Главная · Выбор страны · Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон. Образец

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон. Образец

ФГКДОУ «Детский сад №154» Министерства Обороны

Самоанализ занятия для подготовительной группы.

Образовательная область «Познавательное развитие» ФЭМП.

Тема: «На помощь Каю»

Подготовила: воспитатель

Максимова Светлана Трофимовна.

Оленегорс-2

2016 г.

Программные задачи:

Образовательная область: «Познание»

Закрепить порядковый счет

Продолжать учить находить последующее число к заданному числу.

Продолжать закреплять состав чисел в пределах 10.

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр и знаков, выделять в задаче условие, вопрос, ответ.

Закрепить умение соотносить количество предметов с цифрой.

Образовательная область: «Речевое развитие»

Учить высказывать и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих.

Формировать умение вести диалог между воспитателем и детьми; учить быть доброжелательными и корректными собеседниками.

Образовательная область: «Художественно - эстетическое развитие»

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Закрепить умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с музыкой.

Образовательная область: «Физическое развитие»

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Образовательная область: «Социально коммуникативное развитие»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.

Формировать гендерные принадлежности

Предварительная работа:

1. Чтение сказки «Снежная королева»;

2. Заучивание стихотворения;

3. Беседа о дружбе, и дружеских отношений друг к другу;

Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Анализ целей и задач.

Занятие проводилось в подготовительной группе. Занятие состояло из трех этапов взаимосвязанных между собой, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждый этап занятия направлен на решение определенных задач и предлагает выбор методов и приемов. Цели и задачи соответствуют целевым ориентирам ФГОС ДО. Для достижения цели создана образовательная среда, цели и задачи соответствуют возрастным возможностям. Прослеживается связь целей и задач с темой образовательной деятельности.

Анализ организации организованной образовательной деятельности.

В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера. Для активизации детей были использованы следующие методы:

1. Словесный (беседа, стихотворение, вопросы к детям, поощрение);

2. Наглядно - демонстрационный (карточки с числами, карточки с цифрами, макет ветки, птички, льдинки);

3. Практический (составление числового ряда в прямом и обратном направлении, составление и решение задач, состав числа в пределе 10);

4. Игровой (сюрпризный момент «Снежная королева», игры «Весёлый снеговик», «Найди соседнее число», «Сосчитай, сколько всего?», «Построй замок»)

и приемы: игровой, пояснения, указания, показ, художественное слово, поощрение, индивидуальная работа, анализ, беседа.

Все дети свободно обращались ко мне за помощью, столкнувшись с трудностями в решении того или иного вопроса. В ходе всего занятия создавались проблемные ситуации, для решения поставленных задач. Придерживалась позиции взрослый – «координатор» и «наставник».

Анализ образовательной деятельности.

В начале занятия использовала сюрпризный момент. Приход «Снежной королевы» вызвал у детей внутреннюю потребность включения в деятельность. Детям было предложено выполнить задания, чтобы спасти Кая. На протяжении всего занятия дети выполняли задания, получая льдинки.

Игровые задания проводились под музыкальное сопровождение - все это способствовало эффективности занятия, мыслительной деятельности и развитию речи детей. Все элементы занятия логически между собой объединены общей темой.

Во время занятия прослеживалась следующая интеграция образовательных областей «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие» которые реализовывались в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей.

Занятие состоит из мотивационно - ориентировочного, поискового, практического, рефлексивно-оценочного этапов. Для развития познавательного интереса и познавательной активности на протяжении всего образовательного процесса, дети проявляли инициативу, творчество, самостоятельность. При выполнении заданий были использованы следующие виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, художественно - эстетическое, двигательная. Один вид деятельности плавно переходил в другой. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности.Дети были активны, внимательны, чувствовали себя комфортно, могли самостоятельно развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, договариваться, помогать друг другу.

Во время занятия преобладал диалогический стиль общения. Использовала задания творческого характера (постройка замка из конструктора). На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Все это подтверждают результаты деятельности.

Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной, динамичной. Старалась быть для детей партнером, помощником, соблюдать нормы педагогической этики и такта. Свои высказывания старалась строить грамотно и доступно для понимания детей, побуждала детей к проявлению инициативы и самостоятельности, поощряла индивидуальные достижения детей.

В рефлексивно - оценочном этапе занятия были заданы вопросы и составление из льдинок слова «Дружба». Деятельность всех детей оценила положительно, их личное достоинство не принижалось.

Закрепила положительные результаты занятия словесным поощрением. Данная структура занятия вполне оправдана. Считаю, что поставленные в занятии задачи были выполнены. Занятие своей цели достигло.


Тип урока: урок открытия нового знания.

Данный урок представлен по ходу изучения темы «Согласные звуки [c],[ с"]. Буква С » курса обучение грамоте в 1 классе по программе «ШКОЛА 2100».Урок изучения нового звука и буквы – это сочетание трёх факторов: обучения, развития, воспитания, с приоритетом развивающих форм обучения. Возрастные и психологические особенности учащихся были учтены на данном уроке. Используются инновационные приемы и техники как условие успешной реализации предметного содержания.

Для формирования мотивации используются различные методические приемы: логичность изложения учебного материала, его новизна и необычность, создание на уроке ситуации успеха, одобрение результатов деятельности, оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение. Урок нацелен на создание такой обстановки в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом.

Следует отметить, что воспитательные цели полностью достигнуты на уроке. Связь с жизнью, знание родного края, воспитывает в детях любовь к ближнему и окружающему миру.

Так же на уроке уделяю внимание здоровью учеников: дозирована учебная нагрузка, своевременно проведены две физминутки.

На данном уроке присутствовала доброжелательная, творческая обстановка. При общении с учениками вовлекала в работу всех учащихся, независимо от их знаний и умений, больше внимания уделяла детям, которые стесняются работать на уроке. Учитель выступает в роли пассивного руководителя, предоставляя возможность общения между детьми. При этом диалог на уроке проходил не только между учителем и учениками, а учеников друг с другом. При этом усилия были направлены на формирование у детей коммуникативной грамотности, развитие речи у учеников.

Заключительный этап урока – рефлексия. Вся деятельность учащихся на протяжении урока была оценена самими учениками.

Показателем выполнения всех задач урока явились правильность и осознанность ответов учащихся в процессе беседы и выполнения заданий на определенных этапах, а также активная и продуктивная деятельность класса в целом.

Конспект урока


I.Орг. момент.

II.Повторение пройденного материала. Актуализация знаний.

а)Классификация букв по заданному признаку.

б)Создание проблемной ситуации.

III.Выделение звука [с],[c].

IV.Определение темы и задач урока.

V. Работа по учебнику страница 60.

Упражнение в чтении слов.

VI. Работа со словами- загадками.

VII.Звуко - бувенный анализ слова

VIII. Работа с текстом.

IX. Инсценировка.

Работа в парах.

Х.Изготовление синий птицы.

ХI. Итог урока.

XII. Рефлексия.


Посадить детей.

Повторить законы урока.
Какая бывает наша речь?(устная и письменная)

Из чего состоит речь?(Слов, предложений)

Из чего состоят предложения?(из слов)

Из чего состоят слова? (из букв)

Из чего состоят буквы? (из звуков)

Какие бывают звуки? (гласные, согласные)

Что можно сказать об этих буквах?

а К П у о Ы и(письменная)Т


  • обозначают гласные и согласные звуки(а,о,у,и,ы),(к,п,т).

  • Заглавные, строчные.

  • Буква ы записана неправильно, так как нет заглавной буквы ы.

  • Буква и лишняя, так как она письменная, а остальные печатные.

Разделите все буквы на 2 группы

К П Т

А У О Ы И
Создайте слова из букв 1 строки (нельзя составить слова из одних согласных).

Как же нам выполнить это задание? (взять буквы второй группы).

Составьте слова (кок, кит, как, тут).
А)Игра «Доскажи словечко».

^ Угадайте что за птица

Света белого боится

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова, а зовут её …..(СОВА)

Правильно, в Древне Греции люди называли эту птицу, птицей мудрости.

Какой первый звук, вы слышите в слове СОВА (звук [с]).

Охарактеризуйте звук [с] (согласный, глухой, твёрдый).

^ Послушайте следующую загадку.

На кормушку возле нашей форточки

Села удивительная птица:

В чёрной шапочке и жёлтой кофточке.

Птица называется ….Синица

Назовите 1 звук в этом слове.

Охарактеризуйте его (Согласный, глухой, мягкий).

Что объединяет эти слова (Это живые существа, начинаются на одну и туже букву, но звуки разные).

Определите тему нашего сегодняшнего урока.
1. Знакомство с новой буквой.

На уроке мы не только будем изучать букву ЭС и звуки [c],

[ с"], но и речь у нас пойдёт сегодня о птицах. Будут вопросы для внимательных.Но прежде чем начать изучать нашу букву, отдохнём.
^ ФИЗМИНУТКА ПРО СИНИЦУ
-Как выдумаете, на что похожа буква ЭС? (варианты ответов)

1. Полумесяц в небе тёмном 2.Села мышка в уголок

Буквой С повис над домом. Съела бублика кусок.

3.Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят

Все уж спать давно хотят.
-Дорисуйте схему человечка (Звук глухой, рисуем на голове чёрную шапочку, один башмачок закрашиваем синим цветом - он твёрдый, другой зелёным- так как он мягкий.)
Прочитайте слоги где согласный звук мягкий

НИ, КИ, ТИ,СИ

Дополните слоги до слов.

Читаем 1 столбик слов (вслух)

Ус

Усы

Усик

Усики

Прочитайте вслух самое длинное слово (усики). Что обозначает это слово(маленькие усы).

А что обозначает слово ус? (ед.ч,мн.число)

Какая часть у этих слов одинаковая (ус)?

А что мы называем одинаковой частью слова? (Корень.
Общая часть слов – родственников называется корнем. А слова с одинаковым корнем будем называть однокоренными. Корень выделяется дугой.

Выделите корень.
Прочитайте 2 столбик (жужжанием)

Найдите ласковое слово - СЫНОК.
Прочитайте 3 столбик (девочки)

Что обозначает слово ^ СТОК- это слив воды.
Прочитайте 4 столбик (мальчики)

Что такое ТРОС?- это стальной канат.
СЫР Какой корень в этих словах?

СЫРОК
СТУК У кого бывает ступа в сказках как предмет

СТУПА передвижения? В давние времена в ступе замешивали тесто на пироги.
ТОРС Что такое торс?

Прочитайте слова где есть сразу две буквы ЭС.

^ СОСНА, УКСУС

На земле насчитывается около 10.000 видов птиц.

День птиц был впервые организован в США. В России этот праздник празднуется 1 апреля и называется он «Всемирный день птиц».

Каких птиц вы знаете?

Сегодня нас интересуют птицы, в которых где есть звук С.

Снегирь,сойка, соловей,

Стриж, страус, сворец.
Б)Игра «Ваши наблюдения».

Ворона – каркает

Филин –ухает

Воробей –чирикает

Сорока – стрекочет
В) Отгадайте загадку:

Верещунья, белобока, а зовут её - СОРОКА.

Посмотрите на одной стороне нарисованы сороки- птицы и на другой сороки – девочки.

Почему девочек назвали СОРОКАМИ?

А как вы понимаете выражение?
СОРОКА НА ХВОСТЕ ПРИНЕСЛА - это шутливый, уклончивый ответ.

На столах карточки.

Сколько в этом слове гласных?(3)

Какое правило мы знаем? (Сколько гласных, столько и слогов).

Разделите слово на слоги.

Прочитайте 1 слог – СО. Каким цветом будем зажигать фонарики?

Прочитайте 2 слог –РО.(сочетание твёрдого звука)

Прочитайте 3 слог- КИ.(Сочетание мягкого звука)

Поставьте ударение.

Посмотрите ребята на картинку Можно по ней сказать о чём сейчас пойдёт речь с тексте. (ответы детей)

^ 1)ЧИТАЮ САМА.

Понравился рассказ?

2)ЧИТАЮТ ДЕТИ ПО ЦЕПОЧКЕ.КАК АРТИСТЫ.

Почему сороку назвали БЕЛОБОКА (белые бока)(это сложное слово и у него 2 корня БЕЛ и БОК). В старших классах мы будем проходить сложные слова.

Кто запомнил, чем питается сорока.
Стук в окно (письмо от синички).

^ Просьба!.Покормите птиц зимой. Сейчас у нас осень, а скоро наша земля покроется белым снегом и кушать нам будет нечего.

В первую очередь что нужно смастерить для птиц?(кормушку)
Вам необходимо составить меню для птичьей столовой. Соедините слова – крошки и у вас получатся слова то что кушают и любят птички.

Яго СА кру па но меч

Ды ло пше се ки
Прочитайте слова, где встретился звук с (сало семечки).

Посмотрите, как много птиц собралось у нашей кормушки.

Чтение стихотворения «Покормите птиц зимой».

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их не счесть

Видеть тяжело

А ведь в нашем сердце есть

И птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.
А кто - нибудь слышал пение птиц? Закройте глазки и послушаем пение птиц.
^ ФИЗМИНУТКА (аудиозапись песня соловья)

Какие советы мы могли бы дать людям?

*кормить птиц

*чистить кормушки от снега

*не распугивать птиц возле кормушки.
^ СОВЕТЫ ПТИЦАМ

*Прилетать ближе к жилью человека.

*Не бояться людей.
А ещё птицы предсказатели погоды.
(На столах по листочку с предложениями. Дети читают.

1 человек -первую часть, 2 человек –вторую часть) .

*ВОРОБЬИ ПЕРЕЛЕТАЮТ СТАЙКАМИ С МЕСТА НА МЕСТО - перед сильным ветром.

*ГАЛКИ К ВЕЧЕРУ СОБИРАЮТСЯ И КРИЧАТ- к ясной погоде.

*СОВА КРИЧИТ- на холод.

^ ВЫВОД: по вашим прочитанным наблюдениям, где может находиться буква ЭС. В начале слова, середине, конце слова.

Кто из вас видел Синюю птицу? Синюю птицу –называют птицей счастья. Кто в своей жизни хоть раз увидит синюю птицу на всю жизнь будет счастливым и удачным человеком.

Сегодня на уроке мы сделаем синюю птицу на вашу удачу.

Пока делают включаю песню «Птица счастья завтрашнего дня» .
-С какой буквой познакомились? (ЭС)

О чём сегодня расскажите мамам и папам дома?

Сколько на земле птиц?(10.000)

Что особенно понравилось?

На столах у вас лежит солнышко, весёлое – оно обозначает, что у вас всё получились на уроке, а другое огорчённое что-то не получилось, но обязательно получится. Выберите своё солнышко, и покажите всем ребятам.

«Почувствуйте вкус слова «Земля»

Анохина Юлия Леонидовна

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №3» пос. Чернышевский

^ Республика Саха (Якутия)

Предметно-речевая тема занятия: «ПОЧУВСТВУЙТЕ ВКУС СЛОВА «ЗЕМЛЯ» Задачи учителя : разговорить, растревожить, взволновать словом учащихся; обогатить лексикон новыми словами; расширить понятия школьников об этом слове с точки зрения нравственного смысла и формально- грамматических позиций; закрепить практические умения и навыки работы с учебой таблицей «Путь к слову»; развивать детское речевое творчество, закреплять навыки написания письменных текстов разного вида. Тип урока : итоговое обобщение изучаемых разделов науки о языке с помощью учебно – занимательной таблицы, которая представляет собой Укрупненную Дидактическую Единицу (УДЕ) Методический прием : от слова – к авторскому тексту Технология : УДЕ, методика речевого развития соответствует общей концепции РО Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова - В. В. Репкина об учебной деятельности, об обобщении учебного материала. Предполагаемые результаты обучения : работа с таблицей наиболее четко организует мыслительную деятельность уч-ся; обеспечит осознанные, прочные и системные знания; поможет избежать учебной перегрузки; сформирует интерес к семантике слова, разовьет языковое чутье. Оборудование : индивидуальные карточки- опоры по теме «Лексикология», по теме «Стиль», различные виды словарей. В основе урока лежит сознательно- коммуникативный подход к обучению - «Учиться общению, общаясь». Учитель опирается на теоретические знания, практические умения и навыки, приобретенные учениками на занятиях по программе спецкурса «Слово. ^ ХОД ЗАНЯТИЯ. I.ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ : разминка для учеников, вводная беседа учителя «Настроение – чувство- речь». Это способствует хорошему психологическому настрою, внутренне дисциплинирует учеников. - Ребята, как вы считаете, какой вопрос могут задать близкие люди в самые первые минуты встречи? (Как твое настроение?) Как же этот предмет можно увидеть? (Почувствовать) Раскройте секрет, тайну лексического значения слова «настроение» (Это внутреннее душевное состояние) А какой характер, душа этого слова? (Слово – хамелеон, у него изменчивый характер) Почему нам важно учитывать настроение собеседника? (Чтобы не обидеть, не навредить самому себе и ему) А теперь я прошу вас изобразить оттенок своего настроения – можно словами, рисунком или жестами. (Рисунок - улыбающихся губ, цветов, танцующих человечков. Словами – бодрое, приподнятое, уютное, светлое). Так много слов скопилось на земле! Оттенков множество в себе тая. Звучание не больше, чем одежа... У каждого из слов душа своя, На душу говорящего похожа! (Давид Кугультинов) Приглашаю вас совершить удивительное путешествие в РОДНОЕ СЛОВО, в мир его настроений, души и характера, преодолеть увлекательный ПУТЬ К СЛОВУ. Я предлагаю вам преодолеть путь к слову ЗЕМЛЯ, по-настоящему почувствовать, ощутить вкус этого светлого, красивого слова. ^ II. РАБОТА С УЧЕБНО - ОБОБЩАЮЩЕЙ ТАБЛИЦЕЙ «ПУТЬ К СЛОВУ». ЛЕКСИКО – ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА. Запись темы занятия на доске. На доске висит большой красочный плакат- таблица «Почувствуйте вкус слова « ЗЕМЛЯ», отпечатанные маленькие таблицы выдаются каждому на парту. Первая часть таблицы(1-5 задания)- характеристика слова в языковой системе, происходит в основном под руководством учителя (он знакомит с лексическими значениями слова, его происхождением. Эту информацию ребята записывают в свои таблицы) ^ УЧЕБНО – ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА «ПУТЬ К СЛОВУ»:

^ ХОД РАБОТЫ ПО ТАБЛИЦЕ :

1.ОРФОЭПИЧЕСКИ грамотно произносим слово и ОРФОГРАФИЧЕСКИ правильно его записываем, ставим ударение, выделяем орфограммы. Говорим: [З’ИМЛ’А], записываем: ЗЕМЛЯ, орфограмма – безударная гласная Е в корне ----ЗЕМЛ. 2 .Записываем ФОНЕТИЧЕСКИ слово, определяем КОЛИЧЕСТВО и КАЧЕСТВО звуков в слове. Фонетический анализ слова: в слове 2 слога, т. к. два гласных звука, ударение падает на первый слог, 5 букв, 5 звуков. З - [ З’] – согласный, мягкий, звонкий, парный Е - [ И ] – гласный, безударный М - [ М ]-согласный, твердый, звонкий, сонорный Л - [ Л’]– согласный, мягкий, звонкий, сонорный Я - [ А ]– гласный, ударный.

3.ОПРЕДЕЛЯЕМ слово: а) по количеству ЛЗ – многозначное (С помощью Толкового словаря выясняем все значения слова: планета, дорога, почва) Зачем нужны многозначные слова? (Они выражают богатство, ярость и выразительность нашего языка). б) по происхождению – исконно-русское (Определяем по Этимологическому словарю) в)по употреблению – активное, общеупотребительное(Это слово знают все и пользуются все, поэтому – общеупотребительное)

^ 4 . Выделяем МОРФЕМЫ слова. (Земля - окончание А, корень – ЗЕМЛ, основа – ЗЕМЛ) Находим родственные слова (ГНЕЗДО слов). Представляем, в роли каких членов предложения могло бы выступить данное слово? Какие морфемы делают слово эмоционально окрашенным? (Родственные слова: земля – земляной, подземный, землекоп, землеройка, земледелец, землевладелец, подземелье, земелюшка, землянка. В предложении могут выступать в роли подлежащего, определения, дополнения или обстоятельства места. Суффиксы могут делать слова эмоционально окрашенными)

^ 5 . Находим ДРУЗЕЙ и ВРАГОВ слова «земля»: (Антонимы - вода, воздух; синонимы – планета, суша, тропа). Для чего нам нужны слова – синонимы и антонимы? (Для особой выразительности речи). Вторая часть таблицы (с 6 по 9 задания): описание слова с нравственно- эстетической, человеческой точки зрения. Именно эта часть развивает речевую интуицию и детское творчество.

^ 6 .Размышляем о ХАРАКТЕРЕ, ДУШЕ слова (это могут быть синонимы, эпитеты, художественные определения). - Каждое слово - живое существо, которое может радоваться, грустить, обижаться. Как и у людей, у каждого слова свой нрав и характер, своя душа. Отличить слово доброе от слова злого нам помогает его лексическое значение, его можно узнать, заглянув в Толковый словарь. Добрые слова будем отмечать знаком «плюс», злые – «минус». (С помощью учителя ребята выясняют, что слово «земля» может быть положительным или нейтральным, но нее может быть с отрицательным смыслом). (ДУША слова: Земля - теплая, большая, добрая, коричневая, шарообразная, заснеженная, цветущая, кормилица, плодородие, Родина, матушка, колыбель, теплые ладони матери…) 7 . Слово и РИФМА (упражнение «Буриме»): (Земля – поля, своя, моя, моря, крылья, колыбель моя). Составление четверостиший с найденными рифмами.

Люблю я родную сторонку, Земля – колыбель моя. Береги свою планету! Озера, поля и моря. Живу я счастливо на ней! Ведь другой такой же Ведь это родная природа, Нет ничего ее прекрасней, нету! Любимая наша Земля! Нет никого ее добрей!

^ 8 .Слово и ОБРАЗ : происходит поиск слов через настроение, чувство, интуицию, фантазию ребенка. - Мы уже хорошо знакомы с изобразительным средством языка – сравнением. Мы живем и постоянно что – то с чем – то сравниваем. А с чем бы вы сравнили слово? (Земля - как колесо, глобус, мяч, цветок, дом, зелень, цветущий сад, леса и цветы, Солнце, мать…). Свой образ слова «Земля» вы можете нарисовать.

^ 9 . А теперь немного пофантазируем: представьте себе, что произнесенное и записанное нами слово превратилось в МАГНИТ . Оно может притягивать, присоединять к себе другие слова. «Притягивающиеся» слова могут быть разными частями речи и даже словосочетаниями, только записывать их надо в начальной форме. Все доброе, положительное, притягивается к доброму, все как в жизни. Воображаем, что слово «земля» - магнит, который может притягивать и отталкивать слова, например: (Пешеход, лес, растения, животные, птицы, моря, рыбы, люди, дети, родители, счастье…) Вот у вас и получилось необычное «поле слов». Эти слова – опорные, предназначены они для написания маленьких текстов, это поле слов, на котором вырастут наши тексты. Обязательно назовите свой текст и приготовьтесь его защищать.

^ III. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ СОЧИНИТЕЛЬСТВО И ЗАЩИТА СВОЕГО ПРОЕКТА (ПРАКТИКА СОЗДАНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ТЕКСТОВ РАЗНОГО ТИПА). 10. Сочинительство по опорным словам (используются слова из всех девяти пунктов таблицы) Самостоятельная творческая работа на 15 минут (около 10 предложений) ЧЕМ ПАХНУТ СЛОВА? (Сочинение – размышление) Слов существует очень много! Все имеют свое настроение и цвет. Но есть еще и запах. Например, когда произносишь слова ЗЕМЛЯ, МАМА, СОЛНЦЕ, РОДИНА – на душе становится легко и радостно. Все вокруг меняется, воздух наполняется приятными запахами. Но есть и другие слова – ВОЙНА, СМЕРТЬ, ГОРЕ. Эти слова имеют привкус несчастья, солнце меркнет, Земля и все живое на ней умирает. Поэтому, я считаю, что нужно произносить только хорошие и светлые слова. Тогда и планета Земля будет самой красивой и ароматной. ИМЕНИНЫ У ЗЕМЛИ. (Сочинение – повествование) Ученые - экологи называют нашу Землю – Зеленый Дом. Они придумали для нее праздник – День Земли. Он отмечается каждый год 22 апреля. Его отмечают люди всех стран. В этот день люди выходят на улицы, чтобы убрать мусор на улицах городов, повесить скворечники для птиц, посадить молодые деревья и красивые цветы. После трудового дня все участники с удовольствием могут сказать: «Как красива наша Земля, наш Зеленый Дом!» А свой дом нужно любить и беречь, так как мы его хозяева. Ведь Земля нам кричит, просит нас о помощи. Давайте ее беречь! ЧТО ТАКОЕ РОДИНА? (Сочинение – размышление). Родина – это родная земля, здесь родились мои родители и я. Родина – это место, где мы восхищаемся лесом, полем, речкой или озером. Тебя, как магнитом тянет к родной земле. «Сердце», «мама», «Родина», «родная земля», «Отчизна» - это самые главные в жизни слова, потому что в них есть огромный смысл. Ведь без родной земли нет мамы, а без мамы нет сердца. Вот поэтому, слово «Земля» и слово «Родина» для меня равны, это синонимы. 11.Защита авторских текстов идет через анализ: настроение текста – чувства читателя и автора; тема – идея – тип текста – стиль речи - языковые средства – изобразительные средства языка. Работа с текстом идет по памяткам. На обороте своего листка дети пишут анализ своего текста, выборочно – проверка вслух. Комплексный анализ авторского текста «Именины у Земли». I. Определи общий дух текста: 1.Выясни общее настроение текста, ответь на вопросы: а) Какие чувства у тебя возникают после первого знакомства с данным текстом? Объясни свой ответ. Используй памятку «Словарик настроений» (Чувства приятные, радостные, веселые, праздничные, бодрые, светлые) б) Что помогает тебе определить общее настроение текста? (Настроение помогло определить - общий смысл читаемого, интонация, конечные знаки препинания, эмоционально окрашенные слова). 2. Найди главное: А) Определи главную мысль, если затрудняешься, подчеркни опорные слова. (Земля – наш общий дом). Б) Тема широкая или узкая? Назови ее. (Тема узкая. О любви к природе в целом). В) Назови идею текста (для чего написан?) (Нужно заботиться о Земле, о всем живом вокруг нас). Г) Назови языковые средства, при помощи которых связаны предложения (Повторы слова «Земля», местоимения, синонимы, цепная связь предложений, так как предложения соединяются с помощью глаголов. Сохраняется единое временное поле глаголов – прошедшее время). Д) Определи тип текста (описание, повествование или рассуждение), приведи свои доказательства, используй памятку «Типы тестов». (Это текст - повествование с элементами рассуждения; в нем говорится о последовательных событиях, к нему можно поставить общий вопрос – ЧТО ПРОИСХОДИТ? В тексте описаны событии, которые нельзя увидеть на одном снимке, так как они сменяют друг друга. В тексте использовано много глаголов и существительных. Порядок слов в предложениях – прямой). II. Исследуй язык текста: 1.Кратко охарактеризуй лексику с точки зрения употребления. Приведи примеры общеупотребительных (активных) и устаревших (если есть) слов. (Общеупотребительные слова – дом, земля, люди, цветы, птицы, деревья. Лексика – общеупотребительная, потому что большинство слов используется всеми людьми.) 2.Охарактеризуй слова с точки зрения происхождения. Вспоминая приметы, попытайся отыскать в тексте исконно русские, старославянские, заимствованные слова. (Исконно русские слова – названия птиц, растений, действий – эти слова употребляются только в русском языке. Старославянское слово – удовольствие – для придания выразительности, потому что в нем суффикс - СТВИЕ. Профессиональное слово – термин - экологи.) 3. Приведи примеры изобразительных средств языка (Эпитеты, сравнения, метафоры и др.). (Использованы синонимы, местоимения, однокоренные, эмоционально – окрашенные слова – для усиления впечатления на читателей. Использовано олицетворение – земля кричит, просит о помощи. Меняется ЕВП для того, чтобы перед глазами читателей возникла живая картинка. Используется прямая речь. Метафора – Зеленый Дом, эпитеты – молодые деревья, красивые цветы, трудовой день. Местоимения – они, он, его, этот. Повторы – слово «дом», форма слова «земля», эмоционально – окрашенные слова - скворечник, участник, где суффикс НИК обозначает существительное мужского рода.) III. Исследуй стиль речи данного текста, используй памятку «Стили речи»: название стиля – в какой обстановке используется– где используется - с какой целью. (Художественный стиль, потому что текст выполняет роль общения, используется в художественной литературе в официальной обстановке, с целью воздействия на чувства читателя. Характер описания – красочный, тон чтения текста – дружелюбный. Используются восклицательные по эмоциональной окраске предложения.) В каком жанре написан этот текст? (Текст написан в жанре рассказа). IV. Дополнительные задания: объясни правописание слов(указать в словах изученные орфограммы), знаки препинания. оР РР

12. Итог урока, выставление отметок за работу на уроке. Отталкиваясь от идейной направленности ученических текстов, учитель делает ^ ОБЩИЙ ВЫВОД на экологическую тему. (Чтение стихотворения Михаила Дудина). Берегите землю. Берегите Над пустыней тень от баобаба, Жаворонка в голубом зените, Ястреба, парящего над полем, Бабочку на листьях повилики, Ясный месяц над речным покоем, На проталинках солнечные блики, Ласточку, мелькающую в жите, На камнях играющего краба, Берегите землю! Берегите! - Земля у нас одна на всех. Она очень маленькая и хрупкая. Ее надо любить и беречь. Нужно бережно относиться к Земле, к окружающему миру, потому что это наш дом. А дом нужно всегда беречь и защищать. Зачем, для чего? Как мы можем это сделать? Напишите дома свои размышление на эту тему. Можете проиллюстрировать свои сочинения рисунками. После анализа и работы над ошибками мы оформим стенд по природоведению вашими работами.

^ ПРИЛОЖЕНИЯ: ПАМЯТКИ – ОПОРЫ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТАМИ

СЛОВАРИК НАСТРОЕНИЙ


праздничное

бодрое

сонное

неуютное

хмурое

капризное

торжественное

приподнятое

ленивое

беспокойное

мрачное

привередливое

радостное

уютное

равнодушное

тревожное

сердитое

хвастливое

веселое

мечтательное

непонятное

печальное

угрюмое

насмешливое

шутливое

задумчивое

грустное

смешное

таинственное

светлое

противоречивое

прекрасное

сказочное

^ СМЫСЛОВЫЕ ТИПЫ ТЕКСТОВ


ПОВЕСТВОВАНИЕ

ОПИСАНИЕ

РАССУЖДЕНИЕ

^ ЧТО ПРОИЗОШЛО?

КАКОЙ?

ПОЧЕМУ?

Обычно говорится о последовательных действиях и событиях:

  1. СНАЧАЛА

  2. ПОТОМ

  3. ЗАТЕМ

  4. ^ …И НАКОНЕЦ.

Говорится об одновременных признаках. Изображаются

ПРЕДМЕТЫ,

ЖИВОТНЫЕ,

ПРИРОДА и т. п.


Излагаются причины явлений и событий, их взаимная связь. Состоит из частей: ТЕЗИС, ДОКАЗАТЕЛЬСТВО, ВЫВОД. Включаются слова: ПОТОМУ ЧТО, ПОЭТОМУ и т. д.

^ СТИЛИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА (РЕЧИ) ПО ИХ ОСОБЕННОСТЯМ


Название

Обстановка

Где используется?

С какой целью?

I.РАЗГОВОРНЫЙ

Неофициальная

При встрече, беседе с друзьями, близкими, в дружеских письмах, посланиях…

Общение,

разговор


^ II. КНИЖНЫЙ

1.НАУЧНЫЙ


Официальная

В науке и технике, школе (лекция, доклад, учебник, словарь…)

Сообщение точных научных сведений

^ 2.ОФИЦИАЛЬНО - ДЕЛОВОЙ

Официальная

В различных документах (справках, расписках, указах, приказах…)

Точна передача деловой информации

3.ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ

Официальная

В художественной литературе (стих, рассказ, пьеса, сказка…)

Воздействие на чувства читателей (слушателя)

4.ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ

Официальная

В газетных (журнальных) статьях, в выступлениях на митингах, собраниях, по радио и телевидению.

Воздействие на читателя или слушателя (призвать, убедить)

«Формирование письменной речи через написание изложений»

Плотникова Ирина Викторовна

^ МБООУ «Верещагинская общеобразовательная

санаторная школа-интернат», Пермский край

Предмет: Русский язык. Развитие речи (по программе «Школа России»)

^ Тип урока : отработки умений и рефлексии

Время выполнения работы : 60 минут

Класс: 4

Планируемые результаты:


  • Личностные: формирование ориентации в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей; формирование способности к решению моральных дилемм; формирование самооценки и самоконтроля.

  • Метапредметные:
- регулятивные: совершенствование умения ставить цель своей деятельности, планировать и реализовывать учебную задачу, формировать умения с/анализа и с/контроля;

- познавательные: развитие мыслительных процессов памяти, внимания, мышления (операция анализа); формирование умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

- коммуникативные : формирование умения обосновывать свою позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач; развитие информационной компетентности (в процессе работы с текстом выявлять достоверную информацию);


  • Предметные: обучение точной и последовательной передаче сюжета текста, точно употреблять и орфографически грамотно писать слова и предложения; обогащение словарного запаса детей.
Ресурсы: игровое поле, толковые словари, скульптура собаки, подборка материала о собаках из Интернета, фотографии памятников собакам (презентация), карточки № 1,2,3, тетрадь, ручка, компьютер, мультимедиапроектор.
^ Ход урока

  1. Темо - и целеполагание

  • Игра «Муха - невидимка» - я называю отправную букву, вы собираете слова и их запоминаете (слова начинаются с заглавной буквы- друг, кинолог, собаки, пес ).

Слова, которые запомнили, запишите самостоятельно. Что у вас получилось?

Значение всех ли записанных слов вам понятны? Найдите объяснение этого слова в словаре.

/Кинолог – специалист по воспитанию, дрессировке собак/.

Какое слово может быть «лишним»? Почему?

Назовите синонимы из записанных слов.

Подберите антонимы к слову «друг».

Сегодня на уроке мы будем писать изложение. Вспомните, что это за вид работы? Зачем надо учиться письменно передавать содержание текста?

Еще раз внимательно посмотрите на записанные слова и попробуйте по ним определить тему текста. О чем будет наш рассказ? (скульптура собаки)

- Поставьте каждый для себя цель на урок. (Ответы детей)


  1. ^ Актуализация знаний
1/ Что знаете о собаках? (устные рассказы детей)

(Дополнение учителя +фотографии памятников собакам ) *Собаки были первыми из одомашненных животных. Эти животные обладают множеством специализаций: охотники, пастухи, сторожа, следопыты, горноспасатели, цирковые артисты, поводыри слепых, упряжные, и даже «космонавты». И, конечно, это, пожалуй, самые преданные хозяину существа. Не зря Ч. Дарвин называл собак «любящими нас больше, чем себя».

Заслуги собак перед человеком огромны. Люди так или иначе выражают свою благодарность четвероногим друзьям. В Париже стоит памятник легендарному сенбернару Барри. (слайд 1 .) Он спасал людей в Альпах зимой. В итальянском городе Борго-Сан- Лоренцо есть памятник псу Верному.(слайд 2 ). Он ежедневно в течении 14 лет ходил на вокзал встречать своего хозяина, который погиб на войне. В Берлине памятником отмечен труд собак проводников слепых. В Ленинграде, а ныне Санкт-Петербурге, в 1935 году установлена бронзовая скульптура собаки – помощника ученых.(слайд 3 ).

/Подборка материала из Интернета/.
- Кого приобрел человек, приручив собаку?
2/ Подберите прилагательные к слову «собака».

Очень часто о собаках можно услышать слова «преданная и верная». А чем различаются эти слова?

Попробуйте указать точное значение для каждого слова. У вас на партах лежит карточка № 1 – прочитайте задание и выполните его.


  • ^ Самостоятельная работа учеников.
Карточка №1

Прочитай слова и соедини их с объяснением.

Надёжный, преданный

Преданный - любящий, постоянный

Верный - соответствующий истине;

Правильный, точный.

Что у вас получилось?

Почему разные варианты? Где можем проверить свое мнение? Проверьте свою версию по толковому словарю. Кто прав?

Какое из толкований слова «верный» подходит к нашему разговору? Почему?

Что еще можете сказать о слове «верный»? /многозначное/
^ 3/ Прочитайте слова на доске . Запишите самостоятельно в тетрадь пропущенные буквы.

Дру_, пост_рел, уд_вился, ч_л_век, м_лыша, ст_р_жил, пром_лчал, нелё_кому, х_зя_на, пр_тупился.

Сверьте свою работу с ключом на слайде .

(слайд 4)


Г

а

и

е, о

а

о, о

о

г

о, и

и

Кто не допустил ошибок?

Кто допустил? Почему? Что надо повторить?

Эти слова вам встретятся в тексте изложения, поэтому обратите внимание на их написание.


  1. ^ Формирование знаний и умений
1/ Пришло время познакомится с текстом изложения. Рассказ называется «Старый пес». Вы внимательно послушайте рассказ и соотнесите его содержание с планом на доске .

План


  1. Верный пес.

  2. Старость пса.

  3. Оплошность Полкана.

  4. Совет знакомого.

  5. Верное решение.

Учитель читает часть рассказа вслух.

Старый пес

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину.

Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился.

Однажды в ясный летний день Полкан не узнал хозяина. Он выбежал из своей будки и стал лаять на него. Хозяин удивился.

Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал…
- Что скажете о содержании услышанного и плане?

А какое решение вы бы предложили?

Какой выход нашел хозяин?

Карточка №2

Старый пес

Был у человека верный друг. Звали его Полкан. Много лет он сторожил дом. Верой и правдой служил хозяину.

^ Шли годы. Пес постарел, стал плохо видеть. Даже нюх притупился .

Однажды в ясный летний день Полкан не узнал своего хозяина. Он выбежал из своей будки и стал лаять на него. Хозяин удивился.

^ Один знакомый хозяина посоветовал выгнать пса. Хозяин промолчал .

Но через несколько дней принес маленького щенка. Хозяин поселил его рядом с Полканом. Старый пес подружился со щенком. Полкану теперь не было скучно. Они часто вместе играли. Старый пес обучал малыша нелегкому сторожевому делу.


  • Вопросы по тексту :

  1. Что случилось с Полканом в старости?

  2. Хороший ли совет дал знакомый хозяину пса?

  3. Как поступил хозяин?

  4. Что можете сказать о его решении? Было ли оно правильным?

  5. Чему учит этот рассказ?

  6. Определите тип текста.

  7. Какие орфограммы видите в тексте? (Работа с текстом и простым карандашом).

  8. В предложении «Пес постарел, стал плохо видеть » объясните постановку запятой.

  1. Физминутка для глаз (рисование фигур глазами)
2/ Вот мы и подошли к нашему главному заданию – написать изложение. Сделать данную работу я предлагаю по уровням, которые отражают ваше умение писать изложение. Уровни представлены на карточке №3 .

  • ^ Выбор уровня.
Карточка № 3

I уровень – я пока умею писать изложение по плану и опорным словам (взять карточку № 4 у учителя).

II уровень – я уже умею писать изложение по плану.

III уровень – я умею писать изложение по плану с творческим заданием (в этом рассказе пропущены описания внешнего вида Полкана и щенка. Постарайся сделать их в своем рассказе.)
- Когда вы можете считать, что справились с работой? (После написания изложения, его необходимо проверить и оценить по нашим критериям).

На доске карточка


  • Правильность передачи содержания текста

  • Последовательность изложения текста

  • Правильность написания слов и предложений
3/ Прочитайте самостоятельно еще раз текст и запомните его.

Перескажите текст, опираясь на план. (Несколько учеников пересказывают текст.)

4/ Повторное чтение текста учителем.

Будьте внимательны, соотнесите еще раз план с содержанием текста.


  1. Применение полученных знаний и умений

  • Самостоятельная письменная работа учеников.

  • Самопроверка.

  • Выслушать 2-3 работы по желанию ребят. Анализ по критериям.

  • Редактирование текстов.
^ VI. Итог. Рефлексия.

Какие умения совершенствовали на уроке?

Кто достиг своей цели?

У кого не получилось? Почему? Что нужно сделать?

VII. Д/З:

I уровень – в словаре найти и записать в тетрадь 3 фразеологизма со словом «собака» и их объяснение.

II уровень – составить предложения, используя фразеологизмы со словом «собака».

III уровень – составить текст с одним из фразеологизмов со словом «собака».

Сенбернар Барри Пёс Верный

Помощники ученых
Библиографический список


  1. Лайка.

    Иностранный язык
    Методическая разработка урока по английскому языку для 2 класса по теме «Моя школьная сумка»

    ^ Яблонская Ольга Николаевна

    МБОУ «Лянторская средняя общеобразовательная школа №6»

    Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская обл.

Программное содержание

— учить детей выделять предложение из речевого потока (связная речь) дать представление о том, что в предложении может быть разное количество слов. Слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим; учить детей проводить звуковой анализ слов уа и ау, по схеме и с помощью нейтральных фишек;

— закреплять знания изученных букв, умение определять изученные буквы а и у в словах, умение выделять первый звук в словах, подбирать слова с заданным звуком;

— развивать фонематический слух детей, продолжать учить их прислушиваться к звучанию слов;

— выявлять и определять уровень усвоения детьми программного материала, умение внимательно, точно выполнять задания;

— развивать внимание, воспитывать желание самостоятельно приобретать знания.

Ход занятия по грамоте в старшей группе детского сада

Вводная часть

Девиз нашего занятия —

«Не просто слушаю, а слышу

Не просто смотрю, а вижу

Думаю и отвечаю-

Все вокруг замечаю».

Гимнастика для глаз

Глазки делают упражнения,

влево — вправо, влево — вправо

Затем вверх — вниз, вверх — вниз

Теперь щурим глаза как кошечка

И закрываем глазки.

Раз — смотрю вдаль,

Два — ладошками закрываем глаза.

Для того, чтобы лучше говорить слова, нам нужно выполнить артикуляционные упражнения. Начинаем упражнения для язычка.

Артикуляционная гимнастика

Чистим зубки язычком — верхние и нижние.

Покажем свои зубки.

Улыбка – сердитое выражение лица.

Вкусное варенье (губами).

Чтобы четко и чисто произносить слова, говорим чистоговорки:

Ра-ра-ра — начинается игра;

Ро-ро-ро — несем ведро;

Ру-ру-ру — продолжаем игру;

Ри-ри-ри — в небе снегири;

Ар-ар-ар — загудел комар.

Основная часть занятия.

Волшебный сундучок — рассмотрение сюжетных картинок, содержание которых можно передать предложениями из двух и трех слов («Девочка спит», «Мальчик ловит бабочек»).

Дети рассматривают картинки, составляют предложения. Определяют, о ком составили предложения, в предложении говорится о девочке, о мальчике и т.п..

Ознакомление с дидактическим материалом для обозначения предложения (полоски). Слова обозначаются короткими полосками.

Дидактическое упражнение «Составь предложение»

Дети составляют предложения из предложенных воспитателем картинок с опорными словами (разбор предложения, определение количества слов в предложении, обозначение слов полосками, последовательность слов в порядке).

Физкультминутка

Дидактическая игра «Дождевая тучка»

Дети выкладывают буквы русского алфавита а и у.

Показать рисунки, в названиях которых имеется данная буква.

Четко произносить это название с ударением на данный звук.

Дидактическая игра «Назовите слова, в названиях которых есть звуки [а] и [у]».

Повторный звуковой анализ слова ау.

Звуковой анализ слова заработка. Какой первый звук в этом слове? Какой второй? Сколько клеточек нужно для этого слова? Обозначения звуков нейтральными фишками.

Заключительная часть.

Подвести детей к выводу, что в предложении может быть разное количество слов; слова в предложении произносятся друг за другом последовательно; в словах ау, уа два звука: первый [а], второй [у] и наоборот. Они произносятся один за другим.

Отметить детей, которые были активными на занятии, хорошо работали; с другими детьми поработать индивидуально для лучшего усвоения материала.

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель занятия: помочь дошкольника освоить программный материал, сделать педагогический процесс более эмоциональным, добиваться большей активности детей на занятии.

Задачи:

  • Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.
  • Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
  • Формировать умение делить слова на слоги.
  • Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
  • Совершенствовать умение детей составлять цепочку предложений по схемам.
  • Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
  • Совершенствовать навык чтения детей.

Материалы: конверт с письмом; картинки; схема пятизвукового слова, фишки: красные, синие, зеленые, черные; карточки-схемы для определения слогов в слове; карточки с набором букв; указка.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.

Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в страну «Умников и умниц» где царствует царица Грамота. Царица грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
– Прежде чем мы начнем выполнять задания, давайте вспомним, что такое «речь»? Из чего она состоит? (Речь – это слова, предложения. Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
– Для того чтобы нам правильно выполнить все задания, давайте сделаем гимнастику для язычка. Язычок любопытный смотрит вверх, вниз, влево и вправо (дети выполняют движения язычком 3-4 раза). А теперь проговорим скороговорку «Как у горки на пригорке, жили тридцать три Егорки» (дети проговаривают скороговорку тихо, громко, быстро и медленно).

1 задание: Звуковой анализ слова

Воспитатель: Рассмотрите картинку и назовите слова начинающиеся на твердый звук -м- и мягкий звук -м’- (Ответы детей).

– А теперь проведем звуковой анализ слова, например слово мишка. Вспомните, какие бывают звуки? (Гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, а также ударные).

М’ – согласный, мягкий, звонкий звук, отмечаем зеленой фишкой.
И
Ш
К – согласный, твердый, глухой звук, отмечаем синей фишкой.
А – гласный звук, отмечаем красной фишкой.
Какой звук в этом слове ударный? Звук -и-, рядом ставим черную фишку.

2 задание: Какая буква «заблудилась»? (Исправить ошибку)



3 задание: Сколько слогов в слове?

Воспитатель: Нужно закрасить столько «кирпичиков», сколько слогов в этом слове.

Физкультминутка

4 задание: Расшифруй слово

Воспитатель: Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.

5 задание: Составь предложение

Воспитатель: Добавляя по одному слову, составить цепочку предложений по схеме.

6 задание: Прочитай слово

Воспитатель: И, наконец, последнее задание. У каждого из вас есть цепочка из букв, надо ту букву, которая написана правильно, обвести в кружок, а ту, которая не правильно – зачеркнуть. Прочтите полученное слово.

Воспитатель: Молодцы!

Звучит телефонный звонок, воспитатель разговаривает, затем сообщает детям, что Незнайка на свободе и предлагает детям пригласить его в детский сад, чтобы научить его всему чему научились сами.

Разделы: Работа с дошкольниками

1. Цели, задачи и содержание обучения грамоте дошкольников.

В современной дошкольной психологии определены условия успешного учения ребенка, которые включают в себя наличие соответствующих мотивов учения, а также произвольно управляемого поведения, обеспечивающего реализацию этих мотивов. Недоразвитие целенаправленной деятельности связано с нарушением развития эмоционально-волевой сферы, психическим инфантилизмом. Именно произвольное управление деятельностью необходимо для процесса обучения. В связи с этим в период дошкольного воспитания выделяется важная задача развития у детей интереса к учению, выработка положительных мотивов учения, формирование нравственной и волевой готовности к обучению.

Обучение грамоте в детском саду преследует две цели:

  1. Сформировать у детей необходимую готовность к обучению грамоте.
  2. Научить детей чтению и письму.

К числу предпосылок, важных для овладения грамотой, относится осознание ребенком речевой действительности и ее элементов: звуков, слов. Осознание языковой действительности имеет большое значение для умственного становления личности в целом, обеспечивает высокую эффективность речевого развития и успешность последующего систематического изучения курса родного языка. Осознание речевой действительности, языковых обобщений (словесного и звукового состава речи) происходит в процессе практического овладения ребенком различными системами языка уже в дошкольном возрасте. При этом учитывается повышенный интерес детей 4-5 лет к звуковой стороне языка. Пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой “языковой одаренности”, особой восприимчивостью к звуковой стороне речи. Читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение – процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей со звуками родного языка.

Обучение грамоте начинается не тогда, когда пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: “Послушай, как поет синичка!”.

Ребенка учат делить слова на слоги, используя в качестве наглядной опоры разные схемы. По звуковому анализу проводится специальная работа: при помощи интонации в слове выделяется каждый звук. Например: длительное произнесение гласных, сонорных или шипящих звуков, громкое, подчеркнутое произнесение губных, взрывных звуков. В таких случаях утрированная артикуляция выполняет ориентировочную функцию – ребенок, произнося слово, как бы исследует его состав. Схема звукового состава слова при проведении звукового анализа заменяется фишками – заместителями букв. Одновременно дети в практическом плане усваивают термины: звук, слог, слово, предложение, предлог, дифференцируют звуки по твердости – мягкости, глухости – звонкости. Дети складывают из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения. Навык складывания и чтения слогов и слов закрепляется ежедневно.

Все упражнения проводятся в игровой, занимательной форме с элементами соревнования, так как игровые приемы и дидактические игры составляют специфику обучения дошкольников.

Дети учатся по количеству хлопков или по заданному слогу придумывать слово, отобрать картинки, в названии которых есть заданный звук или слог. По мере знакомства с буквами, они вписываются в схему слова. Дети узнают, что слог содержит один гласный звук, в слове столько слогов, сколько гласных звуков. Большое внимание уделяется упражнениям на преобразование слов путем замены, перестановки, добавления звуков. При этом подчеркивается необходимость осмысленного чтения. Дети берут для звукобуквенного анализа слова различного слогового состава и слова со стечением согласных звуков. Дети учатся вставлять пропущенные буквы, читать слоги, составлять из них слова, слитно их читать, объясняя смысл прочитанного. Они учатся также делить предложение на слова, определять количество, порядок слов в предложении, выделять предлог.

Первоначальное обучение грамоте предусматривает:

  1. Формирование приемов умственной деятельности: умения наблюдать, сравнивать, обобщать. В то же время, само обучение грамоте носит развивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности.
  2. Уточнение и обогащение словарного запаса с уточнением представления об окружающем мире.
  3. Развитие связной речи. Формирование и совершенствование целенаправленных и связных высказываний, точное употребление слов, грамматическая правильность построения предложения, внятность, выразительность.
  4. Воспитание умения ориентироваться на систему правил, необходимых для учебной работы.
  5. Совершенствование чувственного опыта в области родного языка (развитие фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза).
  6. Формирование слогового чтения и навыков письма.

Задачи подготовки детей к обучению грамоте:

1. Формирование направленности на звуковую сторону речи:

  • развитие умения вслушиваться в слово;
  • выделять звуки;
  • различать звуки, близкие по звучанию.

2. Развитие умений ориентироваться в звуковом составе слова:

  • последовательно выделять звуки;
  • устанавливать их место в слове;

3. Активизация устной речи детей. Сделать предметом их внимания слово и предложение, учить изменять и образовывать новые слова, наблюдать, сравнивать и обобщать явления языка.

Проведение занятий с применением наглядных пособий и игровых приемов дает возможность в течение 30 минут поддерживать работоспособность даже у детей с неустойчивым вниманием и быстро истощаемой нервной системой. Программный материал усваивается легче и быстрее, расширяется словарный запас, прочнее усваиваются слого-звуковой анализ и синтез, особенности лексико-грамматического строя речи, активизируется самостоятельность мышления.

2. Современные требования к занятию по обучению грамоте.

Методика проведения фронтальных занятий предполагает комплексный подход в сочетании с наглядными и игровыми приемами. В ходе занятия реализуется основной принцип образования – принцип соблюдении триединой задачи: воспитание, развитие, обучение.

Развитие проводится по основным направлениям:

  • развитие сенсорных и моторных функций;
  • развитие мимической мускулатуры;
  • развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);
  • развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;
  • формирование черт гармонической личности.

Занятия ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

Предлагается разнообразное построение занятий: игра, занятие – спектакль, дети – учителя.

Используются литературные персонажи, специальные панно, сюжеты сказок, элементы сюжетно-дидактических игр, сюжетных и пейзажных картин.

Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. Сюжетно-тематическая организация занятий и разнообразие учебного материала способствует спонтанному развитию связной речи, познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным, так как в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей. Занятия направлены на включение в работу всех анализаторных систем.

Схема занятия включает:

  1. Оргмомент с элементами релаксации, психогимнастики и психофизическими упражнениями.
  2. Мимические, дыхательные, голосовые и физические упражнения.
  3. На каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи.
  4. Физминутки несут речевую нагрузку.
  5. Задания на словотворчество детей.
  6. Задания на коррекцию психических функций.

Комплексно – игровой метод организации фронтальных занятий дает возможность добиться положительного результата в работе с детьми. Материал легче усваивается в рамках сюжета сказки, путешествия, приключения, игры или одной лексической темы. Дети, играя, постигают понятие “звук”, “слог”, “слово”, “предложение”, “предлог”, “буква”, закрепляют правильное произношение звуков в пословицах и поговорках, участвуют в сочинении сказок, стихов, чистоговорок.

Некоторые варианты организации занятий с использованием:

  • сюжетов сказок;
  • элементов фольклора;
  • воображаемых путешествий, экскурсий, поездок, приключений;
  • литературных персонажей;
  • известных и придуманных игр;
  • элементов сюжетно-дидактических игр;
  • сюжетных и пейзажных картин;
  • специально изготовленных пособий, рисунков, панно;
  • настольно-печатных игр;
  • сюжетов и героев мультфильмов.

В занятия вводятся задания на развитие языкового анализа и синтеза, подготовку к обучению грамоте, лексико-грамматические задания, физпаузы, голосовые, дыхательные упражнения, имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов, стихи, диалоги.

Более детальное изложение вариантов организации сюжетно-тематических фронтальных занятий:

1. Организационный момент.

Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на обучение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психофизических функций. Основная задача педагога – включить детей в работу с первых минут занятия. Огрмоменты проводятся в разных вариантах, но в любом случае полезно включать релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.

Например, занятие на основе сюжета “Прогулка по лесу” (звук ЛЬ) начинается с загадки: “Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает, когда это бывает?” Представьте себе, что сейчас лето. Поднимите руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло и приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек – холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление).

Психогимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего “Я”, развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.

2. Сообщение темы занятия.

Обычно выставляют игрушки, плоскостные фигурки.

Например, в занятии “Наши друзья – Домовой и Домовенок” (звуки Д, ДЬ) тема сообщается следующим образом: Сегодня к нам пришли озорной Домовенок и дедушка Домовой. Где они могут жить? Какой первый звук вы услышали в словах: дом, Домовенок? Сегодня мы вместе с ними будем изучать звуки “Д”, ”ДЬ”.

На занятии “Поездка в Простоквашино” (звуки Р, РЬ) дети разговаривают по телефону с котом Матроскиным: Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки “Р”, “РЬ”.

Игровая форма сообщения темы не только пробуждает интерес к занятию, но и достигается главное для этого этапа – направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых и повторению пройденных звуков.

3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

На данном этапе реализуются следующие задачи:

  • уточнение артикуляции – положение губ, языка и зубов при произнесении изучаемого звука;
  • показывается “профиль” звука на рисунке;
  • уточняются акустические признаки звуков: спит или не спит голосок (глухие и звонкие звуки), поется или не поется звук (гласные и согласные);
  • находится образное сравнение звука (р – рычание тигра, ль – весенняя капель);
  • звуки обозначаются цветными символами;
  • определяется их место в звукобуквенном городе (в Синей, Зеленой или Красной стране).

4. Произношение звуков в слоговых сочетаниях и словах.

Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодических компонентов речи (ритма, ударения, интонации). Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности и мимики.

Например, согласные звуки С, Ш решили совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними и будем учиться правильно их произносить и различать эти звуки. Подошли они к Красному замку. Какие звуки здесь живут? Гласные. Давайте их подружим. Звук С подружился со звуком А, какой получился слог?.. Послушайте, как слоги разговаривают между собой:

са-ша-са-ша - здороваются,

со-шо-со-шо - удивляются,

су-шу-су-шу - сердятся,

сы-ши-сы-ши - прощаются.

5. Произношение звуков в словах.

На этом этапе решаются следующие задачи:

  • развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
  • уточнение и расширение лексического запаса;
  • овладение грамматическими категориями словоизменения и словообразования, постижение смысла и многозначности слов;
  • развитие слухового внимания и зрительной памяти;
  • овладение простыми и сложными видами слого-звукового анализа и синтеза.

Для решения этой задачи важен принцип подбора речевого и наглядного материала. Первый критерий подбора определяется темой и сюжетом занятия. Второй – поставленной задачей.

В работе по обогащению словаря и развитию фонематического восприятия обязательно выставляются предметы, игрушки, картинки.

Использование на одном занятии слов, включающих одну или несколько родовых групп (птицы, звери, посуда...) способствует развитию логической памяти. А применение слов, насыщенных одним изучаемым звуком (в начале, в середине, в конце) развивает звуковое чутье.

Параллельно ведется работа над усвоением грамматических категорий языка. Вопросы ставятся таким образом, чтобы дети смогли повторить слово в разных падежах, в ед. и мн. числе, в настоящем и прошедшем времени, с разными приставками.

Развитию слухового внимания способствуют словесные игры: “Звук потерялся”, а также задания по восстановлению слов с переставленными звуками, угадывание слов по первому или последнему звуку, слогу и восстановление пропущенных слогов.

Зрительная память и внимание хорошо развивается в играх “Что изменилось?”, “Кто спрятался?”, “Кто улетел?”.

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведется на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия – там, где это вызовет наибольший интерес у детей. Иногда эти задания даются в середине занятия или упражнения по звукобуквенному анализу и синтезу даются в заключительной части. Особый интерес вызывают задания, в которых собираются рассыпанные звуки. Составление схем чередуется с подбором слов к схеме. На более поздних этапах дети отгадывают кроссворды и ребусы. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах.

6. Физминутка.

Физминутка тесно связана с темой занятия и является переходным моментом к следующей части занятия.

Основные задачи физминутки заключаются в:

  • снятии усталости и напряжения;
  • внесении эмоционального заряда;
  • совершенствовании общей моторики;
  • выработке четких координированных движений во взаимосвязи с речью.

Музыка и ритмические движения хорошо снимают усталость и благотворно влияют на настроение детей. Предлагаются различные формы проведения физминутки:

  • подвижная игра;
  • имитация трудовых действий;
  • произнесение чистоговорок, сопровождающееся действиями;
  • физминутки в форме психофизической гимнастики, когда дети мимикой, жестами и движениями изображают разных животных.

Желательно музыку для физминутки связывать с темой занятия.

7. Работа над предложением.

Успешному овладению детьми закономерностей необходимых связей слов в предложении способствует предварительная работа над словосочетаниями (согласование прилагательных с сущ., образование отн. прил., согласование их с существительными и т.д.)

Усвоение закономерностей в установлении необходимых связей слов в словосочетаниях является базой для формирования лексико-грамматических конструкций предложений.

На данном этапе занятия решаются следующие задачи:

  • установление лексико-грамматических отношений между членами предложения;
  • актуализация накопленного словаря;
  • формирование связности и четкости высказывания;
  • работа над предложением как средством развития мыслительных процессов, в частности – умозаключений;
  • анализ и синтез словесного состава предложения как средства предупреждения дисграфии.

Приемы работы над предложением разнообразны, но в любом случае необходимо помнить, что задания должны соответствовать основному правилу – от простого к сложному. На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагаются задания на восстановление деформированного текста предложения. Развитию мышления способствуют задания, в которых детей просят составить предложения из набора слов, связанных ситуативной цепочкой (заяц, куст, сидеть, под).

Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых нужно исправить смысловые ошибки (наступила зима, распустились почки на деревьях). “Дайте быстро мне ответ, так бывает или нет?”. Этот же принцип используется в исправлении “полезных” советов: ”Гладьте белье сковородкой”... Дать самостоятельные умозаключения помогают такие вопросы, как “Что вы будете делать, если...” Обязательным условием на этом этапе является логическая и игровая связь с сюжетом занятия.

Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложения должна вестись работа по анализу и синтезу словесного состава предложения. При этом обычно используются полоски для обозначения слов, делаются зарисовки схем в тетрадях.

8. Произношение звука в связной речи.

Основная задача данного этапа:

  • совершенствование навыка правильного произношения звуков в связной речи, т.е. доведение произношения до автоматизма.

Попутно решаются и другие задачи:

  • развитие воображения и творческой фантазии;
  • развитие словотворчества;
  • развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.

Обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой занятия и заданиями предшествующего этапа.

Методы основной и попутных задач разнообразны: чистоговорки, диалоги, стихи, насыщенные изучаемым звуком, доступные, занимательные, многообразные по интонационным характеристикам.

Задания на составление или договаривание чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, рифмы: пересказ сказок, театрализация, творчество в развитии сюжета занятия, придумывание диалогов, вопросов.

9. Обучение элементам грамоты.

Это завершающий этап занятий, предусматривающий решение следующих задач:

  • познакомить с буквой, которой обозначается изучаемый звук;
  • учить читать букву, слоги, слова;
  • учить писать печатными буквами слоги, слова.

При решении первых двух задач необходимо связать звуковой (фонетический) образ звука со зрительным (графическим) образом. Это возможно лишь тогда, когда дети будут четко понимать, что главным отличаем звука от буквы является то, что звук мы произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем.

Знакомство с буквой начинается с того, что детям демонстрируют заглавную и строчную печатные буквы. Дети отыскивают ее в кассах, ощупывают пластмассовую букву пальцами, обводят, заштриховывают ее. Сравниваются строчная и заглавная буквы. Отмечаются сходство и различие. Определяется, на что похожа буква. Создается зрительный образ буквы:

“Вот какая буква “Ц”
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка”.

Для более прочного и образного запоминания буквы используется прием, в котором элементы буквы находятся в геометрических фигурах, наложенных друг на друга. Дети изображают буквы с помощью пальцев, палочек, природного материала, изображают буквы позой.

Читаются слоги, слова с только изученными буквами: от простого в начале учебного года к более сложному в конце.

Обязательно проводится работа с разрезной азбукой, чтобы у детей сформировалось осознанное восприятие составляемых слогов и слов.

Используются самые разнообразные игровые приемы: вставь пропущенную букву, буквы (слоги) перепутались, замени одну букву другой, какое слово получилось? Более сложные задания: кроссворды, ребусы, игры “Звездный час”, “Поле чудес”.

По мере овладения чтением задания даются на любом этапе занятия.

Наиболее приемлемой формой организации занятий является игровая.

Письмо печатных букв требует соблюдения санитарных и гигиенических норм на занятиях и дома.

10. Итог занятия.

Подводится итог, т.е. определяется результативность. Дается только положительная эмоциональная оценка. Отмечается активность каждого ребенка. Узнать, что понравилось, что бы хотели узнать в следующий раз.

В конце занятия детей может ожидать сюрприз.

Главное: занятие от начала до конца должно быть добрым.