Главная · Гражданство РФ · Калнышевский против Екатерины II: кто же победил в борьбе за колонизацию Юга Украины? Святой праведный петр калнышевский Калнышевский биография.

Калнышевский против Екатерины II: кто же победил в борьбе за колонизацию Юга Украины? Святой праведный петр калнышевский Калнышевский биография.

Этому казацкому атаману суждено особое место в истории украинского казачества, истории Сечи, а значит - и Украине. Случилось так, что Петр Калнышевский (Калныш, ок. 1690-1803) оказался последним кошевым атаманом Запорожской Сечи, в последнее защитником ее традиций, ее рыцарства, самого ее существования.

Кошевым атаманом Сечи Калнышевский пробыл десять лет. Но можно сказать, что это была целая эпоха - эпоха Калнышевского - в существовании этого степного рыцарского Ордена, так же, как в свое время была эпоха Д. Вишневецкого, К. Гордиенко или Сирко.

Родом Петр Калнышевский с Полтавщины. Предки его по отцовской линии принадлежали начальнику Лубенского административного полка и назывались Калнишамя: то уже потом московские писцы "вихрестилы" кошевого на Калнышевского, видимо, для "аристократическаго благозеучия". Но Бог с ними, с писцами и их "благозеучием", они-то и кошевого атамана Григория Лантуха, для благозвучия, перекрестили были на Федорова, хотя казалось бы...

Калнышевский прожил долгую, полную приключений и рыцарского служения, казацкую жизнь. Известно, что за атаманит кошевого Григория Лантуха он был уже военным есаулом, то есть входил в ближайшее окружение атамана, и имел значительный воинский опыт. Это было время, когда, - так сложилось, - большой вред авторитету мочевого казачества наносили отряды гайдамаков и мелкие шайки, которые никому не подчинялись и зачастую не признавали никаких норм

человеческого общежития. Время от времени прибегая к примитивному грабежа и массовой резни, они называли себя при этом казаками, подрывая доверие к истинному казачества.

Чтобы положить конец разбоем хотя бы тех старший гайдамаков, которые базировались на землях запорожского казачества, кошевой Мешок сформировал из желающих казаков то вроде карательного полка и, под руководством есаула Петра Калнышевского, послал его в рейд от Днепра до Буга. Там, на Буге, в районе современного Вознесенска, где всегда стояли сторожевые казацкие гарнизоны, Калныш-Калнышевский наткнулся на одну из многочисленных старший, принявшая бой в хорошо укрепленном лагере. И хотя бой был настоящим, однако, преодолев гайдамаков, есаул большую часть из них просто отпустил на все четыре стороны, велев никогда больше не соваться на казачьи земли.

Но это, как уже говорилось, кошевому Куле и его сечевом обществу не помогло. Российские чиновники продолжали отправлять в Петербург письма, в которых обвиняли запорожцев, они подстрекают, вооружают и поддерживают гайдамаков. Чтобы выяснить это дело, казачество созвало в начале 1755 совет и решило послать в столицу России полномочную делегацию, которая убедила и гетмана Кирилла Разумовского, и императрицу, что гайдамака, и сам дух гайдамацкий, ничего общего с запорожским казачеством НЕ имеют. Так вот, одним из трех делегатов от казачества был П. Калнышевский.

Судя по всему, Калнышевский показал себя на переговорах неплохим дипломатом, поскольку через три года, когда стало понятно, что российское чиновничество способно лишить января последних земель (значительную часть их, к тому же, лучше, уже были отобраны), казаки снова сформировали делегацию, которую доверили возглавить именно ему. С чем же отправлялся Калнышевский в Петербург на этот раз? Официально он был осчастливить петербургское чиновничество еще одной "челобитной * кошевого атамана, а неофициально - поразить это чиновничество щедрыми подарками (" подношениями "), для которых в столицу гнали целый табун лошадей и нескольких верблюдов, а еще - везли бочки с рыбой и сумки с деньгами. Дожилося казачество наше украинское! Ранее отстаивало земли своими саблями, теперь приходилось отстаивать их взятками. А что делать? Просились же под высокую царскую руку - есть ее.

Лошадей и верблюдов Калнышевский раздал всем, кому было, но дело с места не сдвинулось. Почти год пришлось ему обивать пороги различных чиновничьих старший, хотя не раз аж руки чесались напасть на них с полком своих рубак, как это недавно наскакивал на ватаги гайдамаков. А иногда и самому хотелось отправиться в гайдамаки. Но... должен выполнять приказ общества.

На осень 1752 на Сечи сложилась достаточно напряженная ситуация. Кошевым мешок недовольны были и петербургское чиновничество, и казацкая беднота. Чиновничество жаловалось на то, что, мол, поддерживает гайдаматчине; беднота - на то, что гайдаматчине подавляет. Итак, собрали казаки совет и закричали кошевым Петра Калнышевского. Казаков - если считать и тех, что сидели по речным паланках - насчитывалось тогда более 20000. Это все еще была мощная сила, которая требовала к себе уважения и угрожала сама за себя постоять, когда кому-то там, в Петербурге, не понравится, что она все еще существует.

С такими настроениями и отправилась в столицу империи еще одна делегация - с взяточный лошадьми-верблюдами и с кошевым атаманом во главе. К тому же, возможность была уважительная: в России возводили на престол новую императрицу, Екатерину II. Коронация проходила в Москве. Хронисты утверждают, что, бросив взгляд на покосившиеся головы своих "верноподданих хохлов", императрица расчувствовалась и подарила кошевому медальку со своим портретом. А чиновники от имени передали Сечи новые клейноды, пожалуй, заранее зная, что вскоре сами же их и отбирать у кошевого, но к тому шло.

Несмотря на того "патрет" императрицы, его на нагрудном медальци привез их кошевой из Москвы, казаки тоже умилились. Но настолько, что начали сами себя спрашивать: или этого человека выбрали мы себе кошевого, братья, если императрица патретикы ему дарит? Или отстаивать он, с тем "патретиком" нося, права и вольности казацкой голытьбы? Подумали так, поскребли затылке и, на всякий случай, булаву кошевого в Калнышевского отобрали, чтобы снова передать ее Григорию Куле. Тот, вишь, без "патретика", так человек надежный.

Однако и он пробыл атаманом недолго, так как земли казацкие чиновничество российское как отсекало, так и отсекает. А кто-то же должен это злодеяние остановить. Казаки решили выбрать кого-то решительного и назвали ним Филиппа Федоровича. Но и он вскоре должен сложить полномочия. И в январе 1763 кошевым становится Калнышевский - во второй раз, и теперь уже надолго. Кстати, за несколько месяцев до его избрания Екатерина II, своим Указом, лишила булавы последнего гетмана Украины - Кирилла Разумовского, а чтобы раз и навсегда закрыть этот вопрос, вообще ликвидировала институт гетманства. Если учесть, что в пору своего правления К. Разумовский жил в основном в Петербурге, то становится понятным, что в его лице казаки потеряли теперь последнего, если не защитника, то по крайней мере представителя, а перед мелким чиновничеством - еще и заместителя. Следовательно, резко возрастала ответственность за судьбу казачества уже самого атамана.

Среди вождей и отряда давно жила традиция: сразу по номинации закладывать церковь, имея в виду при этом, что в тех церквях их и хоронить. Так вот, еще во времена первого своего атаманит Калнышевский построил на свои средства церковь в Лохвице, на Полтавщине. Но это был не последний его вклад в дело распространения православия. Через пять лет он, опять же "за свой счет, поставил каменную церковь Петра и Павла в Пределы-горном монастыре, а в 1770 года - церковь Святой Покровы в Ромнах, правда, здесь уже деревянную. Развивая эту тему, Д. Яворницкий отмечает, что, кроме такой, церковной развития, "тот же кошевой, по обету, посылал вклады в церковь Гроба Господня в Иерусалиме - чаши, дискосы, ложки, звезды из серебра, украшена снаружи *. А еще историк сообщает, что на свои деньги казаки удерживали госпиталь Межигорского монастыря.

На мой взгляд, эти сведения важны для нас уже хотя бы потому, что свидетельствуют:

казачество было не только военной силой, но и важным фактором общественно-политической и культурной жизни Украины, защитником православия, охранником украинских национальных и казачьих традиций. Все это и не нравилось императрице и петербургской-русски чиновничеству.

Но вернемся к делам греховных. В течение двух лет после избрания Калнышевского атаманом, русские чиновники упрямо измеряли и описывали земли казачества. С какой бы то чуда такое внимание и усердие? Все объяснялось просто: описанные земли, как правило, отдавали потом русским аристократам, отставным генералам и офицерам, новоиспеченным помещикам.

Чтобы помочь делу, Калнышевский прибегает к гениального плана: рассылает своих гонцов по украинским губерниях, приглашая безземельное и малоземельное городское казачество переселяться за низовье Днепра, на территории сечевых Паланок, и таким образом "залюднюваты" исконные сечевые пространства. Согласитесь, что это было действительно государственное решение, только так украинские казаки могли спасти свои

земли от окончательной русской колонизации, а следовательно, сохранить их для Украины. И хотя эти меры вызвали новую волну недовольства в Петербурге: "Какпасмели? Кто пазволил?!" -все же тысячи украинских семей успели перебраться на Запорожье, и под защитой казацких полков поставить себе хутора, слободы и даже небольшие города.

О том, как реагировали на эти действия Калнышевского российские чиновники, свидетельствует хотя бы тот факт, что они подали императрице специальную докладную записку,

в которой доказывали, что казаки для того ударились "в земледелие, чтобы экономически зависеть от Российской империи", а следовательно, в дальнейшем и отделиться от нее. Обратите внимание, уже тогда российское чиновничество было твердо убеждено, что это Россия кормит хлебом Украины, и очень опасалось - ну, совсем как в наше время, независимой Украины, - чтобы украинцы, не приведи Господи, не почувствовали себя экономически независимыми от России.

1766 Калнышевский снова поехал в Петербург, пытаясь прекратить растяжения казацких земель, но это ничего не дало. Переговоры были тяжелыми и почти безуспешными. Хотя царская бюрократия и соглашалась, что с этим делом - с отбором земли - не следует особенно торопиться, чтобы не провоцировать казачество на бунты. Насколько продолжительными и сложными были эти переговоры, убеждаемся из того факта, что делегация потратила на них все запасы собственной, из Украины привезенной, водки и отправила на Сечь будущего атамана черноморских казаков Антона Головатого по новым 50 ведер водки, без которой и приступа не было до чиновников, а еще - "для собственного их употребления".

Но это мы несколько отклонились.

Порабощенный украинский народ уже восстал на борьбу. По обе стороны Днепра возникали отряды, доказывали свою правду силой оружия. На этой волне, на Правобережье большого развитию приобрел повстанческое движение под названием "Колиивщина". Однако кошевой атаман Калнышевский не спешил поддерживать его, хоть повстанцам и сочувствовал. Это дало основание казакам обвинить его в Раде (26 декабря 1768) в том, что он отрекся казацких традиций, не поддержал повстанцев, а следовательно - и народ. Гнев казацкой голытьбы был таким большим, что на Сечи начались погромы, а сам Калнышевский лишь чудом спасся от дубинок и сабель: переоделся и с несколькими товарищами бежал лодке к Кодака.

К счастью, на Сечи остался поп, который был сторонником Калнышевского. Он сумел убедить казаков, своим бунтарством они ничего не добьются, только навлекут гнев императрицы, а она пошлет войско. Лучшего же за Калныша кошевого все равно не найти. И казаки опомнились, послали к Кодака гонца: "Вернись, отец! Бывает.., погорячились, черт подери".

Поскольку Калнышевский и сам не раз так горячился и за саблю хватался, то быстро пересердився и тоже признал вину перед обществом. Пока казаки ссорились и мирились, началась (1769 г.) русско-турецкая война. И пришлось им - по приказу императрицы - отправляться в поход. Кстати, накануне официального объявления войны, крымский хан Керим Гирей обратился к неожиданному рыцарского жеста: освободил из неволи всех запорожских казаков и чумаков, которых только разыскал в Крыму. Просто так, без выкупа, в знак дружбы. Конечно, надеялся на благодарность казаков. На то, что они не будут затрагивать татар, не будут нападать на мирные улусы во время русско-турецкой войны, о приближении которой хан уже знал.

Воспроизведение участия казаков в этой войне заняло бы слишком много места, поэтому оставим его писателям и баталист. Я лишь коротко скажу, что весной сечевики снарядили большого, - на 38 чаек - казацкую флотилию и взяли под свой контроль устье Днепра и лиман. Большая часть - около 8000 казаков, во главе с Калнышевским - отправилась по приказу, к крепости Святой Елизаветы. Что они имели там делать, казаки так и не поняли, поскольку к штурму дело не дошло, зато быстро поняли другое: своим выходом из Сечи они позволили татарам вырубить четыре большие паланки (своеобразные казацкие сторожевые заслоны, занимали определенные территории, имели своих местных атаманов, но были подчинены кошевому).

За два года войны казакам пришлось повоевать и на Днепре, и на Дунае. Не менее героически сражались они и на море, топя и разгоняя турецкие эскадры. Между прочим, российского флота на Черном море тогда еще не существовало, действовал только флот украинский. Это я к тому, что теперь московские "знатоки истории" убеждают весь мир, что "украинскаво флота на Черном море Никогда не существовало". Заслуги казаков были такими, что в января 1771 г. года Екатерина II наградила кошевого Калнышевского еще одним своим "nampe-том", в форме медальки, обсыпанной самоцветами. Такими же наградами отмечены и большую группу казачьих офицеров.

И война на этом не закончилась. Казаки и дальше погибали на всем пространстве от Азовского моря до Дуная, зато казачество как таковое входило в моду. Самые влиятельные аристократы Петербурга начали записываться... в казаки! Как когда-то записывались в них польские аристократы. Дошло до того, что "казаком" стал даже фаворит императрицы Потемкин, и общество подобрали ему "аристократическое" прозвище -Грицько Нечеса, то есть нечесаный (князь, как и все тогдашнее большое господа, носил парик). А что? Ник как прозвище! Князю еще И повезло, потому что при хорошей порции водки казаки могли еще и не такое придумать.

А тем временем хроника войны 1773 просто-таки поразительна. Отмена Калнышевский с пятью тысячами своих рыцарей бьется под Очаковом. Полковник Колпак громит турок и татар в районе Кинбурна. Казацкий флот во главе с отаман- "адмиралом" Путешествие отправился до румынской Силистрии. Нагнав незаурядного ужаса на турецких моряков, он высадил десант и помог графу Румянцеву взять штурмом самую Силистрию.

Растроганный таким подвигами, князь-казак Нечеса подарил сечевикам 38 котлов, чтобы все 38 куреней имели во многом варить тюрю.

Но, принимая в дар котлы, Калнышевский еще не знал, что в это время в Петербурге императрица с этим же Нечеса-Потемкиным заваривают собственную кашу... Только Россия подписала с Турцией Кючук-Кайнарджийский мирный договор (июль 1774), как российский правительство отрезал от Сечи и присоединил к России все земли Прогноивской паланки, которая, кроме всего прочего, имела соляные копи. А чтобы уже окончательно отблагодарить казакам за их верную службу, огромные, испокон веков казацкие территории по рекам Каменке, Белозерке, Конка и Рогачике россияне передали Крымскому ханству, которое Россия признавала за независимое государство.

Вот вам и "патретикы с самоцветами", черт их материи

Зато Григория нечестие, который слишком "щедро" поблагодарил казакам за верную службу, назначают генерал-губернатором Новороссийского края. После чего Сечь, с ее казаками и всевозможными паланками, стала "без надобностей" Еще дважды казацкие посольства бросались от одного высокопоставленного чиновника - ко второму, еще более высокого. Гоняли к тому стольного проклятых и лошадей татарских, и верблюдов, и бочки с рыбой. А все не могли взять в себя: того, чего не попали защитить саблями, взятками от чиновничества не спасешь...

А чтобы в дальнейшем казаки со своими делегациями-депутации НЕ надоедали, императрица издала в апреля 1775 года Указе * согласно которому нечестие велено было запорожских казаков разоружить, а Сечь раз и навсегда разрушить. Для выполнения этого приказа Потемкин послал против украинских казаков 66-тысячную армию под командованием генерала Текели1 - серба по национальности - и двадцатитысячном войско князя Проза-Петровский. Шестью колоннами двинулась вся эта орда на Украине, на Сечь. Готовились к походу, как к настоящей войне. Взяли с собой 50 пушек и большой отряд донских казаков, которых имперские чиновники, видите ли, не беспокоили, - уничтожали только казачество украинское.

Выдвигать какие-то претензии к своим предкам - бесполезно. Но все же должен изложить то, чего до сих пор в адрес кошевого Калнышевского никто не высказывал, - свое решительное солдатское возмущение.

К какой же боевой бездарности надо доказать некогда могущественную военную организацию, которая называлась Сечью, чтобы 86-тысячное войско русских увидеть только тогда, когда оно одной темной ночи окружило сечевую крепость! Я считаю, что такого позора украинское казачество не испытывало за всю историю своего существования. Это же надо было довоюватися Калнышевскому и его офицерам, чтоб не иметь ни передовых разъездов, ни разведки, ни должным отлаженной охранной службы, и так, позорно, дать себя окружить! После этого кошевой атаман Калнышевский, по канонам рыцарской чести, должен сделать себе харакири, или хотя бы пустить себе пулю в лоб, и все офицерство - посыпать голову пеплом и повмираты от позора.

Вот как описывает, ссылаясь на тогдашних летописцев, этот стыд казацкого войска А. Кащенко в своих "Рассказах о славном войско Запорожское низовое":

"25 мая года 1775-го все пять отделов русского войска неожиданно для запорожцев двинулись на запорожские земли. А ночью 4 июня генерал Текелий приблизился к Сечи, осадил ее своим войском, повиставляв в нескольких местах пушки и через Камбаш подошел почти к самых окопов. В Сечи той ночи все спокойно спали, потому что никто не ожидал ни с какой стороны бедствия, и только миром, увидев белые палатки русского войска и приведены на Сечь черные пасти орудий, запорожцы засуетились, как муравьи в муравейнике. Кто был простой, то думал, что снова начинается война с турками, и запорожцы должны идти вместе с государственным войском, но старые запорожцы печально покивали седыми хохлами: "Не на турок смотрят московские пушки", - говорили они ».

Примерно такие же описания находим и в других историков и летописцев. И все они жалобно стонут о судьбе Сечи. Конечно, жаль, что Сечь разрушили. Но еще раз позволю себе задать вопрос: "Чего стоит войско, на представления не имеет о том, что через территорию Украины, шестью колоннами, в течение почти 10 дней, движется на него огромная армия Чего стоит войско, - призвано охранять южные границы Украины и, кроме чисто Сечи, запосидае своими паланками еще определенные (и довольно значительные) территории, - спокойно дает себя окружить Каким сном может спать многотысячное войско, чтобы, проснувшись утром, разглядеть вблизи своих окопов менее шестидесятитысячного армию, которая уже порозпинала палатки, нацелила на Сечь пушки и варит себе кашу! Почти под самыми казацкими окопами?! "

Пусть обвиняют меня современные патриоты камнями, но я считаю, что такое войско уже просто не имело право на существование. По крайней мере, с такой военной организацией, которая была в нем на июнь в 1775 году. Поэтому со всей уверенностью говорю; разрушения Сечи, вся операция наступления российских войск на Сечь - это не только трагедия украинского казачества и Украины, это еще и военная позор. Ведь российские войска наступали со всех сторон, и так же январе могли окружить татары, турки, поляки, ногайцы - кто угодно! А она спала...

Калнышевский со всей своей запорожскими старшинами находился тогда, как известно, на службе в Российской империи. По законам любого государства, в том числе и российской, генерала, допустил такой халатности, его войско так себе, спокойно, окружила ночью многотысячная армия и попидтягувала свою артиллерию почти вплотную к его шанцев, а он узнал об этом только на утро, - такого генерала следовало, если не расстрелять перед строем, то хотя разжаловать до рядового.

В конце концов, именно это русские и сделали. Только не из соображений укрепления дисциплины в инспектируемых подразделении. Российская армия прибыла на Сечь не для инспекции, а с заранее спланированным намерением: подразделение этот уничтожить, смести, как говорится, с лица земли. Несмотря на все его боевые заслуги.

Утром Текели прислал полковника, который пригласил кошевого и всех офицеров к русскому лагерю. Только тогда Калнышевский созвал на площади совет, чтобы решить, что делать: идти или не идти старшине к генералу Текели; защищать января или сдаваться без боя? Согласитесь, такой совет под дулами пятидесяти пушек и цевья нескольких тысяч ружей было достаточно забавно. Особенно, когда кошевой спросил казаков: "Что делать, общество: отдадим января солдату, не отдадим?".

Большинство, конечно, крикнула: "Не отдадим!» -! бросилась к "пушечные * по ружья и порох... Но Калнышевский и казаки, которые его поддерживали, запретили открывать арсенал. Да и сечевой духовник-архимандрит Владимир Сокольский тоже уговаривал казаков не браться за оружие, не проливать кровь христианскую. Хотя наверное знал, что, ворвавшись на Сечь, россияне будут вести себя не по-христиански, как знали это и казаки. В конце концов, дошло до навкулачок, течение которых россияне видели с большим интересом. Некоторые из казаков даже взялся за ножи и сабли.

В конце концов, те, кто готов был погибнуть в бою, но не опозорить казацкой чести, понять: для того, чтобы добыть пушки и выставить их на позиции, сначала нужно перебить многих своих офицеров, а также казаков, которые их поддерживают, то есть прибегнуть к самоуничтожения. И тогда над Сечью раскинулось: «На Дунай! В турка!" Ненависть среди простого казачества к русским была такой, что подавляющее большинство сечевиков соглашалась подчиняться злейшему врагу - турецкому султану и его пашам, лишь бы не подлежать коварному русскому царю и его беспардонным чиновникам. Такой она была - правда жизни, и никуда от нее не денешься.

Только зашла на вечер, казаки - а их было пять тысяч ~ поперевозилы к плавней, на реку Подпольная, свое имущество, припасы и оружие, и - по одной из версий, в ту же ночь, перед рассветом, а по второй - переждав несколько дней в плавнях, между лесистыми островами, - пошли к устью Днепра, а оттуда отправились в Днестровского лимана, под стены Белгорода, и дальше, к Дунаю.

А что случилось с теми тремя тысячами оставшихся? им пришлось сложить оружие. А потом уже - кого ковали в цепи, кого вели к присяге, как солдат ее императорского величества. Сам Калнышевский - по свидетельствам летописцев - нацепил на шею медальку с "патрет" и самоцветами, взял хлеб-соль и, вместе со старшиной, не пошла на Днестр и Дунай, - пошел кланяться генералу Текели. Но генерал поклонов не признавал. Он немедленно приказал взять Калнышевского, военного писаря Глобу и других старшин под стражу, заковать в кандалы и отправить в столицу.

Вбежав на Сечь, российские войска повели по-варвар-ски: ободрали церковь, ограбили казну, схватили все, что только можно было схватить, а спустя все здания, в том числе и церковь, разрушили и сожгли. Когда Екатерине II доложили об этом, она издала специальный Манифест: Сечь уже в конец разрушена - с истреблением на будущее время и самого Названия запорожских казаков.. ".

Кстати, сам тот факт, что пять тысяч казаков смогли почти из-под носа готового к сокрушительному боя войска выбраться из Сечи, повиноситы свое имущество и боеприпасы в плавные, а оттуда организовано отступить в низовья Днепра, свидетельствует, что гарнизон Сечи - восемь тысяч воинов-профессионалов, не лучших воинов Европы, - даже пропустив врага, утром мог дать ему бой, как уже не раз давал туркам, татарам и полякам (как, впрочем, дал его россиянам в первую разрушения Сечи), 2 и держаться в своих окопах еще долго. Чтобы потом с достоинством погибнуть, или отойти - но тоже с боем и достоинством. Потому что то, что случилось на Сечи 4-5 июня 1775 - действительно позор. Рыцари казацкого Ордена, которыми считали себя сечевые казаки, на должны были допустить, чтобы их так не по-рыцарски унизили.

А как повели россияне а бывшим кошевым Петром Кал-нишевським? Почти год его продержали в московской тюрьме, а затем переправили на такие знакомые украинском всех покалнишевських поколений Соловки. Там, в подземелье, под башней Соловецкого монастыря, его держали целых 25 лет! Можно только удивляться, каким мощным был организм этого украинского козарлюги, если при таких нечеловеческих условиях - без света, без общения, без движения, в холоде и сырости он прожил 25 лет! Только 15 марта 1801 император Александр I, наконец, освободил его из тюрьмы.

Вот как рассказывает дальнейшую судьбу кошевого один из ведущих наших историков Михаил Грушевский: "Но наиболее было странное, что тех старшин, убеждали казаков не противиться, а покориться царской воле, арестованы и развезено по монастырям в тяжелое ссылки. Долго даже не было ничего конечно о них думали, что они пропали. Только потом оказалось, что Калнышевского сослали в Соловецкий монастырь, на Белом море, и он там, запертый в уединенной келье, не видя человеческого лица, прожил еще целых двадцать пять лет, Очевидцы-паломники, что видели его в первые годы XIX в., рассказывали, что его выпускали три раза в год в монастырскую трапезную с одиночной келье - тюрьмы: на Рождество, Пасху, Спаса. Он спрашивал у людей, кто теперь царем и все ли хорошо в России. Но сторожа не позволяли много разговаривать. Похудел и ссохся от старости, был весь седой, но одетый по казацки, в синий кафтан китайчатых, с двумя рядами пуговиц. Умер 1803, имея сто двенадцать лет. Перед тем 1790 умер военный писарь Глоба, сосланный также в один северный монастырь, и судья Павел Головатый - в Сибири, в монастыре Тобольске ".

Данную цитату я привел еще и потому, что срок ссылки и, особенно, срок пребывания в Соловецком подземелье различные исследователи определяют по-разному. Дмитрий Белый в своем исследовании "Малиновый клин" утверждает, что Калнышевский находился в келье-тюрьме 28 лет: "Самое трудное было славном кошевому Петру Калнышевскому - 28лет просидел он в каменном мешке Соловецкого монастыря и умер там, прожив сто двенадцать лет" .

Но, как уже говорилось, император Александр I освободил

Калнышевского из тюрьмы в марте 1801 года года. А арестован он был летом тысяча семьсот семьдесят пять, потому почти год провел в московской тюрьме, то есть Д. Белый ошибается: 28 лет пробыть в заключении на Соловках Калнышевский никак не мог. Другое дело, что, уже имея - по крайней мере формально - возможность вернуться в Украину, Калнышевский добровольно оставался в монастыре. Почти слепой, в землю в изнеможении и знемичнилий - он чувствовал, что не способен преодолеть далекий путь в Украину, и предпочел остаться монахом монастыря. Так, в рясе, он прожил еще два года, и в самом деле, как считают, умер в 112 лет. Вот уж действительно казацкий закалка, казацкая сила и казацкая воля Пожалуй, нам, казацким потомкам все же следовало бы перевезти его прах из монастырского кладбища Соловецкого и на родную Украину.

Вот такая она, печальная и трагическая, история разрушения Сечи и уничтожение запорожского казачества, и связанная с ней судьба кошевого атамана Петра Калнышевского.

Петр Калнышевский - знаменитый атаман Запорожской Сечи, который последним в истории казачьей республики занимал эту высокую должность. За подвиги, совершенные при жизни, этот человек, после рассмотрения Священным Синодом Украинской Православной Церкви рапорта Синодальной Комиссии по канонизации святых, был канонизирован. Праведного Петра Калнышевского поминают 13 ноября по новому стилю, в день его смерти. Как жил этот человек, и какие чудеса, свершаемые им при жизни, послужили тому, что он был причислен к лику святых? Ответ на этот вопрос попробуем дать в статье.

Начало жизненного пути

Калнышевский Петр Иванович был уроженцем села Пустовойтовка, которое находится в (Украина). Год его рождения - 1691. К сожалению, в истории практически не сохранились данные о его детских и юношеских годах. Факты о его ранних годах подтверждены только воспоминаниями очевидцев да рассказами, которые в народе передавались из уст в уста.

Известно только, что родился он в семье казацкого старшины. Вскоре его мать овдовела, и Петр в 8-летнем возрасте попал на Правда это или легенда - достоверно не известно. Как именно он попал в пристанище казаков, тоже не известно.

На Запорожье Петр Калнышевский получил первое образование, это была школа при церкви. Надо отметить, что в то время образование имело огромную роль в дальнейшей карьере любого казака. На Запорожье при церквях было открыто несколько школ, где уроки проводили представители духовенства.

Достоверен тот факт, что военную карьеру он начал как простой оруженосец. Прежде чем стать кошевым атаманом, он был и походным полковником с 1752 по 1761 г., и военным есаулом в 1754 г., и военным судьей с 1763 по 1765 г.

Калнышевский был очень талантливым полководцем, бесстрашным воином, хитрым политиком; он многое знал и умел. Поэтому неудивительно, что вскорости он был удостоен нового воинского звания - генерал-лейтенант.

Калнышевского хорошо знали при Дворе. Не единожды он был главой казацких посольств как к Петру І, так и к Екатерине ІІ.

1762 год стал переломным в его судьбе - Калнышевского выбрали кошевым атаманом.

Первое атаманство

Петр Калнышевский, биография которого богата событиями исторического масштаба, был избран атаманом не единожды. Первая его выборная должность называлась так: «Кошевой атаман - кормчий всего войска». На эту должность казаки выбирали себе главу среди самых храбрых и умудренных опытом старшин.

В первый раз Калнышевский пробыл атаманом совсем немного. Его авторитет среди казаков был очень велик. Отстранила его от этой должности Екатерина ІІ как неугодного правительству.

Второе атаманство

Петр Калнышевский был настолько уважаем в казачьем войске, что казаки даже не побоялись нарушить указ царицы. Вопреки воле Екатерины ІІ, казацкая старшина опять избрала его своим кошевым атаманом. Случилось это в 1764 году.

Надо отметить, что, будучи атаманом, Калнышевский активно развивал на Запорожье скотоводство и земледелие. Он хотел увеличить количество населения этой местности и для этого помогал крестьянам, которые сбегали от своих хозяев. При его поддержке и участии казаки очень часто совершали набеги на татар, освобождая из плена своих земляков. Впоследствии атаман выделял для них земельные участки на Запорожье.

Благодаря Калнышевскому вскорости Запорожская степь обзавелась многочисленными новыми селами. Сам же Петр Калнышевский стал одним из самых богатых людей в Украине. Он был владельцем многих деревень и хуторов, полей и пастбищ, имел многотысячный табун скота.

Калнышевский вошел в историю и как известный меценат. На его деньги были возведены церкви и храмы в нескольких украинских городах и селах.

Калнышевский и Екатерина ІІ

Екатерина II сыграла огромную роль не только в судьбе Калнышевского, она приложила свою руку к разрушению всей Запорожской Сечи. Но об этом речь пойдет позже.

А пока известно, что в свое время Калнышевский, будучи в составе делегации запорожцев ко двору, воспользовался этой возможностью для того, чтобы познакомиться с российской аристократией и наладить дипломатические отношения с полезными для себя личностями.

Это привело к тому, что со временем Калнышевский Петр Иванович стал одним из самых богатых и влиятельных людей в Украине. Будучи атаманом, он даже был приглашен на коронацию Екатерины ІІ.

Его выступление очень понравилось и было отмечено царицей, однако это никак не повлияло на ее решение убрать Калнышевского с должности атамана казачьего войска (речь идет о первом снятии Калнышевского с должности). Одна из версий этого исторического события гласит о том, что царице не нравилось очень рьяное заселение кошевым атаманом земель Запорожской Сечи.

Когда Калнышевского избрали во второй раз, по приказу царицы было даже создано специальное отделение расследований, которое занималось расследованием причин такого дерзкого неповиновения царскому двору. Кто знает, чем бы закончилось это расследование и сколько голов «слетело бы с плахи», если бы не война между Россией и Турцией.

Русско-турецкая война

Царский двор понимал, что казацкое войско может оказать существенную помощь в победе над турками, мало того, именно казакам отводилась решающая роль в этой войне. Екатерине ІІ не оставалось ничего другого, как «закрыть глаза» на своевольное избрание казаками Калнышевского, она вынуждена была примириться с тем, что ее воля не была выполнена.

Это послужило тому, что, имея огромное влияние, а также богатство, Калнышевский неизменно оставался кошевым атаманом вплоть до последнего дня существования Сечи. Каждый год на протяжении 10 лет именно его выбирали атаманом.

А в войне России с Турцией казацкое войско проявило себя только с лучшей стороны. Царица была очень довольна и жаловала кошевому атаману военный чин генерал-лейтенанта. Помимо этого, атаман Петр Калнышевский получил звание кавалера ордена Российской империи - Андрея Первозванного.

Сечь: конец истории

Запорожцы были исправными воинами, они поддерживали Россию в войне с Турцией. Но при царском дворе отношение к ним было сугубо негативное: казаки считались мятежниками. Пока для России была угроза от татар, запорожское войско терпели и принимали, но после подписания мирного договора с Крымским ханством императрица приняла решение избавиться от казаков. Князю Потемкину был выдан указ об уничтожении Запорожской Сечи. Так, в мае 1755 года наместник Потемкина Текели окружил со своими войсками Сечь.

Когда на казаков были наведены пушки, их ознакомили с указом императрицы, в котором шла речь о том, что Сечь - это угроза для всей империи. Но царица возжелала быть справедливой, помня, какую помощь оказали казаки в войне с турками, она предлагала желающим остаться на Сечи покинуть военное ремесло и заняться земледелием.

На Казацкой раде, которою возглавил Калнышевский, было принято решение избежать кровопролитного сопротивления. Ведь совсем недавно казаки плечом к плечу воевали с русскими против татар.

Такое решение послужило тому, что Сечь была полностью разрушена и прекратила свое существование.

Дальнейшая судьба Калнышевского

Калнышевский Петр Иванович, биография которого свершила новый виток, был схвачен и доставлен прямо в Петербург. Бывшего атамана судила военная коллегия. За неповиновение приказам правительства его признали виновным.

Сейчас историки выдвигают версии, что причиной всему было то, что Калнышевский хотел стать основателем абсолютно новой Сечи, где казаки и вся старшина были бы верны только ему.

Калнышевского, которому на тот момент было 85 лет, приговорили к смертной казни. Сам Потемкин хлопотал за то, чтобы наказание заменили старому кошевому атаману на пожизненную ссылку в Соловецкий монастырь.

Соловецкий монастырь

Хлопоты Потемкина возымели силу, и Петр Калнышевский, последний кошевой атаман, был определенв тюрьму для особо опасныхзлодеев, которая находилась на территории

Поскольку атаман считался особо опасным для всей Российской империи преступником, его лишили права общения и переписки. Так, Калнышевский был заточен на целых 25 лет.

В то время как других заключенных этого монастыря охраняло 2 конвоира, Калнышевскому назначили 4. Ему было позволено покидать место заточения всего 3 раза в год, на большие религиозные праздники: Преображение Господне, Рождество и Пасху. В эти дни он посещал Богослужения.

Следует отметить, что Потемкин и Екатерина ІІ все-таки ждали, когда 85-летний старик покается. На его содержание выделялись немалые средства, он даже считался почетным пленником. Однако гордый кошевой никогда за время своего пребывания в ссылке не подавал никакого прошения ни императрице, ни ее наследникам. Мало того, имея крепкое здоровье, он пережил как Потемкина, так и Екатерину.

Освобождение

Петру Калнышевскому было 110 лет, когда внук Екатерины решил его освободить. Прежнему атаману было предложено самому выбрать себе место для дальнейшего проживания. Имея столь почтенный возраст, старик, хотя и был уже слеп, все же оставался при ясном уме. Он просто выразил свою благодарность за освобождение (заметьте, не без определенной доли иронии) и выразил просьбу в разрешении ему доживать в том месте, к которому он столь привык за 25 лет заточения.

Калнышевский: отношение к религии

Будучи кошевым атаманом, Калнышевский был очень религиозен. Возле себя он любил держать монахов, прислушивался к советам духовных наставников.

При жизни он был инициатором и строителем множественных храмов. На его деньги многие церкви обзавелись новой церковной утварью.

Будучи узником Соловецкого монастыря, он отличился своей набожностью и смиренностью.

После освобождения Калнышевский прожил еще 2 года. В 1803 году он был захоронен возле Преображенского собора, на территории монастыря. К сожалению, место захоронения доблестного атамана в первозданном виде не сохранилось, ведь в 30-х годах прошлого столетия на территории, где пребывал атаман, опять была возобновлена тюрьма, но в этот раз для врагов страны Советов.

Так как на месте захоронения атамана сидящие в тюрьме люди попросту садили огороды, могилу сравняли с землей. Со временем была найдена и восстановлена могильная плита с указанием, что на этой земле был захоронен Калнышевский.

Петр Калнышевский: канонизация

Благодарные потомки не забывают великого атамана. На месте его захоронения был возведен памятник с изображением лика кошевого.

13 ноября 2015 года Калнышевский, благодаря инициативе и стараниям Украинской Православной Церкви при Московском патриархате был канонизирован.

Отныне святой Петр Калнышевский почитается в день своего перехода в иной мир - 13 ноября. Согласно традициям православия, были разработаны специальные молитва и икона с ликом святого.

В канун проведения канонизации Петра Калнышевского и всея Украины Онуфрий обращался к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с просьбой благословения на обретение мощей великого атамана и перенесения их на его родину - в Запорожье.

После этого съехавшиеся из 14 епархий священники отслужили богослужение, во время которого был канонизирован Петр Калнышевский. Мощи святого, по решению духовенства, будут находиться в Свято-Покровском кафедральном соборе.

Предшественник: Иван Малашкевич Преемник: Должность упразднена Вероисповедание: Православный Рождение: (1690 )
село Пустовойтовка
(ныне Роменский район ,
Сумская область Украины) Смерть: 31 октября (1803-10-31 )
соловецкий монастырь Награды:

Пётр Иванович Калнышевский ( (1691 ) , село Пустовойтовка ныне Роменского района Сумской области - 31 октября , Соловецкий монастырь) - кошевой атаман Запорожской Сечи , происходил из шляхты Лубенского полка .

Биография

В 1756 году принял участие в депутации от запорожцев к российской императрице Елизавете Петровне ; вместе с ним были отправлены в столицу Российской империи город Санкт-Петербург . Делегация эта, во главе которой стоял Данила Стефанов Гладкий , была уполномочена ходатайствовать об удовлетворении целого ряда нужд Запорожского войска .

В январе 1767 года полковой старшина Войска Запорожского низового Павел Савицкий донёс в столицу о делах кошевого атамана Петра Калнышевского , что тот, приехав из Петербурга на Сечь, имел разговор с войсковым писарем Павлом Головатым, в ходе которого было решено, что если в ближайшее время приграничные споры между Запорожьем и Новороссийской губернией правительство не разрешит в пользу Сечи, то они выберут в Войске двадцать «добрых молодцев» и пошлют их к турецкому султану с прошением, чтобы он принял Войско Запорожское низовое под свою протекцию, а казачье сообщество оповестят, чтобы все были готовы к походу, не впускали в свои границы российские регулярные команды, а с турками и татарами жили «смирно и дружно.» Далее Павел Савицкий писал, что войсковой есаул после этого разговора отсутствовал в Сечи более двух недель (вероятно, объезжая Запорожье для обсуждения ситуации с паланковой старшиной).

В начале июня 1775 года российское войско под командованием Петра Текели пятью колоннами с разных сторон скрытно приблизилось к Сечи. 85-летний Калнышевский был арестован и сначала содержался в Москве , в конторе Военной коллегии, а потом был отправлен в Соловецкий монастырь , где провёл около 28 лет в холодной камере размером 1 на 3 м. Калнышевского выпускали из камеры на свежий воздух три раза в год: в дни праздников Рождества, Пасхи и Преображения.

После помилования императором Александром , Пётр Калнышевский в возрасте 110 лет, будучи практически слепым, не захотел возвращаться на родину и остался в монастыре, где скончался через 3 года в 1803 году .

Канонизация

Впервые был канонизирован в 2008 году поместным собором Украинской православной церкви Киевского патриархата в связи с 1020-летием Крещения Руси: собор постановил отмечать память праведного Петра Многострадального - 1 (14) октября , в день Покрова Пресвятой Богородицы, покровительницы казачества

Позже был канонизирован Украинской православной церковью Московского патриархата . Священный Синод УПЦ МП 23 декабря 2014 года рассмотрел рапорт председателя Синодальной комиссии по канонизации святых архиепископа Херсонского и Таврического Иоанна (Сиопко) , на основе чего благословил местное прославление и почитание в пределах Запорожской епархии последнего кошевого атамана Запорожской Сечи Петра Калнышевского . День памяти установлен 31 октября (13 ноября) в день его преставления.

См. также

Напишите отзыв о статье "Калнышевский, Пётр Иванович"

Литература

  • Гончарук Т.Г. Кошовий отаман Петро Калнишевський та Хаджибей (Одеса). - Одеса: Фенікс, 2011
  • Ефименко П. С. , Калнишевскій, послѣдній кошевой Запорожской Сѣчі. 1691 – 1803 // Русская старина. – 1875. – Т. XIV.
  • Эварницкій Д. И. , Послѣдній кошевой атаманъ Петръ Ивановичъ Калнишевскій. – Новочеркасскъ, 1887.
  • Анатолий Диланян. Последний из кошевых. К 200-летию со дня смерти Петра Калнышевского. // «Зеркало недели» № 43, 08 ноября 2003 г.

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Калнышевский, Пётр Иванович

«Ах, поскорее бы он приехал. Я так боюсь, что этого не будет! А главное: я стареюсь, вот что! Уже не будет того, что теперь есть во мне. А может быть, он нынче приедет, сейчас приедет. Может быть приехал и сидит там в гостиной. Может быть, он вчера еще приехал и я забыла». Она встала, положила гитару и пошла в гостиную. Все домашние, учителя, гувернантки и гости сидели уж за чайным столом. Люди стояли вокруг стола, – а князя Андрея не было, и была всё прежняя жизнь.
– А, вот она, – сказал Илья Андреич, увидав вошедшую Наташу. – Ну, садись ко мне. – Но Наташа остановилась подле матери, оглядываясь кругом, как будто она искала чего то.
– Мама! – проговорила она. – Дайте мне его, дайте, мама, скорее, скорее, – и опять она с трудом удержала рыдания.
Она присела к столу и послушала разговоры старших и Николая, который тоже пришел к столу. «Боже мой, Боже мой, те же лица, те же разговоры, так же папа держит чашку и дует точно так же!» думала Наташа, с ужасом чувствуя отвращение, подымавшееся в ней против всех домашних за то, что они были всё те же.
После чая Николай, Соня и Наташа пошли в диванную, в свой любимый угол, в котором всегда начинались их самые задушевные разговоры.

– Бывает с тобой, – сказала Наташа брату, когда они уселись в диванной, – бывает с тобой, что тебе кажется, что ничего не будет – ничего; что всё, что хорошее, то было? И не то что скучно, а грустно?
– Еще как! – сказал он. – У меня бывало, что всё хорошо, все веселы, а мне придет в голову, что всё это уж надоело и что умирать всем надо. Я раз в полку не пошел на гулянье, а там играла музыка… и так мне вдруг скучно стало…
– Ах, я это знаю. Знаю, знаю, – подхватила Наташа. – Я еще маленькая была, так со мной это бывало. Помнишь, раз меня за сливы наказали и вы все танцовали, а я сидела в классной и рыдала, никогда не забуду: мне и грустно было и жалко было всех, и себя, и всех всех жалко. И, главное, я не виновата была, – сказала Наташа, – ты помнишь?
– Помню, – сказал Николай. – Я помню, что я к тебе пришел потом и мне хотелось тебя утешить и, знаешь, совестно было. Ужасно мы смешные были. У меня тогда была игрушка болванчик и я его тебе отдать хотел. Ты помнишь?
– А помнишь ты, – сказала Наташа с задумчивой улыбкой, как давно, давно, мы еще совсем маленькие были, дяденька нас позвал в кабинет, еще в старом доме, а темно было – мы это пришли и вдруг там стоит…
– Арап, – докончил Николай с радостной улыбкой, – как же не помнить? Я и теперь не знаю, что это был арап, или мы во сне видели, или нам рассказывали.
– Он серый был, помнишь, и белые зубы – стоит и смотрит на нас…
– Вы помните, Соня? – спросил Николай…
– Да, да я тоже помню что то, – робко отвечала Соня…
– Я ведь спрашивала про этого арапа у папа и у мама, – сказала Наташа. – Они говорят, что никакого арапа не было. А ведь вот ты помнишь!
– Как же, как теперь помню его зубы.
– Как это странно, точно во сне было. Я это люблю.
– А помнишь, как мы катали яйца в зале и вдруг две старухи, и стали по ковру вертеться. Это было, или нет? Помнишь, как хорошо было?
– Да. А помнишь, как папенька в синей шубе на крыльце выстрелил из ружья. – Они перебирали улыбаясь с наслаждением воспоминания, не грустного старческого, а поэтического юношеского воспоминания, те впечатления из самого дальнего прошедшего, где сновидение сливается с действительностью, и тихо смеялись, радуясь чему то.
Соня, как и всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие.
Соня не помнила многого из того, что они вспоминали, а и то, что она помнила, не возбуждало в ней того поэтического чувства, которое они испытывали. Она только наслаждалась их радостью, стараясь подделаться под нее.
Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки, и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют.
– А я помню: мне сказали, что ты под капустою родилась, – сказала Наташа, – и помню, что я тогда не смела не поверить, но знала, что это не правда, и так мне неловко было.
Во время этого разговора из задней двери диванной высунулась голова горничной. – Барышня, петуха принесли, – шопотом сказала девушка.
– Не надо, Поля, вели отнести, – сказала Наташа.
В середине разговоров, шедших в диванной, Диммлер вошел в комнату и подошел к арфе, стоявшей в углу. Он снял сукно, и арфа издала фальшивый звук.
– Эдуард Карлыч, сыграйте пожалуста мой любимый Nocturiene мосье Фильда, – сказал голос старой графини из гостиной.
Диммлер взял аккорд и, обратясь к Наташе, Николаю и Соне, сказал: – Молодежь, как смирно сидит!
– Да мы философствуем, – сказала Наташа, на минуту оглянувшись, и продолжала разговор. Разговор шел теперь о сновидениях.
Диммлер начал играть. Наташа неслышно, на цыпочках, подошла к столу, взяла свечу, вынесла ее и, вернувшись, тихо села на свое место. В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца.
– Знаешь, я думаю, – сказала Наташа шопотом, придвигаясь к Николаю и Соне, когда уже Диммлер кончил и всё сидел, слабо перебирая струны, видимо в нерешительности оставить, или начать что нибудь новое, – что когда так вспоминаешь, вспоминаешь, всё вспоминаешь, до того довоспоминаешься, что помнишь то, что было еще прежде, чем я была на свете…
– Это метампсикова, – сказала Соня, которая всегда хорошо училась и все помнила. – Египтяне верили, что наши души были в животных и опять пойдут в животных.
– Нет, знаешь, я не верю этому, чтобы мы были в животных, – сказала Наташа тем же шопотом, хотя музыка и кончилась, – а я знаю наверное, что мы были ангелами там где то и здесь были, и от этого всё помним…
– Можно мне присоединиться к вам? – сказал тихо подошедший Диммлер и подсел к ним.
– Ежели бы мы были ангелами, так за что же мы попали ниже? – сказал Николай. – Нет, это не может быть!

Published 16.11.2017 · Updated 16.11.2017

В «Житиях святых» есть очень много дивных примеров того, как старец становится святым старцем, как судья становится святым судьей, как воин становится святым воином, как чиновник становится святым чиновником, как торговец становится святым торговцем, как монах становится святым монахом, как государственный деятель становится святым государственным деятелем, как богач становится святым богачем, как раб становится святым рабом, как господин становится святым господином, — отмечает преподобный Иустин (Попович) Челийский. В своей жизни Петр Иванович Калнышевский был во всех этих качествах: воин, войсковой судья, кошевой атаман, администратор, чиновник, торговец, землевладелец, богач, всевластный господин, узник, лишенный всех прав, старец и, наконец, монах. Но всегда он при этом оставался запорожским казаком и православным христианином, всецело вверяющим себя в волю Божию. В житии праведного запорожского атамана мы видим, как казак может стать святым казаком, какой бы деятельностью ему не пришлось заниматься, в каких бы жизненных обстоятельствах он ни был.

О глубокой православной вере Петра Калнышевского пишут все светские историки, исследующие его жизнь и деятельность. Православная вера была стержнем жизни последнего кошевого. Происходя, как предполагают, из духовного сословия, Петр Иванович любил православное богослужение и разбирался в его тонкостях. На должностях войскового судьи и особенно кошевого атамана он прославился как щедрый благотворитель церквей и строитель храмов, которые возводил часто исключительно за свой счет. С его именем связано не только возведение церквей в густозаселенной Гетманщине, но и обустройство христианских храмов в степной зоне Запорожья, заселяемой его стараниями православным людом. Именно благодаря ему в запорожском крае возникла упорядоченная церковная организация, распространившая свою духовную власть далеко вглубь бывшей кочевнической степи.

Петр Иванович Калнышевский родился в 1691 году. Относительно его происхождения исследователи расходятся во мнениях: высказываются предположения, что его отец Иван Калныш (Калнышевский) был из казаков; по другим версиям, он принадлежал к духовному сословию или был подольским шляхтичем.

Не позднее 1740-х годов он прибыл в Запорожскую Сечь, где был записан в Кущевский курень. Первое указание на деятельность П. Калнышевского в Запорожье относится к 1750-1752 гг., когда он, в звании войскового есаула, был помощником тогдашнего кошевого, престарелого Григория Федорова, в борьбе с гайдамаками - отрядами повстанцев, действовавшими на землях Правобережной Украины в XVIII веке.

В 1755 г. он участвовал в депутации, посланной в Петербург для «некоторых войсковых нужд» - главным образом для того, чтобы хлопотать о возвращении Запорожью земель, захватываемых его соседями. Возвратившись в Запорожье в 1756 г., Калнышевский вскоре был избран войсковым судьей, но пробыл в этом звании недолго, около года, и в 1758 г. снова участвовал в депутации, отправленной в Петербург с тою же целью, что и предшествующая. Но обе они не привели к благоприятным результатам.

По возвращении в 1760 г. Петр Калнышевский снова ненадолго был избран войсковым судьей и оставался в этом звании до 1762 года, до своего избрания кошевым атаманом. После этого он вновь отправился в Москву в составе делегации Запорожской Сечи для присутствия на коронации императрицы Екатерины II.

В 1763 г. Калнышевский под влиянием запорожской «голоты» был смещен с атаманства; неудачными для него оказались и выборы в следующем году.

В 1763 г. он отправился на богомолье в Киев, где получил от киевского митрополита Арсения Могилянского в благословение икону со св. мощами.

Во второй раз Петр Калнышевский был избран кошевым атаманом 1 января 1765 г. и оставался в этом звании на протяжении 10 лет до уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году. Это был единственный пример такого продолжительного правления за всю историю Сечи.

О духовной жизни Петра Калнышевского свидетельствует его исключительная роль в явлении чудотворной «Новокайдакской» (Самарской) иконы Богородицы.

Важной причиной, по которой запорожцы издавна почитали Божью Матерь, было безбрачие, которого придерживалось сечевое товарищество. Казаки, запретив пребывание на Сечи женщинам, отдали себя под покровительство Богородицы – Пречистой и Непорочной Девы Марии, которая всегда оставалась Приснодевой.

Матерь Божия, прославляя своих казаков, явила Запорожью заступничество в чудотворной иконе Самарской Божией Матери. Тип иконы – «Богоматерь-Скорбящая» – в наиболее полной мере отображает истинный образ казаков, готовых в любой момент пожертвовать своей жизнью за веру и Отечество.

Многие дивные знамения и чудеса, исходящие от Новокайдакской чудотворной иконы Божией Матери, привлекали огромное количество благочестивых паломников из различных мест святой Руси, Польши, Греции, Грузии, были также посланцы с Афона и из Константинополя. Сюда приезжали богатые и бедные, знатные и простые, воины и генералы, больные и здоровые, ищущие духовного утешения и облегчения своих горестей.

Слава о чудотворениях иконы распространилась не только в Запорожье, но и по всей Украине. В 1770 г. настоятель Новокайдакской церкви Фёдор Фомич подал официальное заявление о чудотворной иконе.

Петр Калнышевский дал указание собирать сведения о чудотворной иконе Старокодацкому Запорожскому духовному управлению во главе с протоиереем Григорием Прохоренко. Было собрано первое ее описание, ее история, чудеса и знамения. По распоряжению атамана Петра Калнышевского этот образ был перенесен из алтаря и установлен в специально сделанном киоте посреди церкви, что являлось открытым признанием иконы чудотворной.

30 декабря 1772 года чудотворная икона была одета в серебряный с золотом оклад на деньги Петра Калнышевского, украшена жемчугом и сапфирами, отчего в народе приобрела также название – икона Калнышевского. С этого же года вся казацкая старшина регулярно на Сретение Господне собиралась в храме, совершая торжественный молебен пред Чудотворной иконой Божией Матери.

Много лет праведный Петр Калнышевский общался с преподобным Паисием Величковским, активно помогал материально афонскому братству старца Паисия на Святой Горе и в Молдовалахии. Сохранившиеся письма преподобного Паисия к праведному Петру Калнышевскому доносят свидетельства о добродетелях Калнышевского, поддержку и поучения преподобного «христолюбивому воинству». Последний предводитель запорожских казаков был также ктитором афонского казачьего скита «Черный Вир», Свято-Ильинского скита, монастыря Симонопетра на Афоне и монастыря Драгомирна в Румынии, других обителей и храмов. Передавал он щедрые пожертвования и к Гробу Господню в Иерусалиме.

«Венец на небесах» Петру Калнышевскому был предсказан прп. Паисием Величковским (см.: ).

Русской-турецкая война и конец Запорожской Сечи

В ходе русско-турецкой войны 1768-1774 гг. П. Калнышевский с запорожцами действовал в армии графа Румянцева и отражал турецкие набеги на запорожские земли по реке Бугу. В 1770 году он получил в награду золотую медаль с портретом государыни, осыпанным бриллиантами.

В Сечи в это время составился заговор с целью убить атамана Калнышевского и войскового старшину и перейти на сторону турок, но замысел был открыт и виновные строго наказаны.

Одновременно с участием в военных действиях Петр Калнышевский занят был управлением Запорожья; он неоднократно объезжал его обширные земли, которые старался колонизовать, приглашая для этого не только малороссов, но и молдаван и болгар из Новой Сербии и Польши, и селил переселенцев по Днепру. На запорожских степях устраивались села, хутора и зимовники.

Заключение мирного Кючук-Кайнарджийского договора между Россией и Османской империей 10 (21) июля 1774 года оказалось роковым для Запорожья: через год оно было уничтожено.

Арест и заключение

4 июня 1775 г. Запорожская Сечь была окружена войсками под командованием генерала Текели и затем раскассирована. Петр Калнышевский и архимандрит Владимир (Сокальский) смогли удержать запорожцев от вооруженного сопротивления.

В трагические дни ликвидации Запорожской Сечи последний запорожский атаман Петр Калнышевский сохранил верность христианским заповедям. Когда большинство казаков настаивало, чтобы кошевой дал команду отбиваться от российских войск, Калнышевский, памятуя евангельскую заповедь о миротворчестве, удержал запорожцев от пролития крови единоверцев, и развязка приняла мирный характер. Этим он спас жизни сотень казаков, которые потом смогли возродить казачество на Дунае и Кубани.

Сам же Петр Иванович, несмотря на приказ не оказывать сопротивление, все же был арестован и доставлен под конвоем в Петербург в Военную Контору, где пробыл в заключении около года. Сперва его предполагалось казнить, но 4 мая 1776 г. смертная казнь была заменена вечным заточением в монастыре.

Местом заточения избран был Соловецкий монастырь.

11 июля 1776 г. Петр Калнышевский под конвоем секретно был доставлен в Архангельск, а 29 июля на Соловки, где и передан был архимандриту Досифею. На Соловках Калнышевский находился в заключении 25 лет; первое время он помещался в тюремной камере, а затем в кельях.

Вся духовная сила христианской натуры последнего запорожского кошевого проявилась в смиренном и безропотном принятии от Господа своего креста в период Соловецкого заточения. Даже на склоне своих лет свою тюремщицу царицу Екатерину II он поминал не иначе как «блаженная и вечнодостойная памяти всеавгустейшая императрица великая Екатерина». В монастыре с Калнышевским в течение всего его соловецкого заточения обращались строго: содержали безвыпускно в монастыре и удаляли не только от переписки, но и от всякого общения с посторонними людьми. Это положение не изменилось вплоть до 1801г. Только святость жизни в таких условиях может уберечь человека от умалишения. А то, что его образ жизни был затворническим, свидетельствуют и его вопросы к крестьянам, случившимся быть на Соловках: «Кто царем теперь? Как цари живут нынче, и какие благополучия на Руси теперь?» Как сильно эти вопросы и это «святое любопытство» напоминает вопросы преподобной Марии Египетской к авве Зосиме: «Скажи же мне, отец, как теперь живут христиане, царь и святые церкви?».

Условия содержания Калнышевского были крайне строги и тяжелы морально и духовно, но материально достаточно сносны и безбедны, о чем свидетельствуют богатые дары, которые Петр Иванович, следуя своему боголюбивому нраву, преподносил Соловецкой обители (только стоимость ценных подарков монастырю составила половину всех выделяемых средств на содержания запорожского кошевого, а сколько было роздано Петром Ивановичем на милостыню – одному Богу известно).

Соловецкий крест Петра Калнышевского — моральные страдания человека, невинно обвиненного, лишенного всех гражданских прав и свобод и заключенного в узы. В этом христианский подвиг веры Петра Калнышевского можно сравнить с подвигом веры ветхозаветного Иова Многострадального.

И действительно, последний кошевой атаман место своей скорби воспринял как место духовного подвига. В традиции было у запорожцев, если они не погибали на войне, то часто уходили заканчивать дни своей земной жизни, подвизаясь в подвигах духовных в монастыре. Видимо, в свое время такую кончину себе готовил и Петр Калнышевский, будучи еще кошевым атаманом. Поэтому со спокойным духом Петр Иванович принял волю Божию, когда царским указом был заточен в монастыре, куда и так стремилась его душа.

Заключение в Соловецком монастыре сделало Калнышевского еще более благочестивым и аскетичным; жил он, по аттестациям властей, чрезвычайно тихо и спокойно, ревностно исполняя требуемые Православной Церковью обряды, регулярно исповедовался и причащался.

Освобождение и последние годы жизни

В ответ на дарование ему свободы Александром I кошевой писал, что и «здесь (в Соловецком монастыре) оною (свободой) наслаждаюсь в полной мере». Таким образом, согласно свидетельству самого Петра Ивановича, в конце жизни он достиг той духовной свободы, к которой стремится всякий православный христианин. Не желая покидать монастырь, после помилования в 1801 году императором Александром I, бывший атаман просил оставить его «в обители сей ожидать со спокойным духом приближающегося конца своей жизни», чтобы «остаток дней своих посвятить в служении Единому Богу в сем блаженном уединении, к коему чрез двадцатипятилетнее время своего здесь пребывания привык я совершенно».

Следуя старому запорожскому обычаю, Петр Калнышевский остался доживать свой век в православном монастыре. Его благочестивая жизнь и откровенная набожность, без сомнения, внушала искреннее уважение монашеской братии. Получив свободу, Петр Иванович сделался простым послушником Соловецкой обители и, прожив два года на свободе, почил в мире с людьми и Богом «смертью благочестивою доброю» 13 ноября (31 октября ст. ст.) 1803г. Последний кошевой атаман Запорожской Сечи был похоронен на почетном месте – южном подворье Спасо-Преображенского собора, рядом с могилами видного государственного и церковного деятелей начала XVII века Авраамия Палицына и соловецкого архимандрита Феодорита. На плите, положенной на его могиле в 1856 г. архимандритом Александром (Павловичем, впоследствии епископом Полтавским и Переяславским), сказано, что Петр Калнышевский умер 112-ти лет от роду.

В одном из последних своих писем к Петру Калнышевскому за 1772 г. преподобный Паисий Величковский, обращаясь к будущему мученику, пророчески заканчивал такими словами: «Созидает Вам Христос храмину нерукотворену вечну на небесех, за украшение обителей украист душу Вашу венцем неувядающим, за приодеянии нагих удов Христовых одеет душу Вашу нетления одеждою и сподобит в Небесном Своем чертозе вечно наслаждатися божественныя Своея славы»

Торжественное богослужение возглавил Блаженнейший Митрополит Онуфрий, впервые посетивший Запорожскую епархию в качестве Предстоятеля УПЦ.

Прославление святого праведного Петра Калнышевского, последнего кошевого атамана Запорожской Сечи, состоялось в Запорожье 13 ноября. Торжественное богослужение возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, впервые посетивший Запорожскую епархию в качестве Предстоятеля УПЦ, сообщает News.church.ua.

Божественную литургию с чином прославления Его Блаженство совершил в Покровском архиерейском соборе Запорожья. Предстоятелю сослужили 14 архиереев: митрополиты Вышгородский и Чернобыльский Павел, наместник Успенской Киево-Печерской лавры, Бориспольский и Броварской Антоний, Управляющий делами УПЦ, Днепропетровский и Павлоградский Ириней, Переяслав-Хмельницкий и Вишневский Александр, архиепископы Василий (Златолинский), Запорожский и Мелитопольский Лука, Изюмский и Купянский Елисей, Сумской и Ахтырский Евлогий, Городницкий Александр, епископы Обуховский Иона, Ирпенский Климент, Бердянский и Приморский Ефрем, Вознесенский и Первомайский Алексей, Конотопский и Глуховский Роман, а также духовенство Запорожской епархии УПЦ.

К богослужению в Покровском соборе установили казацкий иконостас ХVIII века, подаренный Запорожской епархии меценатом Евгением Анисимовым, а также киот с вложенной иконой святого праведного Петра Калнышевского. За Литургией молились прихожане и паломники, общественные деятели, представители региональных казачьих организаций. Проведение торжеств освещали журналисты церковных и светских СМИ.

После совершения последней заупокойной литии по Петру Калнышевскому, митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел огласил решение Священного Синода УПЦ о канонизации праведника в лике местночтимых святых Запорожской епархии. Житие новопрославленного святого зачитал архиепископ Сумской и Ахтырский Евлогий.

Во время торжественного богослужения Предстоятель УПЦ обратился к пастве со словом проповеди. Блаженнейший Владыка отметил заслуги святого Петра Калнышевского перед Богом, Церковью и Родиной, призвал паству следовать примеру христианской любви праведника.

По завершении богослужения Блаженнейший Митрополит Онуфрий поздравил всех присутствующих с праздником и выдающимся событием в жизни епархии – прославлением святого праведного Петра Калнышевского. Архипастырь тепло приветствовал архиепископа Запорожского и Мелитопольского Луку, который отметил в этот день 10-летие архиерейской хиротонии. За заслуги перед Украинской Православной Церковью Предстоятель удостоил преосвященного владыку высокой награды – ордена преподобных Антония и Феодосия Печерских I степени.

Святой праведный Петр Калнышевский – последний кошевой атаман Запорожской Сечи, военный и политический деятель, дипломат. Родился в селе Пустовойтовка Роменского уезда Полтавской губернии (ныне Сумская обл.), по легенде, попал на Запорожье в возрасте 8 лет. Прошел путь от оруженосца до кошевого атамана – главы войска, которого выбирали из наиболее опытных и храбрых старшин. Прослыл выдающимся военачальником и меценатом-благодетелем: на свои средства построил три церкви, подарил ценное Евангелие храму родного села. После уничтожения Сечи был осужден на пожизненное заключение в Соловецком монастыре. За 25 лет пребывания на Соловках ни разу не обратился с прошением о помиловании. В 1801 году был освобожден приказом императора Александра, однако покидать обитель отказался. Через два года умер в возрасте 112 лет. Похоронен рядом с Преображенским собором Соловецкого монастыря.