Главная · Получение визы · Задания на развитие мышления для подростков. Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Задания на развитие мышления для подростков. Упражнения на развитие интеллектуальных способностей

Алена Ивановна Зайкова

Развитие мышления у детей

Само понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Детям дошкольного возраста (до 5,5 - 6 лет) доступен именно данный тип мышления. Они еще не способны мыслить абстрактно (символами), отвлекаясь от реальности, наглядного образа. Поэтому усилия здесь должны быть сосредоточены на формировании у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать. Часть упражнений на развитие способности визуализации описаны в разделе по тренировке памяти. Мы не стали повторяться и дополнили их другими.

Недостаточное развитие абстрактно-логического мышления - ребенок плохо владеет абстрактными понятиями, которые невозможно воспринять при помощи органов чувств (например, уравнение, площадь и т. д.). Функционирование данного типа мышления происходит с опорой на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках.

Развитие личности - процесс закономерного изменения личности как системного качества индивида в результате его социализации. Обладая природными анатомо-физиологическими предпосылками к становлению личности, в процессе социализации ребенок вступает во взаимодействие с окружающим миром, овладевая достижениями человечества. Складывающиеся в ходе этого процесса способности и функции воспроизводят в личности исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых: тем самым процесс воспитания является ведущим в развитии его личности. Р. л. осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов, присущих данной личности. Деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной группой (или лицом), является определяющим (ведущим) фактором Р. л. По А.В. Петровскому, в качестве предпосылки и результата Р. л. выступают потребности. При этом постоянно возникает внутреннее противоречие между растущими потребностями и реальными возможностями их удовлетворения.

Алена Ивановна Зайкова

Игры развивающие мышление младших школьников

Сборник

2 «КП»

Камышлов

2014

«Свет, зажгись!»

Цель: формирование навыков мышления, развитие памяти на события.

Материал: настольная лампа или торшер.

Ход игры:

Скажите: «Свет, зажгись!» – и в этот момент включите лампу. При зажженной лампе расскажите ребенку его любимый стишок или спойте песенку. Затем скажите: «Свет, погасни!» – и выключите лампу.

Приложите пальцы ко рту и скажите еле слышно: «Пришло время помолчать». Затем снова скажите своим обычным голосом: «Свет, зажгись!» – и начинайте игру сначала. Вскоре ребенок сам будет произносить нужные слова.

«Веселый счет»

Цель: разогревающее упражнение. Можно использовать для развития мышления и внимания у школьников.

Для проведения этого упражнения заранее заготавливается комплект карточек с цифрами от 0 до 9 на каждую команду. Группа делится на 2 команды. Команды выстраиваются в шеренгу напротив ведущего, перед которым стоят по два стула.

Каждый игрок получает карточку с одной из цифр. После того, как ведущий для команд зачитает пример, игроки с цифрами, составляющими результат» выбегают к ведущему и садятся на стулья так, чтобы можно было прочитать ответ. Допустим, это был пример: 16+5. На стулья рядом с ведущим должны сесть участники, у которых в руках карточки с цифрами 2 и 1, так как сумма 16 и 5 равна 21. Команда, у которой получилось сделать это быстро и правильно, зарабатывает очко. Счет идет до пяти очков.

«Говори наоборот»

Цель: развитие мышления, воображения.

Большой – маленький, толстый – тонкий, черный – белый, горячий – холодный, пустой – полный, легкий – тяжелый, чистый – грязный, больной – здоровый, ребенок – взрослый, огонь – вода, сильный – слабый, веселый – грустный, красивый – безобразный, трус – храбрец.

«План местности»

Цель: Развитие навыков совместной деятельности.

Материал: картонное игровое поле набор карточек с нарисованным планом местности игрушечные домики, деревья, мосты, река, озеро.

Проведение: Дети разбиваются на команды и выбирают любую карточку с планом и располагают игрушки в соответствии с этим планом.

«Сокращение рассказа»

Цель: развитие организованности и повышение четкости, умения отвлекаться от мелочей.

Ход игры: Предъявляется отпечатанным или зачитывается короткий рассказ. Его содержание надо передать максимально сжато, используя лишь одно-два-три предложения, и так, чтобы в них не было ни одного лишнего слова. При этом основное содержание рассказа, конечно же, должно сохраниться, второстепенные же моменты и детали следует отбросить. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом сохранено основное содержание. Возможна совместная доработка и «шлифовка» наиболее удачных ответов.

«Древо мудрости»

Ведущий. Сначала быстро, но внимательно прочитаем текст. Теперь каждый пишет записку, в которой задается трудный вопрос по тексту. После этого заверните записку, прикрепите ее скрепкой к дереву. (Роль дерева может выполнять ведущий.)

После этого участники по очереди подходят к дереву, «срывают» записку и как можно более полно отвечают на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.

«Назови предметы»

Ученики по очереди называют все предметы, которые окружают их в классе, школе. Затем по заданию педагога называют слова на темы: ""Овощи"", ""Мебель"", ""Одежда"", ""Растения"", ""Посуда"" . Предварительно побеседовать с детьми о том, что все слова можно разделить на группы, каждая группа имеет название, спросить детей почему, по их мнению, слова относятся к разным группам. В процессе ответов детей, помогать им правильно формулировать свои мысли.

«Закончи слово»

Педагог произносит 1-ый слог слова, а дети должны закончить его. По очереди каждому ребёнку педагог кидает мяч, говорит 1-ый слог, ребёнок ловит мяч и договаривает слово. Затем должен кинуть мяч обратно. Слоги: ра, го, по, зем, до, ла, ка и т.д.

«Закончи предложение»

Эта игра проводится аналогично игре ""Закончи слово"", только теперь детям нужно, поймав мяч, закончить предложение: летом тепло, а зимой …; птицы летают, а змеи …; осенью листья жёлтые, а летом …; сахар сладкий, а лимон …; днём светло, а ночью …; ворона каркает, а воробей …; шофёр водит машину, а летчик Второй вариант игры состоит в том, что дети должны закончить начало фразы словами ""из-за того что"", ""потому что"": сегодня я замёрз, потому что…; у мамы хорошее настроение, потому что…; мальчик обиделся на друга, из-за того что… Если дети допускают ошибки, необходимо разобрать предложение и выяснить, почему подобранное слово или конец фразы, подобранные учеником не подходят. Также необходимо помочь закончить правильно предложение.

«Отгадай и назови»

Необходимо назвать слово по его значению.

Надпись на письме, посылке, телеграмме, которая указывает, куда и кому посылают письмо и т.д. (Адрес)

Место, где приготовляют лекарства и продают их. (Аптека)

Помещение для стоянки и ремонта автомобилей. (Гараж)

Фрукты и ягоды, сваренные в сахарном сиропе. (Варенье)

Тот, кто сражается с врагом. (Воин, боец)

Детёныш овцы. (Ягнёнок)

Лиственное дерево с белой корой. (Берёза)

Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой. (Бутерброд)

«Установление отношений»

На доске слева дано соотношение двух понятий. Из ряда слов справа выбрать одно так, чтобы оно образовало аналогичное соотношение с верхним словом.

школа больница
обучение доктор, ученик, лечение, больной

нога рука
сапог кулак, перчатки, палец, браслет

пальто ботинок
пуговица магазин, нога, шнурок, шляпа

птица человек
гнездо город, рабочий, вагон, дом

рыба муха
сеть комар, комната, жужжать, паутина.

«Придумай сам»

В этой игре дети учатся выполнять действия по аналогии и выделять существенные признаки. Для игры понадобится подборка неоконченных утверждений, например: карандаш – грифель, шариковая ручка - …(стержень);

дом – кирпич, стакан -…(стекло);
коньки – лёд, лыжи -…(снег);
орёл – птица, щука -…(рыба);
шофёр – машина, лётчик -…(самолёт);
ночь – луна, день -…(солнце) и т.д.

«Зашифрованное слово»

Педагог произносит по слогам слова. Из каждого слова необходимо отделить первые слоги и из них составить новое слово, например:

ко лос – ро та, ва за (корова),
ма шина – ма лина (мама),
ко ра – ло то, бок сёр (колобок).
Из двух последних слогов составить слово:
Зме
я – ра ма (яма),
Зи ма – я ма (мама) и т.д.

«Определения»

Педагог показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, а затем вторую. Задача игры состоит в том, чтобы ребёнок смог придумать слово, находящееся между этими словами и служило бы как бы ""переходным мостиком"" между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди. Если дети не могут понять задания, нужно привести примеры. Например, для слов ""гусь"" и ""дерево"" (картинки с изображениями показываются) переходными мостиками могут быть следующие слова: ""летать"" (гусь взлетел на дерево), ""вырезать"" (из дерева вырезали гуся), ""спрятаться"" (гусь спрятался за дерево). Если ребёнок после приведённых примеров затрудняется ответить, ему обязательно нужно помочь, подвести к правильному ответу.

«Продолжи ряд цифр»

Задаётся ряд с определённой последовательностью цифр. Дети должны понять закономерность построения ряда и продолжить его.

Например, 1, 3, 5, 7… 1, 4, 7… 1, 5, 9… .

«Добавлялки»

Дети слушают стихи-загадки и подбирают подходящее слово.

В реке большая драка: поссорились два…(рака).
- Где обедал воробей? – В зоопарке у…(зверей).
Ра-ра-ра – начинается…(игра). Ир-ир-ир – мой папа…(командир).
Ры-ры-ры – у мальчиков…(шары). Арь-арь-арь – на стене висит…(фонарь).
Ро-ро-ро – у Раи новое …(ведро). Ло-ло-ло – на улице…(тепло).
Ру-ру-ру – продолжаем мы …(игру). Лу-лу-лу – стол стоит в …(углу).
Ре-ре-ре – стоит домик на…(горе). Ша-ша-ша – мама моет…(малыша).
Ри-ри-ри – на ветках…(снегири). Шу-шу-шу – другу я письмо…(пишу).
Ар-ар-ар – кипит наш…(самовар). Жа-жа-жа – есть иголки у…(ежа).

« Очень-очень вкусный пирог»

Детям читают стихотворение, не договаривая слова в строчках, они должны подобрать подходящее по смыслу слово.

Я хотел устроить бал, Но что-то гости … Когда же гости подошли,
И гостей к себе … Я ждал, пока хватало сил, То даже крошек… .
Купил муку, купил творог, Потом кусочек…
Испёк рассыпчатый… Потом подвинул стул и сел,
Пирог, ножи и вилки тут, И пирог в минуту…

«Слова с заданной буквой»

Детям даётся задание придумать слова с заданной буквой:

а) начинающиеся на букву ""п"";

б) оканчивающиеся на букву ""а"";

в) вторая от начала слова буква ""е"". Варианты могут быть разные.

«Что это такое?»

Детям предлагается объяснить, что означает то или иное слово. Например, ""письмо – это бумага, на которой можно написать о себе и отправить в конверте по почте"". Добиваться, чтобы дети давали точное определение, в котором содержится указание и отдельные видовые признаки. Наборы слов могут быть самые различные: лодка, журнал, платок, лодырь, пароход; самолёт, молоток, книга, друг, ботинки и т.д.

«Продолжи ряд»

Учитель называет одно, два, три слова. Задача учащихся – продолжить ряд слов, которые начал учитель и выявить признак.

    Чашка, стакан, коробка,….

    Книга, камень,…

    Шкаф, кубик…

    «Зачеркни лишнее»

    Для занятия вам потребуются карточки с рядами из 4-5 слов или чисел.

    Ребенок, прочитав ряд, должен определить, какой общий признак объединяет большинство слов или чисел ряда, и найти одно лишнее. Затем он должен объяснить свой выбор.

    Вариант 1

    Слова объединены по смыслу.

    Кастрюля, сковорода, мяч , тарелка.

    Ручка, кукла , тетрадь, линейка.

    Рубашка, туфли , платье, свитер.

    Стул, диван, табуретка, шкаф.

    Веселый, смелый , радостный, счастливый.

    Красный, зеленый, темный , синий, оранжевый.

    Автобус, колесо , троллейбус, трамвай, велосипед.

    Вариант 2

    Слова объединены не по смыслу, а по формальным признакам (например, начинаются с одной буквы, с гласной буквы, есть одинаковая приставка, одинаковое количество слогов, одна часть речи и т. д.). При составлении такого ряда нужно следить, чтобы совпадал только один признак. Выполнение упражнения требует высокого уровня развития внимания.

    Телефон, туман, порт , турист. (Три слова начинаются с буквы «Т».)

    Апрель, спектакль, учитель, снег , дождь. (Четыре слова заканчиваются на «Ь».)

    Стенка, паста, тетрадь , ноги, стрелы. (В четырех словах ударение падает на первый слог.)

    Рисунок, сила, ветер , жизнь, минута. (В четырех словах вторая буква «И».)

    Вариант 3

    16, 25, 73, 34 (73 - лишнее, у остальных сумма цифр равна 7)

    5, 8, 10, 15 (8 - лишнее, остальные делятся на 5)

    64, 75, 86, 72 (72 - лишнее, у остальных разница цифр равна 2)

    87, 65, 53, 32 (53 - лишнее, у остальных первая цифра больше второй на 1)

    3, 7, 11, 14 (14 - лишнее, остальные нечетные)

    «Слова-невидимки»

    Для занятия вам потребуется напечатать слова, в которых буквы перемешались.

    Например, было слово «книга», стало - «нкаги». Это злая волшебница рассердилась и сделала все слова невидимками. Нужно вернуть каждому слову прежний, правильный, вид. Выполнение задания требует высокой концентрации внимания. Во время выполнения упражнения тренируется умение анализировать материал.

    Вариант 1

    Восстанови правильный порядок букв в словах.

    Дубржа, клука, балнок, леонь, гона, сугь.

    Селноц, имза, чените, тарм, мьясе.

    Пмисьо, кроилк, бубакша, стовефор, бомегет.

    Ковора, кируца, шакок, сакоба.

    Вариант 2

    Чтобы ребенку интереснее было выполнять задание, можно сгруппировать слова в столбики так, что после расшифровки первые буквы правильно написанных слов будут тоже образовывать слово.

    Правильно напиши слова-невидимки и прочитай новое ело во, состоящее из первых букв расшифрованных слов.

    ПТЛАОК –

    ЧРЕКА –

    ГИРА-

    ВДУЗОХ –

    АДЕ-

    БРУАТ –

    Ответ: привет.

    ВАУД –

    УРВАК –

    ЧИКО –

    КССЛА –

    Ответ: урок.

    КСОТМЮ –

    ЛЬЮИ –

    ОТНОГЬ –

    ОКНЕА –

    Ответ: кино.

    ПОСЕК –

    ОВУБЬ –

    КОДЧА –

    АВСУТГ-

    ЧЕРЬ –

    ОБАДИ –

    ХУКЯН –

    Ответ: подарок.

    Вариант 3

    Восстанови правильный порядок букв в словах и найди среди них одно лишнее по смыслу.

    1. Здесь животные-невидимки, но одно слово лишнее (окунь).

    Язац, девьмед, блаке, нокьу, лвок.

    2. Здесь цветы-невидимки, но одно слово лишнее (береза).

    Пьюалтн, зора, бзереа, снарсиц, лыднаш.

    3. Здесь деревья-невидимки, но одно слово лишнее (желудь).

    Оинса, бду, жулдье, нелк.

    Вариант 4

    Найди в одном слове другое с помощью перестановки букв.

    1. Найди животных-невидимок, поменяв местами буквы в словах.

    Сила, соль, банка, пион.

    2. Найди в слове игру-невидимку.

    Шишка.

    3. Найди в слове дерево-невидимку.

    Насос.

    4. Найди в слове предмет одежды-невидимки.

    Лапоть.

    5. Найди в слове цветок-невидимку.

    Мошкара.

    Вариант 5

    В одном слове спрятано много слов-невидимок. Например, в самом слове «слово» прячутся несколько слов: волос, соло, вол и лов. Попробуй отыскать как можно больше слов-невидимок в словах:

    подушка

    клавиатура

    ракета

    магазин

    подарок

    родители

    «Другая буква»

    В этом упражнении даны загадки и задания, по условиям которых, заменив одну букву в слове, можно получить новое слово. Количество букв в словах менять нельзя. Например: дуб - зуб, сон - сом, пар - пир.

    Вариант 1

    Отгадай загадки.

    Могут в школе нам поставить,

    Если ничего не знаем.

    Ну а если с буквой «Т»,

    То мяукнет он тебе. (кол - кот)

    По нему любой пройдет.

    С буквой «П» - со лба он льет. (пол - пот)

    Если «К» - хозяйка плачет.

    Если «Г» - лошадка скачет. (лук - луг)

    С «Р» - актерская она,

    С «С» - на кухне всем нужна. (роль - соль)

    С буквой «Д» - в квартиру вход,

    С буквой «3» - в лесу живет. (дверь - зверь)

    С «Д» - мама в платье наряжает,

    С «Н» - в это время засыпают. (дочь - ночь)

    С «Л» - не выручил вратарь,

    С «Д» - меняем календарь. (гол - год)

    С буквой «К» - она в болоте,

    С «П» - на дереве найдете. (кочка - почка)

    С «Т» - он на огне с едой,

    С «3» - с рогами, с бородой. (котел - козел)

    С «Р» - и прятки, и футбол.

    С «Л» - ей делают укол. (игра - игла)

    Вариант 2

    Даны слова с одной пропущенной буквой. Образуй как можно больше слов, подставляя на место пропуска по одной букве, как в образце.

    Образец: ...оль - роль, соль, моль, боль, ноль.

    Ро... -

    Очки -

    Ба... -

    Ар -

    Ара -

    Айка -

    Ень -

    Ом -

    Вариант 3

    Получи из одного слова другое через цепочку слов путем замены одной буквы на каждом этапе. Например, как получить из слова «дым» слово «гол»? Необходимо сделать несколько преобразований: дым - дом - ком - кол - гол. В цепочке можно использовать только имена существительные, каждый раз меняется только одна буква. Выполняя это упражнение, ребенок учится анализировать и прогнозировать результат. Желательно достигать цели за наименьшее количество ходов, то есть выигрывает тот, у кого цепочка короче.

    Получи из слова «миг» слово «пар», из слова «сыр» слово «рот», из слова «дом» слово «шар», из слова «миг» слово «час».

    «Домики»

    Выполнение математических заданий формирует логическое мышление. Мы предлагаем игру «Домики», содержание которой может усложняться в зависимости от уровня знаний ребенка.

    Вариант 1

    Поставь в свободное окошко домика один из знаков математических действий так, чтобы получить число на крыше.

    Вариант 2

    Поставь в свободные окошки домика один из знаков математических действий, чтобы в результате получить число на крыше. В этих заданиях возможно несколько решений.

    «Ребусы»

    Мы предлагаем вам научить детей разгадывать ребусы. Это занятие отлично развивает логическое мышление, приемы анализа и синтеза. Чтобы научиться разгадывать ребусы, нужно ознакомиться с особыми правилами их составления.

    Основные правила разгадывания ребусов

    1. Загадывается имя существительное в именительном падеже.

    2. Части слова иногда изображаются рисунками или символами. Они могут читаться по-разному. Например: 1 - единица, кол, один. Нужно проверять все варианты.

    3. Запятые перед рисунком или символом указывают на количество букв, которые нужно отбросить от начала слова, обозначенного рисунком или символом. Например: , ☆ - читается как «езда».

    4. Запятые после рисунка или символа указывают на количество букв, которые нужно отбросить от конца слова, обозначенного рисунком или символом.

    5. Если над рисунком указано равенство, например А = И, то букву А надо заменить на И.

    6. Если указано равенство 2 = И, то вторую букву в слове надо заменить на И.

    7. Буквы или рисунки могут быть изображены внутри других букв, над ними, под ними, за ними и на них. Так обозначают части слов «в», «над», «под», «за», «на».

    8. Цифры над рисунками означают изменение порядка букв в слове.

    Пользуясь правилами, разгадай ребусы.

    «Сложение и вычитание»

    Для развития умения логически мыслить, мы предлагаем увлекательные примеры на сложение и вычитание. Это особенные примеры, в которых используются не привычные для ребенка числа, а слова. С ними и надо выполнить математические действия, предварительно отгадав исходное слово и записав ответы в скобки. Приводим образец решения таких примеров.

    Сложение

    Дано: бу + оттенок = нераспустившийся цветок

    Решение: бу + тон = бутон

    Вычитание

    Дано: вид транспорта - о = единица измерения Решение: метро - о = метр

    Вариант 1

    Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью сложения получить верное равенство.

    б + пища = несчастье

    к + насекомое = прическа у девочки

    у + ненастье с дождем = опасность

    у + загородный дом = успех

    о + противник = длинная яма

    у + ребенок-девочка = снасть рыболова

    о + орудие = край леса

    с + шерсть зверей = раздается во время веселья

    у + единица = делают больному

    м + суп из рыбы = насекомое

    у + мяч в воротах = в треугольнике

    за + загородный дом = требует решения

    ка + награда = прихоть

    о + населенный пункт = участок земли

    ав + помидор = оружие

    ба + оттенок = белый хлеб

    об + для зачерпывания пищи = на тетрадке и на книге

    ку + для ногтей = кисть руки с прижатыми к ладоням пальцами

    ко + играет актер = монарх

    по + несчастье = успех в битве

    при + сосновый лес = аппарат

    при + битва = волны у берега

    Ответы : беда, коса, угроза, удача, овраг, удочка, опушка, смех, укол, муха, угол, задача, каприз, огород, автомат, батон, обложка, кулак, король, победа, прибор, прибой.

    Вариант 2

    Замени слова в скобках на нужные, чтобы с помощью вычитания получить верное равенство.

    сосуд - а = там хранят деньги

    нравоучительное стихотворение - ня = низкий голос

    нижнее белье - ы = всего боится

    помидор - ат = отдельная книга

    мелководное место в реке - ь = им пишут на доске

    сильный страх - большой мастер = змея

    птица - местоимение = преступник

    воинская часть - к = по нему ходим дома

    волосы на лице мужчины - торжественный стих = сосновый лес

    птица - ока = мусор

    цветок - с = игра

    фантазия - та = оружие рыцаря

    в нем можно варить - ёл = домашнее животное

    на шее зимой - ф = геометрическая фигура

    молодое растение - ок = высота человека

    в них стоит вратарь - а = на одежде вокруг шеи

    вид спорта - с = у тела правый и левый

    Ответы: банк, бас, трус, том, мел, уж, вор, пол, бор, сор, лото, меч, кот, шар, рост, ворот, бок.

    «Следующее число»

    Умение сравнивать и анализировать хорошо развивается при выполнении заданий, в которых требуется выявить закономерность. Предлагаем для этого использовать ряды чисел. Ребенку необходимо обнаружить закономерность внутри ряда чисел и продолжить его следуя той же логике.

    3, 5, 7, 9 ... . (Ряд нечетных чисел, следующее число 11.)

    16, 22, 28, 34 ... . (Каждое следующее число больше предыдущего на 6, следующее число 40.)

    55, 48, 41, 34 ... . (Каждое следующее число меньше предыдущего на 7, следующее число 27.)

    12, 21, 16, 61, 25 .... (В каждой паре чисел цифры меняются местами, следующее число 52.)

    «Определения»

    Каждый предмет или явление имеет множество признаков, только мы их не всегда замечаем. При выполнении этого задания ребенок должен взглянуть на предметы и явления с разных сторон.

    Упражнение может выполняться индивидуально или коллективно, в виде соревнования.

    Вариант 1

    Придумай как можно больше определений, характеризующих предметы или явления. (Задание тренирует навыки анализа, так как необходимо выделить части из целого.)

    Снег - холодный, пушистый, легкий, белый, кружевной, переливающийся, густой, красивый и т. д.

    Река -

    Салют -

    Облака -

    Котенок -

    Радуга -

    Вариант 2

    Обдумай перечисленные определения и угадай предмет или явление, которое они характеризуют. (Этот вариант сложнее, при выполнении тренируются навыки синтеза: необходимо объединить все признаки и определить, к какому предмету они относятся. Подсказкой является род прилагательных и причастий.)

    Порывистый, ураганный, теплый, пронизывающий - ветер.

    Темная, тихая, лунная, черная - ... (ночь).

    Длинная, асфальтовая, лесная, разбитая - ... (дорога).

    Добрая, заботливая, любимая, красивая - ... (мама).

    Короткие, длинные, стриженые, блестящие - ... (волосы).

    Волшебная, интересная, народная, добрая - ... (сказка).

    Крепкий, душистый, сладкий, горячий - ... (чай).

    Жаркое, веселое, долгожданное, солнечное - ... (лето).

    Преданная, лохматая, шумная, любимая - ... (собака).

    Круглое, яркое, желтое, горячее - ... (солнце).

    «Путаница-2»

    В этом упражнении приведены предложения, в которых некоторые слова перепутаны или заменены. Для того чтобы выполнить задания, нужно использовать логическое мышление.

    Вариант 1

    Из-за непредвиденных обстоятельств из предложения пропало одно слово, а его место заняло неподходящее по смыслу, случайное словечко. Наведи порядок в каждом предложении: удали случайное словечко и верни нужное слово.

    Я сегодня с утра проспал, очень спешил, но, к сожалению, пришел в школу раньше. (с опозданием)

    Я купил батон , предъявил его проводнику и сел в поезд, (билет)

    На улице была жара, поэтому Маша надела шубу. (сарафан)

    На крыше бабушкиного дома была палка , из которой шел дым, когда топилась печь. (труба)

    Когда рассвело , мы стали смотреть в ночное небо, разглядывая звезды и луну. (стемнело)

    Я люблю купаться на пляже и валяться на асфальте. (песке)

    Вариант 2

    А в этих предложениях слова поменялись местами, и стало очень трудно понять, о чем идет речь. Восстановите правильный порядок слов в предложениях.

    Мои площадке детской друзья на играли.

    Пятерку на языка я русского получила уроке.

    Рыбок за аквариумных интересно жизнью наблюдать.

    Всех для подарки я родственников сделал.

    Тихо на было после свежо и грозы улице.

    Можно августовском в падающие небе звезды ночном увидеть.

    «Задания с текстом»

    Для выполнения упражнения подготовьте отрывки текстов.

    Выполнение заданий с текстами отлично развивают логическое мышление. В этом упражнении мы приводим несколько вариантов таких заданий. Они применимы к любым отрывкам из незнакомых ребенку литературных произведений (сказок, рассказов и т. д.).

    Вариант 1

    Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать к нему 5-7 заголовков. Они должны отражать главное в содержании и быть оригинальными. Подскажите ребенку, что можно использовать слова из текста. Если упражнение выполняют несколько человек, то оно может проводиться в виде соревнования.

    Вариант 2

    Прочитайте отрывок, состоящий из 10-15 предложений, и попросите передать его содержание в 2-3 предложениях, то есть сделать краткий пересказ. Это упражнение сформирует у ребенка умение обобщать материал, выделять главное. Такие задания полезно выполнять для развития логического мышления.

    Вариант 3

    Прочитайте ребенку отрывок, пропустив среднюю часть, которую ребенок должен восполнить. Оценивается логическая связь придуманной ребенком вставки с началом и концом исходного текста.

    Вариант 4

    Прочитайте отрывок и предложите ребенку придумать продолжение текста. Это задание развивает и воображение, и логическое мышление, так как содержание продолжения должно быть обосновано предыдущими событиями, описанными в отрывке.

    «Пантомима»

    Эта игра прекрасно развивает логическое мышление. Что такое пантомима? Пантомима - это представление с помощью мимики и жестов, без слов. Минимальное количество участников - 5, один из них ведущий, остальные делятся на две команды. Ведущий загадывает слова, следит за соблюдением правил и присуждает баллы за правильное выполнение задания. Команды участвуют в игре поочередно.

    Ведущий выходит с участником первой команды из комнаты, в которой находятся остальные игроки, и называет слово. Например «баня». Игрок должен при помощи пантомимы по

    казать заданное слово своей команде, участники которой могут задавать вопросы. Показывающий не может отвечать, а может только кивать головой или использовать другие жесты. Его цель - так показать заданный предмет или явление, чтобы команда быстро отгадала. Ведущий может ограничить время на пантомиму. За каждое отгаданное командой слово присуждается 1 балл. Затем задание получает вторая команда. Игру можно проводить и с тремя участниками, один из которых ведущий. Тогда баллы не присуждаются, а просто отгадываются слова.

    Все упражнения и игры, которые предлагаются в этой статье, помогут детям овладеть приемами логического мышления, научиться логически мыслить на практическом материале. Постепенное усложнение заданий позволяет развивать логическое мышление. Это поможет ребенку в школе, сделает процесс усвоения знаний легче, интереснее и успешнее.

    Помогайте ребенку объяснением сути заданий и примерами их выполнений, которые приведены в упражнениях.

    Предлагаемые в книге упражнения позволят ребенку самостоятельно производить сравнение, анализ, синтез, классификацию.

    Овладев навыками логического мышления, ребенок научится строить умозаключения, мыслить ясно и четко, решать любые задачи. Это и есть самый верный путь к отличной учебе!

    В начальной школе интеллектуальное развитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, доминирующей деятельностью является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое решение. Дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, они не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во-вторых, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и правил, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки.

    В связи с названными причинами, развитие и коррекция интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач работы психолого-педагогического состава школы.

    В качестве примера можно предложить несколько игровых упражнений, проведение которых возможно на классных часах, разминках перед занятиями и т.п.

    Упражнение “Загадки”

    На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

    Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

    Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

    Поможет ли девочка маме? Почему?

    Девочку Лену спросили:

    У тебя есть сестра?

    Есть.

    А у твоей сестры есть сестра?

    Нет, - ответила Лена.

    А как ты думаешь?

    Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

    У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

    У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

    Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.

    Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.

    Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?

    14 18 111 19 10 100

    Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?

    Задания на выделение существенных признаков понятия

    Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

    А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

    Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

    В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

    Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

    Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

    Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

    Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

    Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:

    А) Шкала с делениями.

    Б) Выставление оценок и запись замечаний.

    В) Прослушивание музыки.

    Г) Просмотр фильмов.

    Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.

    Задание 4. Чем отличается:

    А) Окно от двери.

    Б) Указка от карандаша.

    В) Круг от овала.

    Г) Лист берёзы от листа клёна.

    Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

    А) Шоссе, дорога, тропинка.

    Б) Город, деревня, посёлок.

    В) Сложение, деление, вычитание.

    Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение

    А)Задания на установление закономерностей.

    Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

    А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

    Б) 14, 24, _______, _________, 54;

    В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

    Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

    Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

    Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.

    Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?

    Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

    Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.

    Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:

    А) 2, 4, 6, 8, …

    Б) 1, 3, 5, 7, …

    В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

    Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

    Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

    А) Суп, гуляш, каша, кисель.

    Б) Курица, гусь, утка, индейка.

    В) Лошадь, корова, овца, свинья.

    Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

    Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

    Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

    Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

    А) Ель, сосна, кедр, берёза.

    Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

    В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

    Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

    Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

    Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

    Обувь

    Игрушки

    Школьные вещи

    Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?

    1,2,3,5,12

    8,16,24,35,48

    1,2,3,5,8,16

    12,24,35,48

    1,2,3,5,8

    12,16,24,35,48

    2,3,5,8

    12,6,16,24,35,48

    Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.

    Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:

    тарелка, стакан, кружка, блюдце;

    стол, стул, диван, кресло, шкаф;

    рубашка, платье, юбка, брюки;

    тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

    суп, каша, котлета, пюре;

    берёза, липа, ель, сосна, осина;

    воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

    карась, щука, окунь, лещ.

    Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

    Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

    птицы, звери, рыбы;

    деревья, травы, цветы, кустарники;

    мебель, посуда, одежда;

    часы, весы, градусники;

    пожар, наводнение, ураган.

    Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

    Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.

    Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

    Задание 7. Игра “Что лишнее?”

    Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.

    В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

    капуста, картошка, помидор, яблоко;

    синий, красный, красивый, зелёный;

    мама, человек, папа, сестра;

    старый, дряхлый, маленький, ветхий;

    берёза, сосна, клён, осина;

    ботинок, нога, сапог, туфля;

    зима, весна, лето, октябрь;

    кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

    Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.

    Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

    Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

    Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

    Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

    Можно предложить такие задания:

    комар + марка = комарка;

    зебра + ракушка = зебракушка;

    дерево + ворона = дереворона и т.д.

    Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза

    Задание 1. “Анаграмма”

    АЛИГ -

    ЕОСЛ -

    ОТЛЕ -

    Задание 2. “Зашифрованное слово”

    КАША

    РЕКА

    ТАРЕЛКА

    Задание 3. “Эхо”

    Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

    ШМЕЛЬ –

    МУХА –

    РОСА –

    Задание 4. “Зашифрованное слово”

    Составить слово из первых слогов, данных слов:

    МОЛОКО

    НЕВОД

    ТАРАКАН

    Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

    Составить слова, переставив буквы:

    ОГОЛАВ –

    АБАРН –

    ОСОКЛ –

    Задание 6.

    Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

    ПЛУГ –

    ШАРФ –

    КОРМ –

    Задание 7.

    Составить слово из вторых слогов, данных слов:

    ЗМЕЯ

    РАМА

    Задание 8. “Занимательная лесенка”

    Задание 9. “Змейка”

    Составить слова по данной модели.

    А _ _ _ _ _

    А _ _ _ _

    А _ _ _

    А _ _

    А _

    А _

    А _ _

    А _ _ _

    А _ _ _ _

    А _ _ _ _ _

    Упражнения на нахождение существенных признаков предметов

    Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

    Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

    Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

    Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

    Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

    Задание 3.Пение (звон, голос, искусство, мелодия, зрители)

    Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

    Упражнения – логические задачи

    Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

    Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

    Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

    Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

    Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

    Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

    Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

    Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.

    Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.

    Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

    Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

    Игры для развития функций мышления

    Игра 1. Составление предложений.

    Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).

    Игра 2. Исключение лишнего.

    Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

    Игра 3. Поиск аналогов.

    Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.

    Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

    Игра 4. Способы применения предмета.

    Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

    Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

    Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания предмета группы меняются ролями.

    Игра 6. “Определим игрушку”.

    Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями “он” или “она”. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.

    В начальной школе интеллектуальное развитие ребенка часто остается без внимания. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, доминирующей деятельностью является усвоение знаний и умений, что предполагает решение задач, которые всегда имеют готовое решение. Дети привыкают решать задачи на основе уже выученного правила, они не могут действовать самостоятельно, чтобы найти новый способ решения. Во-вторых, постоянное решение типовых задач обедняет личность ребенка. Дети привыкают оценивать себя, свои возможности только через успешное или неуспешное решение типовых задач, решение которых зависит от степени усвоения определенных знаний. Это приводит к тому, что самооценка ребенка зависит только от прилежания и старательности в освоении новых знаний и правил, а не от сообразительности, оригинальности и выдумки.

    В связи с названными причинами, развитие и коррекция интеллектуальных способностей у детей младшего школьного возраста является одной из важных задач работы психолого-педагогического состава школы.

    В качестве примера можно предложить несколько игровых упражнений, проведение которых возможно на классных часах, разминках перед занятиями и т.п.

    Упражнение “Загадки”

    На одном берегу – цыплята, а на другом – утята. Посередине островок. Кто быстрее доплывет до островка?

    Мама несет тяжелые сумки. Дочка говорит:

    Мамочка, давай я тебе помогу. Я понесу сумки, а ты возьми меня на ручки.

    Поможет ли девочка маме? Почему?

    Девочку Лену спросили:

    У тебя есть сестра?

    А у твоей сестры есть сестра?

    Нет, - ответила Лена.

    А как ты думаешь?

    Дети в лесу собирали шишки. У мальчиков были большие ведерки, красные, без дна. А у девочек маленькие, зеленые. Кто больше соберет шишек?

    У девятилетнего мальчика была кошка с коротким хвостом. Она съела мышку с длинным хвостом, а мышка проглотила соломинку вместе с зернышком. Сколько лет мальчику, у которого была кошка?

    У стола четыре угла. Если один угол отпилить, сколько углов останется?

    Задания на подключение предметного (житейского) опыта детей.

    Задание 1. Назовите изображённые на рисунке геометрические фигуры. Найдите лишнюю фигуру и объясните, почему она лишняя.

    Задание 2. С какой цифры начинается запись чисел?

    14 18 111 19 10 100

    Задание 3. Как называется данная фигура? Почему она получила такое название?

    Задания на выделение существенных признаков понятия

    Задание 1. Прочитайте слова в скобках. Подчеркните те слова, которые являются наиболее существенными для данного предмета.

    А) БОЛЬНИЦА (сад, врач, помещение, радио, больные)

    Б) ШКОЛА (здание, ученики, мел, доска, буквы)

    В) РЕКА (вода, берег, рыба, рыболов, тина)

    Г) КНИГА (картинка, слово, бумага, читатель, библиотека)

    Д) СПОРТ (медаль, стадион, победа, соревнование, музыка)

    Е) КОМПЬЮТЕР (экран, клавиатура, считает, выполняет команды)

    Ж) ПРИНТЕР (печатает, белый, бесшумный, подключён к компьютеру)

    Задание 2. Укажите предмет, характерным признаком которого является:

    А) Шкала с делениями.

    Б) Выставление оценок и запись замечаний.

    В) Прослушивание музыки.

    Г) Просмотр фильмов.

    Задание 3. Нарисуйте предметы, существенными признаками которых являются следующие: круглый и съедобный; круглый и несъедобный.

    Задание 4. Чем отличается:

    А) Окно от двери.

    Б) Указка от карандаша.

    В) Круг от овала.

    Г) Лист берёзы от листа клёна.

    Задание 5. Чем похожи слова каждой группы? Как можно одним словом назвать каждую из предложенных групп?

    А) Шоссе, дорога, тропинка.

    Б) Город, деревня, посёлок.

    В) Сложение, деление, вычитание.

    Задания, направленные на формирование умений производить основные логические операции над понятиями: обобщение, ограничение, деление и определение

    А)Задания на установление закономерностей.

    Задание 1. Вставьте пропущенные числа:

    А) 5, 15, _______, 35, _______, 55;

    Б) 14, 24, _______, _________, 54;

    В) 2, 12, 22, _______, _______, ________;

    Г) 1,3, ________, ________, 9, ________;

    Д) 2, 4, 6, ________, ________, ________;

    Задание 2. определите закономерность повторения фигур и дорисуйте последовательности.

    Задание 3. Какая из фигур должна стоять в пустой клетке таблицы?

    Задание 4. определите закономерность повторения последовательности и нарисуйте эту последовательность: дерево, куст, цветок, дерево, куст, цветок…

    Б) Задания на объединение и разделение объектов по каким-либо признакам.

    Задание 1. Назовите одним словом следующие группы чисел:

    А) 2, 4, 6, 8, …

    Б) 1, 3, 5, 7, …

    В) 2, 4, 7, 9, 5, 6, …

    Г) 18, 25, 33, 48, 56, …

    Задание 2. Перечислено несколько предметов. Как их можно назвать одним словом?

    А) Суп, гуляш, каша, кисель.

    Б) Курица, гусь, утка, индейка.

    В) Лошадь, корова, овца, свинья.

    Г) Волк, лиса, медведь, заяц.

    Д) Картофель, свекла, лук, капуста.

    Е) Туфли, сапоги, кроссовки, тапочки.

    Задание 3. Какое слово лишнее в каждой группе? Вычеркните его. Назовите существенный признак полученной группы. Дайте название каждой группе слов.

    А) Ель, сосна, кедр, берёза.

    Б) Лук, огурец, яблоко, морковь.

    В) Гриб, ландыш, ромашка, василёк.

    Задание 4. Разделите следующие числа на две группы: чётные, нечётные, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

    Задание 5. Разделите данные слова на группы по количеству слогов: пенал, ваза, лампа, абажур, перо, карандаш, тыква, парта, линейка, тетрадь, стол, пол, ручка, молоток, корень. Сколько групп получилось?

    Задание 6. Впишите данные слова в соответствующие столбцы таблицы: кукла, ботинки, пенал, валенки, мяч, портфель, ручка, тапочки, мишка, туфли, тетрадь, волчок, карандаш, кроссовки, пистолет.

    Задание 7. числа 1, 2, 3, 5, 8, 12, 16, 24, 35, 48 распределите на две группы: однозначные и двузначные. В какой строке таблицы распределены на группы правильно?

    1 1,2,3,5,12 8,16,24,35,48
    2 1,2,3,5,8,16 12,24,35,48
    3 1,2,3,5,8 12,16,24,35,48
    4 2,3,5,8 12,6,16,24,35,48

    Игровые развивающие задания и упражнения для развития понятийного мышления.

    Задание 1. Обобщение рядов конкретных понятий при помощи родовых определений. Детям предлагается обобщить несколько групп конкретных понятий и назвать одним словом следующие группы:

    тарелка, стакан, кружка, блюдце;

    стол, стул, диван, кресло, шкаф;

    рубашка, платье, юбка, брюки;

    тапки, валенки, сапоги, сандалии, туфли;

    суп, каша, котлета, пюре;

    берёза, липа, ель, сосна, осина;

    воробей, голубь, ворона, синица, гусь, утка;

    карась, щука, окунь, лещ.

    Задание 2. Конкретизация понятий. Нужно назвать предметы и явления, которые входят в более широкие понятия. Можно спросить детей о следующих категориях: деревья, животные, игрушки, имена, мебель, обувь, овощи, одежда, посуда, птицы, рыбы, фрукты, цвета, ягоды и т.д.

    Задание 3. Обобщение рядов понятий более широкого объёма. Ученикам даются для обобщения 5 групп понятий, и они должны рассказать, что общего между названными категориями, чем схожи те понятия, которые вошли в одну группу:

    птицы, звери, рыбы;

    деревья, травы, цветы, кустарники;

    мебель, посуда, одежда;

    часы, весы, градусники;

    пожар, наводнение, ураган.

    Задание 4. Классификация. Детям раздают 16 карточек с изображение птиц, рыб, посуды, мебели – по 4 для каждой группы и просят разделить все карточки на группы, чтобы в каждой были рисунки, которые можно назвать одним словом. Затем учащихся просят объединить получившиеся группы в две, максимально похожие, и объяснить, почему они так сделали.

    Задание 5. Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и берёза; яблоня и клён; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолёт и чайка; животные и растения.

    Задание 6. Ученики должны отгадать, какой предмет спрятан, по его описанию. Для этого необходимо подобрать какой-либо предмет или его изображение. Не показывая детям, нужно описать этот предмет: его форму, цвет, фактуру.

    Задание 7. Игра “Что лишнее?”

    Даётся группа понятий, из которых дети должны выбрать лишнее и дать общее название остальным. Игра возможна в двух вариантах: словесном и наглядном.

    В словесном варианте предлагаются группы по четыре слова, необходимо выделить, какое слово лишнее и не подходит к остальным, и как назвать одним словом (или объяснить сходство) оставшиеся:

    капуста, картошка, помидор, яблоко;

    синий, красный, красивый, зелёный;

    мама, человек, папа, сестра;

    старый, дряхлый, маленький, ветхий;

    берёза, сосна, клён, осина;

    ботинок, нога, сапог, туфля;

    зима, весна, лето, октябрь;

    кисель, компот, лимонад, мороженое и т.д.

    Задание 8. Игра “Спорщики”. Ученикам предлагается поспорить с учителем. Какое бы слово он ни произнёс, дети должны говорить ровно наоборот и чем быстрее, тем лучше: белый-чёрный; большой-маленький; быстрый-медленный; весёлый-грустный; грязный-чистый; открытый-закрытый; старый-новый; кричать-шептать; ломать-чинить и т.д.

    Задание 9. Игра “Плохо или хорошо?” Детям предлагается некий объект(ситуация), и они должны объяснить, в чём его положительная и отрицательная сторона. Например, мороженое – хорошо, потому что вкусно, плохо – потому, что может горло заболеть.

    Даются такие слова: дождь, телевизор, конфета, собака, цветы, комары, бегать, заболеть, лук, ветер, кошка, компьютер, музыка, нож, огонь, солнце и др.

    Задание 10. Игра “Слова – накладки”.

    Ученики придумывают слова – накладки, затем выбирают самое смешное или оригинальное слово, объясняя, почему они так думают.

    Можно предложить такие задания:

    комар + марка = комарка;

    зебра + ракушка = зебракушка;

    дерево + ворона = дереворона и т.д.

    Упражнения для развития мыслительных операций анализа и синтеза

    Задание 1. “Анаграмма”

    Задание 2. “Зашифрованное слово”

    КАША
    РЕКА
    ТАРЕЛКА
    Задание 3. “Эхо”

    Составить слова, отделив первые буквы от данных слов:

    Задание 4. “Зашифрованное слово”

    Составить слово из первых слогов, данных слов:

    МОЛОКО
    НЕВОД
    ТАРАКАН

    Задание 5. “Анаграмма” (спрятанное слово)

    Составить слова, переставив буквы:

    ОГОЛАВ –

    АБАРН –
    ОСОКЛ –

    Задание 6.

    Составить новые слова, исключив одну букву из данных слов:

    ПЛУГ –
    ШАРФ –
    КОРМ –

    Задание 7.

    Составить слово из вторых слогов, данных слов:

    Задание 8. “Занимательная лесенка”

    Задание 9. “Змейка”

    Составить слова по данной модели.

    А _ _ _ _ _
    _ А _ _ _ _
    _ _ А _ _ _
    _ _ _ А _ _
    _ _ _ _ А _
    _ _ _ _ _ А
    _ _ _ _ А _
    _ _ _ А _ _
    _ _ А _ _ _
    _ А _ _ _ _
    А _ _ _ _ _

    Упражнения на нахождение существенных признаков предметов

    Задание 1. Выделить два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками:

    Лес (лист, деревья, яблоня, охотник, кустарник)

    Река (берег, рыба, тина, вода, рыболов)

    Задание 2. Спорт (стадион, оркестр, награда, состязание, зрители)

    Больница (сад, врач, радио, больные, помещение)

    Война (пушки, солдаты, сражения, аэроплан, ружья)

    Упражнения – логические задачи

    Задача 1. Иван Фёдорович – отец Марины Ивановны, Коля – сын Марины Ивановны. Кем Коля приходится Ивану Фёдоровичу?

    Задача 2. Мама, папа и я сидели на скамейке. В каком порядке мы сидели, если известно, что я сидел слева от папы, а мама – слева от меня?

    Задача 3. Толя поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. Какую рыбу Толя поймал раньше других?

    Можно ли сказать, какая рыба поймана последней?

    Задача 4. Шли два отца и два сына, несли три апельсина. Сколько апельсинов нёс каждый?

    Задача 5. Меня зовут Толя. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

    Задача 6. Коля выше Васи, но ниже Серёжи. Кто выше: Вася или Серёжа?

    Задача 7. К празднику ученики украшают здание школы с четырех сторон 12 флажками. Их надо расставить так, чтобы было по 4 флажка с каждой стороны. Нарисовать ответ.

    Задача 8. Термометр показывает три градуса мороза. Сколько градусов покажут два таких термометра.

    Задача 9. Верёвку разрезали в шести местах. Сколько частей получилось?

    Задача 10. Когда гусь стоит на одной ноге, он весит 3 кг. Сколько будет весить гусь, если он встанет на две ноги?

    Игры для развития функций мышления

    Игра 1. Составление предложений.

    Детям предлагается три слова, не связанные по смыслу, например, “озеро”, “карандаш”, “медведь”. Детям надо составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова). Ответы могут быть банальными (“Медведь упустил в озеро карандаш”), сложными, с выходом за пределы ситуации, обозначенной тремя исходными словами и введением новых объектов (“Мальчик взял карандаш и нарисовал медведя, купающегося в озере”), и творческими, включающими эти предметы в нестандартные связи (“Мальчик, тонкий, как карандаш, стоял возле озера, которое ревело, как медведь”).

    Игра 2. Исключение лишнего.

    Предлагается любые три слова, например, “собака”, “помидор”, “солнце”. Детям надо оставить только те слова, которые обозначают в чём – то сходные предметы, а одно слово “лишнее”, не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное – больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключённому, лишнему. Не пренебрегая вариантами, которые сразу же напрашиваются (исключить “собаку”, а “помидор” и “солнце” оставить, потому что они круглые), желательно поискать нестандартные и в то же время очень меткие решения. Побеждает тот, у кого ответов больше.

    Игра 3. Поиск аналогов.

    Называется какой – либо предмет или явление, например, “вертолёт”.

    Детям необходимо выписать как можно больше аналогов, т.е. других предметов, сходных с ним по различным существенным признакам. Следует также систематизировать эти аналоги по группам в зависимости от того, с учётом какого свойства заданного предмета они подбирались. Например, в данном случае могут быть названы “птица”, “бабочка” (летают и садятся); “автобус”, “поезд” (транспортные средства); “ штопор” (важные детали вращаются) и др. Побеждает тот, кто назвал наибольшее число групп аналогов.

    Игра 4. Способы применения предмета.

    Называется какой – либо хорошо известный предмет, например, “книга”. Надо назвать как можно больше различных способов его применения: книгу можно использовать как подставку для кинопроектора, можно ею прикрыть от посторонних глаз бумаги на столе и т. д. Следует ввести запрет на называние безнравственных, варварских способов применения предметов. Побеждает тот, кто укажет большее число различных функций предметов.

    Игра 5. “Ну-ка, отгадай!”

    Класс делится на две группы. Первая группа задумывает какой-либо предмет. Вторая группа должна отгадать, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только “да” или “нет”. Дети из двух групп встают в две линии напротив друг друга. Сначала задаёт вопрос первый ребёнок из второй группы: “Оно живое?”. Первый ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. Затем задаёт вопрос второй ребёнок из второй группы: “Я его видел?”. Второй ребёнок из первой группы отвечает: “Да”. И т.д. после угадывания предмета группы меняются ролями.

    Игра 6. “Определим игрушку”.

    Дети приносят на игру какую-либо игрушку. Выбирается водящий. Он выходит за дверь. Учитель с ребятами придумывают какую-нибудь историю, в которой главным персонажем является одна из игрушек. Приглашается водящий. Ребята рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а заменяя его местоимениями “он” или “она”. Ведущий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории. Если водящий угадал правильно, выбирается другой ведущий и игра повторяется.