Главная · Эмиграция  · Конспект логопедического занятия предлоги в, под, на, за. Конспект урока на тему "предлоги" Методы и формы обучения

Конспект логопедического занятия предлоги в, под, на, за. Конспект урока на тему "предлоги" Методы и формы обучения

ПЛАН - конспект урока

Тема: Предлог как часть речи.

Учитель: Рубе Л.С.

Класс:

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлоги, выявлять их функцию.

Задачи:

Обучающая: научить определять предлоги; закрепить умения писать предлоги с другими частями речи;

Развивающая: развивать орфографическую зоркость, умение применять теоретические знания на практике.

Воспитательная: воспитывать интерес к русскому языку через выполнение упражнений.

Ход урока

1.Организационный момент.

Добрый день, ребята! Какое у вас настроение? Отличное? Нам предстоит многое успеть. Вы готовы?

Эпиграфом нашего урока служат следующие стихотворные строчки:

Они неделимы и целы,

корней и приставок в них нет,

нельзя отыскать в них морфемы -

И в этом их главный секрет

- О каких словах идет речь в этом стихотворении? Лингвист В.Г.Богородицкий дал им определение «словечки отношений»

2. Мотивация учащихся.

Ребята! Выполнив данное задание, вы сможете назвать тему.

Перед вами словосочетания. Назовите выделенные слова. Какой частью речи они являются?

1.Скучать по тебе

2. При содействии друзей

4.Добежать до дома

5.Капли для лечения

6. Предостеречь от опасности

7.Сделал благодаря мне

Изучение служебных частей речи начнем с предлога.

Что вы знаете о нем?(служит для связи слов в ссчт)

3.Этап целеполагания.

Проанализируйте проделанную работу, сформулируйте тему урока, подумайте, чему будем учиться сегодня. (Цель урока определяется совместно с учащимися).

Ученики отвечают:

Тема урока - «Предлог». Наша задача - научиться распознавать предлоги и отличать их от других частей речи, выяснить, на какие группы они делятся. (Записать на доске)

Стадия осмысления

1. Сегодня на уроке речь пойдёт о предлоге. Скажите, ребята, сколько частей речи в русском языке?

(12: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие, категория состояния; предлоги, союзы, частицы)

На какие 2 группы делятся они в зависимости от роли в языке?(самостоятельные и служебные)

Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных (знаменательных)?

В результате коллективной работы делается вывод, что особенности служебных частей речи таковы: (устно)

Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а также местоимение, глагол, Наречие, слова категории состояния. В предложении они являются членами предложения и, кроме наречий и слов категории состояния, имеют различные формы, то есть, изменяются.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

Не имеют лексического значения - выражают только различные отношения

Не бывают членами предложения

В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи

Не изменяются

Изучение служебных частей речи начнем с предлога. Что вы знаете о нем? (служит для связи слов в ссчт)

Задание. Из данных слов составьте предложения. Кто больше?

Книга, стол, лежит

Почему эти предлоги выбрали?

Работа с учебником , упражнение 326,стр.150 (письменно). 2 у доски. Задание: из первой части выписать ссчт с предлогами.

Проверка. Обобщение.

Попробуем самостоятельно сформулировать правило.

Предлог –это…

Изучение нового материала по учебнику (стр152).

Мини-исследование текста по теме. Работа по группам. (Учитель объясняет последовательность действий).

Сегодня мы поработаем в группах с раздаточным материалом, выполним предложенные задания и пополним наши знания о предлоге.

1 группа: Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся и с какими падежами употребляются? (Из какого произведения отрывок?)

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. … ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

2 группа Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами? (Из какого произведения отрывок?)

3 группа.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкаф за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя срезался.)

З аслушивание результатов работы групп.

- Итак, мы сегодня открыли тему «Предлог», несмотря на то, что мы знакомы с ним с начальной школы, мы узнали на этом уроке много нового и интересного. Дети называют то, что им известно об этой части речи, приводят примеры.

Ответ 1 группы Через (В.п.) базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов в (П. п.) новой шинели и с (Тв.п.) узелком в (П.п.) руке. За (Тв. п.) ним шагает рыжий городовой с (Тв. п.) решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... На (П.п.) площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят на (В.п.) свет божий уныло, как голодные пасти; около (Р.п.) них нет даже нищих.

(7 предлогов употребляются с сущ., 2 с мест.)

Ответ 2 группы В тексте 11предлогов: к - 1, около -1, в – 4 , на - 3, с – 2. Наиболее употребительные предлоги на - 3 раза, в – 4 раза используется. Все предлоги написаны со словами отдельно.)

Ответ 3 группы Непроизводные: в, с, в, за, с, с, по, за, в, во, в, в. Производные: согласно. В тексте 13 предлогов. Наиболее употребительные – в (5), с(3).

Распределительный диктант

Учащиеся записывают слова под диктовку в 2 столбика.

с предлогами с приставками

понесся по рассеянности

на расстоянии навеяло

подо мной подбросив

надписать над нами

при приближении присоединяя

за зайцами запоминаешь

-Как отличить предлог от приставки?

(У слова с предлогом в начальной форме он отсутствует: заяц, а не «зазаяц»!)

Работа с листом оценивания №5

1) В предложении найдите предлоги и дайте их характеристику: Несколько раз в течение лета мы ездили к морю.

2) Найди «лишнее» слово и объясните свой выбор: в, до, вблизи, несмотря на, к, по.

3) Сравните предложения и докажите, что в одном из них есть предлог. Отец беспокоился насчёт моего здоровья. – На счёт банка поступили деньги.

3.Домашнее задание. Упр.332 п 27

Стадия рефлексии

1.Контрольно-оценочный этап.

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Ответ: Узнали, что

1.Предлоги бывают простыми и составными.

2.Производными и непроизводными.

3.Частотные предлоги – в, на, с.

4.Предлоги употребляются с существительными, местоимениями.

5.Некоторые предлоги омонимичны приставкам.

6.Предлоги употребляются с определенными падежами.

Оценивание работы .

Как вы думаете, смогли ли мы достичь поставленной цели?

Дайте самооценку работы. Какие оценки вы поставите лично себе, группе.

Ученики оценивают себя, группу, проводят устную рефлексию.

Устная рефлексия.

Интересным показалось …

Полезным было …..

Мне трудно было…..

Я понял….

Я справился с заданиями….

Я выполнил…

Раздаточный материал

1 группа.

    Прочитайте и восстановите текст, вставьте предлоги. Выясните, на службе у каких частей речи предлоги находятся?

… базарную площадь идет полицейский надзиратель Очумелов … новой шинели и … узелком … руке. …. ним шагает рыжий городовой … решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником. Кругом тишина... …. площади ни души... Открытые двери лавок и кабаков глядят …. свет божий уныло, как голодные пасти; …. них нет даже нищих.

    Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

2 группа.

    Прочитайте текст. Найдите в тексте все предлоги и выясните, какие из них наиболее употребительные. Как пишутся предлоги со словами?

Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около самых ворот склада, видит он, стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано: "Ужо я сорву с тебя, шельма!", да и самый палец имеет вид знамения победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем телом, сидит на земле сам виновник скандала - белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его выражение тоски и ужаса.

    Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

3 группа.

    Прочитайте текст. Найдите в тексте непроизводные и производные предлоги, распределите их в две колонки. Укажите общее количество предлогов, выясните, какие из них наиболее употребительные.

Гимназист VII класса Егор Зиберов милостиво подает Пете Удодову руку. Петя, двенадцатилетний мальчуган в сером костюмчике, пухлый и краснощекий, с маленьким лбом и щетинистыми волосами, расшаркивается и лезет в шкап за тетрадками. Занятие начинается. Согласно условию, заключенному с отцом Удодовым, Зиберов должен заниматься с Петей по два часа ежедневно, за что и получает шесть рублей в месяц. Готовит он его во II класс гимназии. (В прошлом году он готовил его в I класс, но Петя порезался.)

    Найти в тексте все предлоги (10 предлогов).

Ночь приближалась к концу, когда мы подошли к изгороди парка. Перед нами раскинулись широкие, слегка заболоченные луга, а в отдалении блестела холодным синим огнём спокойная река. В воздухе ещё стояли прозрачные лунные нити, но небосклон нежно розовел и Млечный Путь уже таял. Красота этой борьбы света, лунной ночи и молодой зари была достойна кисти лучшего художника. Очарованные, мы вышли из полуразрушенных ворот и направились к реке. Где-то со стороны донёсся лай собаки и замолк. Осторожно ступая по кочкам, мы подходили к берегу.

Самоанализ урока русского языка в 7-ом классе.

Тема : Предлог как часть речи.

Данный урок первый в разделе «Служебные части речи». С предыдущими темами не связан, но имеет большое практическое значение для изучения дальнейших тем в этом разделе.

При планировании урока были учтены особенности класса. Класс имеет средний уровень качества знаний.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Структура урока:

    Организационный момент

    Мотивация учащихся

    Этап целеполагания

    Контрольно-оценочный этап

    Оценка результативности урока

    Домашнее задание. Оценивание работы.

    Устная рефлексия

Начало урока было максимально доброжелательным, искренним и открытым. Начало урока было организованным. Класс к уроку был подготовлен. Дети в течение всего урока показывали хорошую работоспособность.

Учащиеся совместно со мной определили цели урока. Это было сделано в ходе небольшой беседы, где я помогала детям наводящими вопросами. Так как цели формулировались не одним учителем, а совместно с детьми, то дети вникли в них, и приобретение знаний стало осознанным.

Цели, предложенные детям на урок, соответствовали программным требованиям:

Знать перечень служебных и самостоятельных частей речи; отличие служебных частей речи от самостоятельных;

Знать определение предлога как служебной части речи; значения, выражаемые предлогами; синтаксическую роль предлога: способность функционировать только внутри словосочетания;

Уметь находить служебные части речи в тексте, классифицировать их.

Исходя из этого, были поставлены цели и задачи урока:

1.Углубить знания о предлоге и научиться распознавать в текстах предлог, выявлять их функцию.

2. Формировать умения работать в паре, группе, осмысленно осуществлять оценку собственной результативности.

3. Формировать устную и письменную речь.

4. Формировать культуру умственного труда.

Основная цель – изучение предлога как служебной части речи.

Задачи :

Систематизировать изученный ранее материал о самостоятельных и служебных частях речи, сформулировать их отличительные признаки;

Определить значения, выражаемые предлогами;

Доказать значимость предлога как части речи.

Для достижения поставленных целей были выбраны следующие методы и приёмы:

Тема и цели урока формулировались совместно с учащимися, что обеспечивает включение учащихся в активную мыследеятельность;

Я использовала приемы активизации познавательной деятельности такие как кроссворд, прием «Знаю-Хочу знать-Узнал», прием «Синквейн».

На основе сочетания разных форм работы добиваюсь включения каждого ученика в активную целенаправленную учебно-познавательную деятельность.

Контроль был организован: через контроль учителя, само- и взаимоконтроль, у каждому ученика был лист оценивания. Такая организация урока помогает учащемуся видеть свои результаты.

При построении урока пользовалась принципами:

Научности, проблемности, наглядности, активности, доступности,

системности и последовательности.

Старалась на всех этапах урока создавать ситуацию успеха и формировала у уч-ся ответственность за свою деятельность.

С целью проверки усвоения знаний провела оценку результативности урока. На этом этапе учащимся было предложено выразить понимание темы Предлог как часть речи» через составление синквейна. В конце урока было сделано возвращение к целям, которые рассматривались в начале урока.

После этого был подведен итог урока и ученикам предложено домашнее задание. Домашнее задание было закрепляющего, развивающего характера. На мой взгляд, оно было посильно для всех детей.

Учащиеся на уроке были активными. Они показали умение продуктивно работать, делать выводы, умение анализировать и обобщать свои знания. Также дети показали наличие навыков самоконтроля.

Класс к уроку был подготовлен. Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления учащихся, сохранив продуктивную мотивацию учения.

Лулчева Светлана Владимировна

Предлог.

Урок русского языка.

Программа «Перспектива»

2 класс

МБОУ «СОШ п. Эгвекинот»

2014 год

Предмет : русский язык, урок «открытия» новых знаний

Тема : Предлог.

Продолжительност ь: 1 урок 45 минут

Класс : 2 Б класс

Технологии: проблемно-диалогическая, ИКТ, технология здоровосбережения (двигательная физкультминутка,своевременная смена видов деятельности)

Цели:

1.Образовательные:

Формирование представлений о предлоге как слове;

Показать необходимость использования предлогов для связи слов в предложении и словосочетании;

Познакомить с правилом написания предлогов с другими словами;

Повторить изученные орфограммы, части речи

2. Развивающие :

Развивать умение использовать предлоги при составлении словосочетаний и редактировании текста;

Развивать логическое мышление, воображение, восприятие,речь;

Развивать орфографическую зоркость;

3.Воспитательные :

Воспитывать положительную мотивацию к изучению предмета;

Воспитывать умение слушать других;

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД

1.Познавательная : уточнить представления учащихся о способах обозначения предлогов на письме

2.Коммуникативная :формирование умения работать в парах, воспитание доброжелательного отношения друг к другу, умение слушать друг друга.

3.Регулятивная : формирование умения ставить перед собой цель и её реализовывать: определять предлог и правильно писать.

4.Личностная :предупредить нарушение осанки, работа над каллиграфией, вера в успех

Оборудование урока : мультимедийный проектор, плакат предлоги, таблица с кроссвордом, таблица «Лишнее слово», электронное приложение к учебнику Л.Ф.Климановой, Т.В.Бабушкиной, картинки с изображением сказочных героев, учебник и рабочая тетрадь на печатной основе.

Методы : словесные, наглядные, частично-поисковые

Формы : фронтальная, индивидуальная, парная

Ход урока.

1.Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Чтобы правильно писать

Нужно грамотными стать.

2.Актуализация знаний.

Словарно – орфографическая работа.

Откройте пожалуйста тетради,запишите число и классная работа.

Сегодня к нам на урок придёт много гостей. Вот уже спешит первый гость.Кто это? (Это- Мурзилка.) Правильно. Он живёт в одноимённом детском журнале. В журнале много замечательных рассказов, сказок, стихов. А так же в нём печатают загадки, ребусы, кроссворды. Мурзилка предлагает нам разгадать кроссворд. Здесь словарные слова. Если вы правильно разгадаете ребус, по вертикали получится ключевое слово.

1.Что было на ногах у сказочного героя, который помог своему хозяину спастись от людоеда и жениться на принцессе? (Сапоги.)

2.В кого превратил Василису Прекрасную Кощей Бессмертный? (В лягушку.)

3. Куда положила гостинец для бабушки мама Красной Шапочки? (В корзинку.)

4. У кого была лубяная избушка? (У зайца.)

5..Чем отравилась царевна в сказке А.С.Пушкина? (Яблоком.)

6. Кто угощал журавля кашей? (Лисица.)

Какое ключевое слово получилось? (Сказки.)

Сегодня мы с вами будем путешествовать вместе с героями сказок. К нам будут приходить с заданиями герои сказок.Мы будем помогать им.

2. Самоопределение к деятельности.

Вот уже к нам спешит первые герои. Из какой сказки? (Приключения Чипполино.)

Помогите Чипполино выполнить задание.синьора Помидора.

Игра «Найди лишнее слово» по таблице.

В каждой группе слов найти лишнее слово и объяснить почему.

Какие части речи мы уже знаем?

Что обозначают имена существительные?

Что обозначают имена прилагательные?

Что обозначают глаголы?

А к нам ещё один герой спешит. Кто это? (Волк)

Из какой сказки?

Запишите предложение.

По лесной тропинке бежит волк.

Какие орфограммы встретились в этом предложении?

Определите знакомые части речи?

На какие вопросы отвечают имена существительные?

На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

На какие вопросы отвечают глаголы?

У какого слова вы не определили часть речи? (По)

Проблема. Может кто-нибудь знает что это за часть речи? (Это предлог)

Сформулируйте самостоятельно тему урока. (Предлог.)

Сегодня мы познакомимся с предлогами и узнаем, зачем они нужны в нашей речи.

3. Работа по теме урока.

а) работа с таблицей «Предлоги»

В русском языке предлогов много. Волк принёс таблицу «Предлоги».(Дети читают хором предлоги.)

б) работа с электронным приложением к учебнику(мультимедийный экран)

Дети слушают объяснение Ивана Ивановича Самоварова.

в) работа по учебнику

В гости спешит девочка. Кто это? (Мальвина.)

Упр.155 стр. 111

Прочитайте словосочетания. Легко ли понять их смысл?

Что нужно сделать, чтобы смысл стал понятным? (Дополнить предлогами.)

Какой предлог вставите в первое словосочетание.? (За)

Запишите словосочетания, вставляя подходящие по смыслу предлоги.

Обведите слова которые вы вставили

Сделайте вывод. Как пишутся предлоги с другими словами? (Предлоги пишутся отдельно)

4. Физкультминутка.

На помощь Мальвине пришёл проказник Буратино. Он просит выполнить его любимую физминутку. (Дети выполняют упражнения по стихотворение « Буратино потянулся…»)

5.Продолжение работы по теме урока.

Упр. 156 стр. 111 (По заданию. Устное составление предложений. Запись1 предложения в тетрадь) Рыжий кот лежит под столом.

Какой предлог встретился в предложении? Обведите.

Какие орфограммы встретились? Подчеркните.

Найдите имена существительные, Что они обозначают?

Найдите имена прилагательные. Что они обозначают?

Найдите глаголы. Что они обозначают?

А что обозначают предлоги? (Ничего)

Для чего служат предлоги? (Они связывают слова в предложении и словосочетании.)

г) выполнение заданий в рабочей тетради

Упр. 184 стр.51 Работа в парах.

Какой сказочный герой прилетел? (Баба-яга)

Баба- яга есть во многих сказках. Помогите Алёнушке спасти братца.

(Самостоятельная запись предлогов.Проверка.)

Где находится зайка? (За ёлкой.)

А ёжик? (Под ёлкой)

Где растут грибы? (На пеньке.)

Где летит Баба-яга? (Над лесом.)

Почему все спрятались от Бабы-яги?

Упр. 183 стр.51 Игра «Отгадай»

Вставьте пропущенные предлоги и отгадайте сказку.(Самостоятельная работа. Проверка.)

6. Рефлексия.

О какой части речи говорим весь урок? (О предлоге.)

На доске иллюстрации из сказок. Одни ученик придумывает предложение. Дети говоря какой предлог в предложении.

Какая из сказок сказка северных народов? (Лиса и ворон)

7.Итог урока

Какой часть речи нас познакомили герои сказок?

Для чего используют предлоги?

8. Домашнее задание. Выставление оценок.

Предлог как часть речи

Цель:

Образовательная:

    повторить и обобщить знания студентов о служебных частях речи;

    сформировать навыки правописания производных предлогов, разграничения омонимичных частей речи;

    учить соотносить синонимичные конструкции;

студент должен знать :

    определение предлога;

    виды предлогов по структуре и по происхождению;

    правописание предлогов;

    нормативное употребление предлогов;

студент должен уметь :

    характеризовать предлог как часть речи;

    отличать предлоги от других частей речи;

    правильно писать слова с изученными орфограммами и исправлять орфографические ошибки.

Воспитательная:

    привитие интереса к русскому языку,

    воспитание способности понимать и воспринимать материал;

Развивающая:

    развитие речевых навыков студентов;

    совершенствовать культуру речи студентов

    развитие орфографических навыков,

    умений отличать предлоги от других частей речи, наблюдать, анализировать

Методическая:

    стимулирование познавательной и творческой активности;

    усиление мотивации обучающихся к изучению дисциплины с помощью различных методов обучения: словесного, наглядного, с использованием современных технических средств;

    создание условий для усвоения материала.

Продолжительность: 90 минут.

Тип урока: к омбинированный урок.

Формы организации учебной деятельности : коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесный, наглядный, с использованием ИКТ, выполнение упражнений, самопроверка, взаимопроверка.

Межпредметные связи: русский язык и культура профессиональной речи, литература, история.

Внутрипредметные связи: самостоятельные части речи, словосочетание, предложение, пунктуация.

Оборудование: ПК, экран , классная доска, мел.

Оснащение:

Методическое оснащения занятия:

    Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

    Календарно-тематический план учебной дисциплины ОДБ. 01 Русский язык

    Методическое пособие для преподавателя по теме « Предлог как часть речи»

Дидактическое оснащение занятия:

2. Раздаточный материал.

3. Мультимедийная презентация темы

Виды самостоятельной работы:

аудиторная: виды предлогов по структуре и по происхождению, упражнения на правописание предлогов и задание, входящее в базовую часть ЕГЭ.

внеаудиторная: работа с учебной литературой, выполнение упражнений.

План занятия:

1. Организационный момент 1-2 мин

- проверка отсутствующих и готовности студентов к занятию

2. Актуализация знаний 15-20 м

А) Словарный диктантн.

Б) проверка домашнего задания

В) сообщение студента

3. Изучение нового материала 10-15 мин

Работа с эпиграфом

Классификация предлогов

Морфологический разбор предлога

4. Первичное закрепление материала 15-20 мин

Выполнение упражнения

Дифференцированное задание

5. Правописание предлогов 5- 8 мин.

6. Закрепление изученного материала 7-10 мин.

Выполнение упражнений

Работа с материалом ЕГЭ

7. Контроль уровня усвоения материала 8-10 мин

Самостоятельная работа.

8. Рефлексия. Подведение итогов 3 мин

9. Домашнее задание 2 мин

Ход урока

    Организационный момент .

    Актуализация знаний

А) Словарный диктант

Крест-накрест, точь-в-точь, всего-навсего, с бухты-барахты, по-видимому, полным-полно, на ощупь, на нет, на память, в обмен, по дешёвке, вообще, исподволь, наизнанку, в насмешку, невтерпёж, вбок, вброд, ни в коем случае, до отвала, назло, набело, по-иному, впоследствии, на удалую, ненароком, замуж, с размаху, с налёту, побоку, на авось, не к спеху, запанибрата, незачем, в общем, сбоку, на боковую.

Б) проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос-проверка по вопросам и заданиям для повторения по теме «Слова категории состояния» (стр.190).

В данном четверостишии найти наречия и слова-состояния, подчеркнуть их, доказать, где наречия, а где слова-состояния:

О каждом новом свежем пне,

О ветви, сломанной бесцельно,

Тоскую я душой смертельно,

И так трагично – больно мне.

(И.Северянин)

    Изучение нового материала

    Сегодня на уроке мы с вами поговорим о предлоге как служебной части речи, расширим и обобщим знания о морфологических признаках предлога, выработаем умение распознавать их среди других частей речи, закрепим орфографические навыки написания предлогов.

Эпиграфом нашего урока служат следующие стихотворные строчки:

Они неделимы и целы,

корней и приставок в них нет,

нельзя отыскать в них морфемы -

И в этом их главный секрет

    О каких словах идет речь в этом стихотворении? Лингвист В.Г.Богородицкий дал им определение «словечки отношений».

    В чем заключается отличие служебных частей речи от самостоятельных мы узнаем из небольшого сообщения. (Самостоятельные части речи называют предметы, признаки, действия. К ним относятся имена существительные, прилагательные, числительные, а также местоимение, глагол, наречие, слова категории состояния. В предложении они являются членами предложения и, кроме наречий и слов категории состояния, имеют различные формы, то есть, изменяются.

К служебным частям речи относятся предлоги, союзы, частицы. Они:

- Не имеют лексического значения - выражают только различные отношения

- Не бывают членами предложения

- В предложении употребляются только с самостоятельными частями речи

- Не изменяются )

3.1 Классификация предлогов

По образованию (происхождению)

По структуре

Производные (непервообразные) предлоги

по соотношению с другими частями речи

3.2 Морфологический разбор предлога

Схема морфологического разбора предлога.

      Часть речи.

II. Морфологические признаки:

        производность-непроизводность;

        простой или сложный

        выражаемые отношения (пространственные, временные, целевые, причинные)

        с каким падежом употреблен.

    Первичное закрепление материала.

4.1 Выполнение упражнения

    Откройте стр.194 и запишите в тетради номер упражнения № 293. Выполняем упражнение по заданию в учебнике.

4.2. Дифференцированное задание

    Спишите предложения, вставляя нужные предлоги, объясните выбор.

I вариант – упражнение 295

II вариант – упражнение 296

    Правописание предлогов

    Сложность при изучении предлогов связана с их написанием. Еще в начальной школе вы усвоили, как пишутся непроизводные предлоги со словами. (предлоги со словами пишутся раздельно, сложные непроизводные – через дефис)

    А как же пишутся производные предлоги? (§ 57, стр. 195)

    Закрепление изученного материала

    Упражнение № 298

    Упражнение № 299

    Работа с материалом ЕГЭ (выполнить задание А11)

В каком предложении выделенное слово не является производным предлогом?

    (НЕ)СМОТРЯ НА середину марта, весна уже смело заявляла свои права.(Л.Чарская)

    Иногда ВДОЛЬ дороги тянулась рожь. (Ю.Казаков)

    Ребята бежали (НА)ВСТРЕЧУ мальчикам. (А.Рыбаков)

    К рассвету ПОЗАДИ осталось более ста пятидесяти километров. (В.Богомолов)

Ответ: 4

    Контроль уровня усвоения материала

Самостоятельная работа.

I вариант

    Ты, конечно, понимаешь, что я имею (В)ВИДУ. (Проскурин П.)

    К планёрке он был не готов (В)ВИДУ абсолютного отсутствия идей. (Арсенов Я.)

    Корнилов, (В)ВИДУ опасного положения на Юго-Западном фронте, приехать не смог. (Понизовский В.)

    (В)ВИДУ сложности и ответственности дела разрешите мне ехать немедленно. (Булгаков М.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово является предлогом.

    Струящаяся зелень берёз, как неохватная, необозримая зелёная река в неровно шевелящихся солнечных пятнах, стремилась, текла в одном направлении СОГЛАСНО и ровно. (Проскурин П.)

    Где-то в отдалении, внизу, стучали и перекатывались шаги торопливо расходившихся, СОГЛАСНО приказу, новоявленных артиллеристов. (Булгаков М.)

    Хор пел СОГЛАСНО и чинно. (Нагишкин Д.)

    Оба моряка СОГЛАСНО кивнули головами. (Тренев В.)

    Укажите вариант ответа, в котором выделенное слово не является предлогом.

    Инстинкты преобладают и В СИЛУ темперамента требуют немедленного исхода. (Огнев Н.)

    А дочь смотрела на него, ждала. Она все ещё верила В СИЛУ и всемогущество отца. (Кубанский Г.)

    Дунуло ещё раз, и тогда, открыв глаза, Левий увидел, что все в мире, под влиянием ли его проклятий или В СИЛУ каких-либо других причин, изменилось. (Булгаков М.)

    Утром Катя Теплова получила назначение в отдел. А Саше под расписку объявили приказ: чекисты, которые В СИЛУ военной необходимости покинули свои города, должны вернуться к месту работы. (Крон А.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово не является предлогом.

    Я поехал в деревню к приятелю Ивану Антоновичу, чтобы договориться (НА)СЧЁТ охоты.(Скребицкий Г.)

    И снова, в этот час, он [Артамонов] подумал, что некоторую долю его греха справедливо будет отнести (НА)СЧЁТ сына. (Горький М.)

    Попытки поэта сочинить заявление (НА)СЧЁТ страшного консультанта не привели ни к чему. (Булгаков М.)

    А вот (НА)СЧЁТ отпуска, пожалуй, поговорить стоит. (Беляев А.)

    Удаление Степана Богдановича из Варьете не доставило Римскому той радости, о которой он так жадно мечтал В ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких лет. (Булгаков М.)

    Частая раздражительность Нины, ее капризы, которые стали проявляться ВСЛЕДСТВИЕ ее болезни, охотно прощались бедной девочке. (Чарская Л.)

    В ТЕЧЕНИЕ всей оставшейся ночи этот человек не дал Иванову сомкнуть глаз, объясняя всё о колодцах и водопроводах.(Залыгин С.)

    ВПОСЛЕДСТВИИ мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. (Соколов-Микитов И.)

II вариант

    Почтенная немка волнуется, краснеет от досады, идет НАВСТРЕЧУ Дине, растопыривая руки. (Чарская Л.)

    Наташа повернулась и подставила лицо НАВСТРЕЧУ ветру. (Вересаев В.)

    Жёлтые полосы были редкими, метель плотными клубами катилась НАВСТРЕЧУ. (Катерли Н.)

    Тавровский поскакал НАВСТРЕЧУ своей невесте, оставив весь дом Натальи Кирилловны в тревоге. (Некрасов В.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

    (НЕ)СМОТРЯ НА бессонную ночь, я на редкость хорошо себя чувствую. (Санин В.)

    Весеннее солнце так и пригревало, (НЕ)СМОТРЯ НА раннее утро. (Мамин-Сибиряк Д.)

    Утром, (НЕ)СМОТРЯ НА непогоду, миноносцы снялись с якоря и пошли дальше. (Арсеньев В.)

    Пленные, высокие как на подбор, шли угрюмо, насупившись и (НЕ)СМОТРЯ по сторонам. (Селянкин О.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово НЕ является производным предлогом.

    НАПРОТИВ парка стоял большой двухэтажный деревянный дом. (Козлов В.Ф.)

    НАПРОТИВ стенда, где испытывалась установка, за письменным столом работал инженер Новиков. (Гранин Д.)

    Наконец Бурмин решился позвать доктора, жившего НАПРОТИВ. (Куприн А.И.)

    НАПРОТИВ книжного магазина был подземный переход. (Шим Э.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово не является производным предлогом.

    Река взломала лёд и с шумом свободно несла его МИМО города. (Коковин Е.)

    МИМО проходили воинские эшелоны. (Коковин Е.)

    Последние вагоны прошли МИМО Васи совсем тихо. (Платонов А.)

    МИМО террасы к клинике подошёл моторный вагон с двумя прицепами. (Пастернак Б.)

    Укажите предложение, в котором выделенное слово является производным предлогом.

    Губернский предводитель встал, БЛАГОДАРЯ дворянство за доверие, и прослезился. (Толстой Л.)

    Николай, БЛАГОДАРЯ, дружески улыбнулся. (Проскурин П.)

    И мать пошла в другую комнату, к телефону, на ходу БЛАГОДАРЯ того, кто придумал этот дивный аппарат, избавлявший бежать к дочери на соседнюю улицу. (Литвина Л.)

    Однажды, БЛАГОДАРЯ тихому ходу поезда, Вася явственно разглядел лицо молодого задумчивого человека. (Платонов А.)

Вариант 1.

Эталон ответа: 1, 2, 2, 2, 4

Вариант 2.

Эталон ответа : 3,4,3,2,4

    Рефлексия. Подведение итогов.

    Расскажите о предлоге как части речи.

    Расскажите о правописании предлогов.

    С какими частями речи употребляются предлоги? (с существительными, а также с местоимениями и числительными).

    Какие предлоги употребляются с двумя и тремя падежами (Р.п. и Т.п. – с; В.п. и П.п. – в, на; Т.п. – за)

    От дома до дома. От звонка до звонка. Что общего и чем различаются предлоги от…до (Употребляются с Р.п.; имеют пространственное и временное значение; от – удаление, до – приближение).

    У дома – около дома. Определите значение предлогов. (Синонимия. Обозначает пространственные отношения; «находиться» в непосредственной близости.

    Домашнее задание §56-57 Упр. 301

Тема урока : «Предлог».

Предметные цели урока : познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Метапредметные результаты:

  • Создать условия для расширения знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги отдельно от других частей речи.
  • Создать условия для развития устной и письменной речи учащихся, фонематического слуха, орфографической зоркости; памяти, внимания, умение выполнять вербальные инструкции учителя,делать выводы.

Личностные результаты :

  • Способствовать воспитанию аккуратности, усидчивости, самостоятельности, воспитанию интереса к изучению русского языка.

Оборудование: записи на доске, индивидуальные карточки для учащихся, учебник «Русский язык», картинка солнышка, таблица.

I. Организационный момент.

Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь.

II. Актуализация знаний.

  1. Игра на внимание «Ошибки Незнайки»

Незнайка допустил ошибки в предложениях. Прочитайте. А потом учитель исправил его ошибки. Прочитайте внимательно. Заметили, что изменилось?

А). Дети катаются лыжах. Лесу много снега.

Б) Затем предложить исправленные предложения:

Дети катаются НА лыжах. В лесу много снега.

Что изменилось?

Появились маленькие слова.

Назовите их.

На, в

Молодцы!

III. Формулирование темы урока, целеполагание.

Кто-нибудь скажет, что за слова такие?

Это предлоги. (Могут появиться такие ответы, если не ответят, учитель введёт новое знание.)

Это, маленькие слова, ПРЕДЛОГИ.

На сегодняшнем уроке мы будем учиться находить предлоги, учиться писать их с другими словами. Мы сегодня с вами будем исследователями. Будем исследовать предлоги, как часть речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как пишутся они с другими частями речи.

IV. Работа над новым материалом.

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

Прочитайте и сравните эти предложения. Что в них общего?

Эти предложения повествовательные. В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова.

Эти предложения отличаются словами в, на.

Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на,из,под,от,об, в, у, с , над и много других.

2. Поставьте вопросы к словам: папа- (кто?), девочка – (кто?), ручка – (что?), в –(…), на-(…).

Нет.

К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

  1. Работа по учебнику.
  1. Чтение правила на с 64.

В, НА – это предлоги.

  1. Чтение стих-ия «Что всего милей?»

А). Работа над произношением на с 64.

Б) Словарная работа.

В буфете – буфете, буфеть иштинде; в догонялки – сывыртажыры; в очереди – оочурда; в хлебе – хлебте; в капусте- капустада, капу

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив вот такую работу.

  1. Работа с текстом.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался … тени леса. … лесных озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу? (нет)

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте? (предлогов)

Давайте вставим предлоги. (помочь детям)

Установилась ли связь слов в предложениях? (да)

Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

  1. Парная работа при выполнении упражнения 3, на стр 64-65.предлоги.

Составьте и запишите 2 предложения. Подчеркните предлоги.

На перемене я хочу летать на воздушном шаре.

  1. Диалог. В буфете. (упр 4+ Диалог «В буфете» с 65.

V. Итог урока.

Что вы узнали на уроке?

Узнали что такое предлог? (в, на, с,из, …)

VI. Рефлексия.

– Я бы хотела, чтобы вы свою работу подытожили следующим образом: выберите то, что вам подходит, и продолжите предложение:

1. Я повторил на уроке…

2. Мне понравилось…

3. Мне не понравилось…

4. Кто, по-вашему, хорошо работал…

5. Кто мешал…

6. За что ты можешь себя похвалить…

7. За что ты можешь себя поругать…

8. Я для себя на уроке узнал…

  1. - Какое слово оказалось лишнее? Почему?

Кто знает, как можно назвать слово под?

Ребята, изучая азбуку, русский язык, литературное чтение, мы встречались с предлогами?

Как вы думаете, какие задачи можно поставить на урок?

Д. На сегодняшнем уроке мы будем учиться находить предлоги, учиться писать их с другими словами.

V . Сообщение темы.

Мы сегодня с вами будем исследователями. Будем исследовать предлоги, как часть речи; узнаем, для чего нужны предлоги в русском языке; как пишутся они с другими частями речи.

VI . Работа над новым материалом.

(На доске написаны два предложения.)

Дети пишут в тетради.

Дети пишут на тетради.

У. Прочитайте и сравните эти предложения. Что в них общего?

Д. Эти предложения повествовательные. В конце каждого стоит точка. В обоих предложениях по четыре слова.

Чем данные предложения отличаются?

Д. Эти предложения отличаются словами в, на.

Как они называются? Совершенно верно, это – предлоги. В русском языке существует множество предлогов: на,из,под,от,об, в, у, с, над и много других.

(Вывешивается таблица с предлогами).

Предлоги

На, под, за, к, по, об, от, в, у, с, о, над, около, при, перед.

Ребята, давайте попробуем задать к предлогам вопрос. Получается у вас это сделать?

1. Предлог – служебная часть речи. К предлогам нельзя поставить вопрос, они не изменяются.

А вот для чего служат предлоги в русском языке, вы мне попробуете ответить, выполнив следующее задание.

Работа с текстом.

Пришла весна. Светит яркое солнышко. Рыхлый снег остался … тени леса. .. лесных озерах треснул лед. … дорогам журчат шумные ручьи.

Прочитайте предложения. Скажите, связаны ли они по смыслу?

Как установить связь слов в предложениях? Чего не хватает в тексте?

Давайте вставим предлоги.

Установилась ли связь слов в предложениях?

Какую роль выполняют предлоги в русском языке?

Чтение правила в учебнике. (стр. 61)

2. Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

У. Обозначьте в предложениях части речи. Перед какой частью речи предлогов нет?

3. Перед глаголами предлоги не употребляются.

4. Предлоги пишутся раздельно с другими частями речи.

Чтобы не ошибиться в написании предлогов со словами нужно помнить правило: между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос. Например: до (чего?) березы,до кудрявой березы.

5. Между предлогом и словом можно вставить другое слово или вопрос.

VII . Написание предлогов с другими частями речи.

У. Ребята, спишите текст, раскрывая скобки. Между предлогом и словом вставьте подходящие по смыслу слова. Объясните написание предлогов.

Пришла весна (в) лес. Набухли почки (на) деревьях. Оживает (под) снегом молодая травка.

VIII Физкультминутка

Мы играть все очень любим,

(Встать из – за парт)

Любим мячики кидать,

(Руки вверх, имитация броска мяча).

Любим быстро – быстро бегать,

(Бег на месте).

Да и зайчиком скакать.

(Прыжки на месте.)

Наши глазоньки устали.

Мы дадим им отдохнуть:

Раз, два, три, четыре, пять –

Быстро глазки закрывать.

Шесть, семь – их открыть

И на руки поглядеть.

Головою не верти,

Только глазками води:

Вверх, вниз, вправо, влево

Отдохнули?! Это верно!

IX Самостоятельная работа.

1 группа (слабоуспевающие учащиеся).

Упражнение 365 стр. 62 учебника

2 группа учащихся, работающие на продуктивном уровне.

Незнайка списывал из учебника предложения, но он очень торопился и вот что у него получилось:

Налесную тропку изкустов вы скочил рябчик. Мяч за бросили всетку ворот. Осторожно ветер изкалитки вы шел. Поовражкам бегут весёлые ручейки.

У. Всё ли в этих предложениях верно? Если нет, то докажите, где Незнайка допустил ошибки.

У. А теперь вам понравились предложения?

Давайте вспомним, что такое предложение?

Д. Предложение – это слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

У вас на столе листы с тестом по теме урока. Выполните его.

Тест – опрос

1. Выберите верное утверждение.

А. Предлоги не служат для связи слов в предложении.

Б. Предлоги служат для связи слов в предложении.

2. Перед какой частью речи не бывает предлогов?

А. Перед именем существительным.

Б. Перед именем прилагательным.

В. Перед глаголом.

3. Как пишутся слова?

(с) весёлой, (на) улице, (за) клюквой?

А. Раздельно.

Б. Слитно.

4. Укажите номера, в которых допущена ошибка.

А. по танцевал

Б. за школой

В. на писать

5. В каких предложениях есть предлоги?

А. Много птиц живет в наших лесах.

Б. Птицы вьют гнезда на сучьях деревьев.

В. Люди слушают пение птиц.

Кто справился без ошибок? У кого все задания выполнены верно?

Как можно быстрее прочитайте слово, которое кроется под следующими числами.

14 16 13 16 5 24 29

М о л о д ц ы

X Итог урока

Чему мы учились на сегодняшнем уроке?

Д. Мы сегодня на уроке распознавали предлоги, учились писать предлоги с другими словами.

XI Домашнее задание

Подобрать 4 пословицы о дружбе с разными предлогами.

Составить 4 предложения, используя предлоги.

XII . Рефлексия.

Я хочу узнать насколько мудрыми вы сегодня стали. Об этом мне скажет лучик, который появится у нашего солнышка.

Самый длинный лучик – я уверен в своих знаниях.

Средний лучик – я сомневаюсь в своих знаниях.

Самый короткий лучик – мне очень трудно.


Тема: Предлоги.

Цели:

  • Уточнить представления о роли предлогов;
  • Развивать умения выделять предлоги из предложений, изменять форму слова в зависимости от предлога, составлять предложения используя предлоги;
  • Формировать навыки анализа и синтеза предложений;
  • Воспитывать культуру устной и письменной речи, навыки самоконтроля.

Ход урока

I. Организационный момент

Вы готовы трудиться? Все ли готово для работы?

II. Основная часть

1. Отгадать о чем идет речь
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно

2. Выделение предлогов в тексте. Прочитать стихотворение, записать в тетрадь все предлоги.
На ветру, на первом холоде
Старый дуб роняет желуди.
А в саду за нашей школою
Иней сел на ветки голые.
Под березами широкими
Галки ссорятся с сороками.
Пруд застыл, и речка скована,
Но по льду ходить рискованно.
(С. Смирнов)



3. Подобрать существительное, с которым сочетаются все предлоги из первого задания. Объяснить значение предлога.

4. Игра «Наоборот». Учащиеся должны назвать противоположный предлог.

6. Сравнение предлогов над, под, из-под.
А) Сравнить схемы, объяснить роль предлога

Б) Прочитать загадки, вставить нужные предлоги. Отгадать загадки.
Кто ___ нами вверх ногами? (Муха)
___ полом скребусь, а кошки боюсь. (Мышь)
Вдруг иголки и булавки
Выползают ____ лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёжик)
В). Вставит подходящее по смыслу существительное с предлогом.
Во время грозы не стой ___ _______.
___ _____ пролетел большой самолет.
От дождя дети спрятались ___ ______.
_____ _____ достали коробку с обувью.

Большой белый гриб вырос … елью. … снега пробивались первые подснежники. Подземные реки текут … землёй. Котенок выполз … шляпы. Маленький грибок спрятался … листиком. Большая собака выскочила … крыльца.

8. Из специально подобранных слов составить предложения, вставить нужный предлог. Записать предложения в тетрадь, составить схемы предложений.

Серенький, куста, зайчишка, выпрыгнул.
Ласточки, дома, гнездо, построили, крышей.
Дима, щенка, достал, крыльца