Главная · Cтраны СНГ · Историческая реконструкция. Военно-историческая реконструкция

Историческая реконструкция. Военно-историческая реконструкция

Опубликовано: 11.01.2018 Категория: Авторский очерк

На данный момент российское правительство так и не решило, чему посвятить наступивший год Желтой (Земляной) Собаки. А почему бы не приурочить его к такой замечательной вещи как «ожившая история». Ведь следующие 12 месяцев потрясут Отечество не только феноменом под названием «ЧМ мира 2018», но и другим – под именем «историческая реконструкция 2018». Ролевые мероприятия для многих россиян давно стали синонимом удачного отпуска. Разумеется, имеется в виду не только война, но и мирные занятия. Скорее, целый исторический комплекс. Да, история может оживать. Все в наших силах. В статье вы узнаете о фестивалях СНГ подробнее.

Что такое военно-историческая реконструкция

С 1979 года описываемое хобби – вид деятельности узкого круга лиц, увлеченных романтикой средневековых баталий, Гражданской и Великой Отечественной войн.

Полномасштабно историческая реконструкция стала частью России лишь в 1990-е годы. Она касается восстановления (реконструкции) исторического комплекса, связанного с конкретным временем, конкретным местом и конкретным событием. В 90-х все начиналось не с исторических сражений, а с… фэнтезийных. Дело в том, что основным контингентом в организации такой акции, как фестиваль исторической реконструкции стали толкинисты, фанатеющие от мира, созданного английским писателем Д. Толкином. Некоторые из них до сих пор живут исключительно Средиземьем, часто разговаривая друг с другом на языке хоббитов или эльфов. Хотя большинство их идейных последователей переключились на Вестерос, созданный умами сценаристов «Игры престолов». «Ролевики» уже имели опыт «оживления» событий, хотя и не исторических. Они создавали костюмы, оружие, крепости и частоколы, писали постановочные сценарии.

Остается добавить, что за рубежом «воскрешение истории» (также как и все связанные с ней забавы) вошло в обиход значительных масс населения намного раньше. Дело в том, что процесс этот был прочно связан с общественным движением living history («живая история»), родившимся еще в середине прошлого столетия. На данный момент течение «переродилось» в некоторую разновидность школьных уроков, средневековые фестивали (в эпоху Средневековья многие города Запада были отдельными государствами – ныне население выносит на улицы их гербы), а также работу скансенов – музеев под открытым небом. Их работники полностью восстанавливают исторический комплекс определенной эпохи и связанные с ним традиции определенного этноса (костюм, орудия труда, архитектуру, быт, оружие и ритуалы). Фактически старинная жизнь предстает перед зрителем (учеником урока истории) во всех своих подробностях.

Итак, у нас тоже появились такое понятие как клуб исторической реконструкции (КИР). А совместная деятельность данных объединений энтузиастов (из разных уголков государства) соответственно «родила» глобальный интерактивный перфоманс, который принято именовать фестиваль исторической реконструкции (ФИР). Сейчас это – нечто значительнее того, что толкинисты 90-х называли «сделать игрушку». На фестиваль, как правило, съезжаются сразу несколько организаций «исторических ролевиков». Причем определенное событие стараются воссоздать в локации, где оно имело место быть.

Крупнейшие фестивали исторической реконструкции 2018

На просторах СНГ (в сотнях его городов и сельских поселений) регулярно проходят зрелища в рамках различных ФИР. Однако тысячи участников и зрителей, а также десятки журналистов собирает не каждый из них. В номинацию «крупнейший фестиваль исторической реконструкции» попали « » – глобальное действо, ежегодно происходящее в разных уголках Большой Москвы. Зародилось оно еще в 2011 году – в парке «Коломенское», имея целью представить широкой общественности события на Руси 9-11 веков. Однако в следующие годы оно обратилась к более поздним страницам биографии нашего Отечества, и не только нашего. В теущем году мероприятие придет под именем «Времена и эпохи. Собрание». Москва собирается удивить россиян и гостей ЧМ из других стран своеобразной машиной времени. С 12 по 23 июня на разных площадках соберется население разных стран и столетий, удивляя зевак своим облачением, ремеслом, блюдами, танцами и песнями! С «Временами» соперничает (по известности и вовлеченности людей) только «День Бородина» (о нем будет ниже).

Особую популярность имеют и так называемые средневековые фестивали. Часть мероприятий (в том числе эпизод регаты исторических судов) пройдет в рамках уже указанного зрелища «Времена и эпохи. Собрание». Об остальных расскажем ниже.

Древняя Русь и эпоха викингов

Средневековые фестивали в РФ имеют хронологическую рамку восстанавливаемых событий, начинающуюся с 9 века. Дело в том, что это столетие стало судьбоносным в истории восточнославянских народов. Имела место попытка их объединения в единое государство. Одновременно данное столетие являлось расцветом походов викингов.

В разных областях России 9 век стал основной тематикой деятельности исторических клубов. В этом году у таких объединений есть новый повод для встречи – «Русборг 2018» (он соберет почитателей первых русичей в мае, место пока неизвестно). «Русборг» «достает» из тьмы веков военные кампании, происходившие на территории нынешнего Северо-Западного федерального округа Российской Федерации – в 9-11 столетиях.

«Ладейное поле» и «Абалакское поле» – ФИРы, имеющие свою «изюминку». Их участники вынуждены передвигаться на больших деревянных лодках – ладьях, кноррах или драккарах. В новом году на «Ладейном поле» в качестве места действия будет выбрана Волга под Ярославлем. Планируется сплав (кое-где со стоянками) до самой Казани. Сибирский «Абалак» на 7-8 июля второй раз приглашает всех в Тобольск. Очередной сюжет этих «Полей» – морские бои с участием русичей, викингов, финских и балтских лучников, а также воинские состязания.

Последнее событие, о котором стоит упомянуть в данной связи – «Былинный берег». На этом «слете» не берется в расчет определенное событие. Это – серия бугуртов (полевых командных схваток), иллюстрирующих непростые отношения Киевской Руси со Скандинавией и другими соседями. Брендом фестиваля (помимо общих для таких мероприятий турниров на мечах и соревнований лучников) является состязание суличников (сулица – маховое оружие, имеющее сходство с булавой, отличается от нее конструкцией насадки). Новым былинным берегом 27-29 июля станет берег Волги у деревни Топорок (сельское поселение Федоровка, Кимрский район Тверской области).

Средневековые фестивали 2018

Мы всегда предрасположены к чему-то наиболее впечатляющему – к устрашающим железным доспехам, к лязгающим о них большим мечам или секирам, к сентиментально повязанному на копье рыцаря дамскому платочку... Через несколько месяцев все это снова повторится в разных русских городах! Средневековые фестивали 2018 это:

  • «Поле Куликово» (пройдет 13-16 сентября близ тульской деревни Татинка);
  • «Рыцарский турнир Святого Георгия» (прогремит с 30 апреля по 2 мая в Москве);
  • «Наследие веков» (конец июня, Беларусь);
  • «Рыцарский фест Мстиславля» (июль, Беларусь);
  • «Битва четырех эпох» (июль, парк «Сула», Беларусь);
  • «Генуэзский шлем» (Судак, август).

Начнем с «Поля Куликова». Это довольно популярная историческая реконструкция. 2018 год на Красном холме снова обещает нам грандиозные стычки и состязания лучников. Берег Дона у Татинки – место переправы войск Д. Донского перед битвой.

Схватки на мечах, свистящие стрелы – именно этим интригуют туристов средневековые фестивали. 2018-й год станет временем проведения нескольких «интерактивных спектаклей, связанных с Западной Европой. А большая часть из них будет посвящена не придворным балам, а полюбившимся людям нашей планеты рыцарским турнирам, а также полевым сражениям в полной экипировке. В среде самих участников последняя идиома больше употребляется в форме французского оригинала – «новое рождение» масштабной битвы называют словом «бугурт». Бугурты пройдут и на «Поле Куликовом», и на «Рыцарском турнире Святого Георгия» (в парке «Коломенское»). Приходите заранее.

Средневековые фестивали «Наследие веков», «Рыцарский фест Мстиславля» и «Битва четырех эпох» – яркое воплощение коллективных проектов исторических клубов России и Беларуси. Как всегда мероприятия пройдут на территории последнего из указанных государств. В последних числах июня замковый комплекс Мир (Гродненская область) станет местом слета средневековых музыкантов, конных удальцов и всяких рыцарей («Наследие веков»). В Мстиславле (Гродненская область) и в парке «Сула» любители средневековой культуры соберутся уже в июле. Три акции во всей красе покажут рыцарей-шляхтичей, «крылатых» гусаров Речи Посполитой, жалмеров, мушкетеров из стран Западной Европы, стрельцов и казаков. Фоном для фестиваля послужат старинные замки.

Очередное шоу с выбиванием противника из седла огромным копьем, боем на мечах и соревнованием лучников готовит нам летний Крым. Традиционно в августе в генуэзской крепости (той, которая находится в одном из прибрежных кварталов Судака) горожан и гостей города собирает «Генуэзский шлем» – фестиваль, вошедший в пятерку лучших рыцарских зрелищ Европы! Сюда съезжаются реконструкторы-медиевисты со всех стран.

Наполеоновские войны

В отличие от понятия «средневековые фестивали» концепция иных ролевых зрелищ не предполагает турниров. Здесь больше задействованы штурмы оборонительных сооружений, атаки, восстановление некоторых обстоятельств позиционной войны.

Историческая реконструкция более позднего времени традиционно (по вполне понятным причинам) имеет более расширенный состав участников. Ярким примером таковой служит «День Бородина» – реконструкция решающих этапов Отечественной войны на территории нынешних Калужской, Московской и Смоленской областей в 1812 году. В сентябре в заповедник «Бородинское поле» стекутся соотечественники со всей РФ.

Однако в наступающем году в центре внимания реконструкторов окажется и Краснинское сражение. У сегодняшнего поселка Красный русские бились с французами 4 дня и победили неприятеля. Все произойдет снова – у речки Лосьмины (на дороге Смоленск-Красный). Кстати, помимо россиян, в битве примут участие клубы из Беларуси.

В самой Беларуси войну 1812 года традиционно почтут масштабным действом «Березина». Под городом Борисовом, у Страхова леса (где найдены навершие знамени одного из русских полков и солдатский складень) пройдут костюмированные мемориальные церемонии, а также реконструкция одного их эпизодов преследования отступающих наполеоновских частей. Событие пройдет в конце ноября – к самой дате.

Реконструкции ВОВ

Крупный фестиваль исторической реконструкции, связанный, в том числе, и с Великой Отечественной войной, как всегда пройдет в Севастополе. На этот раз – 15-16 сентября. Акция, в рамках которой восстановят несколько эпизодов обороны города, носит название «Крымский военно-исторический фестиваль». Его открытие состоится на Историческом бульваре, который проложен на территории оборонительных сооружений 1-й Обороны. Кстати, фестиваль воскресит и события предшествующих эпох, связанные с этим местом.

2 февраля вся страна еще раз отметит Сталинградскую Победу. В этот день в городе-герое Волгограде помимо церемонии возложения венков и цветов к Вечному огню состоится и военно-историческая реконструкция. Одно из сражений Сталинградской битвы (прорыв советской 64-й армии уже реконструировано в Кировском районе города – 21 октября).

9 декабря на набережной реки Быстрая Сосна (город Елец) войска Юго-Западного фронта вновь «оживут», чтобы провести наступление первой половины декабря 1941 года. Жители этого города были полностью освобождены от немецко-фашистских захватчиков.

Яркая историческая реконструкция планируется к проведению на юге Воронежской области. 14 января под городком Россошь будут показаны подробности освобождения этого населенного пункта от гитлеровцев. Бои разгорятся в пойме Черной Калитвы. В них примут участие жители Воронежской, Белгородской, Ростовской, Волгоградской и Московской областей, а также исторические реконструкторы из Италии (в «роли» захороненных здесь соотечественников, воевавших на стороне Третьего Рейха). Зрители пообщаются с участниками реконструкции, краеведами, историками, увидят старую технику. Главная особенность – масштабное применение пиротехнических средств.

Клубы исторической реконструкции России

Обычно руководители творческих объединений, «оживляющих историю» – люди, так или иначе связанные с историей (занятые летом на раскопках, а в другое время – профессиональной деятельностью в вузах). Но есть много исключений. Ведь знание прошлого (не только российского) входит сейчас в моду. Члены КИР собираются в выделенных им помещениях для изготовления (или сбора) аутентичных «своей» эпохе предметов быта или костюмов. Они посещают уроки исторического фехтования или стрельбы (если организация реконструирует комплекс Нового или Новейшего времени). Участники реконструкций имеют даже возможность заработать. Они способны украсить «боевкой» или «церемониалом» связанное с «их» темой торжество. Реконструкторы часто снимаются в документальном (а сегодня чаще в художественном) кино, посвященном «делам давно минувших лет». КИР объединяют людей всех возрастов и профессий.

Теперь вы знаете, чему еще можно посвятить год 2018. Историческая реконструкция ждет вас и в качестве зрителя, и (по желанию) – в качестве участника. Ведущие КИР, как правило, имеют свой сетевой ресурс, где обозначена сумма взноса, выкройки исторических костюмов и место сбора. Там же можно получить много другой полезной для начинающего реконструктора информации. Нам очень польстит, если после прочтения этого обзора хоть один из читателей лично запишется в клуб исторической реконструкции. Посмотрите вокруг и поймете: сделать это не поздно в любом возрасте.

1

Что такое историческая реконструкция? - Это воссоздание разных явлений прошлого: костюмов, бытовых предметов, оружия, технологий, занятий, событий.
Реконструкция в России за последние годы стала социально значимым способом репрезентации прошлого. Движение прошло долгий путь, чтобы разработать направления, выйти на улицы, вписаться в городские ландшафты.
Сейчас Россия лидирует в мире по масштабам, качеству и количеству исторических фестивалей. Ежегодно их посещают сотни тысяч россиян, в них участвуют тысячи реконструкторов, которые представляют эпохи от Античности до конца XX века.
Я расскажу о двух аспектах реконструкции, которые значимы для активизации исторической памяти:
Первое - воссоздание предметов материальной культуры и технологий разных эпох. Это память о том, как и чем жили предки.
Второе - воссоздание для публики исторических событий, в основном - известных сражений. Это память о славных деяниях предков.

Воссоздание предметов прошлого

Воссоздание предметов прошлого - это базис движения. Через изучение материальной культуры активизируется память о том, чем жили предки. Человек осваивает массу первоисточников, часто начинает практиковать ремесло. Сотни людей в движении изучают археологические каталоги, гравюры, фрески, книжные иллюминации, читают летописи и мемуары, ездят в экспедиции, проникают в запасники музеев. Они ищут ответ: как сделать достоверную реконструкцию костюма или вооружения.
Параллельно они ездят по деревням за домотканым льном или ткут его сами, работают в кузнице, льют украшения, выдувают стекло. Кто-то рубит копии древнерусских изб, кто-то строит скандинавский драккар или испанский бриг и ходит по морям. Кто-то мастерит античные кифары, другие восстанавливают танки Второй мировой, или сшибаются на конях в рыцарском турнире, или учатся заряжать штуцер, как принято в армии Наполеона.

Активизируется не только национальная память. Человек осознаёт, что принадлежит к европейской культуре, несмотря на исторические конфликты. Европейские темы популярны в России не менее, чем собственные. Дело, конечно, не в недостатке патриотизма. Реконструкция вообще слабо идеологизирована, и в этом часть её притягательности.
Ориентация на первоисточники, архивы, археологию - сильная прививка от выдумок, неважно, русофобские они или патриотические. Разумеется, приверженность альтернативной истории - немыслимая вещь в движении.

Нравы реконструкторов

Человек воспитывается в процессе воссоздания артефактов и вдумывания в историю со всеми ее противоречиями. Это воспитание любознательности, работы с источниками, а также навык изготавливать вещи своими руками. Это особо актуально для поколения, с детства уткнувшегося в гаджеты. В клубах, где много молодежи, задачу редко формулируют как «патриотическое воспитание», разве только для чиновников. Однако я не знаю в движении нигилистов и русофобов, ни среди реконструкторов Руси, ни Европы, ни Наполеоновской армии, ни Вермахта. Для реконструкторов вообще характерны здоровые ценности, «впитанные» из прошлого: крепкие семьи, традиционные гендерные роли, культ товарищества.

Аудитория исторических фестивалей

Энтузиазм реконструкторов заразителен - гости фестивалей уходят заинтересованными эпохой, а бывает, и сами начинают свой путь в реконструкции.
Вообще, уровень аудитории сильно вырос. 10 лет назад посетитель фестиваля часто не отличал викинга от индейца. Сейчас это редкость, с гостями часто завязываются интересные дискуссии. Этой весной в Крыму мы ходили в поход по горам в полной выкладке римских легионеров. И где-то на глухой тропе нам встретились туристы. Первый их вопрос был: «А вы легионеры эпохи республики или принципата ?»
Просветительский успех исторических фестивалей во многом обязан тому, что гости вовлекаются в происходящее. Человек печет хлеб в глиняной печи, кует нож, лепит горшок на гончарном круге, стреляет из лука или пищали, катается на ладье, учится писать уставом, печатает гравюру, ходит строем. То есть получает комплекс впечатлений, погружается в эпоху и прихватывает на память артефакт, который сам и изготовил.

Воссоздание сражений

Переходим к другому аспекту - реконструкции сражений. Вспомним римлян, которые в амфитеатрах разыгрывали эпизоды Пунических войн . Как и сейчас, эти реконструкции служили и развлечению публики, и культивации национальной памяти. Для большинства народов военные подвиги и ключевые битвы являются системообразующими мифами. Это «мифы» в исходном значении - учителя и водители наций в мировой истории. В таком качестве их обычно поддерживает государство.

Битва при Гёттисберге

Photo by Robert London

Яркий пример культивации национального мифа через реконструкцию - битва при Гёттисберге в США. На поле боя находится военно-исторический парк, а сама битва ежегодно собирает до 10 тысяч участников, это крупнейшее событие в мировой реконструкции. Некоторые участники идут до поля боя пешим маршем по 150 миль. Вообще, реконструкция Гражданской войны, причем с сочувствием к обеим сторонам, - настоящий культ в Америке.

Битва при Уксусном холме

Часто государство актуализирует подзабытые события, которые могут укрепить национальную идентичность. Например, в Австралии власти сочли, что гражданский культ АНЗАКов , участвовавших в Первой мировой, недостаточен. Рождение австралийской нации решили отодвинуть на сто лет - к малоизвестной Второй битве при Уксусном Холме, где ссыльные ирландцы отбили британскую армию. На этом холме поставили памятник и с 2004 года учредили ежегодную реконструкцию. Она собирает тысячи зрителей и привлекает внимание мировых СМИ.

Реконструкция сражений в России

В России реконструировать сражения начали в 1906 г. Первый опыт был посвящен обороне Севастополя в Крымскую войну. Тема заинтересовала и большевиков: в 1920 г. реконструировали штурм Зимнего дворца, который случился три года ранее. Потом все затихло до начала 1970-х, когда фильм Бондарчука «Война и мир» вызвал интерес к эпохе Наполеона.
В 1987 году первые клубы СССР устроили поход по местам боевой славы Двенадцатого года. Это считается началом организованного движения реконструкции в России. Неудивительно, что фестиваль «Бородинская битва» - самое известное в России историческое мероприятие. Это старейший фестиваль, он воспроизводит одну из ключевых битв в русской истории, причем на реальном поле боя, что большая редкость. Есть фестивали, посвященные Куликовской битве, Ледовому побоищу, битве при Молодях, Брусиловскому прорыву и другим крупным военным событиям.
Далее я расскажу о нескольких проектах агентства «Ратоборцы». В этих проектах акцент на русской истории, они по-своему служат активизации исторической памяти.

Времена и эпохи

Начну с серии «Времена и эпохи ». Это крупнейший в мире реконструкторский фестиваль в мегаполисе. Серия началась в 2011 г, с тех пор каждый год фестиваль проходит в парке Коломенское. Ключевая идея - ежегодная смена исторической темы. Первый фестиваль был посвящен эпохе Древней Руси, его сделали малой командой всего за два месяца. При это он собрал 1000 участников со всей России и 50 000 зрителей - по тем временам неслыханно много. Отзывы были положительные, мы поняли, что нашли свою нишу.
В 2012 году фестиваль был посвящен 400-летию завершения Смутного Времени. Центральным событием стала реконструкция Московской Битвы 1612 года.
Третий фестиваль представил европейское Средневековье. Здесь же провели первый в России международный рыцарский турнир на цельных копьях - без бутафории, популярной на Западе. Этот турнир, кстати, вырос в отдельный фестиваль - «Турнир святого Георгия».
В 2014 году темой была Первая мировая война. Здесь скажу, что столкновение с родной историей не всегда комфортно. Была неожиданно бурная реакция на реконструкцию обороны Осовца. Зрители выходили с трибун восхищенными и заплаканными, при том что раньше про этот подвиг ничего не слышали. Была и волна негатива, мол, нельзя столь убедительно показывать душераздирающие события, которые были по историческим меркам недавно. Так или иначе, равнодушных не было. «Забытая война» всплыла в памяти москвичей и пробрала до костей. Не о таком ли трагическом катарсисе говорил Аристотель?
В прошлом году мы решили напомнить Третьему Риму о его духовном пращуре - Риме первом. Для этого меньше чем за год почти с нуля развили экзотическую для России тему античности. Древний Рим вызвал бешеный интерес - фестиваль посетило 300 000 человек.
В этом году «Времена и эпохи» снова были посвящены Древней Руси. Это был крупнейший фестиваль серии. Здесь же провели конференцию, где выступали ведущие российские археологи.

Если «Времена и эпохи» - это самый крупный фестиваль в России, то Крымский военно-исторический фестиваль - самый длительный. Он проходит с 2014 года на Федюхиных высотах близ Севастополя. Задача фестиваля - напомнить о славной истории полуострова, начиная с Боспорской войны I в н. э., заканчивая освобождением Севастополя в 1944 году.
Ключевые площадки фестиваля - древнеримская крепость, средневековая фактория, поле боя Великой Отечественной.
Самая атмосферная площадка - Крымская война. На Федюхиных высотах шли бои в 1855 году. Для фестиваля здесь выстроены позиции русской армии и интервентов. Это крепостные батареи с орудиями, казармы, пороховой погреб, осадные параллели. В этом году гостям показали штурм Малахова кургана.
Всего в этом году на фестивале было 11 площадок разных эпох и армий. Они работали 9 дней. В дальнейшем надеемся открыть на Федюхиных высотах исторический парк, работающий круглый год.

Факты не существуют — есть только интерпретации.

Фридрих Ницше

Наука не сводится к сумме фактов, как здание не сводится к груде камней.
Жюль Анри Пуанкаре

Реконструкция в России существует уже почти 30 лет, есть много наработок, но и много проблем, которые тоже нуждаются в систематизации. Данная аналитическая статья ставит своей целью взглянуть на историческую реконструкцию средневековой Руси и ее соседей с точки зрения проблематики соответствия основных понятий, заявленных в определении исторической реконструкции, и реального положения вещей.

Историческая реконструкция: понятия и определения

Историческая реконструкция — воссоздание материальной и духовной культуры той или иной исторической эпохи и региона с использованием археологических, изобразительных и письменных источников .

Источники – это основа для реконструкции, обойтись без них невозможно. Если репродукции изобразительных источников можно найти, то работа с археологическими и письменными источниками производится опосредованно через научные исторические книги, на которые, как правило, и ссылаются в своих работах реконструкторы. Более того, на жаргоне реконструкторов, научные исторические книги и называются «источниками». Но научные исторические книги не отражают сами факты, а только их научную интерпретацию.

Воссоздание (моделирование) – сводится к внешнему копированию (макетированию) отдельных элементов, в основном материальной культуры, зачастую с применением современных материалов и технологий. Доля аутентичных технологий и материалов невелика. Что же касается духовной культуры и социальной сферы, то попытки реконструкций в этой области весьма сложны и спорны, поэтому носят либо формально игровой, либо фентезийный характер.

Выведем понятия:

  • Уровень аутентичности — это набор критериев аутентичности, определяющий достоверность реконструкции материального объекта или процесса на уровне: источников, материалов и технологий.
  • Допуск или субъективно усредненные «жесткие требования» — абстрактный набор субъективно усредненных требований к аутентичности комплекса костюма и аксессуаров (ККА) и/или комплекса доспехов и вооружения (КДВ), предъявляемые организаторами мероприятий и клубов исторической реконструкции. Этот набор требований различен на разных мероприятиях в различных клубах, не имеет общепринятой структуры.

Источники. Соответствие интерпретаций фактам

Письменные источники – письменность как форма коллективной памяти используется для фиксации событий, считающихся подлежащими запоминанию, сообразно ценностям культуры, видению власти или автора текста. А это, как правило, «исключительные события: единичные или в первый раз случившиеся, или же те, которые не должны были произойти, или такие, осуществление которых казалось маловероятным». Письменные источники не дают полной картины, а только фрагменты, фиксации из ряда вон выходящих событий, связанных в основном с действиями высших слоев и их окружения. Письменные источники дают отрывочные сведения, о названия предметов одежды и как выглядели представители власти и народа.
Но не всегда летописцы лично участвовали в событиях, поэтому интерпретировали события более ранних летописей, либо записывали со слов очевидцев. В качестве критики источника можно взять версию преувеличений в летописях, используемую для подчеркивания величия того или иного князя, в плане количества и быстроты побед, численности войск, доспехов и вооружения, богатства одежды князя и окружения. С распространением письменности появляются сведения о жизни и внешнем облике не только высшего сословия, но и обычных людей, эти сведения более точны, так как менее подвержены идеологическим правкам.

Главным заказчиком на летописи была власть, для которой писались летописи и, позднее, правились под идеологию меняющейся власти. Б.А. Рыбаков пишет в «Мире истории» о написании и правках средневековых летописей в угоду власти. Курьез в том, что собственный труд Б.А. Рыбакова имеет ссылки на тогдашнюю доктрину власти, Марксистко-ленинскую идеологию.
Изобразительные источники. Средневековые изобразительные источники, иконы, миниатюры, рисунки, дают представление о внешнем облике. В качестве критики источника приведем, что изобразительные источники сильно канонизированы, подвержены влиянию других культур, в частности Византийской.
Для примера каноничности возьмем иконы одного сюжета «Сорок мучеников Севастийских» – три греческие и одну Новгородскую, — как изобразительный источник для реконструкции мужских портов, Рисунок 1(см. выше)
Вывод: На четырех представленных иконах одного сюжета, но разных авторов, очень похожие очертания портов и манера их завязывания. Нужен критический подход к изобразительным источникам и сравнительный анализ перед использованием источника.

Археологические источники — доступ к археологическим источникам сильно ограничен, поэтому для реконструкции используются их прорисовки, фотографии и описания в научно-исторических книгах. В качестве критики источника нужно отметить, что в археологии часто встречаются случаи, когда нет единого мнения по поводу идентификации предмета и его предназначения. Так же существует проблема разночтения у различных авторов по интерпретации находок, нехарактерных для определенного племени и ареалов расселения.
Из личного опыта создания паспорта костюма. В научно-исторических источниках было найдено описание и прорисовка на поясное кольцо, в одних оно «поясное кольцо», в других «фибула», в третьих — «украшение». Хотя это один и тот же элемент, отлитый из бронзы, с одинаковым рисунком и размерами. Встречается такое же разночтение с идентификацией поясных пряжек и замкнутых фибул.

Вывод по источникам: в вышеперечисленных группах источников существует проблема интерпретации и идеализации т.е. подгонки материала под определенные стандарты, идеологии власти, культуры, либо видение автора.
Реальность — это факты, а научная интерпретация фактов, это версии, теории и т.д. Получается два искажения фактов, первое во времена, когда создавались письменные и изобразительные источники, и второе – их научная интерпретация.
Любая реконструкция, созданная по интерпретациям несколько раз искаженных фактов, не может быть на 100% аутентичной, в принципе. Поэтому любые заявления, о «полной реконструкции» какого-либо объекта материальной культуры, а тем более комплекта, должно быть подкреплено серьезной доказательной базой, с учетом сравнительного анализа и критики источника.

Критерий аутентичности реконструкции на уровне источников

Главная проблема исторической реконструкции в попытке четкого соответствия нечеткому шаблону, т.е. интерпретированным версиям из научной литературы. Но информация в научных исторических книгах весьма специфична, фрагментарна и работа с ней требует определенного опыта .

Для реконструкции некоторых комплексов зачастую необходима информация о предметах, на которые источников нет вообще. Получить ее экспериментально тоже невозможно. Область применения эксперимента ограничена, т.е. невозможно доказать экспериментально наличие предмета одежды, если нет находок, письменных и изобразительных источников связанных с народом, его соседями в исследуемый период. Фрагментарность информации при создании костюма рождает «допуски» на элементы, существование которых спорно. Количество допусков напрямую зависит от знаний науки и главное, знаний реконструкторов в этой области. Использование новых исследований для реконструкторов сильно затруднено из-за неоднозначного отношения научного мира к экспериментальной археологии и реконструкции в частности, малого числа точек доступа к информации и проблем с авторским правом. А использование ограниченного количества доступных источников или устаревшей информации, ведет к противоречию — созданию умозрительных «допусков» в областях, где есть научные работы.
Невозможно создать точную реконструкцию материального объекта по интерпретациям, не имея на руках образец, достаточное количество информации о нем и не зная технологии производства. Если чертеж можно создать по анализу и аналогиям сохранившихся частей материальных объектов, то в научных интерпретациях слишком много зазоров в описаниях технологий, которые возможно заполнить экспериментальным путем.

Услышанный однажды, разговор двух кузнецов про статьи Колчина Б.А., — один: в целом правильно, но вот тут и тут, неверно, — другой: да, неверно, но он, же историк, а не кузнец…
Встречаются случаи, когда исторический эксперимент показывает неточность научных интерпретаций, но историческая наука неоднозначно относится к результатам экспериментов, тем более историков-любителей.

Критерий аутентичности реконструкции на уровне основных материалов и технологий их производства

В реконструкции используется много материалов, поэтому возьмем только основные:

  • Черный металл. Процесс получения металла в средние века был трудоемок. На первой стадии добывали руду, прожигали ее. Затем нажигали древесного угля. В Европе и на Руси до XIV века из руды и угля в сыродутных печах получали крицу . Затем ее покупали кузнецы и на второй стадии неоднократно проковывали, чтобы выбить шлак и получить более или менее однородный по свойствам металл для изготовления орудий труда, оружия и доспехов. В настоящее время, для изготовления оружия и доспехов идет промышленный прокат. Относительно средних веков, металл дешев в производстве, его гораздо больше и главное, он более высокого качества.
  • Литье из цветных металлов и сплавов получается в два этапа 1) получение сплава. 2) получение отливки в форме. При демонстрации на фестивалях техпроцесс соблюдается на этапе отливки: аутентичные тигли, печи, меха, формы и т.д. Но когда процесс скрыт от глаз зрителей, для повышения качества форм, вместо аутентичных материалов — камня и глины, используется сталь, ювелирная резина, огнеупорный гипс с современными добавками и т.д. Вместо обмазки из глины с соломой используют современные разработки. Но главное отличие на этапе получения сплава бронзы: сейчас используют готовые бронзовые сплавы. В средние века процесс получения сплава был очень трудоемким, необходимо было очистить металлы от примесей, соблюдая пропорции, получить сплав с нужными свойствами, а это требовало большого опыта.
  • Лен. В средние века, начиная от выращивания до готового изделия на всех этапах, использовались технологи доступные тому времени. Если аутентичные технологии прядения, тканья и крашения в настоящий момент освоены, то вот заявленное в производстве беление порой вызывает вопросы. Название «Домоткань», зачастую является определением аутентичности, и редко учитывается, из чего она соткана, из самопряденных или промышленных нитей.
    Но часто для реконструкции используют промышленный лен, подходящий по фактуре и близкий по цвету к натуральным красителям. Если не учитывать селекцию и технологии сбора льна, сама льняная ткань производится на современных станках, часто с добавлением лавсана, и окрашена с помощью современных красителей.
  • Кожа. В средние века её очищали от мездры, подвергали золке, удаляли волос, промывали, размягчали, жировали, затем дубили корой дуба, ольхи, ивы . И главное, редко учитывается тот факт, что на Руси только на рубеже XIII-XIV вв. появились новые технологии восточного кожевенного дела позволявшие делать новые сорта кожи: лабаз, тузлук, шакша, мусат, сафьян, бахтарма, а главное, более толстые чепраки, идущие на подошвы и пояса. Сейчас практически в любом костюме, заявленном до рубежа XIII-XIV вв., используются чепраки, выделанные на современным промышленном оборудовании, с применением современных красителей. Это подошвы, пояса, иногда сумки и ножны и.т.д.

Если делать костюм на сословие выше среднего с соблюдением всех аутентичных технологий изготовления, из материалов, произведенных по аутентичным технологиям, с хорошей доказательной базой, то на это уйдет много времени, и десятки, а возможно и сотни тысяч рублей.
Если делать все самому, то нельзя быть мастером во всех средневековых ремеслах, необходимых для создания костюма. Лишь в нескольких смежных можно довести свое мастерство до совершенства, и потратить на это много лет, пока изучишь источники, освоишь технологии и доведешь их до аутентичного состояния.

Критерий аутентичности реконструкции на уровне технологий воссоздания

Реконструкция развивается, есть понятие уровня аутентичности, оно определяется различными оценочными критериями. Для примера оценки возьмем три: 1) типологии, 2) исторически верные материалы, 3) технологии, в том числе и производства материалов. Возможно, с развитием качества реконструкции число и состав критериев будет меняться. Возьмем определения уровня аутентичности материальных объектов, данные Хабароввм В.В. (Есть подобные определения Ассоциации «Гардарика» ).

  • Копия — предмет, сделанный по существующей вещи в тех же размерах и в той же технологии, из таких же материалов.
    Реплика — предмет, сделанный, так же как и копия, но с учетом размеров современного владельца. Обводы предмета изменены пропорционально.
  • Новодел — предмет, сделанный по существующим в научной литературе типологиям, из исторически верных материалов, по известным во время бытования предмета технологиям.
  • Стилизация — предмет, совпадающий по контурам с существующими типологиями, из исторически верных материалов. С применением современных технологий.
  • Бутафория — предмет, изготовленный либо не из исторически верных материалов, но соответствующий существующими типологиями, либо наоборот, сделанный из исторически верных материалов, но не верный по типологии. Технология изготовления не важна.

За основу взята таблица «Уровни историчности материальных объектов (допуски)» с сайта Ассоциации «Гардарика» . Для удобства самостоятельной оценки аутентичности реконструируемого комплекта материальной культуры, сведем основные оценочные критерии (типологии, материалы, технологии) в Таблицу 1 по принципу, чем больше критериев учтено, тем выше уровень аутентичности.

В таблице не учитывается размер, то, что отличает копию от реплики, критерий не подходит для оценки аутентичности ККА и КДВ. Одежда и доспехи создавались в средние века под размеры хозяина, так создаются и сейчас. Объективно, размер самого человека относительно средних веков изменился.

К примеру, применение современных технологий при исторически верных материалах превращает реконструкцию материального объекта в историческую стилизацию. Применение современных материалов: промышленного льна с лавсаном, стального проката, бронзового литья по современным технологиям, промышленной кожи, при использовании не аутентичных технологий, превращает реконструкцию материального объекта в бутафорию, по-другому, бутафория — создание предметно осязаемой атмосферы путем имитации подлинных предметов . Применение так называемой «Бугуртооптимизации» КДВ, это уход от типологий, он выражается в изменении формы и состава элементов, для доспеха — усиление скрытыми либо видимыми дополнительными защитными элементами, для оружия — уменьшение количества колющих и режущих кромок, что при несоблюдении аутентичности материалов и технологий, превращает реконструкцию КДВ в Образ (фентези).

Существует проблема подтверждения аутентичности при покупке изделий у мастеров. Практически никто из них не подкрепляет свое изделие паспортом реконструкции, подтверждающим аутентичность типологий, материалов и технологий, так как подбор и обработка источников — это отдельная область, требующая не малых затрат времени и сил, соизмеримых со временем создания изделия. Зачастую устно называется только период и регион, иногда материалы, из которых было произведено изделие. Купив изделие, реконструктор может еще очень долго искать его в источниках, и есть большая вероятность что не найдет, а изделие окажется фантазией мастера.

Бытует мнение, что имея на руках реконструкцию материального объекта, без спектрометра технологии не видны, но это только на первый взгляд. Самотканый лен, шерсть, шелк, из самопряденных нитей более плотны и грубы, в них заметны изменения толщины нити. К тому же, полотна использовались, в основном, без обрезки краев. Обрезку полотна приходится делать на широких промышленных тканях, и, соответственно, нужна обметка краев, поэтому использование некоторых исторических швов ограничено из-за рыхлости края. Горизонтальный ткацкий стан относительно вертикального дает большую производительность, но при меньшей ширине полотна. Более древний, вертикальный ткацкий стан дает возможность делать более сложные переплетения относительно горизонтального ткацкого стана. Ткани, окрашенные натуральными красителями, имеют более блеклый цвет относительно промышленных образцов.

Это и так все знают , скажете вы! Но и кованая пластина доспеха, где на ощупь заметна незначительная разность толщины, видны удары молотка, отличается от вырезанной лазером из готового проката. Редко учитывается, что у некоторых образцов пластинчатых доспехов толщина пластин на груди больше чем на спине. А пробитые вручную отверстия отличаются асимметрией, конусностью от просверленных. Асимметрия наблюдается и у некоторых музейных образцов шлемов, что никак не учитывается в современных реконструкциях.

Применение полировки высокого уровня, весьма трудоемкой для средних веков, зачастую не оправдано, к примеру, на бытовых ножах, топорах и т.п. Применение полировки для пластин доспеха как бы скрывает следы от молотка, но все равно будут заметны небольшие неровности. Следы от фрезерования хорошо видны при взгляде на долы клинков и отверстия в гардах, а на тыльниках видны концентрические круги от токарной обработки. Трудоемкое вытягивание куполов шлемов и личин зачастую заменяется сваркой, которая видна невооруженным глазом, если заглянуть внутрь, при этом, как, ни парадоксально, все чаще встречается запрет на машинные швы на невидимых частях одежды.

Соблюдение критериев аутентичности реконструкции на уровне формата мероприятия

Формат «Живая история» подразумевает более глубокий и научный подход к изучению и изготовлению объектов материальной культуры, комплектов одежды и вооружения. Это направление еще называют «Прикладной и экспериментальной археологией», т.е. исторический эксперимент как метод исследования некоторого явления в управляемых условиях является основополагающим в данном направлении. Удачность и чистота эксперимента зависит от снижения влияния внешних факторов, в данном случае влияния современной цивилизации. Но, прежде всего, сами экспериментаторы являются носителями современной культуры, поэтому погружение в эпоху не только технически, и даже психологически не легкая задача. На фестивале всегда присутствуют зрители, фактор, слабо поддающийся контролю, что делает весьма ограниченными возможности проведения эксперимента. Если принять фестиваль как один исторический эксперимент моделирования среды некого средневекового поселения, в котором участвуют от нескольких десятков до нескольких тысяч экспериментаторов и до нескольких сот тысяч зрителей, то управляемость условий подобного эксперимента весьма затруднена, а результаты спорны из-за отсутствия устойчивой повторяемости опыта.

Для того чтобы провести удачный исторический эксперимент, необходимо глубокое изучение материала и подготовка, что связано с затратами времени и средств. Результаты во многом направлены внутрь экспериментатора, в виде знаний и переживаний. А воссозданный по аутентичным технологиям объект материальной культуры, на взгляд обывателя, ни чем не отличается от произведенного на современном оборудовании. Соответственно заказчики и спонсоры фестиваля не готовы оплачивать затраты на подготовку эксперимента и аутентичность результата — им нужна зрелищность при минимальных затратах. Поэтому опять возвращаемся к шоу, для которого не важны научные цели и знания экспериментаторов. Даже при наличии доказательной базы, серьезного исследования, основанного на свежих научных данных, и анализа результатов экспериментов, больше всего проблем возникает с соответствием субъективно усредненным «жестким требованиям» или «допускам» у материальных объектов типа новодел (или реконструкция — по типологии ассоциации «Гардарика»), которые напрямую связаны с исторической реконструкцией. Получается, не так важна научная обоснованность реконструкций объектов материальной культуры, как их соответствие неким субъективно усредненным «жестким требованиям». Более того, порой участникам ставится в укор то, что они ездят на протяжении нескольких лет в одном и том же костюме. Представьте, ученому поставили бы в укор, что он не пишет по диссертации в год. Ведь для шоу нужна частая смена декораций и не важно, что ведется исследование, костюм развивается и дополняется новыми элементами.

Любое шоу проводится для зрителей , а им и подавно не нужна наука и высокая аутентичность, они пришли отдохнуть и насладиться зрелищем. Пример из жизни, девушка реконструктор вяжет носок костяной иглой. Подходит с вопросом туристка: а почему иголка не железная? Девушка начинает объяснять, что в древности иглы были костяные. Туристка говорит: тогда понятно, но я все равно на спицах быстрей свяжу. На фестивале шоу формата востребованы ремесла, во-первых, понимаемые обывателем, во-вторых, отличающиеся зрелищностью процесса и осязаемостью результата.

Признаки шоу очень хорошо видны в турнирном направлении , пожалуй, самом зрелищном. Рассмотрим это на примере субъективно усредненных требований к аутентичности, доспеху и вооружению, которые очень дорого производить даже на современном оборудовании. Требуется в основном внешнее сходство образцов с историческими аналогами, т.е. зрелищность, а не аутентичность материалов и технологий производства.

Поэтому, с одной стороны, выставление высоких требований уровня «Живая история» к комплекту не соответствует более низкому шоу формату фестиваля. С другой стороны, шоу формат фестиваля не в состоянии, в необходимой мере, обеспечить условия для проведения исторического эксперимента и погружения в эпоху для самих реконструкторов.

Мотивации организаторов фестивалей исторической реконструкции понятны: дайте нам деньги, а мы дадим вам качество. Вот только в понятие «качество» каждый вкладывает свое. Заказчик фестиваля подразумевает зрелищность и минимизацию затрат. Организаторы — свод субъективно усредненных «жестких требований» или «Допусков». Вот из-за этого расхождения понятий и возникает противоречие формата фестиваля и формата требований к аутентичности. В связи с этим сейчас развивается направление исторических походов.

Исторические походы — это направление ближе к уровню «Живая история» и обладает большим потенциалом для проведения исторических экспериментов, обеспечение чистоты, управляемости условий из-за ограниченного числа участников, повторяемости и возможности анализа. Нет экономического давления заказчиков шоу, нет зрителей, но есть проблема дороговизны исследований и опытов. И поэтому существует большой соблазн проводить только те эксперименты, которые кажутся зрелищными и потом «продавать» их в рамках фестивалей, чтобы хоть как-то окупить затраты на их производство.

Это направление сейчас страдает проблемой целеполагания. Обычно эксперимент проводится в рамках научного исследования и служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами. Но клубы исторической реконструкции, как правило, не ведут систематических научных исследований, не имеют научных консультантов, поэтому выбираемые цели и методы порой бессистемны и спорны. Возьмем, пожалуй, самые популярные на сегодняшний день цель и метод – «Проверка практичности комплектов одежды и снаряжения в историческом походе».

Натуральные материалы, окрашенные натуральными красителями, более комфортны на теле. Объективно, если одежда сделана из самопряденого и домотканого материала, который более плотен и прочен относительно промышленного. А значит, одежда из таких материалов, к тому же сшитая вручную, более прочна и долговечна. К примеру, для проверки практичности комплекта одежды, состоящего из рубахи, портов и пояса необходимо минуту подумать, как и из чего он произведен, и несколько минут эксперимента, для которого достаточно сделать круговые махи руками и присесть. Если есть ошибки в размерах деталей или пошива, то одежда будет тянуть или порвется. И вовсе не обязательно идти в длительный поход!

Мотивации и цели

Есть два подхода к исторической реконструкции, они отличаются целями создания комплекта, и, соответственно, методами:

  • Научная реконструкция (прикладная и экспериментальная археология) – Основная цель: В рамках исследования добиться максимально возможной аутентичности элемента материальной культуры или комплекта, с учетом типологий, материалов и технологий. Системный подход к изучению материала, применение экспериментального метода для реконструкции, как отдельных объектов материальной культуры, так и комплекта в целом. Представители этого направления очень редко меняют реконструируемый народ и период. Они немногочисленны, обладают глубоким знаниями и умениями в разных сферах, это, люди науки, археологи экспериментаторы, историки-любители, мастера ремесленники и т.д. Для представителей этого направления фестивали исторической реконструкции не основная цель. На фестивале они, как правило, ведут торговлю, мастер-классы средневековых ремесел т.п
  • Реконструкция как вид досуга – Мотивации: отдых, неформальное общение. Цель – любыми способами попасть на фестиваль исторической реконструкции, чем крупнее мероприятие, тем лучше. Ничем не отличается от любой другой тусовочной субкультуры: есть определенные места для сборов, свой дресс-код, жаргон, правила поведения. Цели и методы представителей этого подхода полностью совпадают с шоу форматом фестивалей, поэтому прирост участников фестивалей осуществляется в основном за счет представителей этого подхода. Они стремятся обжить фестиваль, закрепится на нем, сдружившись с организаторами и постоянными участниками. Субъективно усредненные «жесткие требования» формируются именно под представителей этого подхода.

Они очень любят быть на виду, стараются стать законодателями моды в реконструкции, часто становятся душой компании. Характерные особенности: представители этого подхода многочисленны, любят часто менять реконструируемые народы, эпохи и костюмы, при этом не стремятся к глубокому изучению, ограничиваясь поверхностными знаниями, или используют наработки и готовые изделия представителей научной реконструкции. Среди этого направления встречаются люди, которые в состоянии купить себе несколько аутентичных комплектов одежды и доспехов, чтобы с одной стороны, соответствовать дресс-коду субкультуры, с другой, выделится на фоне остальных, порой они же выступают в роли спонсоров полюбившихся фестивалей и клубов.

ВЫВОДЫ

При многочисленных разговорах о повышении качества реконструкции:

  1. Нет стимулов к повышению уровня аутентичности, созданию качественной доказательной базы и обоснования реконструкций, но есть подмена вышеперечисленного сводом субъективно усредненных «жестких требований» мероприятий
  2. Нет стимулов, в том числе экономических, для развития аутентичных технологий, но их предостаточно для развития «дешевой реконструкции» под шоу формат мероприятий.
  3. Нет четкой системы и достаточного научного обоснования, легитимности допусков или субъективно усредненных «жестких требований» аутентичности.
  4. Завышение фестивального формата и неэффективное его использование.


Когда не может быть изначально четкого соответствия критериям аутентичности на уровне источников, материалов и технологий, они попросту выдумываются, преподносятся в виде субъективно усредненных «жестких требований» или «допусков» на мероприятия и в клубы исторической реконструкции. Тут вмешивается человеческий фактор, начинаются перегибы и произвол в насаждении бессистемных допусков и требований в областях, где научные знания носят фрагментарный характер. Или состав подобных требований слишком часто и абсурдно меняется.
Существуют попытки на уровне фестивалей, ассоциаций клубов «узаконить» некие требования к аутентичности в основном для производства льна, шерсти и пошива одежды, реже кожи. Но про технологии производства бронзового литья и, главное, металла и технологии сборки доспехов и вооружения иногда вовсе забывается, а они, в основном, современные.

Сказывается давление рыночных отношений. С одной стороны, рынок бронзового литья, производства доспехов и вооружения хорошо развит, немногим хуже развит рынок изделий из кожи. И все благодаря применению современных технологий и материалов, что позволяет делать быстро и качественно, а, главное, намного дешевле по сравнению с затратами на аутентичные технологии и материалы. С другой стороны, нет достаточного количества мастеров, умеющих работать по аутентичным технологиям, очень дорого и долго осваивать. Слабый спрос на аутентичные изделия отчасти потому, что аутентичные технологии и материалы дороги, отчасти высокая аутентичность не требуется на мероприятиях шоу формата. Субъективно усредненные «жесткие требования» на мероприятиях шоу формата есть ни что иное как стимулирование спроса на «дешевую реконструкцию». Есть «жесткие требования» и запреты, но нет четкой системы стимулов для развития качества реконструкции, аутентичных технологий и роста числа мастеров, умеющих с ними работать. Либо эти стимулы носят формальный характер и неэффективны. Пример экономических стимулов. Мастерам, привозящим аутентичный товар или дающим мастер-классы по средневековым ремеслам или тем, кто проводит на фестивале исторический эксперимент, возможно уменьшение пошлин за участие, торговлю и т.п. Реконструкторам, чей клуб ведет систематические исследования (имеет консультанта), чей комплект подкреплен научным обоснованием (паспортом), или высоко оценен в конкурсах костюма, доспеха возможно уменьшение пошлин за участие (и) или выдача приглашений (флаеров) на следующий год и т.п.

Научная обоснованность и легитимность субъективн о усредненных «жестких требований» аутентичности, насаждаемая любителями самоучками, часто не обладающими ни историческим образованием, ни достаточно глубокими званиями, вызывает большие сомнения. Потому что для подобных усреднений необходимы глубокие знания и большой опыт в слишком обширной области исторической науки, археологии и средневековых технологиях.

У клубов исторической реконструкции нет стимула вести систематические глубокие исследования , вырабатывать самостоятельно цели и методы достижения высокой аутентичности, изучать технологии, искать консультанта, проводить научные эксперименты. Потому что стремление к идеалу аутентичности, связанное с научным подходом, экспериментом, анализом результатов, подменено субъективно усредненными «жесткими требованиями», а вершиной качества реконструкции считается вовсе не аутентичность комплекта, а факт участия в неком фестивале.

И возникает досадное противоречие науки и исторической реконструкции. Поэтому профессиональные историки и археологи не хотят вмешиваться во внутренние споры об основах исторической реконструкции, ограничиваются консультациями реконструкторов. А отдаление реконструкции от науки не сказывается благотворно на качестве всего движения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Данная статья задумывалась не для того, чтобы поругать историческую реконструкцию, но чтобы обозначить лишь малую толику проблем и противоречий. Осознание проблемы есть первый шаг к ее решению. Анализ проблем помогает снизить затраты времени и средств на их решение. Жизнь не стоит на месте, она ставит новые задачи перед исторической реконструкцией. Поэтому необходимо искать новые формы и методы для развития движения, это связанно не только с романтикой творчества и новыми знаниями, но и с решением постоянно возникающих научных, технических и экономических проблем.

ЛИТЕРАТУРА

1. Историческая реконструкция — http://ru.wikipedia.org/wiki/Историческая_реконструкция
2. Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур http://www.countries.ru/library/texts/lotman.htm
3. Прогулова Ю. — Метод эксперимента в историческом исследовании. http://bronislavka.livejournal.com/19132.html
4. Сыродутная печь — http://ru.wikipedia.org/wiki/Сыродутная_печь
5. Древняя Русь. Быт и культура. Автор: Колчин Б.А., Макарова Т.И. (ред.) Издательство: Нау-ка Год: 1997
6. Хабаров В.В. Реконструкторам о реконструкции // Реконструкция исторического костюма: Сб. м-лов Fashion-блока XV Международного фестиваля «Зиланткон». Казань, 2006. С. 8.
7. Уровни историчности материальных объектов (термины). 8. Ассоциации «Гардарика» Уровни историчности материальных объектов (допуски). 9. Галкина Т.В., Петунина О.О. — Краткий словарь музейных терминов. Томск. 2004 г.
10. http://www.8eme.eu/rus/art_reenact.html Направления развития военно-исторической реконструкции В.В. Хабаров (Казань) Реконструктор №7, стр. 2-5
11. Эксперимент — http://ru.wikipedia.org/wiki/Эксперимент
12. Савинов М.А. (Михалка Белозерский). Реконструкция для самых маленьких.
13. Соболев В.Ю. «Проблемы изучения раннего этапа древнерусской погребальной культуры на западе Новгородской земли» http://nwae.spbu.ru/?0-210
14. Никольский А.Б. «Методологические проблемы исторической» реконструкции http://www.newchrono.ru/prcv/doklad/methodology.htm
15. Александр Быков «Историческая реконструкция. Проблемы и решения

Городища России, Мира и СНГ: Уникальный проект ⋆СТАРКИ⋆ для людей!

Народ непомнящий своего прошлого,
не имеет будущего…

С недавних пор я занялся военно-исторической реконструкцией периода Второй Мировой Войны. Будет цикл статей на эту тематику, начиная от идеологии и, последовательно, буду описывать что это такое, как собирать форму, подбирать оружие. Буду делать репортажи с военных фестивалей, соборов и прочих событий.

Почему занялся? Я люблю оружие и его историю. А история оружия - это неотъемлемая часть военной истории. Хочется не просто уметь стрелять, но и знать почему было принято на вооружение то или иное оружие, тот или иной патрон. Мало кто из стрелков IPSC, задумывается почему для пистолетов используется патрон 9х19 Luger и много чего еще…

Почему Великая Отечественная война? Все мы должны помнить эту победу и гордиться ей. Необходимо, чтобы нашим современникам было понятно, что немцев победили не американцы, как часто показывают это в фильмах и компьютерных играх.

Это первый пост, нудный, про идеологию и общие принципы, но без введения никак нельзя.

Что такое военная реконструкция

На сегодняшний день военно-историческая реконструкция (ВИР) является популярным видом хобби среди мужского населения. Этим увлечением «болеют» и взрослые мужчины, у некоторых из которых за плечами настоящая служба в вооруженных силах, и участие в реальных военных конфликтах нашего времени, так и совсем мальчишки, в возрасте от 14 лет. Хотя надо заметить, что женщины так же присутствуют и в немалом количестве, многие из них пошли вслед за мужьями. У некоторых это семейное хобби, которое распространяется так же и на друзей.

Всех этих увлеченных людей объединяет любовь к военной истории, истории оружия и униформистике. Реконструкторы занимаются разными эпохами и армиями. В России и странах СНГ наиболее распространенным является увлечение историей Первой и Второй Мировой войны, в частности события Великой Отечественной Войны.

Многие согласятся, что военно-историческая реконструкция является одной из самых действенных форм изучения военной истории - она позволяет дополнить и укрепить знания, полученные из различных источников. Сразу надо сказать, что политике в реконструкции не место. Нет левых и правых. Реконструировать можно любые войска и интересоваться историей войск фашистской Германии не является чем-то плохим. Это история. И относиться к этому хобби надо как к истории.

Реконструкция - это спектакль, сюжетной линией которого является какое-либо сражение, эпизод военных действий между противоборствовавшими сторонами. Все без исключения участники - актеры, пусть и не профессиональные, но верящие в происходящее. Реконструкторы умеют вживаться в свои роли, что позволяет по настоящему пережить события прошлого. ВИР - это не только форма одежды, предметы снаряжения, вооружение, но и предметы быта, переживания и ощущения участников тех событий - это живая история. Ощущения, которые испытывают участники, по яркости и остроте несравнимы ни с какими другими эмоциями. Мероприятия похожи на машину времени, которая позволяет перенестись на много лет назад, оказаться на поле боя, перевоплотится на некоторое время в воина того времени.

Основной принцип реконструкции, которого придерживаются клубы - это максимальное историческое соответствие эпохе во всем, от бытовых мелочей до тактики действия. Если это правило не соблюдается, то реконструкция превращается плохо театрализованную вечеринку «покемонов». Кружки, зажигалки, перочиные ножи, любая мелочь - не мелочь!

Еще одно важное замечание: военная реконструкция - это не только умение правильно носить форму. Это умение хранить память о подвигах наших предков. Поэтому многие военно-исторические клубы (ВИК) созданы на базе поисковых отрядов (ПО), занимающихся раскопками на полях бывших сражений. Это не “чёрные” копатели, как вы могли подумать. Это официальные сообщества, все делается по белому в рамках закона (а у нас суровые законы за нелегальную археологическую деятельность, скажу я вам). Поисковые отряды находят останки, идентифицируют их, отыскивают родственников и делают перезахоронение с почестями.

Вид на реконструкцию глазами реконструктора. События фестиваля Поле Боя 2013 года.

Самым масштабынм военным фестивалем, посвященным Второй Мировой Войне в России является международный фестиваль “Поле Боя”.

Корни военной реконструкции

Движение «Ожившей Истории» зародилось в первой половине двадцатого века в Британии. Задачей реконструкторов было изучение истории какого либо периода не в кабинете историка, а непосредственно, в действии. Почувствовать вес старинного снаряжения, понять расстояние можно в нем преодолеть, испробовать, как оно себя вело в походе и в бою, пожить в военном лагере того времени, поесть пищи, приготовленной по рецептам того времени… Историки и ученые получали ответы на разнообразные вопросы - какой протяженности марш могли совершать армии в том или ином снаряжении, как ведёт себя техника на дорогах в разном состоянии, у чьей армии было более совершенное вооружение и снаряжение, чьи мундиры более функциональны и так далее… Подобные «мелочи» влияли на ход компаний, и реконструкция позволила намного лучше изучить причину исторического события.

Проявилась еще одна сторона исторической реконструкции - заработала своеобразная “машина времени”, позволившая каждому участнику своими глазами увидеть картину, близкую к событиям минувших дней и пережить, связанные с увиденным, эмоции и впечатления. Любители истории потянулись в движение. На сегодняшний день историческая реконструкция объединяет тысячи людей во многих странах мира. Трудно найти то историческое событие, которое еще не реконструируют. Каждый найдет для себя свою эпоху.

Каким образом реконструкторы делятся на «своих» и «немцев»?

Все реконструкторы универсальные солдаты. На первом этапе увлечения реконструкцией многие начинают воссоздавать юойцов РККА (Рабоче Крестьянской Красной Армии). Во-первых из чисто патриотических соображений, во вторых - это дешевле, чем реконструировать армии других стран. Советская форма имеется почти у всех, вне зависимости от того, войска какой страны реконструируются. На любой реконструкции немцев всегда меньше по определению - дело не только в принципах, но и стоимости формы. Собрать советскую форму стоит около 30 тысяч рублей. Немецкую форму собрать стоит значительно дороже - от 60 т. р.. Так что немцы, в основном, люди взрослые, обеспеченные и не первый год занимающиеся военной реконструкцией.

Что дает это хобби?

Используя снаряжение и оружие образцов войны, можно досконально изучить его, найти для себя ответы на интересующие вопросы, понять для чего предназначалась каждая деталь аммуниции. Можно научиться разбирать, чистить и собирать личное оружие. Вам будет тяжело на переходах и маршах, жарко под палящим солнцем, мокро и сыро под плащ-палаткой в дождливую погоду, снаряжение будет мешать вам, а тяжелая винтовка или пулемет и боеприпасы будут тяготить вас. Вы поймете, что такое выкопать окоп, траншею, блиндаж, что такое переночевать в полевых условиях и простоять несколько часов в сыром окопе в любую погоду. Вы услышите грохот артподготовки, увидите столбы земли, поднимающиеся в небо. В нарастающем гуле стрельбы и взрывов, видя впереди вспышки винтовок и пулеметов противника, осознаете насколько ничтожно коротка могла быть жизнь солдата на Поле Боя. Это возможность пообщаться с интересными людьми и единомышленниками.

Представляете, в детстве вы ходили по музеям, видели экспонаты но не могли их трогать. ВИР - это возможность не только собрать у себя дома музей, частичку истории, но и трогать эти вещи и пользоваться ими.

С чего начать?

Начните с поиска подходящего клуба реконструкторов. Найдите клуб, который находится в вашем городе или близ-лижащем. Познакомтесь. Вам обязательно нужно будет встретиться с участниками клуба и, в частности, с командиром. Так как ВИК - по своей организации приближены к военным, то и порядки там как у военных. Будте готовы к выполнению приказов и выполнению внутреннего устава. После того как нашли клуб нужно начинать собирать форму. Одежад и снаряжение - это отдельная большая тема, которую я буду разбирать по частям, начиная с головных уборов.

Ну и, конечно же, читайте книги по истории. Не верьте всему, что пишут в Википедии и не стройте свою базу знаний на художественных фильмах.

Заключение

Ну и на последок приведу циатату Маршал Советского Союза Жуков Г. К.:
Я призвал бы нашу молодёжь бережно относиться ко всему, что связано с Великой Отечественной войной. Очень нужно изучать военный опыт, собирать документы, создавать музеи и сооружать монументы, не забывать памятные даты и славные имена. Но особенно важно помнить: среди вас живут бывшие солдаты. Относитесь к ним бережно.

Фильм о фестивале "War and peace show"

Последние тридцать лет шоу «Война и мир» позволяет зрителям не только познакомиться с военной техникой разных стран, но и увидеть реконструкцию целого ряда сражений, некогда переломивших ход истории.

Нынешний год традиционно будет богат на исторические реконструкции. История как будто сама шагнет на улицы Москвы и в ближайшие области, возвращая нас ненадолго в далекое прошлое. Нас ждет много всего интересного!

У каждого есть возможность стать свидетелем важных и интересных периодов. Средневековые рыцари и богатыри, князья и викинги то тут то там словно живые cходят со страниц книг и картин. Каждый фестиваль без исключения переносит в эпоху, насыщенную событиями.

Так где можно почувствовать себя в центре исторических событий?

C 7 по 16 июня фокус внимания гостей и жителей столицы будет направлен на уже полюбившийся многим самый масштабный фестиваль истории в Европе «Времена и эпохи». На центральных улицах встанут лагеря реконструкторов, а также откроются тематические площадки с активными развлечениями.

Участники фестиваля воссоздадут историю человечества от Античности до советской оттепели. Каждый год гостей ждут новые открытия. В этом году ими станут площадки, посвященные истории Мезоамерики, Московии XV века и Османской империи.

Вход свободный.


Турнир Святого Георгия

Целых пять дней - с 12 по 16 июня 2019 года в "Коломенском " будет проходить ежегодный рыцарский турнир "Турнир Святого Георгия", в рамках которого на ристалище в конных и пеших поединках сойдутся лучшие рыцари со всего мира.

Зрители станут свидетелями серьезных боёв в рамках красочного шоу, выстроенного по канонам Средневековых церемоний. Гостям турнира представится шанс увидеть историчные доспехи и оружие, максимальное соблюдение правил Позднего Средневековья, высокий уровень технической подготовки и зрелищности.


Воиново поле

17 и 18 августа на базе отдыха "Головинка" в Калужской области клубы исторической реконструкции вместе с этнографическими и фольклорными коллективами и ремесленниками из стран ближнего зарубежья примут участие в XII фестивале исторических клубов "Воиново поле".

Гостям обещают полное погружение в историю Древней Руси. На ристалище состоится реконструкция масштабной исторической битвы с участием воинов, лучников и всадников. По открытым небом традиционно раскинутся исторические лагеря.

Билеты можно купить в кассе при входе на фестиваль.


Поле Куликово

Ежегодный военно-исторический фестиваль, посвященный Дню воинской Славы России и 639-й годовщине Куликовской битвы, будет работать для посетителей в сентябре - c 19 по 22 число - на Куликовом поле .

У его гостей есть прекрасная возможность заглянуть эпоху настоящего Средневековья и ощутить себя очевидцем Куликовской битвы. В рамках фестиваля проводятся турниры и поединки, показательные выступления конных военно-исторических клубов, конкурсы исторической реконструкции доспеха, костюма и традиционной кухни, концерты и ярмарка.

Внимание! Статья будет дополняться по мере появления информации.