Главная · Оформление · Культурно-исторические предпосылки становления человека. Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки (философия и мировоззрение) Возникновение философии ее культурно исторические предпосылки

Культурно-исторические предпосылки становления человека. Возникновение философии, ее культурно-исторические предпосылки (философия и мировоззрение) Возникновение философии ее культурно исторические предпосылки

Колыбель культуры ― это колыбель человека как такового, субъекта, который способен к|до| рациональному мышлению, проявлению творчества и производительной деятельности. Первого человека, но не примитивного! Колыбель культуры ― это детство общества в самих ранних формах его организации.

Современная наука связывает возникновение культуры с появлением у человека способности открывать, развивать, создавать новый мир и воссоздавать|воспроизводить| природный в его полезных и прекрасных чертах , комбинировать из|с| первого и второго что-то третье ― не только полезное, но и радующее взгляд. Способности эти появились от сочетания случайных и закономерных обстоятельств, в которых|каких| пребывал предок человека.

Как же теория объясняет возникновение культуры?

Вот|вот|, например|например|, мнение выдающегося|выдающегося| историка-философа ХХ ст. К.Ясперса : "Первое становление человека - самая глубокая тайна, до сих пор|доныне| нам абсолютно|полностью| недоступная, непонятная|до сих пор|. Можно, ко|совершенно|нечно, фан|вполне,целиком|тазировать по поводу возникновения человека, однако|однако| эти фантазии быстро оказываются|оказываются| несостоятельными. К тому же нам неизвестен даже оконча|проявляются|тельный, удовлетворительный ответ на вопрос: что такое человек?" При этом, он не отказывался от попыток реконструировать начало нашего прошлогопонятливость.

Существуют различные подходы к проблеме происхождения человека и культуры, разные|различные| способы ее решения.

Появление культуры связывают с появлением человека, а человека - с|с| появлением культуры. Но это - не тождественные субстанции. Есть субъекты, далекие от ку|дальние|льтуры,|и| противостоящие ей и|и| стремящиеся ее разрушить|разрушить|.

Наиболее древней|стародавней| точкой зрения на эту проблему является религиозна . Согласно|согласно| ей, человек является творением Божьим, которое создано по его образу|изображению| и|и| подобию|подобию|. Культура в этом контексте понима|облику|ется как проявление в человеке божьего дара|подарка|, как послание верующим|верующим| высших духовных ценностей, как при|ниспослание|влечение к богоугодной жизни.

В культурологии существуют и космологическая точка зрения , которая допускает|предусматривает||припускает| "транспортировку" умного существа на землю с|из| одной из ближайш|с|их планет. Это существо, которому|из| свойственны определенные культурные навыки|навыками|, привычки, способности, и|и| является нашим достопочтенным предком.

Согласно|согласно| марксистскому пониманию человека и|и| культуры, культура есть производным от общества|общества|, продуктом и|и| субъекто|товарищества|м общественно-трудовой деятельности. Если животное приспосабливается к естественным условиям с|приспособляет|ущ|до|ествования, т|природным|о люди, которые объединяются в общем|совместимом| труде, преобразуют эти условия, создав|совместном|ая мир материальной и|и| духовной культуры в соответствии со своими развивающимися |соответственно|потребностями. Марксистская (форма|надобностью,нуждой|ционная) концепция рассматривает|рассматривает| эту проблему сквозь призму становления первобытнообщинной общественно-экономической формации.


К.Ясперс разделяет предысторию или доисторию (то есть незафиксированный период прошлого|прошедшего| человечества, которое не имеет описания в памяти людей) и историю (период, который имеет такое описание).

В предыстории Ясперс выделяет два аспекта: биологическое и |и| историческое развитие человека . В первом случае создаются унаследованные|наследуемые| качества, во втором осуществляется передача опыта|опыта| с помощью языка|речи|, поведения, труд|посредством|а. У ч|речи|еловека складываются своеобразные биологические с|состоят|войства, которые позволяют ему сознательно с|какие|троить|построить, построить| сво|разрешают|е бытие иным об|заведомо|разом, чем животные, приспосабливаться к любой среде|среды|. Он биологически склонен к научению бы|приспособлять|ть|до| социу|какой-нибудь|мом, к духовной деятельности.

В предыстории, по мнению Ясперса, существенными|существенными| достижениями были: использование огня и|и| орудий,|употребление| появление языка|речи|, способов самокон|речи|троля человека (например, в форме табу ), образование социальных групп и|и| содружеств|союзов, сообществ|, формирование мировоззрения с помощью мифов.

История же начинается с таких реальных событий, как организация ирригационных систем, использование|употребления| коня|лошади|, открытие письменности, создание государства, формирование наций. Прыжок|скачок| из природного состояния|стана| в историю связан с использованием техники, передачей духовного опыта|достояния|, наличием людей, которые|какие| становятся|стают| примером|прикладом| и образцом для подражания, освобождая других от страха и открывая перед ними возможности самосознания.

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии приходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические представления обнаруживают свою недостаточность, свою неспособность удовлетворять новые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, экономический подъем в IX--VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возникновение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределение, рост народонаселения и прилив его в города. Расширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об относительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного уклада и к утрате прочных нравственных ориентиров.

Разрушение сложившихся форм связи между людьми потребовало от индивида выработки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопределения: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков -- с VII по IV век до н. э. -- наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни и традиционных ценностей. С одной стороны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а с другой -- пытается найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождающегося рационально-теоретического миропонимания. Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древнегреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Гераклит).

Возникновение философии связано с целым рядом факторов.

1) Философия является особым родом мировоззрения. В этом смысле философия имеет своим предшественником предыдущую господствующую форму мировоззрения - мифологию. Т.е. мир - источник возникновения философии и в то же время именно несоответствие мифологии развивающейся действительности привело к возникновению философии.

Мифология - это особая форма общественного сознания (способ понимания природной и социальной действительности). Отличительными чертами является то, что человек не способен выделить себя из природы, мышление неотделимо от эмоций, имеет место метафорическое сопоставление культурных и природных объектов, очеловечивание природных форм, одушевление фрагментов космоса. При этом не существует четкого разделения объекта и субъекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и имени, пространственных и временных отношений.

При этом еще не развит анализ причинности, часто сближение объектов по второстепенным признакам. Объяснение происходящего осуществляется через рассказ о происхождении или творении. При этом время делится на “ранний период”, в котором находятся перводействия и первопричины, и на основе событий “раннего периода” предсказываются события текущего.

  • 2) Но с течением времени экономическое развитие, появление разделения труда способствовало отделению умственного труда от физического, а значит, традиционная опора на привычку и традицию сменяется на рефлективное (“reflexio - размышляю, оцениваю) мировосприятие. А значит, вытесняется типичное для мифологии непосредственно эмпирическое отношение к миру.
  • 3) К тому же, экономический подъем в IX-VII вв. до н.э. в Греции расширил торговлю и судоходство расширил географический горизонт греков, связи и контакты с другими народами очевидными становятся относительность и условность собственных социальных и политических установлений. Это тоже серьезный удар по традиционности мифологического сознания.

В эпоху мифа сознание людей не индивидуализировано. А с развитием частной собственности и расслоения общества человеку необходим путь самоопределения - через собственный разум и в этом смысле философия логично сменяет мифологическое сознание.

Таким образом, философия как мировоззрение возникает в момент кризиса традиционного уклада жизни, ценностей и сознания, в силу того, что появляется потребность различать то, что общепринято и то, что истинно на самом деле (знание). Поэтому поначалу - философия - разрыв узких рамок обыденного сознания, преодоление его ограниченности и является синонимом зарождающейся теоретической мысли.

Выделение умственного труда в отдельную область деятельности приводит к осознанию отличия человека от окружающего его растительного и животного мира человек выделяется философами как особое существо, взаимодействующее с окружающим.

Но не смотря на то, что философия как мировоззрение приходит на смену мифологии, она заимствует у мифологии то, что объединяет философию и мифологию как способы мировоззрения, т.е. - основные вопросы:

  • 1) вопрос а начале, происхождении, устройстве мира;
  • 2) вопрос о происхождении людей, рождение, смерть и стадии жизни человека;
  • 3) вопрос а взаимодействии людей и мира.

Философия, которая в первую очередь является особым разделом мировоззрения заменяет собой предыдущую форму мировоззрения - миф. При этом:

  • 1) Философия заимствует у мифологии основные вопросы;
  • 2) Философия сменяет мифологию в силу развития целого ряда внешних факторов:
    • а) возникновение умственной деятельности (отделение от физической) недостаток обыденного сознания;
    • б) экономическое и социальное развитие общества;
    • в) возникновение научной формы знания.

Таким образом, существующие концепции возникновения философии (религиогенная, мифогенная, сциентистская, социо-центристская) - отражают различные стороны процесса возникновения философии. Но имеет место не обособленное, а комплексное влияние всех вышеперечисленных факторов.

Термин "философия" от слова phileo-любовь, sofia-мудрость. С древнеиндийского "философия"-видение истинного.

Философия-это форма духовной деят-ти людей, направленная на постановку, анализ решения коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место чел-ка в нем. Зарождение философии как специфической формы духовной деят-ти относится примерно к 1 тысячелетию до н.э. Сам термин "философия" ввел в оборот древнегреч. математик Пифагор (употребил впервые слово "философ" по отношению к людям, стремящимся к интеллектуальному знанию и правильному образу жизни 6в.до н.э.).Первое достаточно развернутое объяснение содержания смысла понятия "философия" принадлежит Платону (427-347гг до н.э.). Также существенную роль в осмыслении этого понятия сыграл Аристотель. До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудростью, т.е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремиться стать развернутым последовательным учением, опирающемся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире в целом, в котором осуществляется её жизнедеятельность.Философия ставит своей целью познание истины, т.е. первоначало вечного и неизменного бытия, или как говорил один из первых греч. философов Гераклит: "Познание самого могущественного в мире и самого важного в человеческой жизни". Истинное знание обо всём даёт только разум, а не чувство человека, поэтому философия выступала как "наука о всеобщем", которая "исследует сущее само по себе, первые начала и причины" (Аристотель).

Сначала всё теоретическое знание, которое имелось у человека называлось "философия", постепенно от неё стали отделяться будущие науки: математика, астрономия, физика(до 18-19вв). Долгое время философия считала, что представителям конкретных наук дано собирать опытный материал, а обобщать его на теоретическом уровне должны философы. Всё это привело к конфронтации. Современная же философия преодолела эту позицию и считает, что для успешного развития как философии, так и конкретных наук необходим их тесный союз и взаимопонимание.

Философия даёт ответ на многие смысло-жизненные вопросы:

Что представляет собой окружающий мир?

Каково место и роль в нем человека?

В чем заключается смысл и цель жизни?

Каковы отношения между людьми, обществом и природой, добром и злом и т.д.?

Эти и подобные вопросы, которые неизменно встают перед каждым человеком и обществом в целом и составляют главное содержание философии.

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

1. Возможности человека:

Выделение умственного труда;

Появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);

Возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;

Постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

2. Потребности человека:

Интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

Место и роль философии в системе духовной культуры. Философия и мировоззрение.

Декарт говорил, что только философия отличает нас от дикарей и варваров, и каждый народ тем более образован, чем лучше в нём философствует. В этом суждении отражена социально-культурная ценность философии. Производство материальных благ меняет человека и ставит его в принципиально новое отношение к природе. Приспособление к условиям жизни сменяется их преобразованием, что влечёт за собой замену миросозерцания мировоззрением. Философия – это высший уровень и вид мировоззрения. Древние греки полагали, что занятие философии источник образованности и цивилизации. Мировоззрение нуждается в понимании природы, её осмысления с помощью понятий. Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мире, о месте человека в нём, о смысле и цели своего существования. На этом уровне формируются философские знания: переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это учение или духовная деятельность человека, направленная на поиск общих принципов бытия и мышления. По мнению Аристотеля, задача философии – постижение всеобщего в самом мире. Философия единственная наука, которая существует, ради самой себя и представляет «знания и понимания ради самого знания и понимания». Её специфика заключается в том, что её законы, категории и принципы носят всеобщий характер, распространяются одновременно на природу, общество, человека и само мышление. Философия выступает как мышление о мышлении.

Объект – то, на что направлено наше внимание. Предмет исследования – это аспект, сторона объекта или определённый тип его качеств. Объектом для философии является весь мир. Предметом философии – общие законы бытия для всех сфер.

Функции философии:

1. Мировоззренческая – обобщая знания о мире и человеке, философия способствует поиску смысла жизни.

2. Познавательная (гносеологическая – учение о процессе познания) – обобщает на личные знания о мире и формирует познавательные проблемы определённой эпохи. Философия – это эпоха, схваченная в мысль (Гегель). Мир и ещё каждый из нас, не просто знание, но ещё и мнение, позволяет делать прогнозы.

3. Прогностическая – развитие представлений о будущем и вселенной.

4. Культурологическая – выявляет и формирует общехудожественные ценности и моральные принципы. Выявляет и формирует (эксплицирует) общие понятия (универсалии). Аксиология – учение о природе ценностей. Ценность – это наше отношение к объекту, к тому, что видим или делаем. Человек – есть мера всех вещей.

5. Методологическая – философия как методология является общей теорией в решении частных задач.

Мировоззрение – это система знаний и представлений об окружающем мирре, о месте человека в нём, о смысле и цели его существования. Мировосприятие – система знаний и представлений об окружающем мире. Мироощущение – место человека в окружающем мире, о смысле и целее своего существования. Существует два уровня мировоззрения:

1. Обыденный (жизненно-практический). Начинает формироваться с момента рождения, формируется стихийно на базе адекватного поведения. Проявляется у всех людей по-разному. Существует мнение каждого отдельного человека. На этот уровень влияет образованность, воспитанность, социальное окружение, традиции, возраст.

2. Теоретический – противоречия в сознании и предрассудки преодолеваются теоретически. На этом уровне формируется философское знание. Переводится философия как любовь к мудрости.

Философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение.

Возникновение философии, ее культурно - исторические предпосылки.

Философия, как более высокий уровень мировоззрения, а именно выраженный в системе понятий взгляд на мир (миропонимание) возникла в древних обществах (Индия, Китай, Греция) на рубеже 7-6 вв до н.э. Основной ее культурно-исторической предпосылкой явилось Общественное Разделение Труда, и непосредственное отделение умственного труда от физического. Появился слой людей, которые могли заниматься специально проблемами духовной культуры: религии, искусства, науки, философии. Другой важнейшей препосылкой появления и развития философии был достаточно высокий уровень развития рационального (логического) мышления. Основной формой первобытного мышления был миф, в котором примитивные знания людей о мире сочетались с их вымыслом и верой. С разложением первобытно-общинного и появлением рабовладельческого строя, что сопровождалось отделением умственного труда от физического, все более развивалось рациональное мышление. Это достигло своих вершин в математике Пифагора, философии Фалеса, Гераклита, Протагора и др. Они размышляли о проблемах мира, космоса, человека, а также о морали, искусстве и религии. Их размышления, сначала чисто умозрительные, все более опирались на элементы научных знаний и положили начало различным философским концепциям (теориям), направлениям и школам. Нечто подобное происходило и в других странах, в том числе на Древнем Востоке. В дальнейшем философия развивалась под влиянием научных знаний, искусства, политических отношений, всей человеческой культуры.