Главная · Россия · Типы склонения имен существительных. Основные типы склонения имен существительных Формы склонения существительного

Типы склонения имен существительных. Основные типы склонения имен существительных Формы склонения существительного

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

Тип урока : урок обобщения знаний.

Цели урока:

учащиеся должны знать : существительные бывают 3– х типов склонения:

  • 1 склонения – мужского рода и женского рода с окончаниями -а -я,
  • 2 склонения – мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями: -о, -е,
  • 3 склонения – женского рода с мягким знаком на конце.

должны уметь :

  • определять тип склонения по роду и окончанию в именительном падеже,
  • определять тип склонения в любом другом падеже по алгоритму,
  • формировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы,

Оборудование : учебник «Русский язык» (автор Рамзаева), тетрадь, предметные картинки овощей, фруктов и ягод, корзинки, презентация к уроку.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организационный момент . (1 мин.)

Прозвенел звонок для нас,
Вы зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Улыбнулись, подбодрились.
Начинаем наш урок.

II Самопроверка домашнего задания по эталону. Упр. 173, стр. 91 .(3 мин.)

– Проверьте, так ли вы выполнили домашнее задание. Отметьте значком на полях.

+ – справился

? – сомневался

- – не справился

У кого «»?

У кого «?»?

У кого «-»?

Дети проверяют домашнее задание по образцу.

Дети на полях в тетради оценивают свою работу знаками.

Дети поднимают руку.

III. Актуализация знаний (3 мин)

– Ребята, как вы считаете, научились ли вы определять тип склонения имен существительных в именительном падеже и в косвенных падежах?

Расскажите, как вы определяете тип склонения существительных.

Да, научились.

Какого склонения бывают имена существительные?

Дети отвечают на поставленные вопросы.

1,2,3 склонения.

Какие существительные относятся к 1-му склонению?

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а -я.

Какие существительные относятся ко 2-му склонению?

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о -е.

Какие существительные относятся к 3-му склонению?

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с окончанием с мягким знаком на конце.

Как определить тип склонения существительного в косвенных падежах?

Чтобы определить тип склонения в другом падеже надо: существительное поставить в именительный падеж, определить род и выделить окончание.

IV. Поставка учебной задачи (2 мин.)

Из всего сказанного, как вы думаете: какое название темы нашего урока?

Какие задачи поставите перед собой?

Тема: 3 типа склонения существительных.

Задачи: учиться правильно определять тип склонения;

Давать правильные и точные ответы на поставленные вопросы;

писать без ошибок слова и предложения;

сотрудничать между собой и с учителем.

V. Работа по теме урока . (20 мин.)

1. Упражнение "Собери в корзину"

На доске предметные картинки овощей, фруктов, ягод.

– Посмотрите на доску. Что вы видите?

Ребята 1 – варианта выбирают существительные 1 склонения и записывают в тетрадь эти слова.

Ребята 2-го варианта – работают с существительными 2-го склонения.

К доске пойдут два ученика. Для них по корзине. Они будут раскладывать картинки соответственно по типу склонения.

Картофель, репа, редька, малина, баклажан, яблоко, перец, рябина, чеснок, лук, смородина, капуста, помидор, редис, морковь, клубника, огурец.

2 ребенка работают у доски с картинками, раскладывают картинки в корзину по типу склонения, а все остальные работают в тетради по вариантам.

Давайте проверим, какой "урожай" собрали ребята 1 варианта.

Что в корзине у 2 варианта?

Что не вошло в корзинки?

Дети проверяют корзинки ребят, работающих у доски с опорой на экран.

Почему это существительное стало лишним?

Слово «морковь». Это существительное 3– го склонения.

2. Игра "Не ошибись".

Я буду вам называть слова с мягким знаком на конце. А вы должны записать существительные 3 -го склонения. За доской работают 2 ученика.

Жизнь, фосаль, печь, дочь, помощь, картофель, степь, автомоболь, тетрадь, лошадь, конь, лень, день, пень, боль, сушь, тюль.

Дети самостоятельно записывают существительные. За доской 2 ученика, После окончания работы их проверяют еще два.

Взаимопроверка по эталону на экране. Отмечают значком:

+ – справился,

– – не справился.

Физминутка электронная . (5 мин.)

3. Ребята у доски . Упр. 177 с.93.

Спишите, определите склонения существительных.

К доске выходят ученики, анализируют и выполняют по 1 предложению.

VI. Тест 10 мин. (2мин. объяснение)

Сейчас вы будете выполнять тест, сидя за компьютером.

Помните правила поведения. Внимательно читайте задания.

Самостоятельная работа.

VII Итог . (2 мин.)

Над какой темой мы сегодня работали?

Были ли трудности в выполнении заданий?

Как считаете, хорошо ли поработали на уроке?

Кому еще предстоит потренироваться?

Домашнее задание – разноуровневые карточки.

1 уровень на «3».

Задание: обозначь склонение имён существительных.

Тишина, лошадка, тишь, тетрадка, лето, ночка, тетрадь, утро, тень, тенек, лошадь, зверь, глушь, душ, заводь.

2 уровень – на «4».

Задание: обозначь склонение и падеж имён существительных.

У дружбы () нет границ, у знаний нет дна.

Не красна книга письмом (), красна умом.

Золото испытывается огнем, друг – опасностью ().

3 уровень – на «5».

Задание: обозначь склонение и падеж зависимых существительных. Составить с данными словосочетаниями распространенные предложения.

Рейка из железа (), дорога в деревню (), дверь из кухни (), мост из дерева (), окно в комнату (),трубка из стекла ().

Обсуждение.

Открытый урок в 4 классе "Б"

Дата: 17. 10. 2017 г.

Предмет: русский язык

Тема: Три типа склонения имён существительных.

Цель:

Организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению понятия типы склонения имён существительных;

Создавать содержательные и организационные условия для развития у школьников умение анализировать познавательный объект;

Создать условия для формирования культуры межличностного общения через организацию групповой, парной, индивидуальной и фронтальной работы.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый.

Структура урока:

    Организационный момент – 1 мин

    Минутка чистописания - 2 имнуты

    Актуализация знаний- 5 мин

    Постановка учебных задач – 1мин

    Решение задач -15 мин

    Физминутка - 2 мин

    Практическая работа -10 мин

    Итог урока. Рефлексия- 3 мин

    Домашнее задание. -1 мин

Ход урока.

1. Орг.момент: психологический настрой (игра "Добрый день!") 1 мин

* Добрый день всем девчонкам! (машут рукой)

* Добрый день всем мальчишкам!

* Добрый день всем, кто любит свою Родину!

* Добрый день всем, кому нравится сегодня погода за окном класса!

Настроение каково?

Все такого мнения?

Все без исключения!

Тогда мы можем начинать, присаживайтесь.

2. Минута чистописания: а) оформление записи в тетрадях: 2 мин

Семнадцатое октября.

Классная работа.

б) прописать буквы Дд, Гг

в) Какое слово будем писать узнаете, если восстановите стихотворение.

На помощь придёт,

Плечо, как всегда подставит.

Для отговорок слов не найдёт

И от проблем избавит.

Отгадка (4 буквы, первая и последняя есть в минутке чистописания)

Какая орфограмма встретилась в слове друг?

Пропишите это слово.

3. Актуализация знаний: а) фронтальный опрос: 5 мин

Что вы можете сказать о слове "друг" с точки зрения морфологии? (Друг - это имя существительное)

Докажите свое утверждение.

Что такое имя существительное?

б) групповая работа с кластером.

Вспомните и впишите грамматические признаки имени существительного в прямоугольники

бывает ­­­­­______

бывает ­­­­­______

изменяется по


изменяется по

роль в предложении

бывает ­­­­­_____,

имя существительное


г) работа с листом оценивания:

6 правильных признаков - "5" баллов

5 названных признаков - "4" балла

4 - "3" балла

менее 4 - "2" балла

3. Постановка темы и целей: а) фронтальный опрос: 1 мин

Глядя на кластер, скажите, всё ли мы знаем про имя существительное?

Скажите, как иначе можно назвать изменение имён существительных по падежам? (склонение)

Охарактеризуйте слово "друг" как часть речи (имя существительное, одушевлённое, ед.ч., м. р.)

Как вы считаете, это существительное склоняемое или несклоняемое?

Можете ли вы определить, какого именно склонения данное существительное? (нет)

Почему? (не знаем по каким признакам это делать)

Сделайте вывод, что мы должны узнать на уроке, чему научиться?

4. Изучение нового материала: а) работа в парах. 15 мин

Прочитайте слова. Найдите в них общее.

Красота, героизм, смелость, воля, эгоизм, терпение, жадность, мужество, честность.

Что означают эти слова? (качества человека). Все ли они положительные?

Разделите данные имена существительные на три группы, ориентируясь на таблицу:

окончание -а,-я

 окончание

окончание -о,-е

 окончание

Кто сидит слева выделяет окончание, кто справа - определяет род. Затем вместе заносят в таблицу.

б) самопроверка и самооценка:

Назовите существительные, которые вы отнесли к 1 группе.

Назовите существительные, которые вошли во 2 группу.

Какие слова составили 3 группу?

"5" баллов, если нет ошибок

"4" балла - 1 ошибка

"3" балла - 2-3 ошибки

"2" балла - более 3 ошибок

в) фронтальный опрос:

По каким признакам вы группировали существительные? (по их роду и окончанию)

С помощью рода и окончания мы можем определить склонение имени существительного. Существительные бывают 1, 2, 3 склонения (появляется возле каждой цифры слово "склонение")

Сделайте вывод, какие имена существительные относятся к 1 склонению, ко 2 и 3 склонению?

Что нужно сделать, чтобы определить склонение имени существительного в единственном числе, в именительном падеже?

Можно ли сразу определить склонение имени существительного в косвенном падеже?

г) работа в группах: составьте алгоритм определения склонения имени существительного в косвенном падеже в предложении: В человеке всё должно быть прекрасно. (надо поставить это существительное в именительный падеж, узнать его род, выделить окончание, по роду и окончанию определить склонение существительного)

5. Физминутка. "Спортивная зайка" 2 мин

6. Закрепление пройденного материала 10 мин

Задание 1.

Прочитай слова. Распредели по типу склонения в три столбика (работа по цепочке по 1 слову).

У: Пользуемся алгоритмом.

Доброта, внимание, скромность, справедливость, отвага, уважение, дружба, мир, щедрость, любовь, ласка, сочувствие, забота, мужество, чуткость.

У: Мы записали много слов обозначающих положительные качества человека. Будьте и вы добры к окружающим вас людям.

Задание 2.

К данным словам, подберите антонимы, напишите, определите склонение (индивидуальная работа)

У: Что такое антонимы? (слова противоположные по смыслу)

Злость - … (доброта)

грубость - … (вежливость)

жадность - … (щедрость)

У: Я бы хотела, чтобы по жизни вас сопровождали такие слова, как доброта, вежливость, щедрость.

Оценка по критериям:

1. Орфографически - правильно записаны все слова - 1 балл

2. Правильно записаны все антонимы - 2 балла (если не все - 1, не справился - 0)

3. Правильно определены типы склонений - 2 балла

Суммируйте все баллы, поставьте оценку за эту работу в лист оценивания.

7. Итог урока.

Какую цель ставили на уроке?

Достигли ли мы её?

Я придумала для вас сложное задание, чтобы это проверить. Попробуйте выяснить, слово, какого склонения я задумала, задав мне только один уточняющий вопрос.

а) Я задумала слово с нулевым окончанием в именительном падеже (это слово мужского или женского рода?)

б) Я задумала слово мужского рода (это слово с окончанием –а или –я в начальной форме?)

в) Я задумала слово женского рода (у этого слова нулевое окончание в именительном падеже?)

Учащиеся задают вопросы, делают выводы.

Может быть у вас возник вопрос, для чего нам необходимо знать склонение имён существительных?

Об этом мы узнаем на следующем уроке.

8. Оценивание.

Посчитайте все баллы по листу оценивания.

Вид задания

Составление кластера

Работа по таблице

Подбор антонимов и определение склонения

15-14 баллов -"5"

13-12 баллов -"4"

11-9 баллов- "3"

9. Д/З стр. 51 упр. 135

Система склонения существительных сложилась в общеиндоевропейскую эпоху и была полностью унаследована праславянским языком. Поэтому в древнерусском языке существительные подразделялись на типы не по родовому признаку и падежным окончаниям (как в соврем. русском), а в зависимости от того, какой звук был на конце основы слова в праславянском языке. С этой точки зрения в древнерусском языке выделялись следующие типы склонения:

I – слова с основой на -ā , -j ā ,

II – слова с основой на -ǒ , -j ǒ ,

III – сло­ва с основой на -ŭ (-ъ ),

IV – слова с основой на -ĭ (-ь ),

V – слова с основой на согласный .

Первоначальные типы склонения все-таки еще со­хранялись в древнерусском языке X-XI вв.

Этим объясня­ется то, что существительные одного и того же рода, не­редко с одними и теми же окончаниями в имен. пад. ед. ч. относились в древнерусском языке к разным типам склоне­ния. Так, слова м. р. столъ, домъ, гость, олень, принадлежащие сейчас к одному типу склонения (II), в древ­нерусском языке относились к четырем типам, так как в древности имели разные основы. Сравните:

Им. столъ (*stolo-s ) домъ (*domŭ-s) гость (*gostĭ-s) олень (*jelen) Род. стола домоу гости олене

Дат. столоу домови гости олени

Конечный гласный древней основы сохранился в некото­рых падежных формах. Его можно обнаружить в дат. пад. мн . ч. и в форме дат.-твор. пад. двойств. ч. любого типа склонения. Например:

Им. пад. ед. ч. Дат. пад. мн. ч. Дат.-Тв. пад. двойств. ч.

сестра сестра мъ сестра ма

столъ столо мъ столо ма

домъ домъ мъ из *ŭ) домъ ма

гость гость мъ из *ĭ) гость ма

I СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

(основа на -ā , -j ā )

К первому склонению относились:

1) существительные женского и мужского родов, имевшие в имен. пад. ед.ч. окончание - а (- ia ) , в зависимости от твердости или мягкости предшествующего согласного (т.о., здесь были твердая и мягкая разновидности): жена, р ѣ ка, рыба,дроу жина, земл ia , пъшеница,строу ia ; староста, владыка, во ѥ в ода, слоуга ;

2) существительные женского рода с окончанием - и (- ыни ) : рабыни, господыни, кън ѧ гыни, поустыни, богыни ;

3) существительные мужского рода, оканчивающиеся на - ии : соудии, кърмчии.

Образец склонения

Единственное число

Твердая разновидность Мягкая разновидность

И. жена нога землiaстроуiaгосподыни

Р.

Д.

В.

Т. женою ногою землею строуею господынею

М. женѣнозѣземли строуи господыни

З. жено ного земле строуе господыне

Множественное число

И. жены ногы землѣстроуѣгосподынѣ

Р. женъ ногъ земль строуи господынь

Д. женамъ ногамъ землiaмъ строуiaмъ господынiaмъ

В. жены ногы землѣстроуѣгосподынѣ

Т. женами ногами землiaми строуiaми господынiaми

М. женахъ ногахъ землiaхъ строуiaхъ господынiaхъ

Двойственное число

И.В.З. женѣнозѣземли строуи господыни

Р.М. женоу ногоу землю строую господыню

Д.Т. женама ногама землiaма строуiaма господынiaма

II СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

(основа на -ǒ , -j ǒ )

Ко второму типу склонения относились:

1) существительные мужского рода с окончаниями -ъ, -ь, -и : городъ, плодъ, челов ѣ къ, моужъ, конь, краи, обычаи;

2) существительные среднего рода с окончаниями -о, -е : л ѣ то, село, лице, копи ѥ , поле.

Во II склонении также различаются твердая и мягкая разновид­ности.

Образец склонения

Твердая разновидность Мягкая разновидность

Единственное число

И. городъ дроугъ село конь поле

Р. города дроуга села конiа полiа

Д. городоу дроугоу селоу коню полю

В. городъ дроугъ село конь поле

Т. городъмь дроугъмь селъмь коньмь польмь

М. городѣ дроузѣ селѣ кони поли

3. городе дроуже коню -

Множественное число

И. городи дроузи села кони полiа

Р. городъ дроугъ селъ конь поль

Д. городомъ дроугомъ селомъ конемъ полемъ

В. городы дроугы села конѣ полiа

Т. городы дроугы селы кони поли

М. городѣхъ дроузѣхъ селѣхъ конихъ полихъ

Это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.

Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.

Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения - первое, второе и третье.

По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь )и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).

И. - ø, - о (-е) В. - ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)

Р. - а (-я) Т. - ом (-ем)

Д. - у (-ю) П. - е

К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля) , а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).

Система окончаний данного типа:

И. - а (-я) В. - у (-ю)

Р. - ы (-и) Т. - ой (-ей)

Д. - е П. - е

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь ).

Система окончаний данного типа:

И. - ø В. - ø

Р. - и Т. - (ь)ю

Д. - и П. - и

Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.

Адъективное склонение - это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся ).

Система окончаний данного типа:

Ед. число Мн. число

муж. и ср. род ж.р.

И. - ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и

Р. - ого/-его -ой/-ей -ых/-их

Д. - ому/-ему -ой -ым/-им

В. И. (неодуш.), Р. (одуш.) - ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)

Т. - ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими

П. - ом/-ем -ой/-ей -ых/-их

Смешанное склонение - это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.

Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).


И. врем-я путь - ø дит-я

Р. времен-и пут-и дитят-и

Д. времен-и пут-и дитят-и

В. врем-я путь - ø дит-я

Т. времен-ем пут-ём дитят-ей

П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и

К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.

К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия) , которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля ), а в дательном и предложном - по третьему субстантивному склонению (типа степь ). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже - окончание (окончание третьего субстантивного склонения).

И. гений-ø станции-я звании-е

Р. гении-я станции-и звании-я

Д. гении-ю станции-и звании-ю

В. гении-я станции-ю звании-е

Т. гении-ем станции-ей звании-ем

П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и

Существительные - названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные - фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.

И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)

Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)

Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)

В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)

Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)

П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)

При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:

И. Ростов-ы В. Ростов-ых

Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми

Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых

Существительные - названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.

Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино ), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.

В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи ), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.

В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын - конь, зверь; стена, рыба - дыня, соня; мышь - ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).

Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога - ноги, полк - полки, сноха - снохи, нож - ножи, ключ - ключи, пальцы - пальцев.

Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.

Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.

Система окончаний множественного числа:

И. - и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)

Р. - ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями

Д. - ам/-ям П. -ах/-ях

При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги - любить сестер, увидеть города - увидеть братьев, увидеть окна - увидеть чудовищ, увидеть степи - увидеть мышей ).

Варианты падежных окончаний

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания - основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею - на клее, в спирту - в спирте, в отпуску - в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари - слесаря, инженеры - инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным - нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание -ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь - дочерьми, дверь - дверьми, лошадь - лошадьми.

Склонение – это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.

Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.

Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения – первое, второе и третье.

По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь ) и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).

И. -ø, -о (-е) В. -ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)

Р. -а (-я) Т. -ом (-ем)

Д. -у (-ю) П.

К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля) , а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).

Система окончаний данного типа:

И. -а (-я) В. -у (-ю)

Р. -ы (-и) Т. -ой (-ей)

Д. П.

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь ).

Система окончаний данного типа:

И. -ø В. -ø

Р. -и Т. -(ь)ю

Д. П. -и

Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.

Адъективное склонение – это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся ).

Система окончаний данного типа:

Ед. число Мн. число

муж. и ср. род ж.р.

И. -ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и

Р. -ого/-его -ой/-ей -ых/-их

Д. -ому/-ему -ой -ым/-им

В. И.(неодуш.), Р. (одуш.) -ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)

Т. -ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими

П. -ом/-ем -ой/-ей -ых/-их

Смешанное склонение – это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.

Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя) и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).

И. врем-я путь-ø дит-я

Р. времен-и пут-и дитят-и

Д. времен-и пут-и дитят-и

В. врем-я путь-ø дит-я

Т. времен-ем пут-ём дитят-ей

П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и

К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.

К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия) , которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля ), а в дательном и предложном – по третьему субстантивному склонению (типа степь ). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже – окончание (окончание третьего субстантивного склонения).

И. гений-ø станции-я звании-е

Р. гении-я станции-и звании-я

Д. гении-ю станции-и звании-ю

В. гении-я станции-ю звании-е

Т. гении-ем станции-ей звании-ем

П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и

Существительные – названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные – фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.

И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)

Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)

Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)

В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)

Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)

П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)

При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:

И. Ростов-ы В. Ростов-ых

Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми

Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых

Существительные – названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.

Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино ), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.

В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи ), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.

В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын – конь, зверь; стена, рыба – дыня, соня; мышь – ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).

Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога – ноги, полк - полки, сноха – снохи, нож - ножи, ключ – ключи, пальцы – пальцев.

Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.

Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.

Система окончаний множественного числа:

И. -и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)

Р. -ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями

Д. -ам/-ям П. -ах/-ях

При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги – любить сестер, увидеть города – увидеть братьев, увидеть окна – увидеть чудовищ, увидеть степи – увидеть мышей ).

Варианты падежных окончаний

Встречаются случаи, когда одно имя существительное в одном и том же падеже имеет два окончания – основное и вариантное. Основное значение такое, которым обладает большинство слов, относящихся к данному склонению. Вариантным является окончание, которое встречается лишь в небольших разрядах слов или в отдельных словах. Вариантные формы падежей обычно отличаются от основных или семантически, или стилистически, или одновременно в обоих планах.

1. Окончания родительного падежа -а/-я - -у/-ю: сыра-сыру, чая-чаю, хода-ходу.

Основное окончание -а/-я, вариантное - -у/-ю.

2. Окончания творительного падежа единственного числа существительных женского рода 2-го склонения: -ой/-ей - -ою/-ею: стеной-стеною, душой-душою, красотой-красотою.

Окончание -ой/-ей является общеупотребительным, нейтральным, а вариантное окончание -ою/-ею употребляется обычно в книжной речи.

3. Окончания предложного падежа единственного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -е - -у/-ю: на клею – на клее, в спирту – в спирте, в отпуску – в отпуске.

Основное окончание - -е.

4. Окончания именительного падежа множественного числа существительных мужского рода 1-го склонения: -и/-ы - -а/-я: токари- токаря, слесари – слесаря, инженеры – инженера.

Основное окончание - -и/-ы, вариантное -а/-я. Формы на -а/-я имеют разговорный оттенок, употребительны в профессиональной речи.

5. Окончания родительного падежа множественного числа существительных мужского, женского, среднего рода и pluralia tantum: -ов/-ев, -ей, - ø: апельсин-апельсинов, помидор-помидоров. свеч-свечей, будней-буден и т.д. Выбор ведущего варианта осуществляется для каждой пары отдельно.

Для существительных мужского рода 1-го склонения основным окончанием является материально выраженное -ов/-ев, вариантным – нулевое: пять килограммов, пять граммов, килограмм мандаринов, апельсинов, баклажанов, помидоров и т.д. Варианты с нулевыми окончаниями имеют разговорный или просторечный характер. Однако пара сапог, туфель, чулок; несколько грузин, партизан; килограмм яблок, где нормативными являются формы с нулевым окончанием.

6. Окончания творительного падежа множественного числа существительных 3-го склонения: -ами/ -ьми. Вариантное окончание –ьми свойственно в свободном употреблении лишь словам дочь – дочерьми, дверь - дверьми, лошадь – лошадьми.