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. Священник произносит молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь м i ру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ](имя) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им [ или: ею ] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина. Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь.


Затем хор начинает исполнять вторую стадию на 5 глас. В конце каждого стиха поет: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Заповеди Твои: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Руки Твои сотворили меня и создали меня; вразуми меня, и научусь заповедям Твоим. Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Боящиеся Тебя увидят меня и возвеселятся, ибо на слова Твои я уповал. Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. В конце статьи: Слава: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. И ныне: Помилуй раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Малая ектения: Снова и снова в мире Господу помолимся! Затем хор начинает исполнять третью стадию на 3 глас. Имя Твоё : Аллилуия. Воззри на меня и помилуй меня по суду любящих имя Твоё. Аллилуия. Стопы мои направь по слову Твоему, и да не овладеет мною никакое беззаконие. Аллилуия. После окончания 17 кафизмы хор сразу поет тропари по « непорочных » на 6 глас: Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Хор святых обрел источник жизни и дверь рая; да обрету и я путь покаяния. Я – пропавшая овца; призови меня, Спаситель, и спаси меня! Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Об Агнце Божием провозгласившие и заколотые как агнцы, и к жизни нестареющей, святые, и вечной переселившиеся, Его усердно, мученики, просите, долгов прощение нам даровать. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Путем узким ходившие, прискорбным, все в жизни крест как ярмо поднявшие, и за Мною последовавшие с верою, придите, наслаждайтесь тем, что Я приготовил вам: наградами и венцами небесными! Образ я неизреченной Твоей славы, хотя ношу и язвы согрешений: пожалей Твое создание, Владыка, и очисти по Своему милосердию, и вожделенное отечество подай мне, снова делая меня гражданином рая. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. В древности из небытия создавший меня и образом Твоим Божественным почтивший, но за нарушение заповеди снова меня возвративший в землю, из которой я был взят! К тому, что по подобию Твоему, возведи, чтобы в прежней красоте мне восстановиться. Благословен Ты, Господи, научи меня повелениям Твоим. Упокой, Боже, рабов Твоих, и посели их в раю, где хоры святых, Господи, и праведники сияют как светила, усопших рабов Твоих упокой, не смотря на все их согрешения. Слава: Светом Тройственным сияющее единое Божество благоговейно воспоем, взывая: " Свят Ты, Отче Безначальный, Столь же Безначальный Сын и Божественный Дух: просвети нас, верою Тебе служащих, и исторгни из вечного огня. И ныне: Радуйся, Досточтимая, Бога по плоти родившая для спасения всех, благодаря Тебе род человеческий обрел спасение; да обретем через Тебя рай, Богородица Чистая, благословенная. Аллилуия, аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже. Трижды.


Малая ектения: Снова и снова в мире Господу помолимся! Возглас: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков. Хор: Аминь. Поются тропари 5 гласа: Упокой, Спаситель наш, с праведными раба Твоего [ или: рабу Твою ] и посели его [ или: её ] во дворах Твоих, как написано, не взирая, как Благой, на согрешения его [ или: её ] вольные и невольные, и на всё, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец. Слава: И на всё, в ведении и в неведении содеянное, Человеколюбец. И ныне, Богородичен: От Девы воссиявший м i ру, Христе Боже, и через Нее сынами Света нас явивший, помилуй нас. Читается 50 псалом: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей: Затем следует пение канона, глас 6: Песнь 1: Ирмос: Как по суше прошел Израиль по бездне стопами, и взывал, гонителя фараона видя утопавшим: " Богу победную песнь воспоем!« Припев: Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев (Пс 67:36). В небесных чертогах доблестные мученики непрестанно молят Тебя Христе: от земли переселенного [ или: переселенную ] Тобою верного [ или: верную ] вечных благ достичь удостой. Припев: Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего [ или: усопшей рабы Твоей ]. Устроив все, меня Ты создал, человека, живое сложное существо, как смирению, так и величию причастное; потому душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], Спаситель, упокой. Слава: Быть гражданином рая и его возделывать в начале Ты мне определил, но за нарушение Твоей заповеди из него изгнал. Потому душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], Спаситель, упокой. И ныне, Богородичен: Из ребра создавший прежде Еву, нашу праматерь, из непорочного чрева Твоего в плоть облекается: ею Он могущество смерти, Чистая, упразднил.


Песнь 3: Ирмос: Нет святого, как Ты, Господи Боже мой, возвысивший достоинство верных Тебе, Благой, и утвердивший нас на камне исповедания Твоего. Тропари 3 песни. Малая заупокойная ектения. Хор поет седален 6 гласа: Поистине все – тщета, а жизнь земная – тень и сновидение; и, подлинно, попусту волнуется всякий, на земле рожденный, как гласит Писание: когда м i р приобретем, тогда во гроб вселимся, где вместе цари и нищие. Потому, Христе Боже, преставившегося [ или: преставившуюся ] упокой, как Человеколюбец. Слава, и ныне, Богородичен: Всесвятая Богородица, во все время жизни моей не оставь меня, человеческому покровительству не вверяй меня, но Сама защити и помилуй меня! Песнь 4: Ирмос: " Христос – моя сила, Бог и Господь ", – святая Церковь благоговейно поет, возглашая от чистого разума, в Господе торжествуя. Тропари 4 песни. Песнь 5: Ирмос: Божественным светом Своим, Благой, души с рассвета к Тебе стремящихся любовью озари, – молюсь я, – чтобы знать Тебя, Слово Божие, истинного Бога, от мрака грехов к Себе призывающего. Тропари 5 песни. Песнь 6: Ирмос: Житейское море видя поднимающееся волнами искушений, я, к тихой пристани Твоей прибегнув, взываю Тебе: « Возведи от гибели жизнь мою, Многомилостивый!» Тропари 6 песни. Малая заупокойная ектения.


Хор поет кондак, глас 8: Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], там, где нет ни боли, ни скорби, ни стенания, но жизнь бесконечная. Икос: Ты Сам – один бессмертный, сотворивший и создавший человека: мы же, смертные, из земли были созданы, и в ту же землю пойдем, как повелел Ты, создав меня и сказав мне: " Ты земля, и в землю отойдешь ", куда все мы, смертные, пойдем, надгробное рыдание претворяя в песнь " Аллилуия!« Песнь 7: Ирмос: Росоносною соделал печь Ангел для благочестивых отроков, а Божие веление, халдеев опалявшее, мучителя убедило взывать: " Благословен Ты, Боже отцов наших!« Тропари 7 песни. Песнь 8: Ирмос: Из пламени Ты для благочестивых росу источил, и жертву праведника водою попалил: ибо все Ты совершаешь, Христе, одним Своим хотением. Тебя мы превозносим во все века. Тропари 8 песни. Песнь 9: Ирмос: Невозможно людям увидеть Бога, на Которого не смеют полки Ангелов взглянуть; но чрез Тебя, Всечистая, стало видимым для смертных Слово воплощенное. Его величая, мы вместе с небесными воинствами Тебя восхваляем. Тропари 9 песни. Малая заупокойная ектения.


Хор поет самогласны преподобного Иоанна Дамаскина: Глас 1: Какое наслаждение житейское пребывает печали непричастным? Какая слава стоит на земле неизменно? Все тени немощнее, все снов обманчивее: одно мгновение – и все это смерть наследует. Но во свете, Христе, лица Твоего, и в усладе Твоей красоты, кого Ты избрал, упокой, как Человеколюбец! Самогласны 2-7 гласов. Глас 8: Плачу и рыдаю, когда себе представлю смерть, и увижу в гробницах лежащую по образу Божию созданную нашу красоту безобразной, бесславной, не имеющей вида. О чудо! Что это за совершившееся над нами таинство? Как мы были преданы тлению? Как сочетались со смертью? Воистину повелением Бога, как написано, подающего преставившемуся [ или: преставившейся ] упокоение.


Блаженны, глас 6: Во Царствии Твоём помяни нас, Господи, когда придешь во Царствии Твоём. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Разбойника, на кресте " Помяни меня!" Тебе возгласившего, Ты, Христе, прежде всех рая гражданином сделал. Покаяния его удостой и меня, недостойного. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Над жизнью господствующий и над смертью! Во дворах святых упокой, того, кого ты принял от жизни кратковременной, взывающего [ или: взывающую ]: " Помяни меня, когда придешь во Царствии Твоем!" Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Над душами властвующий и над телами, в Чьей руке дыхание наше, скорбящих утешение! Упокой во стране праведных, кого перенес от нас Ты – раба Твоего [ или: рабу Твою ]. Блаженны гонимые за правду, ибо их есть Царство Небесное. Христос да упокоит тебя в стране живых, и врата рая да отворит тебе, и явит Царства гражданином, и отпущение тебе даст, того, в чем согрешил [ или: согрешила ] ты в жизни, христолюбец [ или: христолюбица ]! Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Выйдем и узрим в могилах, что нагие кости – человек, пища червей и смрад, и познаем, что такое богатство, красота, сила и благолепие. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах (Мф 5:3–12). Услышим, что возглашает Вседержитель:" Увы ищущим увидеть страшный день Господень! Ведь он – тьма: ибо огнем испытает все. Слава: Безначальность, и рождение, и исхождение исповедуя, поклоняюсь Отцу родившему, славлю Сына рожденного, воспеваю просиявшего со Отцом и Сыном – Духа Святого. И ныне, Богородичен: Как из сосцов Своих Ты молоко источаешь, Дева? Как питаешь Питателя всего творения? Как знает Он Сам, источивший воду из скалы, жилы водные жаждавшему народу, как написано.


Прокимен, глас 6: Блажен путь, которым пойдёшь в сей день, душа, ибо уготовано тебе место упокоения. Стих: К Тебе, Господи, я воззову: Боже мой, не промолчи, презрев меня. Чтение 270 зачала из книги Апостол: Братья, мы не хотим, чтобы вы оставались в неведении об умерших, дабы вы не были в печали, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы верим, что Иисус умер и воскрес, то таким же образом и усопших Бог приведет чрез Иисуса с Ним. Ибо это мы вам говорим словом Господним, что мы живые, остающиеся до пришествия Господа, отнюдь не опередим усопших, потому что Сам Господь при слове повеления, при гласе Архангела и трубе Божией сойдет с неба, и мёртвые во Христе воскреснут прежде; затем мы, живые, оставшиеся, вместе с ними восхищены будем на облаках для встречи с Господом в воздух, и так всегда с Господом будем (1 Фес 4:13–17). Аллилуия, глас 6. Стих: Блажен, кого избрал и приблизил Ты, Господи.


Чтение Евангелия: Сказал Господь пришедшим к Нему Иудеям: истинно, истинно говорю вам: слово Мое слушающий и верующий Пославшему Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел из смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: приходит час, и ныне есть, когда мертвые услышат голос Сына Божия и, услышав, оживут. Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так дал Он и Сыну иметь жизнь в Самом Себе, и дал Ему власть и суд творить, потому что Он – Сын Человеческий. Не удивляйтесь этому, потому что приходит час, когда все, находящиеся в гробницах, услышат голос Сына Божия и выйдут: сотворившие благое – в воскресение жизни, а сделавшие злое – в воскресение суда. Не могу Я Сам по Себе творить ничего: как слышу, сужу, и суд Мой праведен, потому что не ищу воли Моей, но воли Пославшего Меня Отца (Ин 5:24–30).


Обычно на практике сразу после чтения Евангелия священник читает над усопшим разрешительную молитву: Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго, ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно пришедшею, да сотворит чрез мене смиреннаго прощенно и сие по духу чадо (имя) от всех, елика яко человек согреши Богу словом, или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще же под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася; но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся, и от тех всех вины и юзы да разрешит его; елика же за немощь естества забвению предаде, и та вся да простит ему, человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол, и всех святых. Аминь.


Сугубая заупокойная ектения Диакон: Помилуй нас, Боже, по великой милости Твоей, молимся Тебе, услышь и помилуй. Хор: Господи, помилуй (трижды на каждое прошение). Еще молимся о упокоении души усопшего раба Божия [ или: усопшей рабы Божией ] (имя), и о прощении ему [ или: ей ] всякого согрешения, как вольного, так и невольного. Дабы Господь Бог водворил душу его [ или: её ] там, где праведные обретают покой. Милости Божией, Царства Небесного и отпущения грехов его [ или: её ] у Христа, бессмертного Царя и Бога нашего, просим. Хор: Подай, Господи. Диакон: Господу помолимся! Хор: Господи, помилуй. После ектеньи первый из священников, (или архиерей, если он присутствует), став рядом с телом умершего, громким голосом произносит молитву: Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь м i ру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ](имя) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им [ или: ею ] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина. Возглас: Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [ или усопшей рабы Своей ] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков.


По возгласе бывает целование или последнее прощание с умершим, которое совершается при пении стихир 2 гласа: Придите, последнее целование дадим, братия, умершему [ или: умершей ], благодаря Бога; ибо он покинул [ или: она покинула ] родных своих и к могиле спешит, уже не заботясь о суетном и о многострадальной плоти. Где ныне родственники и друзья? Теперь мы разлучаемся. Да упокоит его [ или: её ] Господь, помолимся! Слава, глас 6: Видя меня безгласным / и бездыханным пред вами лежащим [ или: безгласную и бездыханную пред вами лежащую ], восплачьте [ все ] обо мне: братья и друзья, родные и знакомые: ведь вчерашний день я беседовал с вами, и внезапно настиг меня страшный час смерти. Но придите, все любящие меня, и целуйте меня последним целованием: ведь не буду уже с вами ходить, или собеседовать впредь. Ибо к Судии я отхожу, где нет лицеприятия: ведь раб и владыка там вместе предстоят, царь и воин, богатый и бедный в равном достоинстве: ибо каждый от своих дел или прославится, или постыдится. Но прошу всех и молю непрестанно обо мне молиться Христу Богу, чтобы не был я низведен [ или: не была я низведена ] по грехам моим на место мучения, но да поместит Он меня туда, где свет жизни. И ныне, Богородичен: По ходатайствам Родившей Тебя, Христе, и Предтечи Твоего, апостолов, пророков, иерархов, преподобных и праведных, и всех святых усопшего раба Твоего [ или: усопшую рабу Твою ] упокой.


После прощания с умершим следует Лития Читается Трисвятое по « Отче наш ». Хор поет тропари 4 гласа: Со духами праведных скончавшихся душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], Спаситель, упокой сохраняя ее в блаженной жизни, той, что у Тебя, Человеколюбец. В месте упокоения Твоем, Господи, где все святые Твои обретают покой, упокой и душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ], ибо Ты Один – Человеколюбец. Слава: Ты – Бог наш, сошедший во ад и муки узников прекративший, Сам и душу раба Твоего [ или: рабы Твоей ] упокой. И ныне: Единая чистая и непорочная Дева, Бога во чреве носившая неизреченно, ходатайствуй о спасении души раба Твоего [ или: рабы Твоей ]. Сугубая заупокойная лития Диакон: Премудрость. Священник: Пресвятая Богородица, спаси нас. Хор: Честью высшую Херувимов и несравненно славнейшую Серафимов, девственно Бога - Слово родившую, истинную Богородицу – Тебя величаем. Священник: Слава Тебе, Христе Боже, надежда наша, слава Тебе. Хор: Слава, и ныне, Господи, помилуй (трижды). Благослови. Священник произносит отпуст: Над живыми и мертвыми владычествующий, Воскресший из мёртвых Христос, истинный Бог наш, по молитвам Пречистой Своей Матери, святых славных и всехвальных Апостолов, преподобных и богоносных отцов наших, и всех святых Своих, душу от нас преставившегося раба Своего [ или преставившейся рабы Своей ] (имя), в селениях праведных водворит, в недрах Авраама упокоит и к праведным сопричтет, а нас помилует, как Благой и Человеколюбец. Хор: Аминь. Диакон или священник возглашает: Во блаженном успении вечный покой подай, Господи, усопшему рабу Твоему [ или усопшей рабе Твоей ] (имя), и сотвори ему [ или ей ] вечную память! Хор: Вечная память (трижды).


После отпевания следует погребение. « С пением « Святый Боже...» гроб с телом усопшего выносится из храма. В знак примирения и единения с душою усопшего Святая Церковь предает его тело земле. Для этого священник перед закрытием гроба и опусканием его в могилу посыпает крестообразно землю на тело умершего, произнося: « Господня земля, и исполнение ея, вселенная, и вси живущие на ней ». Затем на усопшего возливается елей, что совершается в том случае, если над усопшим при его жизни было совершено Таинство елеосвящения. Оставшийся от помазания освященный елей с вином крестообразно возливается на тело усопшего в знамение воскресения тела и в знак того, что усопший жил и умер во Христе. Иногда на гроб усопшего посыпается пепел из кадильницы, который знаменует угасание земной жизни во имя вечной жизни, которая столь же благоугодна Богу, как фимиам кадильный ». (Прот. Геннадий Нефедов « Таинства и обряды Православной Церкви ») Схема чинопоследования панихиды в пяток вечера в притворе храма по Типикону (глава 14) I часть « Благословен Бог наш...» Трисвятое по « Отче наш...» « Господи, помилуй » (12) « Приидите, поклонимся...» (3) Псалом 90: « Живый в помощи Вышняго...». Ектения: « Миром Господу помолимся ». « Аллилуиа », глас 8- й со стихами. Тропари « Глубиною мудрости...» и « Тебе и Стену, и Пристанище имамы...». Кафизма 17 « Блаженни непорочнии...» (разделенная на две статьи) По первой статьи ектения малая заупокойная. По второй тропари по Непорочных с припевом « Благословен еси Господи...». Ектения малая. Седален « Покой, Спасе наш...» и Богородичен « От Девы возсиявый миру...». Псалом 50. II часть Канон Октоиха по гласу. После 3- й песни ектения, седален « Воистину суета всяческая...». После 6- й песни ектения, кондак « Со святыми упокой...» и икос « Сам Един еси Бессмертный...». По 9- й песни « Богородицу и Матерь Света...», « Людие: Дуси и души праведных...» и ирмос 9- й песни. III часть Лития. Трисвятое по « Отче наш...». Тропари « Со духи праведных скончавшихся...». Ектения: « Помилуй нас, Боже...», молитва: « Боже духов...». Премудрость. Пресвятая Богородице, « Слава Тебе, Христе Боже...». Отпуст: « Воскресый из мертвых...». « Во блаженном успении вечный покой...». « Вечная память...».


Дни поминовения усопших Вселенская родительская (мясопустная) суббота. Субботы 2- й, 3- й и 4- й седмиц Великого поста. Вселенская родительская (Троицкая) суббота. Дмитриевская родительская суббота (суббота перед памятью св. влкмч. Дмитрия Солунского – 25 окт.). Радонница (вторник Недели о Фоме). В день Усекновение главы св. Иоанна Предтечи (29 авг.). Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову (Собор новомучеников и исповедников Российских: воскресенье 25 янв./7 февр.- 1/14 февр.). Поминовение успоших воинов (26 апр./9 мая).